Рябых Л.В.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 4 класса по АООП ( вариант 1) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» и адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат».
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
-С.Ю.Ильина. Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / С.Ю.Ильина. -.5-е изд.- М.: Просвещение, 2019г.
На данный учебный предмет отведено 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год.
Освоение обучающимися учебного предмета «Чтение» за 4 класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Жизнь дана на добрые дела. 8ч
В основу организации учебных занятий и основных видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью положен системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся базовые учебные действия. Характер обучения – индивидуально-дифференцированный.
При проведении учебных занятий осуществляется сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества. Основной формой организации процесса обучения является урок. Предусмотрено проведение как традиционных, так и нетрадиционных видов уроков: «путешествие», «экскурсия», «игра», «презентация», «аукцион»; кино-, теле-, видеоуроки и т.д.. Основные виды деятельности для формирования базовых учебных действий: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, обобщение, поиск и открытие, слушание и др.
| № | № ур. | Тема урока | К-о час | Коррекционная работа | Основные понятия | Пл. дата | Фак. дата |
| | | Школьная жизнь | 11 | | | | |
| 1 | 1 | Н.Носов. Снова в школу. | 1 | Развитие зрительно-слуховое восприятие | Прекрасное утро | | |
| 2 | 2 | Э.Мошковская. Жил-был Учитель. | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса | Грустный | | |
| 3 | 3 | М. Пляцковский. Чему учат в школе. | 1 | Формировать высшие духовные чувства, совесть | Воспитанные | | |
| 4 | 4 | Ю. Ермолаев. Поздравление. | 1 | Развивать умение ориентироваться в пространстве | Поздравление | | |
| 5 | 5 | Е. Шварц. Как Маруся дежурила. | 1 | Развитие зрительно-слуховое восприятие | Дворник | | |
| 6 | 6 | Е.Ильина. Шум и Шумок. | 1 | Развитие зрительно-слуховое восприятие | Озорной шум | | |
| 7 | 7 | В. Орлов. Почему сороконожки опоздали на урок. | 1 | Воспитывать дисциплинированность | Сороконожки | | |
| 8 | 8 | Л.Каминский. Три желания Вити. | 1 | Воспитывать целенаправленность в работе | Желание | | |
| 9 | 9 | В.Берестов. Читалочка. | 1 | Формировать стремление доводить начатое до конца | Читалочка. | | |
| 10 | 10 | Вводный контроль. Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь» | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса | | | |
| 11 | 11 | Внеклассное чтение по теме «Здравствуй, школа!» М.Бартенев. Зарубите на носу. | 1 | Работать над увеличением объема памяти | Вспомнил | | |
| | | Время листьям опадать | 18 | | | | |
| 12 | 1 | Н.Антонова. Желтой краской кто-то… | 1 | Развивать умение сравнивать | Запылали | | |
| 13 | 2 | Н.Абрамцева. Осенняя сказка. | 1 | Развивать умение анализировать | Виноградники | | |
| 14 | 3 | Е.Благинина. Подарки осени. | 1 | Учить выделять сходства и различия | Подосиновики | | |
| 15 | 4 | Л.Воронкова. Лесные подарки. | 1 | Работать над увеличением объема памяти | Вспомнилось | | |
| 16 | 5 | Л.Воронкова. Лесные подарки. | 1 | Совершенствовать точность восприятия | Встретился | | |
| 17 | 6 | А.Твардовский. Лес осенью.. | 1 | Работать над умением устанавливать связи между объектами. | Сдвинул | | |
| 18 | 7 | В.Путилина. В осеннем лесу. | 1 | Формировать полноту воспроизведения словесного материала | Скрылся | | |
| 19 | 8 | Н. Некрасов. Славная осень! | 1 | Формировать полноту воспроизведения словесного материала | Ядреный | | |
| 20 | 9 | Ю.Шим. Отчего Осень грустная. | 1 | Развивать умение давать полные ответы | Грустная | | |
| 21 | 10 | К.Бальмонт. Осень. | 1 | Активизировать мыслительную деятельность | Благовонье | | |
| 22 | 11 | Ю.Коваль. Три сойки | 1 | Совершенствовать перенос опыта | Палевая | | |
| 23 | 12 | Н.Сладков. Холодная зимовка. | 1 | Тренировать образную память | Зимовка | | |
| 24 | 13 | А.Плещеев. Скучная картина!.. | 1 | Работать над увеличением объема словарного запаса | Чахлая | | |
| 25 | 14 | О.Иваненко. Сказка про маленького жучка. | 1 | Учить выделять сходства и различия | | | |
| 26 | 15 | К.Ушинский. Пчелы и мухи. | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса | Повеселиться | | |
| 27 | 16 | Г.Граубин. Время листьям опадать… | 1 | Развивать последовательность мышления | Накапливают | | |
| 28 | 17 | Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать». | 1 | Вырабатывать положительные привычки поведения | | | |
| 29 | 18 | Внеклассное чтение по теме «Осень». Отгадай загадки. | 1 | Отрабатывать умение в составлении предложений | | | |
| | | Делу-время, потехе-час | 7 | | | | |
| 30 | 1 | Пекла кошка пирожки (русская потешка) | 1 | Отрабатывать умение в составлении предложений | Подполье | | |
| 31 | 2 | Сенокос ( чешская потешка) | 1 | Учить подбирать слова близкие по смыслу. | Сгребает | | |
| 32 | 3 | Л.Пантелеев. Карусели. | 1 | Учить подбирать слова близкие по смыслу. | | | |
| 33 | 4 | Н.Носов. Прятки. | 1 | Работать над увеличением объема памяти | Прятки. | | |
| 34 | 5 | Считалки. | 1 | Предупреждать возникновение дурных привычек | Позолоченный | | |
| 35 | 6 | М.Булатов. Жмурки. | 1 | Работать над совершенствованием полноты слуховых ощущений | Жмурки. | | |
| 36 | 7 | Обобщающий урок по теме «Делу-время, потехе-час» | 1 | Развивать словестно-логическую память | | | |
| | | В мире животных | | | | | |
| 37 | 1 | К.Ушинский. Бодливая корова. | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса | Бодливая | | |
| 38 | 2 | В.Бирюков. Упрямый котенок. | 1 | Учить выделять из общего частное. | Упрямый | | |
| 39 | 3 | В.Гаранжив. Пушок. | 1 | Развивать последовательность мышления | | | |
| 40 | 4 | Е.Чарушин. Томка. | 1 | Развивать последовательность мышления | Обрадовался | | |
| 41 | 5 | Б.Житков. Охотник и собаки. | 1 | Формировать полноту воспроизведения словесного материала | Охотник. | | |
| 42 | 6 | Л. Матвеева. Чук заболел. | 1 | Развивать умения давать полные ответы | Ветеринар | | |
| 43 | 7 | Г.Снегирев. Хитрый бурундук. | 1 | Учить строить умозаключения. | Кладовая | | |
| 44 | 8 | А.Барков. Барсучья кладовая. | 1 | Работать над пониманием смысла прочитанного | Кладовая | | |
| 45 | 9 | А.Дорохов. Гостья. | 1 | Совершенствовать точность восприятия | Неожиданно | | |
| 46 | 10 | Г.Корольков. Игрушки лисят. | 1 | Учить выделять из общего частное. | Мрак | | |
| 47 | 11 | Отгадай загадки. | 1 | Учить сравнивать объекты. | | | |
| 48 | 12 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы о животных» Д. Дмитриев. Лиса. | 1 | Работать над увеличением объема памяти | | | |
| 49 | 13 | Обобщающий урок по теме «В мире животных». | 1 | Тренировать образную память | | | |
| | | Жизнь дана на добрые дела. | 8 | | | | |
| 50 | 1 | Г.Ладонщиков. Миша-мастер. | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления. | Мастер | | |
| 51 | 2 | Е.Пермяк. Пичугин мост. | 1 | Развивать умения понимать связь событий. | Мост | | |
| 52 | 3 | В. Хомченко. Михаськин сад. | 1 | Совершенствовать перенос опыта. | Привычка | | |
| 53 | 4 | С.Баруздин. Когда люди радуются. | 1 | Формировать полноту восприятия словесного материала . | Старшеклассники | | |
| 54 | 5 | Ю.Ермолаев. Про каникулы и полезные дела. | 1 | Развивать умения давать полные ответы. | Полезные дела | | |
| 55 | 6 | Е.Благинина. Котенок.. | 1 | Развивать умения понимать связь событий. | Бархат | | |
| 56 | 7 | В.Голявкин. Птичка. | 1 | Развивать умения понимать связь событий. | | | |
| 57 | 8 | Промежуточный контроль. Обобщение по теме «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | Тренировать образную память. | | | |
| | | Зима наступила | 24 | | | | |
| 58 | 1 | Л.Воронкова. Снег идет. | 1 | Работать над пополнением активного словаря. | Зачерствела | | |
| 59 | 2 | А.Слащев. Снегурочка. | 1 | Учить выделять из общего частное. | Вечные снега | | |
| 60 | 3 | А.Слащев. Снегурочка. | 1 | Развивать последовательность мышления. | | | |
| 61 | 4 | И.Суриков. Зима. | 1 | Развивать умение строить последовательные умозаключения. | Пелена | | |
| 62 | 5 | С.Маршак. Декабрь. | 1 | Развивать прочность запоминания. | Салазки | | |
| 63 | 6 | В.Сутеев. Ёлка. | 1 | Развивать скорость запоминания. | Снеговик-почтовик | | |
| 64 | 7 | В.Сутеев. Ёлка. | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | | | |
| 65 | 8 | Л.Клавдина. Вечер под Рождество. | 1 | Вырабатывать положительные привычки поведения. | Рождество | | |
| 66 | 9 | Р. Тимершин. Где лежало «спасибо»? | 1 | Вырабатывать положительные привычки поведения. | Сугробы | | |
| 67 | 10 | Н.Носов. На горке. | 1 | Развивать навыки самоконтроля. | | | |
| 68 | 11 | Н.Носов. На горке. | 1 | Развивать умения, сравнивать, анализировать. | Напортил | | |
| 69 | 12 | Лисичка –сестричка и волк (русская народная сказка) | 1 | Развивать умения понимать связь событий. | Свернулась калачиком | | |
| 70 | 13 | Лисичка –сестричка и волк (русская народная сказка) | 1 | Развивать умения, сравнивать, анализировать. | Прорубь | | |
| 71 | 14 | А.Бродский. Как Солнце с Морозом поссорились. | 1 | Развивать последовательность мышления. | Поссорились | | |
| 72 | 15 | П.Головкин. Зимняя сказка. | 1 | Формировать высшие духовные чувства, совесть. | Начинили | | |
| 73 | 16 | Г. Скребицкий. Митины друзья. | 1 | Развивать умение ориентироваться в пространстве. | Наст | | |
| 74 | 17 | Г. Скребицкий. Митины друзья. | 1 | Работать над разложением целого на части. | | | |
| 75 | 18 | В.Бирюков. Снежная шапка. | 1 | Развивать последовательность мышления. | Снежная шапка А.Тумбасов | | |
| 76 | 19 | А.Тумбасов.В шубах и шапках. | 1 | Воспитывать дисциплинированность. | Диковина | | |
| 77 | 20 | Н.Некрасов. Не ветер бушует… | 1 | Воспитывать целенаправленность. | Воевода | | |
| 78 | 21 | В.Бианки. Находчивый медведь. | 1 | Воспитывать целенаправленность. | Находчивый | | |
| 79 | 22 | Отгадай загадки. | 1 | Развивать последовательность мышления. | | | |
| 80 | 23 | Внеклассное чтение по теме «Здравствуй, зимушка-зима!» А.Спирин. Зимние приметы. | 1 | Формировать умение работать по плану. | Крестьянин | | |
| 81 | 24 | Обобщающий урок по теме «Зима наступила» | 1 | Учить строить умозаключения. | | | |
| | | Веселые истории | 9 | | | | |
| 82 | 1 | Н.Носов. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. | 1 | Совершенствовать точность восприятия. | Пылесос | | |
| 83 | 2 | Н.Носов. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. | 1 | Учить выделять из общего частное. | | | |
| 84 | 3 | Г.Остер. Одни неприятности. | 1 | Воспитывать дисциплинированность. | Неприятность. | | |
| 85 | 4 | М. Пляцковский. Однажды утром. | 1 | Учить строить умозаключения. | | | |
| 86 | 5 | В.Бирюков. Почему комары кусаются. | 1 | Воспитывать целенаправленность. | Помощники | | |
| 87 | 6 | С.Маршак. Вот какой рассеянный. | 1 | Развивать последовательность мышления | Рассеянный | | |
| 88 | 7 | О. Кургузов. Две лишние коробки | 1 | Формировать умение работать по плану. | Лишние | | |
| 89 | 8 | Г.Чичинадзе. Отвечай, правда ли? | 1 | Развивать последовательность мышления | Припас | | |
| 90 | 9 | Обобщающий урок по теме «Веселые истории». | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | | | |
| | | Полюбуйся, весна наступает…. | | | | | |
| 91 | 1 | В.Алферов. Март. | 1 | Учить выделять из общего частное. | Капели | | |
| 92 | 2 | М.Фролова. Восьмое марта. | 1 | Развивать последовательность мышления. | Поздравления | | |
| 93 | 3 | М.Фролова. Восьмое марта | 1 | Развивать последовательность мышления. | Сквер | | |
| 94 | 4 | Е. Благинина. Бабушка- забота. | 1 | Развивать умения давать полные ответы. | Тревога, дремота | | |
| 95 | 5 | А. Соколовский. Бабушкина вешалка. | 1 | Учит строить умозаключения. | Вешалка | | |
| 96 | 6 | В.Бианки. Последняя льдина. | 1 | Совершенствовать точность восприятия. | Льдина | | |
| 97 | 7 | А. Плещеев. Весна. | 1 | Формировать стремление доводить начатое до конца. | Лазурь | | |
| 98 | 8 | А. Барков. Скворцы прилетели. | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | Скворцы | | |
| 99 | 9 | Э.Шим. Всему свой срок. | 1 | Учить выделять из общего частное. | Разыгралась | | |
| 100 | 10 | И. Никитин. Полюбуйся, весна наступает…. | 1 | Развивать последовательность мышления. | Журавли | | |
| 101 | 11 | Ю.Коваль. Весенний вечер. | 1 | Развивать последовательность мышления. | Вальдшнеп | | |
| 102 | 12 | Отгадай загадки. | 1 | Формировать полноту воспроизведения словесного материала | | | |
| 103 | 13 | Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает….». | 1 | Учит строить умозаключения | | | |
| 104 | 14 | Внеклассное чтение по теме «Настали дни весенние». Ю.Дмитриев Опасная красавица. | 1 | Работать над пониманием смысла прочитанного. | | | |
| | | В мире волшебной сказки | 10 | | | | |
| 105 | 1 | Хаврошечка (русская народная сказка) | 1 | Развивать умения давать полные ответы. | Холсты | | |
| 106 | 2 | Хаврошечка (русская народная сказка) | 1 | Учить сравнивать объекты. | Наливные | | |
| 107 | 3 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (русская народная сказка) | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | Ярмарка | | |
| 108 | 4 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (русская народная сказка) | 1 | Работать над увеличением объема памяти. | Заступ | | |
| 109 | 5 | А. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый. | 1 | Тренировать образную память. | Лукоморье | | |
| 110 | 6 | Ш.Перро. Подарки феи. | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления. | | | |
| 111 | 7 | Ш.Перро. Подарки феи. | 1 | Развивать умения понимать связь событий. | Фея | | |
| 112 | 8 | Братья Гримм. Горшочек каши. | 1 | Совершенствовать перенос опыта. | | | |
| 113 | 9 | Внеклассное чтение по теме «Сказочные истории» В.Порудоминский. Наши сказки. | 1 | Формировать полноту воспроизведения словесного материала | | | |
| 114 | 10 | Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки» Родная земля | 1 10 | Развивать умения давать краткие ответы. | | | |
| 115 | 1 | М. Ильин. Царь-колокол. | 1 | Развивать умения понимать связь событий. | Кремль | | |
| 116 | 2 | С. Васильева. Город на Ниве | 1 | Тренировать образную память. | Санкт-Петербург | | |
| 117 | 3 | Д.Павлычко. Где всего прекрасней на земле. | 1 | Работать над пополнением активного словаря. | Прекрасней | | |
| 118 | 4 | С. Вербова. Сочинение на тему. | 1 | Развивать навыки самоконтроля. | | | |
| 119 | 5 | Л.Кассиль. Какое это слово? | 1 | Развивать навыки самоконтроля. | Летчик | | |
| 120 | 6 | Б. Никольский. Главное Дело. | 1 | Работать над пополнением активного словаря. | Защитник Родины | | |
| 121 | 7 | А.Усачев. Защита. | 1 | Развивать прочность запоминания. | Отчизна | | |
| 122 | 8 | Л.Кассиль. Никто не знает, но помнят все. | 1 | Развивать скорость запоминания. | Подвиг | | |
| 123 | 9 | Т. Белозеров. День Победы. | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | Боевые ордена | | |
| 124 | 10 | Обобщающий урок по теме «Родная земля» | 1 | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | | | |
| | | Лето пришло | 12 | | | | |
| 125 | 1 | С.Козлов. Ливень. | 1 | Развивать скорость запоминания. | Ливень | | |
| 126 | 2 | Г.Граубин. Тучка. | 1 | Развивать навыки самоконтроля. | | | |
| 127 | 3 | Н.Павлова. Хитрый одуванчик. | 1 | Развивать умения, сравнивать, анализировать. | Одуванчик | | |
| 128 | 4 | Н.Павлова. Хитрый одуванчик. | 1 | Развивать умения понимать связь событий. | Пушинки | | |
| 129 | 5 | Итоговый контроль. Н.Павлова. Хитрый одуванчик. | 1 | Развивать умения, сравнивать, анализировать. | | | |
| 130 | 6 | Е.Благинина. Одуванчик. | 1 | Отрабатывать умение в составлении предложений | Белоголовый | | |
| 131 | 7 | А.Дорохов. Встреча со змеей. | 1 | Развивать умения понимать связь событий. | Стрекотал | | |
| 132 | 8 | А.Бродский. Летний снег. | 1 | Развивать навыки самоконтроля | Земляника | | |
| 133 | 9 | В. Голявкин. После зимы будет лето. | 1 | Работать над увеличением объема памяти. | Потренироваться | | |
| 134 | 10 | О.Тарнопольская. Хозяюшка. | 1 | Развивать навыки самоконтроля | Хозяюшка | | |
| 135 | 11 | Обобщающий урок по теме «Лето пришло» | 1 | Развивать словесно-логическую память. | | | |
| 136 | 12 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы о лете». А.Спирин. Летние приметы. | 1 | Развивать словесно-логическую память. | | | |