kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "Заниматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Заниматика" разработан для развития математических способностей учащихся во внеурочной или кружковой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Заниматика"»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Заниматика»

Класс - 2 К







Составила:

Новикова Г. М.









2021/2022 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка «Заниматика» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы на основе авторской программы для 2 класса «Занимательная математика». Холодова О.А. – М.: Издательство РОСТ, 2020.

Курс «Заниматика» разработан для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков решения математических задач, повышения уровня сложности в системно-деятельностном подходе.

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребёнку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития.

Актуальность курса «Заниматика (занимательная математика)» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению ма­тематике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание курса «Заниматика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант наибо­лее актуальных вопросов базового предмета – математики.

Новизна данного курса определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Данный курс позволит:

  • ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной про­граммы;

  • расширить целостное представление о проблеме данной науки;

  • раз­вивать у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминоло­гии);

  • закрепить интерес детей к познавательной деятельности;

  • развивать у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, ис­пользуемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная прак­тика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах.

Зада­ния, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением получен­ных результатов.

Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Педагогическое руковод­ство состоит в создании условий для работы кружка, поощрении самостоя­тельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.


Цель и задачи курса


Цель: развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собствен­ные мысли;

  • развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;

  • формировать умение рассуждать как необходимый компонент логичес­кой грамотности;

  • формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором страте­гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формировать пространственные представления и пространственное во­ображение;

  • привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного обще­ния на занятиях.


Принципы курса «Заниматика»

    1. Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

    1. Научность.

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыс­лить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

    1. Системность.

Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

    1. Практическая направленность.

Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

    1. Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

    1. Курс ориентационный.

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделим и математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в дам пой учебной дисциплине.



Формы и режим занятий

Кружок создаётся из учащихся одного класса, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • тематические конкурсы;

  • выпуск тематических газет.


На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала и отработке определённой темы);

  • индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);

  • групповая (разделение на мини-группы для выполнении определённой работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам. конкурсам).


Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

  • беседа;

  • интеллектуальная игра;

  • викторина;

  • интегрированные занятия;

  • практикум по решению задач повышенной сложности;

  • турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.


Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с матема­тикой;

  • решение проектных задач;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.


Пособия и материалы, необходимые для работы

    1. Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. - М.: Издательство РОСТ.

    2. Холодова О. А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». - М.: Издательство РОСТ.

    3. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

    4. Счётные палочки или спички.

    5. Линейка, угольник.

    6. Циркуль.

    7. Ножницы, клей-карандаш.






Ожидаемые результаты изучения курса «Заниматика»

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разно­образных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической дея­тельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартно­сти мышления;

  • формирование этических норм поведения при сотрудничестве;

  • развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях об­щения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в разделе «Основное содержание».


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Курс «Заниматика» для начальной школы - курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок

Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.

Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последователь­ное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.

Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для вы­полнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения чис­лового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных опросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Блок логических и занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в ексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи.

Логические задачи.

Комбинаторные задачи.

Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, а размен, на размещение, на просеивание.

Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных, анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соот­ветствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат ре­шения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрический блок

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 1v, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному мар­шруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение соб­ственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вы­черчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собствен­ному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным конту­ром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Состав­ление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1v и другие, указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спи­чек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конст­рукции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в cоответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из развёрток.

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • занятия-испытания;

  • математические конкурсы, КВН, турниры, олимпиады;

  • выпуск математических газет.


Структура занятия

ОРЕШКИ ДЛЯ УМА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близору­кость и дальнозоркость.

СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характер­но отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.

ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ. (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.

ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10-15 минут). На этом этапе ребя­там предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составля­ющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного зада­ния, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в группо­вой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все не­обходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

ДЛЯ ЮЛМов (Юных Любителей Математики) - раздел, в котором поме­щён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полез­ные факты, подсказки.

В разделе «ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА» для любознательных ребят предлагается материал, связанный с историей.

































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

занятия

Цель занятия

Характеристика деятельности

учащихся

Кол-во

часов

Тема 1. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ (14 часов)

1-2

Улица

Ребусовая

  • познакомить с о целями и задачами путеше­ствия по сказочной стране «Заниматике»;

  • познакомить с тетрадью-учебником для путешествия по ней;

  • систематизиро­вать сведения о натуральных числах;

  • по­знакомить с понятием «ребус», «открыть» сек­реты ребусов;

  • научить отгадывать ребусы, при­меняя основные прави­ла;

  • развивать речь, ло­гическое и аналитичес­кое мышление.

Записывать различ­ными цифрами коли­чество предметов. Со­относить количество предметов с цифрой, сравнивать числа. Разбивать предметы данной совокупности на группы по различ­ным признакам. За­писывать знаками« + » и «-» действия «сложение» и «вычи­тание». Устанавли­вать взаимосвязь между сложением и вычитанием. Допол­нять равенства про­пущенными в них цифрами, числами, знаками. Выполнять логические рассужде­ния, пользуясь ин­формацией, представ­ленной в наглядной (предметной) форме. Решать заниматель­ные задачи с римски­ми цифрами. Выпол­нять задания по пере­кладыванию спичек. Выбирать из предло­женных способов действий тот, кото­рый позволит решить поставленную задачу. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выпол­нения конкретного задания. Моделиро­вать в процессе совместного обсужде­ния алгоритм реше­ния числового крос­сворда; использовать его в ходе самостоя­тельной работы. Применять изучен­ные способы учебной работы и приёмы вы­числений для работы с числовыми голово­ломками.

Включаться в груп­повую работу. Уча­ствовать в обсужде­нии проблемных воп­росов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индиви­дуальное затрудне­ние в пробном дей­ствии. Слушать отве­ты одноклассников, анализировать и кор­ректировать их. Ар­гументировать свою позицию в коммуни­кации, учитывать разные мнения, ис­пользовать критерии для обоснования сво­его суждения. Сопо­ставлять полученный результат с задан­ным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и ис­правлять ошибки.

2

3-4

Заколдован­ный

переулок

  • уточнить знания о зна­ковом языке математи­ки;

  • закрепить понима­ние отличия между чис­лом и цифрой;

  • познако­мить с различными ва­риантами написания цифр;

  • закрепить умение отгадывать ребусы;

  • учить восстанавливать математические ребусы, в которых цифры скры­та предметными и буквенными символами;

  • познакомить с целями и задачами международного математического конкурса-игры для школьников «Кенгуру»;

  • развивать внимание, ло­гическое и аналитичес­кое мышление.

2

5-6

Цифровой проезд

  • систематизировать знания о цифрах и чис­лах;


  • повторить различ­ные варианты написа­ния цифр;

  • повторить знания о римской нумерации;

  • закрепить умение читать и запи­сывать числа, римски­ми цифрами;

  • учить вы­полнять сложение и вычитание чисел, запи­санных римскими циф­рами в пределах 30; учить решать матема­тические ребусы с рим­скими цифрами по пе­рекладыванию спичек; развивать память, вни­мание, логику.

2

7-8

Числовая улица

  • познакомить с истори­ей развития понятия числа, с различными системами счисления;

  • закрепить умения запи­сывать числа арабскими и римскими цифрами, сравнивать числа с по­мощью числового отрез­ка;

  • учить решать мате­матические ребусы на упорядочивание не­скольких чисел;

  • разви­вать мыслительные опе­рации, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.

2

9-10

Вычисли­тельный

проезд

  • обобщить знания о цифрах и числах;

  • уточ­нить знания о позици­онной системе записи чисел;

  • закрепить уме­ние составлять числа;

  • ознакомить со способом решения «цифровых» дорожек с одинаковы­ми и разными цифра­ми;

  • развивать внима­ние, логическое и ана­литическое мышление.

2

11-12

Вычислительный

проезд

  • закрепить умение чи­тать и записывать чис­ла арабскими и римски­ми цифрами;

  • познако­мить с «числовыми» до­рожками, «числовыми ковриками»;

  • ознако­мить со способом реше­ния числовых головоло­мок: соединять числа знаками действия так, чтобы в ответе получи­лось заданное число;

  • развивать память, вни­мание, логику.

2

13-14

Испытание в городе

Загадочных чисел.

В цирке

  • проверить знания о: понимании различия между цифрой и чис­лом, порядке следова­ния чисел натурального ряда, римских и араб­ских цифрах;

  • проанали­зировать умения: ре­шать буквенные ребусы, математические ребусы, числовые головоломки, заполнять числовые кроссворды;

  • учить осу­ществлять контроль и оценку своих действий.



2

Тема 2. ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (16 часов)

15-16

Улица

Шифровальная

  • познакомить с поняти­ями «кодирование» и «декодирование»;

  • по­знакомить с шифром замены;

  • научить ста­вить в соответствие предметы или действия с другие предметами или действиями;

  • позна­комить с понятием «двоичный код»;

  • учить использовать знаково-символические сред­ства для моделирова­ния ситуаций, описан­ных в задачах;

  • разви­вать внимание, логи­ческое и аналитическое мышление.

Выделять признаки сходства и различия двух объектов (пред­метов). Находить ин­формацию (в рисун­ках, таблицах) для ответа на поставлен­ный вопрос. Выяв­лять правило (зако­номерность), по кото­рому изменяются признаки предметов. Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же пра­вилу. Находить (ис­следовать) признаки, по которым изменя­ется каждое следую­щее число в ряду, выявлять закономер­ность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономер­ность. Сравнивать объекты, ориентиру­ясь на заданные при­знаки. Выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата». Состав­лять рассказы по кар­тинкам (описывать последовательность действий, изобра­жённых на них, ис­пользуя порядковые и количественные числительные). Слу­шать ответы одно­классников и прини­мать участие в их об­суждении, корректи­ровать неверные отве­ты. Находить (иссле­довать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выяв­лять (обобщать) зако­номерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. На­ходить основание классификации, ана­лизируя и сравнивая информацию.

2

17-18

Координат­ная площадь


  • сформировать пред­ставление о координат­ной сетке;

  • познакомить с локализацией пред­метов на координатной сетке;

  • научить нахо­дить предмет на коор­динатной сетке;

  • на­учить кодировать и де­кодировать сообщения с помощью кодировочных таблиц;

  • развивать мыслительные опера­ции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.

2

19-20

Порядковый

проспект

  • познакомить с поняти­ями «операция», «объект операции», «результат операции»;

  • научить определять ре­зультат действия;

  • на­учить определять дей­ствие, которое привело к данному результату;

  • познакомить с поняти­ем «обратное действие»; научить определять действие, обратное дан­ному; рассмотреть сло­жение и вычитание как операции, обратные друг другу;

  • развивать речь, логическое и ана­литическое мышление.

2

21-22

Порядковый

проспект

  • закрепить знания о прямых и обратных операциях;

  • уточнить сформированность уме­ния определять после­довательность событий;

  • ввести понятие «алго­ритм»;

  • научить состав­лению и выполнению алгоритма; научить по­иску ошибок и исправ­лению алгоритма;

  • раз­вивать мыслительные операции, речь, логи­ческое мышление и об­разное, память, внима­ние.

2

23-24

Порядковый

проспект

  • научить обобщать и классифицировать предметы по какому-либо признаку, выявлять закономерно­сти в чередовании при­знаков,

  • формировать умение находить зако­номерность в ряду, про­должать последователь­ности предметов по оп­ределённому правилу;

  • закреплять умение дей­ствовать по алгоритму;

  • учить поиску ошибок и исправлению алгорит­ма;

  • развивать память, внимание, речь, логику.

2

25-26

Улица Волшебного квадрата

  • повторить особенности расположения фигур в девятиклеточном квад­рате;

  • уточнить понятия «волшебный квадрат», «правило волшебного квадрата»;

  • учить нахо­дить закономерность и дополнять квадрат не­достающими фигура­ми;

  • развивать внима­ние, логическое и ана­литическое мышление.

2

27-28

Улица Магическая

  • повторить знания о цифрах и числах;

  • зак­реплять умение нахо­дить закономерность в числовом ряду;

  • учить устанавливать связь между закономерностя­ми;

  • познакомить с «чис­ловыми ковриками», «магическими рамка­ми», «магическими квадратами»;

  • формиро­вать умение выполнять арифметические дей­ствия для заполнения этих числовых ребусов;

  • развивать внимание, логическое и аналити­ческое мышление.

2

29-30

Испытание в городе

Закономер­ностей. Сыщики

  • проверить знания о: прямых и обратных опе­рациях, кодировании и декодировании;

  • проана­лизировать умения: оп­ределять последователь­ность событий, нахо­дить предмет на коорди­натной сетке, находить закономерность в ряду, продолжать последова­тельности предметов по определённому правилу, дополнять «волшебный» квадрат недостающими фигурами, обобщать и классифицировать пред­меты по какому-либо признаку, составлять линейный алгоритм, за­полнять «магический» квадрат;

  • учить осуще­ствлять контроль и оценку правильности своих действий.

2

Тема 3. ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ (12часов)

31-32

Конструк­торский проезд

  • систематизировать знания о геометричес­ких фигурах и телах;

  • учить распознавать форму геометрических тел в предметах окру­жающей обстановки, в изображении их на плоскости;

  • научить ре­шать задачи на разре­зание фигуры на оди­наковые части;

  • разви­вать речь, простран­ственное воображение, мыслительные опера­ции, память.

Ориентироваться в пространстве. Разли­чать и раскрашивать соседние и не сосед­ние области. Опреде­лять форму плоских и объёмных предме­тов. Классифициро­вать предметы по форме. Находить симметричные фигу­ры. Проводить ось симметрии. Пони­мать композицию.

2

33-34

Фигурный проспект

  • закрепить знания о гео­метрических фигурах и телах;

  • дать понятие о преобразовании объём­ных тел в плоскостные, а плоскостных – в объёмные;

  • научить ре­шать задачи на подсчёт геометрических фигур;

  • развивать простран­ственное мышление, воображение, смекалку и находчивость.

2

35-36

Конструк­торский проезд

  • повторить вариант изображения цифр для написания индекса;

  • формировать умение строить конструкции по заданному образцу;

  • учить решать задачи по перекладыванию спи­чек в соответствии с условием и проверять выполненную работу;

  • развивать творческую самостоятельность, сообразительность, лю­бознательность, пространственное вообра­жение, память, мыслительные операции, вни­мание посредством ре­шения нестандартных задач со спичками.

2

37-38

Зеркальный переулок

  • повторить понятия: «симметрия», «симмет­ричные фигуры», «ось симметрии»;

  • формиро­вать умения изобра­жать симметричные фигуры, находить ось симметрии;

  • познако­мить с палиндромами;

  • развивать речь, про­странственное вообра­жение, логическое мышление.

2

39-40

Художе­ственная улица

  • систематизировать зна­ния по построению сим­метричных изображе­ний;

  • ввести понятие «паркет»;

  • научить по­ниманию композиции;

  • отрабатывать умение строить симметричные изображения;

  • уточнить знания о соседних и не соседних областях, гра­ницах области;

  • разви­вать художественную фантазию, плоскостное воображение, внимание.

2

41-42

Испытание в городе Геометри­ческих

превраще­ний.

Сказки зимы.

  • проверить знания о: симметричных фигу­рах, соседних и не со­седних областях, про­странственных отноше­ниях;

  • проанализиро­вать умения: находить нужную область, сим­метрично отражать предметы, подсчиты­вать количество фигур, решать различные зада­чи на развитие «геомет­рического зрения» – «со спичками», «на разре­зание фигур»;

  • учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.

2

Тема 4. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ (17 часов)

43-44

Улица

Высказыва­ний

  • уточнить знания о высказываниях, при­чинах и следствиях;

  • ввести понятия «об­щие», «частные» и «единичные высказы­вания»;

  • учить строить простейшие высказы­вания с помощью логических связок «если.., то ...», «потому что», «.. поэтому..»; позна­комить с высказывани­ями со связками «И», «ИЛИ»;

  • формировать умение решать задачи путём рассуждения;

  • развивать внимание, логическое и аналити­ческое мышление

Конструировать про­стейшие высказыва­ния с помощью логи­ческих связок. Ис­пользовать логичес­кие выражения, со­держащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Строить истинные высказывания. Де­лать выводы. Оценивать истинность и ложность высказыва­ний. Строить истин­ные предложения на сравнение по цвету и размеру. Получать умозаключения на основе построения отрицания высказы­ваний. Использовать различные способы доказательств истин­ности утверждений (предметные, графи­ческие модели, вы­числения, измере­ния, контрпримеры). Использовать схему (рисунок) для реше­ния простейших ло­гических задач. Пе­реводить информа­цию из одной формы в другую (текст - ри­сунок, символы - ри­сунок, текст - симво­лы и другие). Читать и заполнять неслож­ные готовые табли­цы. Упорядочивать математические объекты. Слушать ответы одноклассни­ков, выбирать из предложенных спо­собов действий тот, который позволит ре­шить поставленную задачу, обосновывать свой выбор.

2

45-46

Улица Правдолюбов и Лжецов

  • уточнить знания о ложных и истинных, верных и неверных высказываниях;

  • учить оценивать простые высказывания с точки зрения истинности или ложности, строить ис­тинные высказывания, строить истинные пред­ложения на сравнение;

  • учить решать логичес­кие задачи путём срав­нения исходных дан­ных;

  • формировать уме­ние делать выводы; развивать мыслитель­ные операции, речь, логическое мышление, память, внимание.

2

47-48

Отрицатель­ный

переулок

  • закрепить знания об «отрицании»;

  • учить: классифицировать предметы по одному свойству, отрицанию некоторого свойства с помощью частицы «не», строить выска­зывания по смыслу от­рицающие данные;

  • учить поиску необхо­димой информации, содержащейся в рисун­ке;

  • научить решать за­дачи с помощью пост­роения отрицания и систематизации дан­ных в таблице;

  • разви­вать речь, память, вни­мание, мыслительные операции, аналитичес­кие способности.

2

49-50

Улица Сказочная

  • закрепить умение ре­шать логические зада­чи путём: рассуждений, умения делать выводы, построением отрица­ния, записи данных в виде таблицы, приме­нения графа;

  • развивать мыслительные опера­ции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.

2

51-53

Площадь Множеств

  • ввести понятия «мно­жество», «элементы множества»;

  • научить определять принадлеж­ность элемента множе­ству (классификация по одному свойству);

  • познакомить с различ­ными способами заданий множеств: пере­числение и задание об­щего свойства его эле­ментов;

  • научить ста­вить в соответствие элементы одного мно­жества с элементами другого множества;

  • учить решать задачи с помощью «кругов Эйле­ра»;

  • развивать внима­ние, логическое и ана­литическое мышление.

3

54-55

Пересечение улиц. Перекрёсток

  • ввести понятия «вло­женность» (включение) множеств, «подмноже­ство», «пересечение множеств»;

  • научить определять элементы, принадлежащее пересе­чению множеств (клас­сификация по двум и более свойствам);

  • зак­реплять умение ставить в соответствие элемен­ты одного множества с элементами другого множества;

  • учить ре­шать задачи с по­мощью «кругов Эйле­ра»;

  • развивать внима­ние, логическое и аналитическое мышление.

2

56-57

Проспект

Логических задач

  • закрепить умение ре­шать логические зада­чи с помощью «кругов Эйлера»;

  • уточнить знания о графах и их применении в решении задач;

  • учить решать не­которые задачи с помо­щью графа;

  • учить использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах;

  • развивать мыс­лительные операции, речь, логическое мыш­ление и образное, память, внимание.

2

48-59

Испытание в городе Логических рассуждений.

Весёлый поезд

  • проверить умения: за­полнять пропуски в ну­мерованном списке, оце­нивать истинность выс­казываний, ставить в соответствие элементы одного множества с элементами другого множества, решать зада­чу с помощью: построе­ния отрицания, система­тизации данных в таб­лицу, схематичного ри­сунка, подсчёта возмож­ных вариантов;

  • учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.

2

Тема 4. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ (13 часов)

60-61

Улица Величинская

  • познакомить с поняти­ем «нестандартные за дачи»;

  • учить использо­вать знаково-символические средства для мо­делирования ситуаций, описанных в задачах;

  • закрепить знания о ве­личинах и общем прин­ципе их измерения;

  • познакомить со старин­ными русскими мера­ми массы;

  • учить срав­нивать предметы по массе при помощи ры­чажных весов без ци­ферблата;

  • учить ре­шать нетрадиционные задачи на «взвешива­ние»;

  • развивать логи­ческое и аналитическое мышление, память, внимание.

Сравнивать предме­ты по определённому свойству (массе). Оп­ределять массу пред­мета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета. Записы­вать данные величи­ны в порядке их воз­растания (убыва­ния). Выбирать одно­родные величины. Выполнять сложение и вычитание одно­родных величин. Конструировать про­стейшие высказыва­ния с помощью логи­ческих связок. Ис­пользовать логичес­кие выражения, со­держащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Использовать схему(рисунок) для реше­ния нетрадиционных задач. Переводить информацию из од­ной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст — символы и другие). Упорядочи­вать математические объекты. Анализиро­вать различные ва­рианты выполнения заданий, корректи­ровать их.

2

62-63

Смекалистая улица


  • закрепить знания о мерах длины;

  • познако­мить с возникновением и совершенствованием мер длины, со старин­ными мерами длины;

  • учить решать нетради­ционные задачи, свя­занные с длиной, «на промежутки», на дви­жение «вверх-вниз» путём рассуждения, а также при помощи схем и рисунков;

  • фор­мировать умение иллю­стрировать текстовые описания;

  • развивать смекалку и находчи­вость.

2

64-65

Денежный бульвар

  • познакомить с едини­цами стоимости, со ста­ринными русскими денежными единица­ми;

  • учить: вести расчёт монетами разного дос­тоинства, вести преоб­разование денежных величин;

  • решать нетра­диционные задачи, свя­занные с «деньгами»;

  • использовать знаково-символические сред­ства для моделирова­ния ситуаций, описан­ных в задачах;

  • разви­вать мыслительные операции, речь, логи­ческое мышление и образное, память, вни­мание.

2

66-67

Торговый центр

  • ввести понятие «взаи­мообратные задачи»;

  • учить: решать задачи, обратные данной;

  • ре­шать задачи, связан­ные с « покупкой »;

  • раз­вивать умение рассуж­дать, сопоставлять, сравнивать;

  • развивать познавательную актив­ность, практические навыки.

2

68-69

Временной переулок

  • рассмотреть некоторые свойства временных ве­личин;

  • уточнить сформированность простран­ственно-временных от­ношений и умение уста­навливать взаимосвязи между ними;

  • учить ре­шать нетрадиционные задачи «про возраст»;

  • развивать память, вни­мание, логику.

2

70-71

Хитровский

переулок

  • учить решать нетради­ционные задачи «на расстановку» и «на разломы» при помощи схем;

  • учить использо­вать знаково-символические средства для моделирования ситуа­ций, описанных в зада­чах;

  • развивать смекал­ку и находчивость.

2

72

Математи­ческий конкурс «Сказочная страна»

  • проверить уровень ус­воения пройденного материала;

  • повысить интерес к математике;

  • способствовать сплоче­нию детского коллек­тива;

  • развивать мысли­тельные операции, речь, логическое мыш­ление и образное, па­мять, внимание.

1

ВСЕГО ЗА ГОД - 72 ЧАСА








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа кружка "Заниматика"

Автор: Новикова Галина Михайловна

Дата: 20.11.2023

Номер свидетельства: 640261


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства