Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Заниматика"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Заниматика»
Класс - 2 К
Составила:
Новикова Г. М.
2021/2022 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Заниматика» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы на основе авторской программы для 2 класса «Занимательная математика». Холодова О.А. – М.: Издательство РОСТ, 2020.
Курс «Заниматика» разработан для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков решения математических задач, повышения уровня сложности в системно-деятельностном подходе.
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребёнку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития.
Актуальность курса «Заниматика (занимательная математика)» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса «Заниматика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики.
Новизна данного курса определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Данный курс позволит:
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы;
расширить целостное представление о проблеме данной науки;
развивать у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии);
закрепить интерес детей к познавательной деятельности;
развивать у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах.
Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Педагогическое руководство состоит в создании условий для работы кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Цель и задачи курса
Цель: развивать математический образ мышления.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формировать пространственные представления и пространственное воображение;
привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы курса «Заниматика»
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность.
Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность.
Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделим и математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в дам пой учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Кружок создаётся из учащихся одного класса, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
тематические конкурсы;
выпуск тематических газет.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала и отработке определённой темы);
индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
групповая (разделение на мини-группы для выполнении определённой работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам. конкурсам).
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:
беседа;
интеллектуальная игра;
викторина;
интегрированные занятия;
практикум по решению задач повышенной сложности;
турниры, олимпиада.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.
Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
решение проектных задач;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Пособия и материалы, необходимые для работы
Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. - М.: Издательство РОСТ.
Холодова О. А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». - М.: Издательство РОСТ.
Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
Счётные палочки или спички.
Линейка, угольник.
Циркуль.
Ножницы, клей-карандаш.
Ожидаемые результаты изучения курса «Заниматика»
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в разделе «Основное содержание».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Курс «Заниматика» для начальной школы - курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Арифметический блок
Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.
Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.
Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных опросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Блок логических и занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в ексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи.
Логические задачи.
Комбинаторные задачи.
Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, а размен, на размещение, на просеивание.
Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных, анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрический блок
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 1v, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.
Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1v и другие, указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в cоответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из развёрток.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля:
занятия-испытания;
математические конкурсы, КВН, турниры, олимпиады;
выпуск математических газет.
Структура занятия
ОРЕШКИ ДЛЯ УМА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.
СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.
ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ. (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.
ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10-15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
ДЛЯ ЮЛМов (Юных Любителей Математики) - раздел, в котором помещён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полезные факты, подсказки.
В разделе «ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА» для любознательных ребят предлагается материал, связанный с историей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
занятия
Цель занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Кол-во
часов
Тема 1. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ (14 часов)
1-2
Улица
Ребусовая
познакомить с о целями и задачами путешествия по сказочной стране «Заниматике»;
познакомить с тетрадью-учебником для путешествия по ней;
систематизировать сведения о натуральных числах;
познакомить с понятием «ребус», «открыть» секреты ребусов;
научить отгадывать ребусы, применяя основные правила;
развивать речь, логическое и аналитическое мышление.
Записывать различными цифрами количество предметов. Соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа. Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам. Записывать знаками« + » и «-» действия «сложение» и «вычитание». Устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в наглядной (предметной) форме. Решать занимательные задачи с римскими цифрами. Выполнять задания по перекладыванию спичек. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
2
3-4
Заколдованный
переулок
уточнить знания о знаковом языке математики;
закрепить понимание отличия между числом и цифрой;
познакомить с различными вариантами написания цифр;
закрепить умение отгадывать ребусы;
учить восстанавливать математические ребусы, в которых цифры скрыта предметными и буквенными символами;
познакомить с целями и задачами международного математического конкурса-игры для школьников «Кенгуру»;
развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.
2
5-6
Цифровой проезд
систематизировать знания о цифрах и числах;
повторить различные варианты написания цифр;
повторить знания о римской нумерации;
закрепить умение читать и записывать числа, римскими цифрами;
учить выполнять сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами в пределах 30; учить решать математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек; развивать память, внимание, логику.
2
7-8
Числовая улица
познакомить с историей развития понятия числа, с различными системами счисления;
закрепить умения записывать числа арабскими и римскими цифрами, сравнивать числа с помощью числового отрезка;
учить решать математические ребусы на упорядочивание нескольких чисел;
развивать мыслительные операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.
2
9-10
Вычислительный
проезд
обобщить знания о цифрах и числах;
уточнить знания о позиционной системе записи чисел;
закрепить умение составлять числа;
ознакомить со способом решения «цифровых» дорожек с одинаковыми и разными цифрами;
развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.
2
11-12
Вычислительный
проезд
закрепить умение читать и записывать числа арабскими и римскими цифрами;
познакомить с «числовыми» дорожками, «числовыми ковриками»;
ознакомить со способом решения числовых головоломок: соединять числа знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число;
развивать память, внимание, логику.
2
13-14
Испытание в городе
Загадочных чисел.
В цирке
проверить знания о: понимании различия между цифрой и числом, порядке следования чисел натурального ряда, римских и арабских цифрах;
учить осуществлять контроль и оценку своих действий.
2
Тема 2. ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (16 часов)
15-16
Улица
Шифровальная
познакомить с понятиями «кодирование» и «декодирование»;
познакомить с шифром замены;
научить ставить в соответствие предметы или действия с другие предметами или действиями;
познакомить с понятием «двоичный код»;
учить использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах;
развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.
Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов. Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность. Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата». Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные). Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию.
2
17-18
Координатная площадь
сформировать представление о координатной сетке;
познакомить с локализацией предметов на координатной сетке;
научить находить предмет на координатной сетке;
научить кодировать и декодировать сообщения с помощью кодировочных таблиц;
развивать мыслительные операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.
2
19-20
Порядковый
проспект
познакомить с понятиями «операция», «объект операции», «результат операции»;
научить определять результат действия;
научить определять действие, которое привело к данному результату;
познакомить с понятием «обратное действие»; научить определять действие, обратное данному; рассмотреть сложение и вычитание как операции, обратные друг другу;
развивать речь, логическое и аналитическое мышление.
Ориентироваться в пространстве. Различать и раскрашивать соседние и не соседние области. Определять форму плоских и объёмных предметов. Классифицировать предметы по форме. Находить симметричные фигуры. Проводить ось симметрии. Понимать композицию.
2
33-34
Фигурный проспект
закрепить знания о геометрических фигурах и телах;
дать понятие о преобразовании объёмных тел в плоскостные, а плоскостных – в объёмные;
научить решать задачи на подсчёт геометрических фигур;
развивать пространственное мышление, воображение, смекалку и находчивость.
2
35-36
Конструкторский проезд
повторить вариант изображения цифр для написания индекса;
формировать умение строить конструкции по заданному образцу;
учить решать задачи по перекладыванию спичек в соответствии с условием и проверять выполненную работу;
развивать творческую самостоятельность, сообразительность, любознательность, пространственное воображение, память, мыслительные операции, внимание посредством решения нестандартных задач со спичками.
проверить знания о: симметричных фигурах, соседних и не соседних областях, пространственных отношениях;
проанализировать умения: находить нужную область, симметрично отражать предметы, подсчитывать количество фигур, решать различные задачи на развитие «геометрического зрения» – «со спичками», «на разрезание фигур»;
учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.
2
Тема 4. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ (17 часов)
43-44
Улица
Высказываний
уточнить знания о высказываниях, причинах и следствиях;
ввести понятия «общие», «частные» и «единичные высказывания»;
учить строить простейшие высказывания с помощью логических связок «если.., то ...», «потому что», «.. поэтому..»; познакомить с высказываниями со связками «И», «ИЛИ»;
формировать умение решать задачи путём рассуждения;
развивать внимание, логическое и аналитическое мышление
Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Строить истинные высказывания. Делать выводы. Оценивать истинность и ложность высказываний. Строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. Получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контрпримеры). Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другие). Читать и заполнять несложные готовые таблицы. Упорядочивать математические объекты. Слушать ответы одноклассников, выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор.
2
45-46
Улица Правдолюбов и Лжецов
уточнить знания о ложных и истинных, верных и неверных высказываниях;
учить оценивать простые высказывания с точки зрения истинности или ложности, строить истинные высказывания, строить истинные предложения на сравнение;
учить решать логические задачи путём сравнения исходных данных;
учить: классифицировать предметы по одному свойству, отрицанию некоторого свойства с помощью частицы «не», строить высказывания по смыслу отрицающие данные;
учить поиску необходимой информации, содержащейся в рисунке;
научить решать задачи с помощью построения отрицания и систематизации данных в таблице;
закрепить умение решать логические задачи путём: рассуждений, умения делать выводы, построением отрицания, записи данных в виде таблицы, применения графа;
развивать мыслительные операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.
2
51-53
Площадь Множеств
ввести понятия «множество», «элементы множества»;
научить определять принадлежность элемента множеству (классификация по одному свойству);
познакомить с различными способами заданий множеств: перечисление и задание общего свойства его элементов;
научить ставить в соответствие элементы одного множества с элементами другого множества;
учить решать задачи с помощью «кругов Эйлера»;
развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.
3
54-55
Пересечение улиц. Перекрёсток
ввести понятия «вложенность» (включение) множеств, «подмножество», «пересечение множеств»;
научить определять элементы, принадлежащее пересечению множеств (классификация по двум и более свойствам);
закреплять умение ставить в соответствие элементы одного множества с элементами другого множества;
учить решать задачи с помощью «кругов Эйлера»;
развивать внимание, логическое и аналитическое мышление.
2
56-57
Проспект
Логических задач
закрепить умение решать логические задачи с помощью «кругов Эйлера»;
уточнить знания о графах и их применении в решении задач;
учить решать некоторые задачи с помощью графа;
учить использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах;
развивать мыслительные операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.
2
48-59
Испытание в городе Логических рассуждений.
Весёлый поезд
проверить умения: заполнять пропуски в нумерованном списке, оценивать истинность высказываний, ставить в соответствие элементы одного множества с элементами другого множества, решать задачу с помощью: построения отрицания, систематизации данных в таблицу, схематичного рисунка, подсчёта возможных вариантов;
учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.
2
Тема 4. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ (13 часов)
60-61
Улица Величинская
познакомить с понятием «нестандартные за дачи»;
учить использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах;
закрепить знания о величинах и общем принципе их измерения;
познакомить со старинными русскими мерами массы;
учить сравнивать предметы по массе при помощи рычажных весов без циферблата;
учить решать нетрадиционные задачи на «взвешивание»;
развивать логическое и аналитическое мышление, память, внимание.
Сравнивать предметы по определённому свойству (массе). Определять массу предмета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета. Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания). Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Использовать схему(рисунок) для решения нетрадиционных задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст — символы и другие). Упорядочивать математические объекты. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.
2
62-63
Смекалистая улица
закрепить знания о мерах длины;
познакомить с возникновением и совершенствованием мер длины, со старинными мерами длины;
учить решать нетрадиционные задачи, связанные с длиной, «на промежутки», на движение «вверх-вниз» путём рассуждения, а также при помощи схем и рисунков;