kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка «Моё Оренбуржье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Моё Оренбуржье»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововоронежская средняя общеобразовательная школа»

Гайского городского округа Оренбургской области



ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол №_______ от ___________

Руководитель МО_________________


СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор __________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г




Рабочая программа

кружка «Моё Оренбуржье»

на 2018/2018 учебный год

(базовый уровень)



Количество часов- 34 часа













Разработана

учителем начальных классов

Мулюковой Нурзией Хамидулловной,

1 квалификационная категория














2018-2019уч.г



Пояснительная записка

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Моё Оренбуржье», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ «Нововоронежская СОШ». Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

На изучение данной программы предусмотрено 1 год по 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану школы.

Ведущей идеей программы «Моё Оренбуржье» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Общая характеристика программы:

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Оренбургской области, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего района, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, района, области;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым области, района, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения района. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного района.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего района.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие работы;

- работа с картой России, Оренбургской области;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании се­бя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде оби­тания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произве­дений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, на­рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее сво­его языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.


Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

Программа направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. Они узнают о достопримечательностях родного района, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе села. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого

Достижение результатов увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой района и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.




Содержание программы

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем селе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Оренбургский край имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного района, края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.

Тематическое распределение часов 1 года обучения

Тема

Кол-во часов

1

Моя школа

3

2

Моя семья. Мое имя и фамилия

6

3

Моя малая Родина

23

4

Защита проектов по темам

2





Первый раздел «Моя школа» (3 ч в) знакомит:

-со школой и её сотрудниками, некоторыми профессиями тех, кто работает в школе (повар, учитель, библиотекарь, делопроизводитель, водитель, младший обслуживающий персонал.

Второй раздел « Моя семья» (6 ч в) знакомит:

-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

В ходе изучения этого раздела учащиеся учатся составлять рассказы о своей семье, о своём имени и фамилии, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков, проектов.

Третий раздел «Моя малая Родина» (23 ч) знакомит:

- с историей, названием посёлка, (начальные сведения),

- с названиями улиц,

- с культурной жизнью моего села,

- с профессиями людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в сфере обслуживания,

- с интересными людьми посёлка,

- с сезонными изменениями в природе, природой родного края, Красной книгой Оренбургской области.

УМК:

  1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.

  2. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2010.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:Просвещение, 2010.

  4. Григорьев Д.В., Степаноов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2011.

  5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.

  7. Савинов Е.С. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся.- 2 – е изд., перераб.- М., 2011.

  8. Сизова Ю.А. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие.-г.о. Спасск –Дальний, 2009.

  9. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2010.

  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

  11. Щурова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., Просвещение, 2010.

13. Обухова Л. А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46с.

14. А.А. Чибилев. Природное наследие Оренбургской области.-Учебное пособие.- Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.-384с.

15. А.А. Чибилев, Г.Д. Мусихин, В.П.Петрищев, В.М. Павлейчик, Ж.Т. Сивохип. Геологические памятники природы Оренбургской области.- Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000.-400 с.

16. География Оренбургской области: Учебник/ А.А.Чибилев и др.- 2-е изд. Оренбургское литературное агенство, г.Оренбург, М:Изд-во МГУ,2003г.- 192 с.

17. Географический атлас Оренбургской области.- М.: Издательство ДИК, 1999.-96 с.: ил.,карт.

18. Атлас Оренбургской области. Под научной редакцией чл.-корр. РАН А.А.Чибилёва.- М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.-32 с.: ил.,карты

19.Серия: Краеведческие атласы Оренбургской области/ Под общей редакцией Чибилёва А.А/ Чибилёв А.А., Краснова Т.В.,Вельмовский П.В. Кваркенский район Оренбургской области. Краеведческий атлас//Вступительное слово Г.Л. Заикин; Институт степи УрО РАН.- Оренбург,2009,48 с.



Материально – техническое обеспечение:

Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Мультимедийная доска.

Персональный компьютер с принтером, сканером.

Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Географические атласы Оренбургской области




Календарно-тематическое планирование



Тема

Развернутое содержание работы

Количество часов

Дата

план

факт

1-3

«Моя школа»

познакомить со школой и её сотрудниками, некоторыми профессиями тех, кто работает в школе (повар, учитель, библиотекарь, делопроизводитель, водитель, младший обслуживающий персонал). Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении школы.

3

4.09

11.09

18.09


4-6

«Моя семья»

познакомить с понятием «семья»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Проект

3

25.09

2.10

9.10


7-9

«Мое имя и фамилия»

Мое имя и фамилия (в летописи семьи). История моего имени.

3

16.10

23.10

13.11



«Моя малая Родина» 23ч





10-12

Название моего села (легенды).

познакомить детей с историей, названием посёлка, (начальные сведения)

3

20.11

27.11

4.12



13-16

Улицы нашего села. Пешеходная прогулка по ближайшим улицам

познакомить детей с названиями улиц, повторить правила поведения в общественных местах

развивать коммуникативные умения. Коллективный проект


4

11.12

18.12

25.12

15.01


17-18

Культурная жизнь моего села.

(Посещение концерта в ДК, библиотеки)

познакомить детей с культурной жизнью моего села,

повторить Правила поведения в общественных местах

2

22.01

29.01


19-21

Все профессии важны

познакомить детей с профессиями людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в сфере обслуживания

3

5.02

12.02

19.02


22-24

Встреча с интересными людьми.


познакомить детей с интересными людьми посёлка


3

26.02

5.03

12.03



25-28

«Природа родного края»

познакомить детей с сезонными изменениями в природе, природой родного края, Красной книгой Оренбургской области

4

19.03

2.04

9.04

16.04



29-31

Защита проектов по темам


3

23.04

30.04

7.05


32-34

Экологическая операция

« Сделаем родник еще чище, чем был»

провести экологическую операцию

3

14.05

21.05

28.05





Итого 34ч






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа кружка «Моё Оренбуржье»

Автор: Мулюкова Нурзия Хамидулловна

Дата: 14.03.2019

Номер свидетельства: 503067


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства