Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Культура и традиции татарского народа"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Национальная культура является концентрированным выражением духовной сущности каждой нации, обусловленной историческим условиями особенностей ее жизни и быта, ее представителей и понятий о мире и человеке, о жизни и смерти, добре и зле, выражением её чаяний и надежд. Представители любой национальности должны знать свои корни, традиции и историю своего народа. С детства ребёнка надо научить с уважением относиться к своим и другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. А для этого человек должен знать свой родной язык и культуру. Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый, ценимый. Более того, любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброта, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т. д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.
Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Поволжья, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи программы:
1. Изучение прошлого и настоящего Арского района, обычаев, традиций и духовной культуры татарского народа.
2. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
3. Активизация поисковой деятельности учащихся.
4. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
5. Воспитание чувства гордостиза свой многонациональный народ, его культурное наследие.
Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Традиционными источниками нравственности являются:
Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа, человечество.
Культура народов Поволжья должна предстать перед учащимися в своей целостности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 35ч - 1 занятие по 40 минут в неделю.
Основные принципы построения программы:
тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;
единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.
Программа предусматривает проведение занятий один раз в неделю. Предмет связан с родственными учебными дисциплинами – основным курсом литературы, курсами русского языка, отечественной истории, географии. технологией
Межпредметные связи
В ходе изучения курса максимально реализуются межпредметные связи, что послужит средством гармоничного развития учащихся.
Содержание программы кружка могут быть дополнительным материалом таких школьных предметов учащихся начальных классов какрусский язык и литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология, спецкурс «Речь и культура общения».
Личностные и метапредметные результаты освоения программы .
Личностные результаты:
- понимание татарской культуры как одной из основных ценностей татарского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;
- осознание эстетической ценности татарской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;
- потребность сохранить самобытность культуры татарского народа.
− осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
− испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
− осознавать себя гражданином России;
− объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
− искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
− уважать иное мнение;
− вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные: − учиться обнаруживать и формулировать проблему;
− составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
− работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
− работать по составленному плану;
− понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
- способность извлекать информацию из различных источников;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.
Познавательные: − предполагать, какая информация нужна;
− выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
− устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
− выстраивать логическую цепь рассуждений;
− представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Коммуникативные:
− организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
− оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
− при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
− слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты
В результате изучения предмета ученик должен узнать:
- национальности, проживающие в Поволжье;
- отличительные особенности татарского костюма;
- главные национальные праздники ;
- обычаи, особенности культурных традиций татарского народа.
- представление о важнейших элементах материальной культуры татарского народа;
- освоение композиции татарской национальной одежды; умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
Учащиеся должны научиться:
- приветствовать на , татарском языке;
- играть в народные игры;
- узнавать принадлежность народных мелодий;
Выполнять элементы национального костюма.
- быть толерантным к представителям других народностей.
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности; через знания истории и культуры народов Поволжья происходит формирование личности патриота и достойного гражданина своей страны.
Программа курса должна позволить учащимся понять и освоить художественные традиции татарского народа во всей многогранности, в самых ярких проявлениях. Каждый ученик становится как исполнителем, так и создателем, творцом. Воспитание творческой личности, воспитание творчеством – главная художественно–педагогическая идея занятий искусством.
Для реализации поставленных задач используется различные формы работы.
Формы проведения занятий:
1. Беседы
2. Экскурсии.
3. Игры
4. Заочные путешествия
5. Проектная деятельность
6. Исследовательская деятельность
7. Создание мультимедийных презентаций.
Формы подведения итогов реализации программы.
-Подготовка докладов, сообщений, рисунков по изучаемым темам.
- подготовка презентаций по темам: «Национальные праздники», «Заочное путешествие по городам Поволжья».
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны узнать:
-фольклорные и литературные произведения татарского народа;
-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;
-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.
Учащиеся должны научиться:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении;
-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;
- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.
- планировать свою работу, работать в группах, прогнозировать и представлять
Содержание программы
Введение - 1ч.
Почему моя республика называется Татарстан. Какие народы живут в республике. Чем богат духовный мир народов Татарстана. Герб , флаг, гимн своей республики. Чем славится столица Татарстана. Какими достопримечательностями гордятся жители республики
Истоки становления истории татарского народа.-8ч
Государственные символы Республики Татарстан. История татарского края. Многовековые традиции и обычаи татар. Национально-культурные традиции татар. Семейно-бытовые традиции. Татарские национальные праздники. Традиционная кухня . Жилище – сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направления хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил.
Усадьба татарских селений: двор (жилой дом, надворные постройки) и зады (огороды, баня, гумно и т. д.). Особенности планировки двора и хозяйственных построек. Система расположения жилого дома и надворных построек.
Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища. Строительная техника и обряды.
Татарский костюм – часть духовного богатства своего народа.-12ч
Особенности татарской одежды - важнейшего элемента материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.
Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и украшений, их особенности и композиция.
Верхняя одежда женщин и мужчин, его типы. Деление одежды по временам года.
Обувь. Особенности плетения обуви. Рисование дома, зарисовка орнаментов на наличниках.
Ткачество. Вышивка. Вязание. Плетение.
Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, прядение. Виды волокна для пряжи.
Способы прядения изделий. Виды нитей для получения холста. Техника узорного тканья. Ткацкий станок, его устройство.
Вышивка. Основные цвета татарского орнамента и вышивки.
Особенности геометрического орнамента. Связь его с древним письмом. Его отличительные особенности, от русского орнамента и вышивки. Узоры головных уборов. Отличительные особенности татарской и русской вышивки.
Вязание. Что такое вязание? Принадлежности для вязания. Соответствие крючков и ниток, спиц и ниток. Цветотехника.
Элементы вязания. Узоры национального характера. Типы вязаний: вязание крючком, вязание спицами.
Бисероплетение.Инструменты и приспособления для плетения. Материал для плетения. Техника плетения.
Самостоятельная работа.
Рисование национального костюма и в отдельности орнаментов вышивки на одежде.Изготовление кукол
Культура и спорт-3ч
Живопись, скульптура, литература .Знаменитые деятели культуры. Гордость татарской нации. (Знаменитые спортсмены) Виртуальная экскурсия. Музеи Татарстана
Фольклор-7ч
Татарские народные песни. Сказания и предания. Мифология у татар. Устное народное творчество. Сказки, загадки. Народные подвижные игры.
Самостоятельная работа.
Иллюстрирование песен, сказок. Чтение мифов и сказок. Разучивание подвижных игр.
Сохранение национальных традиций и истории своего народа и для подрастающего поколения-2ч
Экскурсии в музеи.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
план
факт
Введение -1ч.
Введение.
1
Истоки становления истории татарского народа.-8ч
Государственный флаг, герб, гимн Татарстан
1
История татарского края. Многовековые традиции и обычаи татар.
1
Национально-культурные традиции татар. Семейно-бытовые традиции.
1
Татарские национальные праздники.
1
Традиционная кухня .
1
Жилище – сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направления хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил.
1
Усадьба татарских селений: двор (жилой дом, надворные постройки) и зады (огороды, баня, гумно и т. д.). Особенности планировки двора и хозяйственных построек. Система расположения жилого дома и надворных построек.Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища. Строительная техника и обряды
Татарский костюм – часть духовного богатства своего народа.-13ч
Особенности татарской одежды - важнейшего элемента материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.
1
Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и украшений, их особенности и композиция.
1
Верхняя одежда женщин и мужчин, его типы. Деление одежды по временам года.
1
Обувь. Особенности плетения обуви.
1
Рисование дома, зарисовка орнаментов на наличниках.
Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, прядение. Виды волокна для пряжи.
1
Вышивка. Основные цвета татарского орнамента и вышивки.
1
Особенности геометрического орнамента. Связь его с древним письмом. Его отличительные особенности, от русского орнамента и вышивки. Узоры головных уборов.
1
Вязание. Что такое вязание? Принадлежности для вязания. Соответствие крючков и ниток, спиц и ниток. Цветотехника.
1
Элементы вязания. Узоры национального характера. Типы вязаний: вязание крючком, вязание спицами.
1
Бисероплетение. Инструменты и приспособления для плетения. Материал для плетения. Техника плетения.
1
Самостоятельная работа. Рисование национального костюма и в отдельности орнаментов вышивки на одежде.
1
Самостоятельная работа. Изготовление кукол.
1
Культура и спорт-3ч
Живопись, скульптура, литература.
1
Знаменитые деятели культуры. Гордость татарской нации. (Знаменитые спортсмены)
1
Виртуальная экскурсия. Музеи Татарстана
1
Фольклор- 8 ч.
Татарские народные песни.
1
Разучивание татарской народной песни.
1
Сказания и предания.
1
Мифология у татар.
1
Устное народное творчество.
1
Сказки, загадки.
1
Народные подвижные игры
1
Самостоятельная работа. Иллюстрирование песен, сказок. Чтение мифов и сказок. Разучивание подвижных игр.
Сохранение национальных традиций и истории своего народа и для подрастающего поколения-3ч.