Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа клубного часа "Я- гражданин России" (3 класс)»
Аннотация к рабочей программе клубного часа «Я – гражданин России»
3 класс
Рабочая программа курса «Я - гражданин России» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6, программы курса «Я – гражданин России». Автор С.В.Сабина - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2011, Концепции духовно-нравственного развития гражданина России, с учетом авторской программы Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. факультативный курс «Я - гражданин России» – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2009.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. факультативный курс «Я - гражданин России» – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2009.
Сабина С.В. «Я – гражданин России». Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2011.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. // Вестник образования. – 2009. - №17.
Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В. Г. Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 45с.
Цель: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6» муниципального образования город Ноябрьск в форме творческой работы.
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОЯБРЬСКА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ___»
Муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № ____)
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей начальных классов
(протокол от ___ № ____)
Руководитель ШМО
_________/_____________ /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР __________/_________/
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № _
_______________________
(приказ от ______ № ____ )
Рабочая программа
клубного часа «Я – гражданин России»
для 3 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
учитель начальных классов
2019-2020 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я - гражданин России» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6, программы курса «Я – гражданин России». Автор С.В.Сабина - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2011, Концепции духовно-нравственного развития гражданина России, с учетом авторской программы Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. факультативный курс «Я - гражданин России» – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2009.
Цель: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы и средства контроля:
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Чутко Н.Я., Фесенко О.Г. факультативный курс «Я - гражданин России» – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2009.
Сабина С.В. «Я – гражданин России». Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2011.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. // Вестник образования. – 2009. - №17.
Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В. Г. Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 45с.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные результаты:
Ученик научится:
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Ученик получит возможность научиться:
вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные результаты:
Ученик научится:
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
сравнивать объекты по различным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные результаты:
Ученик научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Ученик получит возможность научиться:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Ученик научится:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Ученик получит возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 муниципального образования город Ноябрьск», в форме творческой работы.
Содержание учебного курса
I. Я живу в России (8 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
II. Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»
(искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Россия – моя Родина.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
В том числе на:
теория
практика
1
Я живу в России
8
4
4
2
Без прошлого нет настоящего и будущего
9
4
5
3
Как далекая Россия становится близкой
6
3
3
4
Россия и мир
11
5
6
Всего часов:
34
16
18
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
сквозная нумерация
Тема урока
Дата
По плану
По факту
Я живу в России (8 часов)
1.
От Москвы и до окраин.
2.
Москва – столица России.
3.
Россия - многонациональное государство.
4.
Народы России.
5.
Общее и особенное народов России.
6.
О расах, языках и религиях.
7.
Праздники России.
8.
Гражданин России.
Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)
9.
Самое необычное на Земле.
10.
Как настоящее связано с прошлым.
11-12.
Наука о происхождении и становлении человека.
13-15.
Религиозно- мифологические представления о мире и человеке.
16-17.
Библейские представления о происхождении мира и человека.