kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа интеллектуальный практикум «Юный краевед»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по интеллектуальному практикуму ДОП "Юный краевед", рассчитана на 1 год обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа интеллектуальный практикум «Юный краевед»»


Содержание

  1. Пояснительная записка 2 - 5

  2. Учебно-тематический план 5 - 7

  3. Содержание курса 7 – 8

  4. Методическое обеспечение ДОП 8

  5. Список литературы 8





































Пояснительная записка

Рабочая программа интеллектуальный практикум «Юный краевед» разработана на основе следующих нормативных актов и документов:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №-273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г,), с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241,от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. №1643, от 18.05.2015 г. №507, от 31.12.2015 №1576;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г. №19993);

Региональный уровень:

  • Методические рекомендации «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся», Салехард, 2014.

Институциональный уровень:

  • Устав школы (утвержден приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 06.08.2015 №269);

  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (утверждена приказом от 31.05.2017 №215);

  • Положение о порядке разработки и утверждения программ внеурочной деятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (принято на педагогическом совете от 31.08.2016 г. №01, утверждено приказом от 31.08.2016 г. №238).

Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального практикума «Юный краевед» составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы образовательных учреждений Начальная школа.


Цель: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с культурно-историческим, духовным наследием и природно-географическим богатством Ямала и Надымского района.

        

Задачи курса.

1.   Формирование знаний о природных и географических особенностях Ямальского округа; об историческом прошлом и настоящем Надыма; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и округа в истории развития России; о символах Надыма; о надымчанах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения  по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.

2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами.

3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться надымчанином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.


Результаты освоения курса

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • Ожидаемые результаты

  • Результатами успешной реализации данной программы являются:

  • приобретение обучающимися новых знаний, умений по краеведению;

  • творческий рост детей, положительная динамика учебных достижений;

  • максимальная ступень самореализации каждого члена кружка;

  • приобщение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности по краеведению.



Учебно-тематический план



Тема занятия

Кол-во ч

I раздел .История заселения и освоения ЯНАО 13ч


1-2

История Заселения территории ЯНАО в 3 тыс. до н.э.

2

3-4

Образование ЯНАО и Надымского района

2

5

Символика Ямала и Надымского района.

1

6-7

Округ во время ВОВ

2

8-9

"501"стройка

2

10-12

Возникновение северных городов ЯНАО

3

13

Обобщение. Викторина «Знаешь ли ты Ямал?»

1

II раздел Природа родного края. 11ч


14-15

Климат и климатические ресурсы округа

2

16-18

Растения и животные Ямала. Экскурсия в музей «Дом природы»

3

19

Виртуальная экскурсия. Надымский государственный заказник.

1

20-22

Красная книга ЯНАО. Выставка рисунков «Красная книга ЯНАО».

3

23-24

Обобщающее занятие – Игра «Звёздный час» «Растительный и животный мир Ямала». Участие в сетевом проекте.

2

III Раздел. Экономика ЯНАО 3ч


25

ЯМАЛ- нефтегазовая жемчужина России.

1

26-27

Природные богатства Ямала

2

IV Раздел. Коренное население ЯНАО. 20ч


28

Сихиртя – люди, ушедшие под землю.

1

29-32

Коренные жители округа

4

33-34

Надымское городище. Экскурсия в музей археологии

2

35-37

Хозяйственная культура коренных народов ЯМАЛА

3

38-40

Жилище ненцев. Устройство чума.

3

41-43

Одежда ненцев. Орнаменты в одежде коренных жителей. Экскурсия в Дом природы.

3

44-45

Праздник оленеводов -встреча цивилизаций. Экскурсия на праздник.

2

46-47

Весёлые старты с родителями «Игры коренных жителей». Выставка народно-прикладного искусства, изготовленная родителями «Горжусь, родители, я Вами».

2

  1. Литературное краеведение 12ч


48-51

Устное народное творчество коренных жителей.

4

52-55

Современные писатели ЯНАО (Роман Ругин, Леонид Лапцуй, Елена Сусой).

4

56-57

Надымское литературное объединение(Надым).

2

58-59

Сказки ненцев. Инсценировка сказки (на выбор)

2

VI. Раздел. Мой родной город. 12ч


60-61

Административное устройства Надымского района. История возникновения Надымского района.

2

62

Улицы города Надыма. Составляем план экскурсии по городу

1

63-64

Экскурсия по городу.

2

65-66

Почётные граждане МО Надымский район.

2

67-68

Встреча с интересными людбми Надыма.

2

69-70

Обобщающее занятие: Надымчанин – это звучит гордо.!

2

71-72

Создание альбома «Мой Надым»

2


Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

п/п

п/р


Тема занятия




I раздел .История заселения и освоения ЯНАО 13ч

09.09

1-2

История Заселения территории ЯНАО в 3 тыс. до н.э.

16.09

3-4

Образование ЯНАО и Надымского района

23.09,30

5

Символика Ямала и Надымского района.

07.10

6-7

Округ во время ВОВ

14.10

8-9

"501"стройка

21,28.10

10-12

Возникновение северных городов ЯНАО


13

Обобщение. Викторина «Знаешь ли ты Ямал?»

II раздел Природа родного края. 11ч



14-15

1.

Климат и климатические ресурсы округа


16-18

2.

Растения и животные Ямала. Экскурсия в музей «Дом природы»


19

3.

Виртуальная экскурсия. Надымский государственный заказник.


20-22

4.

Красная книга ЯНАО. Выставка рисунков «Красная книга ЯНАО».


23-24

5.

Обобщающее занятие – Игра «Звёздный час» «Растительный и животный мир Ямала». Участие в сетевом проекте.

III Раздел. Экономика ЯНАО 3ч



25

1.

ЯМАЛ- нефтегазовая жемчужина России.


26-27

2.

Природные богатства Ямала

V Раздел. Коренное население ЯНАО. 20ч


28

1.

Сихиртя – люди, ушедшие под землю.


29-32

2

Коренные жители округа


33-34

3.

Надымское городище. Экскурсия в музей археологии


35-37

4.

Хозяйственная культура коренных народов ЯМАЛА


38-40

5.

Жилище ненцев. Устройство чума.


41-43

6.

Одежда ненцев. Орнаменты в одежде коренных жителей. Экскурсия в Дом природы.


44-45

7.

Праздник оленеводов -встреча цивилизаций. Экскурсия на праздник.


46-47

8.

Весёлые старты с родителями. Выставка народно-прикладного искусства, изготовленная родителями «Горжусь, родители, я Вами».

  1. Литературное краеведение



48-51

1

Устное народное творчество коренных жителей.


52-55

2.

Современные писатели ЯНАО (Роман Ругин, Леонид Лапцуй, Елена Сусой).


56-57

3.

Надымское литературное объединение(Надым).


58-59

4.

Сказки ненцев. Инсценировка сказки (на выбор)

V Раздел. Мой родной город. 7ч



60-61

1.

Административное устройства Надымского района. История возникновения Надымского района.


62

2

Улицы города Надыма. Составляем план экскурсии по городу


63-64

3.

Экскурсия по городу.


65-66

4.

Почётные граждане МО Надымский район.


67-68

5.

Встреча с интересными людбми Надыма.


69-70

6.

Обобщающее занятие: Надымчанин – это звучит гордо.!


71-72

7.

Создание альбома «Мой Надым»


Содержание курса внеурочной деятельности

Программа состоит из 6 основных структурных блоков:

  1. История заселения и освоения ЯНАО;

  2. Природа родного края;

  3. Экономика ЯНАО;

  4. Этнографическое краеведение. Коренное население ЯНАО

  5. Литературное краеведение;

  6. Мой родной город

История заселения и освоения ЯНАО. 13ч Занятия посвящены истории заселения и освоения территории ЯНАО. При проведении занятий по теме “501 стройка”, «История возникновения Надыма». На данном этапе важно поддержать интерес кружковцев, дать им первое представление об истории нашего края.

Природа родного края 11ч Многолетнее наблюдение за климатом и его влияние на окружающую среду, позволяют обучающимся проводить исследования. Для более глубокого познания природы родного края, учащиеся индивидуально усваивают необходимую информацию из энциклопедических словарей ЯНАО. Оформление выставок “Растительный и животный мир края”, “ Красная книга ЯНАО”.

Экономика ЯНАО.  В этом структурном блоке сделан большой акцент на значимости ЯНАО для экономики России.

Этнографическое краеведение. Коренное население ЯНАО 20ч Задача этого блока даёт возможность представить культуру коренных народов Ямала, имеющих вековые и даже тысячелетние традиции. Зная культуру ненцев, ханты, селькупов, – формируется новое, просвещенное, молодое поколение, которое способно ценить культурное наследство края.

Литературное краеведение 12ч включает четыре занятия. Знакомства с ямальскими и надымскими авторами (Л.Лапцуй, Р. Ругин, Л.Ефремова, А.Гольд), позволяет учащимся обратить внимание на обычай, нравы, верования, мироощущение коренных народов Ямала, познакомится с их историческими судьбами в XX веке.

Мой родной город 12ч дает возможность обучающимся узнать не только из бесед, книг, журналов о нашем городе, но и воочию увидеть и соприкоснуться с ним. Учащиеся будут собирать местный материал об истории города, района, узнают почему так названы улицы, посетят музееи. Знакомство и встречи детей с нтересными людьми – почетными гражданами г.Надым и МО Надымский район, которые внесли большой вклад в становление и развитие города и края.



Методическое обеспечение ДОП

  1. Полякова Т.Ю. “Занимательная география Ямала”, ООО “Миралл”,2004.

  2. Л.В.Федорова Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО, 2001г. 

  3. Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.

  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.

  5. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

  6. Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»

  7. Смирнова С.В. Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»

  8. Интерактивная доска, проектор, принтер, ноутбуки

  9. Классная, магнитная доска

  10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


Список литературы.

  1. Головнёв А., фотоальбом “Край Земли Ямал”, с Яр-Сале, 1995г.

  2. Энциклопедия ЯНАО, 1-3т., Салехард 2004г.

  3. Попов Ю. И., Цимбалистенко Н. В. “Слово о Ямале”, “Просвещение”, С.-Петер., 2004г.

  4. “Ямальский меридиан, журнал”.



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа интеллектуальный практикум «Юный краевед»

Автор: Моторова Наталия Валериановна

Дата: 26.10.2019

Номер свидетельства: 524255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства