Авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010- 2011.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для
самостоятельной работы 1-4 класс (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2010 - 2011.
Захарова О.А. Математика в практических заданиях: Тетрадь для
самостоятельной работы: 1-4 класс. — М.: Академкнига/Учебник,
2010 - 2011.
Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология
организации коррекции знаний учащихся (1-4 классы): Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя.— М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Авторская программа по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Новая разрядная единица - миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Дробная черта как отличительный знак записи дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком столбиком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
Единица времени — секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин = 60 с), часом и секундой.
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Литр как единица объема и вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.
Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника. Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.
Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость - время - расстояние; цена - количество - стоимость; производительность - время работы - объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных).
Уравнения. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.
Требования к уровню подготовки учащихся
• условные обозначения, используемые в краткой записи задачи.
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательс кой деятельности) | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания подготовки обучающихся (результат) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля. Измерители | Д\з |
1 | Повторение изученного в 3 классе | 1 | Комби нированный | Таблица умножения однозначных чисел. Нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение и его значение | Уметь: читать и записывать шестизначные числа; выполнять кратное сравнение между разрядными единицами; вычислять значение числового выражения на порядок действий со скобками; сравнивать значения двух выражений; выполнять умножение столбиком многозначного числа на однозначное и на двузначное; вычислять периметр и площадь прямоугольника | Кратное сравнение между разрядными единицами | Фронтальный опрос | Уч-к: ч.1, с. 8, №10 |
2 | | 1 | Комбинированный | Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника | Уметь: измерять с помощью палетки площадь прямоугольника; чертить квадрат с данной стороной; методом подбора определять длину и ширину прямоугольника по известной площади; формулировать задачу по краткой записи | Методом подбора определять длину и ширину прямоугольника по известной площади | Индивидуальный опрос | С.10, №17 |
3 | | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. Устные вычисления с натуральными числами | Уметь: формулировать задачу по данному решению; формулировать задачу по данной диаграмме; решать арифметические задачи; формулировать задачи на разностное сравнение, в условии которой одно из данных является результатом кратного сравнения | Формулировать условие задачи на разностное сравнение, в котором одно из данных является результатом кратного сравнения, используя диаграмму | Работа в парах | С.11, №21 |
4 | Когда известен результат разностного сравнения | 1 | Комбинированный | Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше на ...», «меньше на...» | Уметь: решать задачи на разностное сравнение; записывать с помощью математических выражений действия, выполненные героями учебника; выбирать верный вариант решения задачи | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий | Тест | С.14, №26 |
5 | Когда известен результат кратного сравнения | 1 | Комбинированный | Устные вычисление натуральными числами. Отношения «большее...», «меньшее ...» | Уметь: формулировать задачу по краткой записи; решать задачи на кратное сравнение | | Фронтальный опрос | С.15, №33 |
6-7 | Учимся решать задачи | 2 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: составлять краткую запись задачи, заполняя таблицу; решать задачи с опорой на схему; выполнять чертеж к составленной задаче; вычислять периметр прямоугольника; формулировать условие задачи по данной иллюстрации; определять площадь фигуры | | Индивидуальный опрос | С.21, №50,51 |
8 | Алгоритм умножения столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм умножения столбиком многозначного числа на трехзначное число. Уметь: формулировать алгоритм умножения столбиком; выполнять умножение столбиком многозначного числа на трехзначное; устанавливать соответствия между записями | | Фронтальный опрос | С.24, № 56, 57 |
9 | Поупражняемся в вычислениях столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: выполнять умножение столбиком многозначного числа на трехзначное; выполнять вычисления числового выражения со скобками. | | Индивидуальный опрос | |
10 | Тысяча тысяч, или миллион | 1 | Комбинированный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать, как называется число, которое получается в результате увеличения числа 1000 в 1000 раз. Уметь: формулировать условие задачи, при вычислении которой получалось бы число 1000000; называть и записывать числа - соседи числа 1000000 | | Практическая работа | |
11 | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | 1 | Комбинированный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать понятия «разряд миллионов» и «класс единиц». Уметь: записывать числа в таблицу разрядов; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; записывать в порядке возрастания все разрядные слагаемые, которые относятся к разряду единиц миллионов; читать и записывать девятизначные числа | | Практическая работа | С.29 № 75, 74 |
12 | Когда трех классов для записи числа недостаточно | 1 | Комбинированный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать понятие «класс миллиардов». Уметь: записывать и читать самое маленькое десятизначное число; читать и записывать десятизначные числа | | Практическая работа | С.30, №78 |
13 | Подготовка к контрольной работе. Повторим пройденное по теме « Нумерация многозначных чисел». | 1 | Комбинированный | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, | Знать классы и разряды четырехзначных чисел. Уметь: записывать «круглые» тысячи; выполнять сложение и вычитание «круглых» тысяч; дополнять число до «круглых» тысяч | | Индивидуальный опрос | |
14 | Входная контрольная работа | 1 | Контроль знаний, умений | Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Числовое выражение и его значение. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи; выполнять умножение в столбик; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять значение числового выражения со скобками | | Контрольная работа (35 мин) | |
15 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, | Уметь: выполнять работу над ошибками; записывать данные числа в порядке возрастания (убывания); вычислять значение числового выражения; решать задачи на разностное и кратное сравнение; выполнять умножение в столбик; читать и записывать девятизначные и десятизначные числа | | Работа в парах | |
16 | Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел» | 1 | Комбинированный | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, | Уметь: записывать данные числа в порядке возрастания (убывания); вычислять значение числового выражения; решать задачи на разностное и кратное сравнение; выполнять умножение в столбик; читать и записывать девятизначные и десятизначные числа | Математические ребусы | Работа в парах | С.32, №88 |
17 | Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел» | 1 | Комбинированный | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, | Знать классы и разряды четырехзначных чисел. Уметь: записывать «круглые» тысячи; выполнять сложение и вычитание «круглых» тысяч; дополнять число до «круглых» тысяч | | Индивидуальный опрос | С.32, №89 |
18 | Может ли величина изменяться? | 1 | Комбинированный | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости | Знать понятия «величина», «постоянная величина», «переменная величина». Уметь: выбирать величины, которые являются переменными (постоянными); приводить примеры постоянных и переменных величин из окружающей действительности; чертить геометрические фигуры | Постоянная величина. Переменная величина | Индивидуальный опрос | С.35, №95 |
19 | Всегда ли математическое выражение является числовым? | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Знать, понятие «буквенное выражение». Уметь: вычислять значение буквенного выражения с переменной; сравнивать числовое и буквенное выражения; записывать сочетательное свойство сложения (умножения) в виде буквенного выражения | Буквенное выражение | Фронтальный опрос | С.38, №106 |
20 | Всегда ли математическое выражение является числовым? | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Уметь: вычислять значение буквенного выражения с переменной; записывать, используя буквенные выражения, равенства, в которых выражено правило умножения числа на сумму и правило умножения числа на разность | Буквенное выражение | Фронтальный опрос | С.38, №108 |
21 | Зависимость между величинами | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника | Знать, что периметр квадрата зависит от длины его стороны. Уметь: указывать пары величин, в которых одна величина зависит от другой; приводить примеры двух величин, которые не зависят друг от друга; доказывать, что площадь квадрата однозначно зависит от его периметра; чертить прямоугольники по данным сторонам; вычислять периметр и площадь прямоугольников | | Фронтальный опрос | С. 40, №113 |
22 | Зависимость между величинами | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра и площади прямоугольника | Уметь: устанавливать однозначные зависимости между величинами; чертить окружности; проводить измерение радиусов и вычислять диаметр данных окружностей | Зависимость периметра и площади равностороннего треугольника от длины его стороны | Практическая работа | С.41, №118 |
23 | Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника | Уметь: заполнять таблицы; записывать формулы, которые показывают зависимость между величинами; вычислять значение величин; решать задачи; вычислять периметр равностороннего треугольника | Вычисление и сравнение величин | Фронтальный опрос | С.43, №124 |
24 | Стоимость единицы товара, или цена | 1 | Комбинированный | | Знать понятия «цена», «количество», «стоимость». Уметь: соотносить названные единицы количества товара и наименование товара; объяснять смысл наименований цены; вычислять цену; формулировать условие задачи по краткой записи | | Тест | С 45, №129 |
25 | Стоимость единицы товара, или цена | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи на нахождение цены, стоимости, количества товара; формулировать условие задачи по данному решению; чертить схему к условию задачи | | Фронтальный опрос | С.46, №132 |
26 | Когда цена постоянна | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи, когда цена постоянна; решать задачи разными способами; формулировать задачу по краткой записи | | Индивидуальный опрос | С.48, № 140, 141 |
27 | Реш задач на нахождение цены, колич., стоимости. | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами | | Фронтальный опрос | С.50, №147 |
28 | Реш. задач на нахождение цены, колич., стоимости. | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами | | Фронтальный опрос | С.50, №147 |
29 | Реш. задачи на нахождение цены, колич., стоимости. | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами | | Фронтальный опрос | С.50, №147 |
30 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Комбинированный | Решение задач и примеров | Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами | | | |
31 | Контрольная работа по теме « Реш. задачи на нахождение цены, колич., стоимости» | 1 | Конт роль знаний, умений | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи, правильно их оформлять; вычислять значение числового выражения со скобками. | | Индивидуальный опрос | |
32 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи, правильно их оформлять; вычислять значение числового выражения со скобками. | | Фронтальный опрос | |
33 | Деление нацело и деление с остатком Неполное частное и остаток | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Знать: понятия «неполное частное», «остаток»; что если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое | | Индивидуальный опрос | С.55, №161, 162 |
34 | Остаток и делитель Когда остаток равен 0 | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Знать, что если при делении с остатком делимое меньше делителя, то неполное частное равно 0, а остаток равен делимому. Уметь: проверять правильность выполнения деления с остатком; выполнять деление с остатком на 10; составлять и записывать случаи деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнять деление с остатком | | Индивидуальный опрос | С. 57, № 167, |
35 | Когда делимое меньше делителя | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Уметь: проверять правильность выполнения деления с остатком; составлять и записывать случаи деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнять деление с остатком | | Фронтальный опрос | С.61, №187 |
36 | Деление с остатком и вычитание | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Иметь представление, как деление с остатком можно выполнить с помощью вычитания. Уметь: сравнивать запись на деления с остатком и запись вычитания одного и того же числа несколько раз; записывать решение задачи с помощью деления с остатком; выполнять деление с остатком для данных пар чисел с помощью вычитания | Связь арифметических действий: деления и вычитания | Фронтальный опрос | С. 62, №194 |
37 | Какой остаток может получиться при делении на 2? | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Знать: понятия «четные» и «нечетные» числа; что число 0 относят к четным числам. Уметь: выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий | Число 0 относят к четным числам | Индивидуальный опрос | С.64, № 204, 205 |
38 | Какой остаток может получиться при делении на 2? | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Уметь: определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий; выполнять вычисления; подтверждать свои ответы | | Работа в парах | С.65, №210 |
39 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком» | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Уметь: выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий | | Индивидуальный опрос | С.66, №217, 218 |
40 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком» | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Уметь: выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий | | Индивидуальный опрос | |
41 | Запись деления с остатком столбиком | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Уметь: вычислять значения выражений с переменной; решать задачи на нахождение стоимости; не вычисляя значения выражений, выписывать выражения, значения которых при делении на 2 дают в остатке 1; записывать самое маленькое нечетное шестизначное число | Выражения с переменной | Тест | С.68, № 223, 225 |
42 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметич. Способом. | Уметь: решать задачи; выполнять деление с остатком; вычислять периметр и площадь прямоугольника | | Фронтальный опрос | |
43 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком. Зависимость между величинами» | 1 | Контроль знаний, умений | Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметич. способом | Уметь: решать задачи; выполнять деление с остатком; вычислять периметр и площадь прямоугольника | | Индивидуальный опрос | С.72, № 238, 239 |
44 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметич. способом | Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи; выполнять деление с остатком; вычислять периметр и площадь прямоугольника | | Работа в парах | |
45 | Способ поразрядного нахождения результата деления | 1 | | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать способ поразрядного нахождения результата деления. Уметь: объяснять способ поразрядного нахождения результата деления; определять цифру разряда десятков частного в данных частных; решать задачи | | Индивидуальный опрос | С.72, № 238, 239 |
46 | Поупражняемся в делен столб Вычисления с пом. калькулят | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: выполнять деление в столбик; записывать решение задачи в виде одного выражения; сравнивать запись деления столбиком и запись умножения столбиком; | Математические ребусы | Практическая работа | С.74, №246 |
47 | Час, минута и секунда | 1 | Комбинир | Единицы времени (час, минута, секунда) | Знать, сколько секунд в одной минуте. Уметь: выражать минуты и часы в секундах; | Сравнение величин | Инд. опр | С.78, №262 |
48 | Час, минута и секунда. Перевод величин. | 1 | Комбинированный | Единицы времени (час, минута, секунда) | Знать, сколько секунд в одной минуте. Уметь: выражать минуты и часы в секундах; располагать в порядке возрастания данные временные промежутки; решать задачи с определением времени, продолжительности; | Сравнение величин | Индивидуальный опрос | |
49 | Кто или что движется быстрее? | 1 | Комбинированный | Единицы скорости | Иметь представление о скорости передвижения различных тел. Уметь: определять, кто или что движется быстрее; располагать средства передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному; | Сравнение величин | Фронтальный опрос | С.80. №279 |
50 | Длина пути в единицу времени, или скорость | 1 | Комбинированный | Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) | Знать понятие «скорость». Уметь: определять скорость движения; выбирать верные записи скорости; переводить метры в секунду в километры в час | Сравнение величин | Фронтальный опрос | С. 81, №274 |
51 | Длина пути в единицу времени, или скорость | 1 | Комбинированный | Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) | Уметь: определять скорость движения; выбирать верные записи скорости; переводить метры в минуту в метры в секунду; располагать скорости в порядке возрастания; решать задачи на определение скорости движения | Кратное сравнение величин | Фронтальный опрос | С.82, №280 |
52-53 | Учимся решать задачи | 2 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движение (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи ни определение скорости движения; решать задачи разными способами; записывать решение задачи в виде буквенного выражения | Буквенное выражение. Зависимость расстояния от скорости движения. Зависимость стоимости от цены товара | Фронтальный опрос | С.85, № 290, 289 |
54 | Какой сосуд вмещает больше? | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Знать понятие «вместимость». Уметь: решать задачи на нахождение вместимости; сравнивать вместимости двух бассейнов | Сравнение величин | Индивидуальный опрос | С.87, № 298, 299 |
55 | Литр. Сколько литров? | 1 | Контроль знаний, умений | Единицы вместимости (литр) | Знать единицы объема - литр. Уметь решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах | Сложение величин | Фронтальный опрос | С.88, №303 |
56 | Вместимость и объем | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости (литр) | Знать понятия «вместимость» и «объем». Уметь: сравнивать объемы различных тел; проводить практическую работу; сравнивать объемы геометрических фигур; называть геометрические тела и фигуры; выполнять кратное сравнение объемов двух кубов | Вместимость и объем | Практическая работа | С.90, №307 |
57 | Кубический сантиметр и измерение объема | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости (литр) | Знать единицы объема: кубический сантиметр и измерение объема. Уметь: измерять объем в кубических сантиметрах; описывать практическую работу по измерению объема металлического шарика; определять объем в кубических сантиметрах изображенной на рисунке фигуры | Кубический сантиметр и измерение объема | Индивидуальный опрос. Практическая работа | С.93, №316 |
58 | Кубический дециметр и кубический сантиметр | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости (литр) | Знать единицы объема: кубический сантиметр и кубический дециметр. Уметь: выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры; выполнять сложение и вычитание величин; находить объем тела в кубических сантиметрах и кубических дециметрах; располагать величины в порядке возрастания объемов; выполнять кратное сравнение двух данных объемов | Кубический дециметр и кубический сантиметр | Фронтальный опрос | С.95, № 325, 326 |
59 | Кубический дециметр и литр | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости (литр) | Знать единицы объема: кубический дециметр и литр. Уметь: решать задачи на нахождение объема; переводить кубические дециметры в литры | Кубический дециметр и литр | Практическая работа | С.96, №332 |
60 | Литр и килограмм | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости (литр). Единицы массы (килограмм) | Знать единицы: литр, килограмм. Уметь: определять объем 1 грамма воды; находить, какую часть литра составляет 1 грамм воды; определять, что легче: 1 литр воды или 1 литр бензина | Плотность веществ. Литр и кило- грамм | Практическая работа | С.97, №336 |
61-62 | Разные задачи: арифметические и комбинаторные | 2 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи но нахождение объема; решать задачи разными способами; решать комбинаторные задачи | Комбинаторные задачи | Практическая работа | С.99, № 344 |
63 | Поупражняемся в измерении объема | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости (литр) | Уметь: определять объем фигур, изображенных на рисунке; измерять объем в кубических сантиметрах | | Фронтальный опрос | С.101, № 348 |
64 | Кто выполнил большую работу | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Иметь представление об объеме работы. Уметь: решать задачи на определение производительности; решать задачи на разностное и кратное сравнение | | Работа в парах | С.102, № 353 |
65 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы вместимости (литр) | Уметь; решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами | | Фронтальный опрос | |
66 | Контрольная работа по теме «Решение задач. Величины и их измерение» | 1 | Контроль знаний, умений | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы вместимости (литр) | Уметь; решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами | | Контрольная работа (35 мин) | |
67 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы вместимости (литр) | Уметь; выполнять работу над ошибками;решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами | | | |
68 | Производительность - это скорость выполнения работы | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь: составлять краткую запись в виде таблицы; находить производительность труда; приводить примеры зависимости объема работы от производительности труда | Зависимость объема работы от производительности труда | Практическая работа | С.104, № 361 |
69 | Производительность - это скорость выполнения работы. Самостоятельная работа | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы | Уметь: составлять краткую запись в виде таблицы; находить производительность труда; приводить примеры зависимости объема работы от производительности труда | Зависимость объема работы от производительности тр | Практическая работа | С.104, № 361 |
70 | Работа над ошибками. Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: выполнять работу над ошибками; формулировать условие задачи на нахождение скорости, на нахождение производительности, на нахождение цены по данному решению; формулировать условие задачи по краткой записи | | Фронтальный опрос | |
71 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь:формулировать условие задачи на нахождение скорости, на нахождение производительности, на нахождение цены по данному решению; формулировать условие задачи по краткой записи | | Практическая работа | С.106, № 368 |
72 | Отрезки, соединяющие вершины многоугольника | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Знать, что отрезки, соединяющие вершины многоугольника, называются диагоналями. Уметь: определять количество сторон и количество диагоналей у многоугольников; выполнять чертеж, проводить диагонали в многоугольнике; изображать многоугольник по данному количеству диагоналей | Зависимость между длиной стороны многоугольника и длиной диагонали, проведенных из одной и той же вершины многоугольника | Практическая работа | С.107, №372 |
73 | Разбиение многоугольника на треугольники | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник | Уметь: выполнять чертеж; делить отрезками многоугольник на данное количество треугольников, определять количество сторон и количество диагоналей в многоугольнике | Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники | Практическая работа | С.109, №383 |
74 | Записываем числовые последовательности. | 1 | Комбинированный | Тренируемся записывать числовые последовательности | Уметь: определять и записывать числовые последовательности | | Практическая работа | |
75 | Работа с данными | 1 | Комбинированный | Работа с таблицей, построение диаграмм. | Уметь: работать с таблицами; находить данные в таблице: строить столбчатую диаграмму. | | Работа в парах | |
76 | Работа с данными | 1 | Комбинированный | Работа с таблицей, построение диаграмм. | Уметь: работать с таблицами; находить данные в таблице: строить столбчатую диаграмму. | | Практическая работа | |
77 | Деление на однозначное число столбиком | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать: таблицу умножения и деления однозначных чисел; прием деления на однозначное число столбиком. Уметь: выполнять деление двузначного числа на однозначное столбиком; делить с остатком | | Фронтальный опрос | Учебник: ч.2, с. 7-8, №7 |
78 | Деление на однозначное число столбиком | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Знать понятия «первое промежуточное делимое», «второе промежуточное делимое». Уметь: выполнять деление трехзначного числа на однозначное столбиком; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять площадь треугольника; решать задачи в косвенной форме | | Фронтальный опрос | С.9-10, №14,17 |
79 | Число цифр в записи неполного частного | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: определять число цифр в записи неполного частного; определять старший разряд неполного частного; выполнять деление с остатком | | Индивидуальный опрос | С.11-12, №27, 28 |
80 | Деление на двузначное число столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм деления на двузначное число столбиком. Уметь: выполнять деление с остатком столбиком; заполнять таблицу, вычислив значения данного выражения при указанных значениях переменной; проверять, сколько раз можно вычесть число 16 из числа 79; решать задачи на деление с остатком | | Индивидуальный опрос | С.13-14, №36. 37 |
81-82 | Алгоритм деления столбиком | 2 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм деления на двузначное число столбиком. Уметь: анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное столбиком и отвечать по этой записи на вопросы; формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на вопросы; выполнять деление на двузначное число столбиком; решать задачи, выполняя схему | | Фронтальный опрос | С.15-17, №41,43 |
83 | Сокращенная форма записи деления столбиком. Самостоятельная работа | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать, какую запись называют сокращенной формой записи деления столбиком. Уметь: выполнять сокращенную форму записи деления столбиком; сравнивать сокращенную и полную записи деления столбиком; преобразовывать сокращенную запись в полную; выполнять деление на двузначное число столбиком, выполняя полную и сокращенную записи; восстанавливать запись деления столбиком | Математические ребусы | Индивидуальный опрос | С.18-19, № 48, 50 |
84 | Работа над ошибками. Поупражняемся в делении столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь: выполнять работу над ошибками; выполнять деление многозначного числа на двузначное; решать задачи на деление; формулировать условие задачи по данному решению; решать уравнение; формулировать условие задачи по данному уравнению | | Фронтальный опрос | С. 20-21, №6 0, 57 |
85 | Сложение и вычитание величин | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Знать: единицы длины, массы, объема, времени, площади; соотношения между единицами. Уметь: выполнять сложение и вычитание величин; формулировать условие задачи с величинами по данному решению; формулировать задачу с величинами по краткой записи в таблице; выбирать величину меньшую (большую) данной величины; решать задачи с величинами | Сложение и вычитание величин | Фронтальный опрос | С.22-23, № 69, 70 |
86-87 | Умножение величины на число и числа на величину | 2 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Знать, что умножить число на величину означает умножить данную величину на данное число. Уметь: выполнять умножение величины на число и числа на величину; решать задачи на нахождение времени; измерять длину данных отрезков и выполнять кратное сравнение полученных длин; записывать умножение числа на величину в виде суммы; выбирать из данных произведений выражение, которое является решением задачи | Умножение величины на число и числа на величину | Фронтальный опрос | С.24-25, № 76, 77 |
88-89 | Деление величины на число | 2 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: выполнять деление величины на число; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; решать задачи в косвенной форме | Деление величины на число | Фронтальный опрос | С.26-27, № 86, 87 |
90 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь; решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами | | Фронтальный опрос | |
91 | Контрольная работа по теме «Деление многозначного числа на двузначное число столбиком. Единицы объема» | 1 | Контроль знаний, умений | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь; решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами | | Контрольная работа (35 мин) | |
92 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь; выполнять работу над ошибками; решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами | | Фронтальный опрос | |
93-94 | Нахождение доли от величины и величины по ее доле | 2 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: находить долю от величины и величину по ее доле; решать задачи, используя схемы и чертежи | Нахождение доли от величины и величины по ее доле | Индивидуальный опрос | С.28-29, № 95, 96 |
95-96 | Нахождение части от величины | 2 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: находить часть от величины; решать задачи, используя схемы и чертежи | Нахождение части от величины | Фронтальный опрос | С.30-33, №104, 105 |
97-98 | Деление величины на величину | 2 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: выполнять деление величины на величину; решать задачи, используя схемы и чертежи; вычислять цену товара; приводить примеры единиц производительности; формулировать условие задачи по данному ответу | Деление величины на величину | Индивидуальный опрос | С.34-35, №119, 120 |
99 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: решать задачи; выполнять вычисления с величинами; находить значения числовых выражений | | Фронтальный опрос | |
100 | Контрольная работа по теме «Действия с величинами. Решение задач с величинами» | 1 | Контроль знаний, умений | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: решать задачи; выполнять вычисления с величинами; находить значения числовых выражений | | Контрольная работа (35 мин) | |
101 | Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: выполнять работу над ошибками; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение величины на число и числа на величину; выполнять деление величины на число; находить долю от величины и величину по ее доле; находить часть от величины; находить величину по ее части; выполнять деление величины на величину; решать задачи с величинами | | Работа в парах | |
102 | Поупражняемся в действиях над величинами | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь: выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение величины на число и числа на величину; выполнять деление величины на число; находить долю от величины и величину по ее доле; находить часть от величины; находить величину по ее части; выполнять деление величины на величину; решать задачи с величинами | | Индивидуальный опрос | С36-38, № 130, 131 |
103 | Когда время движения одинаковое | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь: решать задачи на движение, когда время движения одинаковое; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой пройденный путь S выражается через скорость v и время t | | Работа в парах | С.39-40, №139 |
104 | Когда длина пройденного пути одинаковая | 1 | Комбинированный | | Уметь: решать задачи, когда длина пройденного пути одинаковая; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой скорость v выражается через пройденный путь S и время t | | Фронтальный опрос | С 41-42, №143 |
105 | Движение в одном и том же направлении | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Знать, что при движении в одном направлении скорость измерения расстояния между движущимися объектами равна разности скоростей этих объектов; понятие «скорость увеличения расстояния между объектами». Уметь: решать задачи на движение в одном и том же направлении; заполнять решение задачи в таблице; формулировать условие задачи по чертежу | | Фронтальный опрос | С.43-45, №152 |
106 | Движение в противоположных направлениях | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Знать, что при движении в противоположных направлениях скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме скоростей этих объектов. Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; формулировать условие задачи по данному чертежу; формулировать задачу с данными скоростями объектов | | Индивидуальный опрос | С.46-47, №157 |
107 | Учимся решать задачи на движение | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь: соотносить чертеж и условие задачи; описывать ситуацию движения объектов по данным чертежам; формулировать задачи на движение в противоположных направлениях; решать задачи на движение | | Работа в парах | С.48-50, № 161, 162 |
108 | Поупражняемся в вычислениях и повторении пройденное по теме «Решение задач» | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное число столбиком; формулировать условие задачи на движение в одном направлении, используя данную схему; формулировать условие задачи на движение в противоположных направлениях | | Фронтальный опрос | С.51, №166 |
109 | Когда время работы одинаковое | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Знать понятие «производительность труда». Уметь решать задачи на производительность труда, когда время работы одинаковое | | Контрольная работа (35 мин) | С.52, №169 |
110 | Когда объем выполненной работы одинаковый | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь решать задачи на производительность труда, когда объем выполненной работы одинаковый | | Индивидуальный опрос | С. 53, №173 |
111 | Производительность при совместной работе | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь: решать задачи на производительность труда при совместной работе; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы | | Практическая работа | С.55-56, №180 |
112-113 | Время совместной работы | 2 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Знать понятие «совместная работа». Уметь: решать задачи на производительность труда, когда известно время совместной работы; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы | | Фронтальный опрос | С.57-58, №187 |
114 | Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами» | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь: решать задачи на движение, производительность труда; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значения числовых выражений со скобками | | Фронтальный опрос | С.59-61, № 194, 195 |
115 | Когда количество одинаковое | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость) | Уметь: решать задачи на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; определять зависимость стоимости от цены товара | | Практическая работа | С.62, №197 |
116 | Когда стоимость одинаковая | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость) | Знать, что при одинаковой стоимости увеличение (уменьшение) количества в несколько раз приводит к уменьшению (увеличению) цены в это же число раз. Уметь: решать задачи на нахождение цены товара и количество, когда стоимость одинаковая; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы | | Практическая работа | С 63-64, № 202, 204 |
117-118 | Цена набора товаров | 2 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость) | Уметь решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | | Индивидуальный опрос | С 65, №207 |
119 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Комбинированный | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества; выполнять устные и письменные вычисления с многозначными числами | | Фронтальный опрос | |
120 | Контрольная работа по теме «Решение задач на движение, производительность труда, нахождение стоимости» | 1 | Контроль знаний, умений | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества; выполнять устные и письменные вычисления с многозначными числами | | Индивидуальный опрос | |
121 | Работа над ошибками. Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | | Фронтальный опрос | С.66, №210 |
122 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | 1 | Комбинированный | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; решать задачи на движение; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | 1 | Индивидуальный опрос | С.67, №217 |
123 | Вычисления с помощью калькулятора | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: выполнять вычисления на калькуляторе; выполнять деление с остатком; определять неполное частное и остаток, используя калькулятор; вычислять значения числовых выражений со скобками | Вычисления с помощью калькулятора | Работа в парах. Практическая работа | С.68-69, №226 |
124 | Как в математике применяют союз «и» и союз «или» | 1 | Комбинированный | Построение простейших логических выражений типа «...и/или ...», «если... ,то ...», «не только, но и ...» | Знать, как в математике применяют союз «и» и союз «или». Уметь: читать записи вида х≥12; составлять и записывать верное двойное неравенство со знаком ); выписывать верные утверждения, в которых союз «или» можно заменить на союз «и» при условии, что утверждение останется верным | Логические задачи. Двойное неравенство | Фронтальный опрос | С.70-72, №237 |
125-126 | Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно, но и другое | 2 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: переформулировать данные утверждения с помощью логической связки «если... ,то ...»; завершать построение данных утверждений так, чтобы они получались верными; записывать решение задачи не только по действиям, но и с помощью одного выражения | Дополнение условия задачи недостающими данными | Фронтальный опрос | С.73-74, №243 |
127-128 | Учимся решать логические задачи | 2 | Комбинированный | Построение простейших логических выражении типа «...и/или ...», «если..., то ...», «не только, но и ...» | Уметь: решать логические задачи; доказывать верность данных утверждении; разгадывать арифметические ребусы | Арифметические ребусы | Индивидуальный опрос | С.75-76, №249 |
129 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Построение простейших логических выражений типа «...и/или...», «если... ,то ...», «не только, но и ...» | Уметь: решать задачи на нахождение площади прямоугольника; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значение числового выражения со скобками | | Фронтальный опрос | С.77, № 257, 255 |
130 | Квадрат и куб | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Знать понятия «квадрат», «куб». Иметь представление о ребрах, гранях куба. Уметь: изображать квадрат и куб; находить объем данного куба; решать логические задачи | Квадрат и куб | Фронтальный опрос | С.78-79, №262 |
131 | Круг и шар | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Знать понятия «круг» и «шар». Уметь: решать логические задачи; чертить круг; показывать центр круга; приводить примеры предметов круглой и шарообразной формы | Круг и шар | Индивидуальный опрос | С. 80-81, №268 |
132 | Площадь и объем | 1 | Комбинированный | Единицы площади и вместимости | Иметь представление: об объемных фигурах; что поверхность объемных фигур состоит из многоугольников (которые называются многогранниками). Уметь выделять куб, призму, прямоугольный прямоугольник, конус, цилиндр, пирамиду, шар | Площадь и объем | Фронтальный опрос | С.82-83, №274 |
133 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | Комбинированный | Единицы площади | Знать, как измерять площадь геометрической фигуры с помощью палетки. Уметь: определять площадь геометрических фигур с помощью палетки | Измерение площади с помощью палетки | Индивидуальный опрос | С.84-87, №281, 282 |
134-135 | Поупражняемся в нахождении площади и объема | 2 | Комбинированный | Единицы площади и вместимости. Вычисление площади прямоугольника | Уметь: находить площади данных фигур с помощью палетки; сравнивать результаты измерения площади прямоугольника по формуле (S = ab) и с помощью палетки; вычислять площадь боковых стенок бака; вычислять площадь одной клетки тетрадного листа и на нем строить различные многоугольники с площадью 12 кв. см | Формула вычисления площади прямоугольника | Работа в парах | С.88-89, №286 |
136 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | 1 | Комбинированный | Вычисление периметра и площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: проверять выполненное сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел в столбик; решать задачу на встречное движение; чертить квадраты определенной площади; сравнивать значения числовых выражений и записывать полученные результаты в виде двойного неравенства со знаком | | Фронтальный опрос | С.90-91, №297 |
137-138 | Уравнение. Корень уравнения | 2 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать понятие «корень уравнения». Уметь: среди данных записей выбирать уравнения; находить корни сложных уравнений; составлять пары уравнений так, чтобы уравнения в паре имели один и тот же корень; определять корень уравнения методом подбора | | Индивидуальный опрос | С. 92-93, |
139 | Учимся решать задачи с помощью уравнений | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи с помощью уравнения; формулировать условие задачи по данному уравнению; формулировать обратные задачи | Решение задач с помощью уравнений | Фронтальный опрос | С.94-95, №309 |
140 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: находить корни данных уравнений; решать задачи на движение; составлять уравнение, с помощью которого можно решить задачу; решать задачу на нахождение цены товара | | Практическая работа | С.96, №313 |
141 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Комбинированный | Единицы площади. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи; вычислять площадь прямоугольника | | Фронтальный опрос | |
142 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль знаний, умений | Единицы площади. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать задачи; вычислять площадь прямоугольника | | Контрольная работа (35 мин) | |
143 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи | | Фронтальный опрос | |
144 | Разные задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать логические задачи с помощью таблицы; решать комбинаторные задачи | | Индивидуальный опрос | С.97-98, №316 |
145 | Разные задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать логические задачи с помощью таблицы; решать комбинаторные задачи | | Работа в парах | С.98-99, №322 |
146 | Натуральные числа и число 0 | 1 | Комбинированный | Арифметические действия с нулем | Знать: понятие «натуральное число»; что число 0 не относится к натуральным числам. Уметь: записывать самое большое и самое маленькое из пятизначных натуральных чисел; записывать данные числа в порядке увеличения (уменьшения); называть предыдущее и последующее число для данного числа; записывать все возможные трехзначные числа с помощью трех данных цифр; определять, четным или нечетным будет значение данного числового выражения; находить натуральное число, которое нацело делится на числа 2, 3, 5; составлять и за писывать выражение, которое содержит все четыре действия и значение которого равно 1000 | | Фронтальный опрос | С.100-101, №334 |
147-148 | Алгоритмы вычисления столбиком | 2 | Комбинированный | Письменные приемы вычисления с натуральными числами | Знать алгоритмы вычисления столбиком. Уметь: выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел столбиком; вычислять значение числового выражения; составлять задание на вычитание столбиком | | Фронтальный и индивидуальный опрос | С.102-103 №337, 340 |
149 | Действия с величинами | 1 | Комбинированный | Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами | Уметь: из данных величин составлять и записывать всевозможные суммы (разности), значение которых имеет смысл вычислять; увеличивать (уменьшать) данные величины в несколько раз; выполнять разностное сравнение величин; вычислять часть данной величины; вычислять величину по данной части; решать задачи с величинами; выполнять кратное сравнение величин | Действия с величинами | Работа в парах | С104, №351 |
150 | Действия с величинами | 1 | Комбинированный | Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами | | | Фронтальный опрос | С.105, №352 |
151 | Как мы научились решать задачи на движение | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Уметь: решать задачи в виде одного выражения; строить схему к условию задачи; решать задачи на движение | | Фронтальный опрос | С.106- 107, №358 |
152 | Как мы научились решать задачи на производительность труда | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; дополнять условие задачи недостающими данными из географического атласа; решать задачи на производительность труда | Недостающие данные в условии задачи | Практическая работа | С.107-108, №363 |
153 | Как мы научились решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость) | Уметь решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости | | Практическая работа | С.108, №362 |
154 | Геометрические фигуры и их свойства | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Уметь: чертить прямоугольник с данными длинами; измерять площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника; чертить окружность с данным радиусом; строить равносторонний треугольник; разбивать равносторонний треугольник на 4 одинаковых равносторонних треугольника; с помощью циркуля и линейки делить отрезок на 4 равные части | Построение симметричных фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры | Практическая работа | С.109, №366 |
155 | Геометрические фигуры и их свойства | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Уметь: чертить два отрезка, которые пересекаются под прямым углом; строить тупоугольный (остроугольный, прямоугольный) треугольник; строить треугольник по данной стороне и высоте, проведенной к этой стороне; определять вид треугольника | Составление и разрезание фигур. Высота треугольника | Практическая работа | С.110, №373 |
156 | Буквенные выражения и уравнения | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Уметь: вычислять значения указанных в таблице выражений при заданных значениях переменной а; записывать значения в таблицу; составлять буквенные выражения для вычисления периметра данных многоугольников | Буквенные выражения и уравнения | Индивидуальный опрос | С.111- 112, №380 |
157 | Буквенные выражения и уравнения | 1 | Комбинированный | Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками | Уметь: записывать свойство сложения числа с нулем с помощью соответствующего равенства; записывать свойства вычитания с помощью соответствующих равенств; записывать свойства умножения с помощью соответствующих равенств; записывать свойства деления с помощью равенств; находить корни уравнений; составлять уравнение по данному условию; составлять три разных уравнения, корнем каждого из которых является число 725 | Буквенные выражения и уравнения | Фронтальный опрос | С.113, №384 |
158 | Вопросы для повторения | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать: нумерацию многозначных чисел; названия геометрических плоских фигур и объемных тел. Уметь: читать и записывать натуральные числа; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел; решать задачи на движение, производительность; находить корень уравнения | | Фронтальный опрос | С.114- 117 |
159-160 | Обыкновенные дроби | 2 | Комбинирванный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Иметь представление об обыкновенных дробях; понятиях «знаменатель», «числитель», «дробная черта». Уметь: записывать по рисунку долю, которую составляет закрашенная часть фигуры от всей фигуры; читать и записывать обыкновенные дроби; решать задачи с дробями; сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; сравнивать дроби с одинаковыми числителями | Обыкновенные дроби. Сравнение дробей | Практическая работа | С.121- 124 |
161 | Так учили и учились в старину | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь: решать нестандартные задачи на смекалку; решать старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур | | Индивидуальный опрос | С.125- 126 |
162 | Так учили и учились в старину. Обман зрения | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Уметь: решать нестандартные задачи на смекалку; решать старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур | | Практическая работа | С.127- 128 |
163-168 | Повторение | 5 | Комбинированный | Повторение знаний полученных в 4 классе. | | | | |
169-170 | Подведение итогов | 2 | Комбинированный | Обобщение | | | | |