Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 1 класса: "Путешествие по клечатой бумаге"»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе
«Путешествие по клетчатой бумаге» 1 класс
Разработала: Абакумова Валентина Николаевна
учитель начальных классов
МАОУСОШ № 8 г. Старая Русса,
Новгородской обл.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе программы факультатива «Геометрия клетчатой бумаги» М. М. Константиновой, В. Новгород: НРЦРО, 2009 год, а также программы Галеевой О. А. «Весёлая геометрия», 2012г.
Программа «Путешествие по клетчатой бумаге» предназначена для учащихся начальной школы, обучающихся по любой программе.
Данная программа составлена по следующим принципам:
Преемственность с курсом математики;
Обогащение геометрического опыта учащихся;
Возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
Возможность проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.
Основная цель данного курса:
Используя клетчатую бумагу, дать учащимся начальные геометрические представления и способствовать их интеллектуальному и творческому развитию.
Задачи курса:
Расширять и углублять представления о геометрических фигурах;
Развивать познавательную деятельность учащихся и интерес к изучаемому предмету.
Клетчатая бумага позволяет проводить многие геометрические построения, помогает лучше понять и изучать свойства фигур.
Чертя на клетчатой бумаге линии, ребёнок развивает внимание и глазомер. Составляя различные орнаменты, он развивает не только логическое и творческое мышление, но и фантазию, эстетический вкус. Изображая различные силуэты, ребёнок учится анализировать, сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерность. Упражнение на клетчатой бумаге способствуют развитию интуиции, воображения.
Занятия должны приносить детям глубокое удовлетворение, радость познания. Особое внимание следует уделять созданию положительного и эмоционального настроя, что позволит развить интерес к изучаемому. Занятия строятся на интересе детей и не должны носить принудительный характер.
Материал, предлагаемый детям, должен быть понятен. При проведении занятий используются задачи на смекалку, занимательные задачи и упражнения, дидактические игры.
Так как у детей младшего школьного возраста развито наглядно-действенное мышление, то проводится много практических упражнений.
УУД по курсу «Путешествие по клетчатой бумаге»
Регулятивные
Учащиеся научатся:
отслеживать цель деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала;
проверять результаты работы;
адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные
ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности по
клеточкам;
Познавательные
Учащиеся научатся:
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
сравнивать и классифицировать изображенные фигуры: по заданным
критериям;
Учащиеся получат возможность научиться:
видеть аналогии и использовать их при освоении приёмов зарисовки фигурпо клеточкам;
сопоставлять информацию
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты,
выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания
Содержание программы.
1 класс (33 часа)
Раздел № 1 -3 часа
Формирование понятия «Геометрия», «Точка», Ориентировка в пространстве и на плоскости (через демонстрацию и словесное пояснения): «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «за», «посередине», «между», а также их сочетание (например «вверху справа».
Раздел № 2 -11 часов
Формирование понятия о линиях: прямой, кривой, ломанной. Формирование представлений о бесконечности прямой линии. Формирование представлений о незамкнутой и замкнутой ломанной. Кривой линий. Линий и точек – их взаимном расположении.
Раздел № 3 - 4 часа
Формирование понятий о луче и отрезке. Сходство и различия между прямой, лучом, отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи линейки. Построение отрезка, равного заданной длины при помощи чертёжной линейки. Формирование понятия о мере измерения (сантиметр). Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей, отрезков. Формирование понятии пересекающиеся, параллельные прямые, кривые линии.лучи и отрезки.
Раздел № 4 - 4 часа
Формирование представлений об углах, стороны. Вершины угла. О разных видах углов: прямом, тупом, остром. Построение углов на бумаге и путём сгибания листа. Сравнение углов путём наложения друг на друга. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов.
Раздел № 5 -2 часа
Формирование понятия о треугольниках. Соотношение геометрической модели треугольник с окружающими предметами.
Раздел № 6 - 2часа
Четырёхугольники. Общие понятия. Виды четырёхугольников.
Раздел № 7 - 2 часа
Круг. Признаки круга, овала. Окружность.
Раздел № 8 -5 часов
Тела. Выделение групп предметов сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями: призма, пирамида, цилиндр, конус, шар, куб, параллелепипед. Знакомство с признаками тел.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс
№
дата
содержание
Кол-во часов
1
Знакомство со сказочной страной «Геометрия»
1
2
Геометрическое понятие точка
1
3-4
Знакомство с понятием линия
2
5
Пересечение линий
1
6-7
Знакомство с понятием «прямая линия»
2
8
Знакомство с линейкой
1
9
Знакомство с линейкой, единицей измерения дины – сантиметр.
1
10
Знакомство с понятием «кривая линия»
1
11
Знакомство с понятием «отрезок»
1
12
Знакомство с мерой длинны – сантиметр и прибором измерения – линейкой.
1
13
Знакомство с понятием «Луч»
1
14
Знакомство с понятием «Ломанная линия»
1
15-16
Знакомство с понятием «угол»
2
17
Обобщающие итоговое занятие по теме «линии»
1
18
Знакомство с геометрической фигурой – многоугольник.
1
19
Знакомство с геометрической фигурой – треугольник.
1
20
Знакомство с пирамидой как с геометрическим телом
1
21
Знакомство с геометрической фигурой – квадрат
1
22
Знакомство с геометрической фигурой прямоугольник,