Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение на русском родном языке является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа gj hjlyjve kbnthfnehyjve xntyb.»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Самсоновская средняя общеобразовательная школа»
Шипуновского района Алтайского края
«Согласовано»
Протокол пед. совета
от _______2020 г. №
«Утверждено»
Директор школы ________
/В.И. Шац/
Приказ
от«___»____2020 г.№
Адаптированная рабочая программа
индивидуального обучения
для детей с легкой умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
по литературному чтению на русском родном языке для 4 класса
начальное общее образование
на 2020/2021 учебный год
Рабочая программа составлена наоснове Примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке» для 2-3 классов. Автор: Л.В.Поворознюк, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования, АКИПКРО, 2019.
Составитель:
Т. Г. Панфилова, учитель начальных классов,
первая категория.
Самсоново 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (редакция от 02.06.2016г., с изменениями и дополнениями).
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного приказом № 373 от 06.10.2009, г. (изменения № 507 от 18.05.2015г.)
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»
4.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования новая редакция от 04.04.2018 (проект)
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 28 декабря 2018 года № 345»
6. Примерной рабочей программы учебного предмета « Литературное чтение на родном языке» для 2-3 классов, составитель Л.В.Поворознюк, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования
7. Учебного плана муниципального казенного общеобразовательного учреждения « Самсоновская средняя общеобразовательная школа» на 2019/2020 уч. год.
8. Положения о рабочих программах МКОУ « Самсоновская СОШ» приказ № 19 от 28.08.2015г..
9. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Самсоновкая СОШ»
Цели программы:
формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Цели коррекционных курсов:
создать условия для исправления дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннего развития личности обучающихся;
способствовать умственному развитию обучающихся;,
корректировать имеющиеся специфические нарушения.
Задачи программы:
формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного;
формирование способности к полноценному восприятию литературного текста;
усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
- корректировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- корректировать выразительную сторону речи;
-учить строить устные связные высказывания;
-воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). Развитие речи, овладение техникой речи. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимся.
Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение на русском родном языке является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения данного курса, входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс литературного чтения на русском родном языке во 2 классе составляет 17 часов; в 3 классе – 17 часов. Общее количество часов на предмет «Литературное чтение на русском родном языке» –34 часа
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование
Изменения в авторскую программу не внесены.
Планируемые результаты освоения программы
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение на русском родном языке»
Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.
Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
Содержание учебного предмета
Круг чтения.
Во 2-3 классах дети читают произведения Алтайских писателей и поэтов.
Список рекомендуемых произведений для учащихся 2 класса
Атаманов Иван Алексеевич
Заяц-путешественник
Лягушка и Барбос
Ленивый воробей
Бианки Виталий Валентинович
Хитрый лис и умная уточка и другие
Власов Алексей Валентинович
Мама
Доброта
Я – солдат!
Дождик в лесу и другие
Кан Ольга Викторовна
Трудное слово СОБАКА
Покупайте облака
Мокшин Михаил Михайлович
Мы живём на Алтае
Лето
Бывшему воину и другие
Нечунаев Василий Маркович
Грамотей среди детей
Маленькие радости
Зимняя байка и другие
Новичихина Валентина Александровна
Страна Играния
Откуда берутся дети и другие
Свинцов Владимир Борисович
Сказка про яблоньку
Первый снег
Нахальный лягушонок
Такмакова Ольга Владимировна
Стихи для мамочки
Летняя метель и другие
Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна
Новогодняя сказка
История знаменитого мышонка
Гордая слива
Чебаевский Николай Николаевич
Мальчишки
Юдалевич Марк Иосифович
Алтай
Кто же съел конфеты?
Костик-хвостик и другие
Тематическое планирование.
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Кол-во к/р, п/р, л/р, экскурсии
1.
М.М. Мокшин «Библиотека»
1
2.
М.М. Мокшин «Осень», «Причуды осени»
1
3.
О.С. Московка (Матушкина) «Волшебная книга»
1
4.
Л.С. Мерзликин «Драчуны»
1
5.
В.Я. Озолин «О дворнике, который решил стать…дворником»
М.И. Юдалевич «Если б вдруг исчезли книжки», «Волшебное слово»
Перечень учебно- методических средств обучения.
Литература родного края. 3 кл. [Текст]: метод. рекомендации / Л. Н. Зинченко, О. И. Плешкова, И. В. Федорова и др.; рец. Л. А. Никитина ; БГПУ. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 59 с.
Литература родного края : учебно-методическое пособие для 3 класса / Барн. гос. пед. ун-т, Центр «Детское чтение», Общественная Алт. краев. писательская организация ; сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова. – Барнаул: [БГПУ], 2009. – 63 с.: ил.
Лист корректировки рабочей программы
№
Название раздела, темы, номер урока
Количество часов
Дата проведения
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия Реквизиты документа, которым закреплено изменение