Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФГОС по ручному труду 4 СКК»
Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду предназначена для 4 специальных коррекционных классов основной общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015г.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897. Зарегистрирован Минюстом России №19644 01 февраля 2011г.:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В.В. Москва : Просвещение 2008 г.Трудовое обучение (1—3 классы — Н. Н. Павлова; 4 класс — С. Л. Мирский)
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Володарск, Нижегородской области
Учебный план МБОУ СШ № 1 на 2020-2021учебный год.
Годовой учебный график МБОУ СШ № 1.
Цель программы :
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
· воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
· уважение к людям труда;
· сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
· формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
· ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
· предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
· работа с глиной и пластилином;
· работа с природными материалами;
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами;
· работа с проволокой и металл конструктором;
· работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
· выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
· воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
· обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
· значение производства товаров для жизни людей;
· сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
· демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
· соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
· знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Содержание учебного предмета
4 класс
(1 ч в неделю)
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
АППЛИКАЦИИ
· Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик). 2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.).
· Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам.
· Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.
· Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.
Практические работы
· Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.
· Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.
· Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах.
ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ
· Изделия: 1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Макет комнаты.
· Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение.
· Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей.
Практические работы
· Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии.
· Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.
ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ
· Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений.
· Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака.
· Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.
· Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям.
Практические работы
Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия.
КОРОБКИ ОТКРЫТЫЕ
· Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
· Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона.
Практические работы
· Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.
· Самостоятельная работа.
РАБОТА С ТКАНЬЮ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ
· Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.
· Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
Практические работы
Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.
САЛФЕТКИ-ПРИХВАТКИ
· Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфеток-прихваток.
· Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Практические работы
Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.
ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ
· Изделия. Подушечка 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.
· Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.
Практические работы
Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.
РЕМОНТ ОДЕЖДЫ
· Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва.
· Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.
Практические работы
· Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки.
· Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
МЯГКИЕ ИГРУШКИ
· Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.).
· Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон.
· Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец.
· Эстетические требования к изделиям.
Практические работы
Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.
РАБОТА С МЕТАЛЛОМ И ДРЕВЕСИНОЙ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПРОВОЛОКИ
· Изделия: 1. Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка). 2. Цепочки в 2 и 3 оборота. 3. Подставки для книг. 4. Головоломки.
· Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.
Практические работы
· Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
· Последовательное изгибание заготовки стальной проволоки при изготовлении подставки для книги (ориентировка по предметным образцам-полуфабрикатам). Контроль и оценка правильности выполненных изделий.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЖЕСТИ И ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА
· Изделия: 1. Коробочки из вырезанных по размерам заготовок. 2. Игрушка «летающий пропеллер».
· Технические сведения. Свойства и применение жести, тонколистового металла (кровельной стали). Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личневый, оправки, тиски. Правила безопасной работы чертилкой и ножницами.
Практические работы
· Разметка контура изделия по шаблону. Вырезание заготовки с креплением ножниц в тисках. Притупление кромок личневым напильником. Гибка заготовки на оправке.
· Разметка заготовки летающего пропеллера по размерам. Разметка, прогибание отверстий под штифты и зачистка заусенцев напильником. Изгибание круга из тонкой стальной проволоки. Крепление пропеллера в круге (зафальцовкой проволоки на концах пропеллера). Пропеллер запускается с помощью катушки с двумя штифтами на торце и стержня.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
· Изделия: 1. Игрушечная мебель (из выстроганных по ширине и толщине заготовок). 2. Модели транспортных средств: повозка, трактор, грузовой автомобиль (колеса изготавливают учащиеся старших классов), корабль. 3. Поделки из природных материалов.
· Технические сведения. Распространенные в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твердость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.
· Материалы: гвозди, клей, шкурка. Правила безопасной работы при пилении. Ознакомление учащихся с изделиями из сучков, веток, корней деревьев.
Практические работы
· Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Отпиливание ножовкой и обработка деталей напильником, шкуркой. Сборка на гвоздях и клею. Крепление дополнительных деталей, раскраска.
· Подбор сучков и веток для изготовления фигур животных, человека. Сборка путем засверливания отверстий буравчиком, склеивания.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ФАНЕРЫ (ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ И ВЫЖИГАНИЕ)
· Изделия: 1. Силуэты с преимущественно прямоугольными кромками (сельский дом, грузовая автомашина). 2. Силуэты птиц и зверей.
· Технические сведения. Лобзик ручной. Устройство, приемы работы, правила безопасности.
· Фанера. Различие фанеры по толщине. Технологические свойства фанеры.
· Отделочные материалы: шкурка, бесцветный лак, олифа. Их свойства и применение.
Практические работы
· Перевод рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги. Крепление заготовки при ручном выпиливании. Приемы выпиливания на изгибах контура кромки изделия. Шлифовка изделия шкуркой. Выжигание. Подрисовка и раскраска. Нанесение бесцветного лака.
Упражнения. Выполнение установочных упражнений в выпиливании лобзиком и выжигании на материалоотходах.
Самостоятельная работа
РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАСТВОРАМИ (ПРОПЕДЕВТИКА ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОГО ДЕЛА)
· Технические сведения. Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям.
Практические работы
Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.
ЗАГОТОВКА ГЛИНЫ
Технические сведения. Виды и свойства глины. Применение глины. Оценка качества глины в полевых условиях. «Жирная» и «тощая» глины. Прием определения готовности глины к работе.
Практические работы
Выкапывание глины. Определение наличия в глине мелких камней и песка на ощупь. Просушивание, измельчение и просеивание глины. Заливка водой и удаление примесей.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ
Изделия: 1. Деревянная скалка. 2. Стеки и лопаточки разной формы. 3. Разборные формы для изготовления кирпичей уменьшенных размеров (заготовки выполняются учащимися старших классов).
Практические работы
· Анализ образцов и технических рисунков изделий. Измерение заготовок и разметка по заданным размерам. Отпиливание заготовок. Обработка ножом, напильником и шкуркой. Покрытие поверхности скалок и лопаток олифой. Пропитка стеков растительным маслом. Разметка мест соединения деталей разборной формы и выпиливание выемок для соединения перегородок.
· Зачистка деталей шкуркой и отделка олифой.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГЛИНЫ
· Изделия: 1. Кирпич уменьшенного размера (соотношение сторон 4:2:1 и строения на них). 2. Посуда. 3. Фигуры птиц и зверей.
· Технические сведения. Глиняное тесто и способы его приготовления. Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный брак изделий из глины. Способы отделки и украшения изделий.
Практические работы
· Подготовка рабочего места. Приготовление глиняного теста (насыпка сухой глины в посуду, заливка водой, отстаивание, сливание отстоявшейся воды, выкладывание теста в мешковину).
· Формовка кирпичей с помощью формы, подкладной доски, киянки, лопаточки. Изготовление модели дома.
· Изготовление других изделий: определение формы основной детали и ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Просушка и обжиг изделий. Раскрашивание.
ОТЛИВКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЕБАСТРА, ГИПСА, ЦЕМЕНТА
· Изделия: 1. Барельефы. 2. Фигурки животных и птиц.
· Технические сведения. Основные свойства алебастра, гипса, цемента. Растворы для изготовления отливок. Формы для отливок. Правила подготовки форм для выполнения отливок. Требование к сушке изделий. Возможный брак при выполнении изделий отливкой и меры его недопущения.
Практические работы
· Приготовление раствора. Подготовка форм: выбор форм в соответствии с изделием, нанесение мастики на стенки формы, заливка формы раствором. Определение готовности отлитых изделий, выемка, установка изделий для просушки.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
Тема урока
Название изделия
Кол-во уроков
Дата
план
факт
Первая четверть.
1
Работа с бумагой.
«Что ты знаешь о бумаге?»
Образцы или изображения инструментов,материалов,приспособлений, изделий, видов бумаги, технологических операций, видов работ.
0,5
2
Работа с бумагой. Складывание из треугольников.
Геометрическая фигура- раскладка.
0,5
3
Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата.
Фигурка «рыбка»
0,5
4
Работа с бумагой. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах.
Игра « геометрический конструктор»
0,5
5
Работа с тканью. « Что ты знаешь о ткани?»
Бумажная схема полотняного переплетения нитей.
0,5
6
Работа с тканью. Виды работы и технологические операции при работе с тканью и нитками. Скручивание ткани.
Игрушка « Кукла- скрутка»
1
7
Работа с тканью. Отделка изделия из ткани.
Салфетка с аппликацией
1
8
Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей.
Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок»
1
9
Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Игрушка « Летающий диск»
0,5
10
Работа с бумагой и картоном. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей.
Игрушка из бумажных кругов «Попугай»
1
11
Работа с бумагой и картоном. Развертка изделия.
Конверт для писем с клеевым соединением деталей.
0,5
12
Работа с бумагой и картоном. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям.
Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения.
0,5
Вторая четверть.
13
Работа с бумагой и картоном. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника.
Аппликация « Коврик с геометрическим орнаментом»
0,5
14
Работа с бумагой и картоном. Разметка прямоугольника с помощью угольника.
Закладка для книг из зигзагообразных полос
1
15
Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника.
Закладка для книг со свободным плетение
0,5
16-17
Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка.
1
18
Работа с металлом. « Что надо знать о металле»
0,5
19
Работа с металлом.
Изделие «Дерево»
0,5
20
Работа с металлом.
Изделие «Паук»
0,5
21
Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части способом складывания.
« Геометрическая фигура – раскладка»
0,5
22
Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части способом складывания.
«Складные часы»
0,5
23
Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки.