kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса “Декоративно- прикладное искусство”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из целей Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, связанных с модернизацией содержания общего образования  является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Факультатив «Умелые руки» направлен на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса “Декоративно- прикладное искусство”»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ново – Удинская

средняя общеобразовательная школа


МБОУ Ново – Удинская СОШ






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса “Декоративно- прикладное искусство” для 2 класса

на 2017 – 2018 год.







Всего: 34 часа

1 час в неделю

Составила: Купрякова Л. А.,

учитель начальных классов

МБОУ Ново- Удинская СОШ




Пояснительная записка


Одной из целей Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, связанных с модернизацией содержания общего образования является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью . Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Факультатив «Умелые руки» направлен на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности.

Цель программы:

1.Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

2.Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно – прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия

3. Научить детей планировать работу, правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности

Основные задачи факультативного курса:

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

- - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

Для реализации этих требований особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

1) Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, то есть обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. д;

2) Опора на личностно ориентированный подход в образовании;

3) Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а также особенности местной региональной культуры

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации

Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.

Главный психологический принцип - создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.

Важнейший принцип психолого-педагогической работы:

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.


Реализация программы происходит с нагрузкой в 34 часа, 1 раз в неделю, с учётом возраста детей 8- 10 лет. Это обосновано тем, возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а в особенности организации учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей в возрасте 8- 10 лет

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быту , сувениры, подарки. В процессе обучения учатся выполнять аппликационные работы. Эта работа развивает глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты, даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;

2) Потребности, интересы учащихся

3) Уровень развития коллектива;

4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.

К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:

- осознание и признание права личности быть не похожим на других;

- проявление уважения к личности;

- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;

- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;

- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.


Предоставляется возможность достижения учащимися следующих метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Предоставляется возможность достижения учащимися следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач

Предоставляется возможность достижения учащимися следующих личностных результатов в соответствии с ФГОС.

Объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.

В результате изучения программы данного курса должны быть достигнуты определенные ре­зультаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения материала кружковой работы декоративно-прикладного творчества:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированное универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст­вовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб­ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред­мета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, его роли в ду­ховно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством;

  • овладение практическими умениями;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представле­ний в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду­манный художественный образ;

  • освоение умений применять в творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.



Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения, обучающиеся научатся:

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

- самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на план;

- использовать необходимые инструменты для занятия;

- соотносить размеры деталей изделия при выполнении работы;

- правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

- знать название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки,

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;


Выпускник получит возможность научиться:

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Методы - как способ организации занятий:

словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ

наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов

практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения,

игровые – конкурсы, викторины, театральные минипостановки, настольный театр


Методы – как уровень деятельности детей на занятии:

объяснительно – иллюстративные – объяснение, чертежи, схемы, таблицы

репродуктивные

частично – поисковые – нахождение информации,

исследовательские – опыты, самостоятельная творческая работа


Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальная;

работа в парах;

групповая;

коллективная.


Формы проведения занятий:

конкурс,

урок – игра;

сказка;

викторина.

Описание разделов программы факультативного курса «Художественно- декоративное искусство»



Вводное занятие

Задачи . Природа в жизни человека. Охрана природы. Порядок сбора материала. Отражение красоты природы в искусстве. Декоративно-прикладное искусство, его возникновение, развитие. Использование природных материалов, бумаги, ткани, бисера и т.д. Применение линии симметрии, ритма, цветовой гармонии в составлении узоров, аппликаций, композиций.


Работа из природного материала

Материалы для выполнения работы. Работа с засушенными растениями. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания.

Работы из камыша, мха, коры, веток и др. Использование природного материала: крылаток, бересты, камыша, семян в декоративных работах.


Аппликация из бумаги, поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна

Материалы для выполнения аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Знакомство с основами цветоведения. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницами , клеем. Основы бумагопластики ( « пушистый шарик», « бумажный комочек», « травка»


Работа с нитками

Виды ниток. Беседа о народной игрушке. Изготовление куклы из ниток, аппликаций из резаных ниток. Приём изготовления коконов из клея и ниток. Сувениры – птицы из коконов. Плоскостная композиция из ниток на картоне. Изонить. Плетение узлами ( макраме). Изготовление кашпо.


Работа с пластилином, с солёным тестом

Знакомство с материалами. Подготовка солёного теста. Основные приёмы лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, присоединением. Беседа о народной глиняной игрушке. Лепка игрушек. Выполнение рельефной композиции. Выполнение аппликации из пластилина, теста.


Работа с бросовым материалом

Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликации из карандашных стружек. Изготовление игрушек из использованных флаконов , упаковок, пуговиц, фантиков, ложек.


Работа с пухом, перьями, яичной скорлупой.

Знакомство с основными приёмами работы с пухом, перьями, ватой. Аппликация. Объёмная игрушка из яичной скорлупы. Домик.



Работа с тканью

Правила безопасности при работе Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Клеевая аппликация из лоскутков.

Понятия « шов и стежок». Отработка швов. Правила набивки мягких игрушек. Виды вышивки. Основы вышивания. Вышитая салфетка, открытка. Правила безопасности.


Вязание крючком

Из истории вязания крючком. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда при вязании. Приёмы вязания крючком. Изготовление прихватки.


Подведение итогов годовой работы

Анализ выполненных работ. Оформление выставки.


Обеспечение программы

Материалы:

- бумага цветная , бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной;

-нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, цветные ленты, шерстяная пряжа.

- проволока;

- ткани, различные по цвету, фактуре, видам;

- бисер

- природный материал, « бросовый материал ( пробки, бутылки пластиковые, коробки и т. д . )

- солёное тесто, пластилин;

- клей ПВА, момент;

- ракушки


Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, крючки, спицы, пяльцы, рамки, ножницы, шило, утюг


Кол-во часов: 34 часа

Литература


1.Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2000 г.

2. «Лепим из пластилина». Смоленск 2000 г.

3«Цветочные фантазии из бисера». Москва. Мой мир – 2007 г.

4.«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.

5.М.Антипова. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. ИД «Владис» - 2009 г.

6.«Хелен Уолтер, Популярный квилинг», издательство «Ниола-Пресс», 2008 г.




Тематическое планирование факультативного курса

«Художественно- декоративное искусство»

п/п

Дата по плану

фактически

Наименование разделов и тем

Оборудование


Вводное занятие ( 3 ч.)


1/1



Вводный урок. Что такое декоративно – прикладное искусство.



2/2



Техника безопасности работы с природным материалом. Сбор природного материала



3/3



Экскурсия в краеведческий музей



Работа с бумагой (9 ч.)


4/1



Знакомство с произведениями народных художественных промыслов

ИКТ


5/2



Роспись матрешки.(Семёновская, Загорская, Полхов – Майданская)

ИКТ


6/3



Выполнение эскиза шкатулки и композиции по мотивам Городца.

учебник


7/4



Роспись шкатулки по мотивам Городца

ИКТ


8/5



Изготовление подноса (папье маше)

ИКТ


9/6



Выполнение эскиза жостовского подноса

ИКТ


10/7



Изготовление модели самолёта

учебник, картины


11/8



Изготовление модели светофора

учебник


12/9



Изготовление модели робота

учебник


Работа с природным материалом ( 7 ч.)




ИКТ

13/1



Техника безопасности. Правила просушивания и хранения природных материалов.

ИКТ


14/2



Работа с гербариями

ИКТ


15/3



Оформление панно

учебник


16/4



Оформление панно

ИКТ


17/5



Изготовление аппликации из природного материала

ИКТ


18/6



Изготовление аппликации из природного материала

ИКТ


19/7



Изготовление ваз

учебник, картины


Работа с различными материалами ( 6 ч.)




учебник

20/1



Декоративное рисование по мотивам мастеров Хохломы.

учебник


21/2



Расписывание разделочной доски по мотивам Хохломы.

ИКТ


22/3



Изготовление кормушек

ИКТ


23/4



Изготовление карандашницы

ИКТ


24/5



Изготовление изделий из пластиковой бутылки

учебник


25/6



Изготовление изделий из пластиковой бутылки

ИКТ


Работа с различными тканями ( 5 ч.)




ИКТ

26/1



Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек

ИКТ


27/2



Проектирование мягкой игрушки .Крой мягкой игрушки.

учебник, картины


28/3



Изготовление мягкой игрушки

учебник


29/4



Изготовление мягкой игрушки

учебник


30/5



Изготовление подставки под горячее

ИКТ


Кожная пластика ( 4 ч.)


31/1



Художественная обработка кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты.



32/2



Изготовление декоративного ремня



33/3



Изготовление сувенира



34/4



Изготовление сувенира









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса “Декоративно- прикладное искусство”

Автор: Купрякова Любовь Александровна

Дата: 02.03.2018

Номер свидетельства: 460482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства