для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития
по предмету: «Развитие речи и окружающий мир»
предметная область: «Окружающий мир»
класс: 5
2018 - 2019 учебный год
Разработала: учитель Белицкая Ольга Владимировна.
г. Котово
1. Пояснительная записка.
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. У детей данной категории речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе следующих документов:
-Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
-Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.- 1, 2 класс;
Данная программа составлена на основании характеристик учащихся 5 класса, а также согласно предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы от ____________ .
Цель обучения:
- создание условий дляисправления дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Задачи обучения:
Образовательные задачи: формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире.
Коррекционно-развивающая задача: повысить уровень общего и речевого развития учащихся.
Воспитательная задача: привить интерес к предмету, формировать нравственные качества.
Независимо от возраста учеников обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. В зависимости от возможностей каждого учащегося по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп усвоения материала.
2. Общая характеристика учебного предмета
В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются комплексно, с использованием деятельностного подхода к обучению.
В «Программе» выделяются следующие основные задачи, которые предстоит решать педагогу в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи и окружающий мир»:
формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»);
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений);
учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
развивать фразовую речь;
развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом.
Все эти задачи в той или иной степени необходимо решать в процессе работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Однако первостепенная задача учителя — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящие и указательные жесты и т. д.
Отбор методов и приемов обучения по предмету«Развитие речи и окружающий мир» и соответствующих им средств проводится на основе принципов наглядности и активности детей при ведущей роли педагога, с опорой на интересы ребенка, с учетом его актуального состояния, ресурсов и ограничений. Учитель обеспечивает баланс задач поддерживающих и развивающих. Обучение носит наглядно-действенный характер.
На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия поподражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Для формирования мотивации, саморегуляции, важными являются такие приемы: как побуждение к активности, поощрение самостоятельности, предоставление возможности действовать самому, предвосхищающий комментарий, опоры (зрительные, слуховые, ритмические), использование способов поощрения, значимых для ребенка.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);
- развитие способности к коллективной деятельности;
- формирование интереса к уроку.
Специфика предмета «Развитие речи и окружающий мир» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с предметом «Чтение и альтернативное чтение». Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой обучение чтению сочетается с обучением говорить, слушать, рассказывать.
Реализация программы рассчитана на 1 год.В учебном плане надомного обучения на предмет «Развитие речи и окружающий мир» в 5 классе отводится – 68 часов в год (2 часа в неделю) по учебнику: Развитие речи. 1 класс, Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева, АРКТИ, 2015 г.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Образовательная область, к которой относится учебный предмет - «Окружающий мир»
Сроки изучения учебного предмета – 1 год;
Количество часов на изучение предмета - 2 часа в неделю (68 часов в год);
Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета
Содержание данной адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы состоит из следующих разделов:
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
Развитие общих речевых навыков.
Я — ребенок.
Мои игрушки.
Моя семья.
Явления природы.
Разделы учебного предмета в свою очередь подразделяются на темы:
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
-Знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Выбор вместе с учащимися наиболее интересных для каждого из них бытовых предметов и игрушек (из ряда предложенных) — определение предпочтений учащихся.
-Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранными игрушками, бытовыми предметами.
Развитие общих речевых навыков
- Упражнения на развитие у учащихся правильного дыхания, формирование осанки.
- Речевые действия по подражанию и на основе речевого сопровождения игровых упражнений.
- Проговаривание учащимися с помощью учителя потешек, стихов.
Я - ребенок.
-Упражнения на ориентировку в собственном теле. Совместный с учителем показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги (с использованием невербальных и вербальных средств общения).
-Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Моя кукла — она похожа на меня» и др.
Мои игрушки.
-Свободные предметные игры с любимыми игрушками.
-Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка и т. п.).
-Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).
-Специально созданные игровые ситуации, позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения, используя игрушки, выражать радость от достижения своих целей. Побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах.
-Игры с образными игрушками. Проигрывание различных ситуаций общения с образными игрушками (роль ведет учитель, роль ведет учащийся вместе с учителем).
-Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.
-Упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учащимися обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол). Совместная с учащимися игра со сборно-разборной игрушкой: выбирается одна игрушка (разобрать целое на части, собрать части в целое).
-Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».
-Игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками и реальными предметами: «Матрешка», «Пирамидка (большая и маленькая)», «Подбери крышки к кастрюлям», «Прокати шары в ворота», «Собери картинку», «Стирка одежды для куклы» и др.
Моя семья.
-Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, я). Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.
-Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии.
-Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка» (исходя из возможностей учащихся).
Явления природы.
-Совместное с учениками наблюдение за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение их к называнию погодных явлений.
-Обучение учащихся в процессе игровых упражнений по подражанию учителю изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предметными результатами прохождения программы «Развитие речи и окружающий мир» в 5 классе является сформированность на конец 2018 - 2019 учебного годаследующих знаний и умений:
-Учащиеся должны уметь:
называть предметы, игрушки, сравнивать два предмета с помощью педагога;
ориентироваться в предметно-развивающей среде класса;
показывать части тела человека;
передать в движении образ куклы, животного, птицы (мишка косолапый, птичка летит и др.);
находить игрушку по картинке;
изображать погодные явления с помощью имитационных действий;
выполнять пальчиковую гимнастику;
участвовать в беседе с помощью педагога.
Учащиеся должны знать:
названия частей тела человека;
обобщающие названия изученных групп предметов с помощью педагога;
называния погодных явлений (дождь, снег, ветер);
знать пиктограммы «игрушки», «кукла», «мяч», «машина» и др;
игровые упражнения «Погодные явления» по подражанию учителю с помощью имитационных действий .
Достижение указанных результатов предполагается учащимися 1 подгруппы (Гусева Л., Рыжов Д., Афанасова И., Долгов Д.) - самостоятельно, 2 подгруппы(Плотников Н., Черноризова А.) – с помощью педагога.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие речи и окружающий мир» у учащихся 5 класса сформируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Текущий контроль по изучению каждого основного раздела, будет проводиться в форме обобщающего урока в конце большой темы с учетом индивидуальных возможностей детей.Оценка достижений обучающихся будет осуществляться по пятибалльной системе. Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться с помощью проверочной работы за год.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
Развитие речи. 1 класс, Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева, АРКТИ, 2015г.
Программно-методическое обеспечение:
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;
Алексеева А.В., Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. и др. Дом, в котором мы живем// Дети с проблемами в развитии.- 2004.- № 1.
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е. В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005.
Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. «Ежик» зовет поиграть! // Игра и дети. – 2007. - №3.
Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. Мой любимый коврик по имени «Ежик»// Логопед в детском саду. – 2007. -№ 2 .
Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПБ.: СОЮЗ, 2004 г.
Печатные пособия:
Наглядные пособия:
Иллюстрации к сказкам: «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок»
Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметы картинки с изображением животных и птиц.
Карточки «раскрась картинку» (контурные изображения предметов).
Учебно-практическое оборудование:
Предметно-развивающая среда:
Дыхательные тренажеры и игрушки для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки)
Колокольчик, бубен, свисток, деревянные ложки.
«Волшебный мешочек» с мелкими предметами.
«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (горох, манка, фасоль…) и мелкие игрушки.
Мягкие цветные карандаши, белая бумага для рисования.
Игровая среда (яркие цветные игрушки, музыкальные игрушки, зеркало, аудиозаписи).
Игры «Мозаика», «Шнуровка», игры с прищепками,
Кукла большая,
Посуда кукольная.
Картотеки:
Артикуляционной гимнастики, Гимнастики для глаз, Пальчиковых игр
Дыхательной гимнастики, Потешки, Игры по развитию речи, Считалки