kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР по предмету: «Развитие речи и окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна педагогам, работающим с детьми с умственной отсталостью и ТМНР. Рабочая программа расчитана на 68 учебных часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР по предмету: «Развитие речи и окружающий мир»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей индивидуального обучения

Протокол № 1

от «24» августа 2018 г.

Руководитель МО

___________ Т.И.Шмидт

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________ Т.М.Семенникова

от «___» _____________2018 г.


«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________ В.П.Алатарцев

от «___» __________2018г.



Рабочая программа

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития

по предмету: «Развитие речи и окружающий мир»

предметная область: «Окружающий мир»

класс: 5

2018 - 2019 учебный год



Разработала: учитель Белицкая Ольга Владимировна.







г. Котово



1. Пояснительная записка.

Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятив­ную. У детей данной категории речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. По­этому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие де­ятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе следующих документов:

-Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

-Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.- 1, 2 класс;

Данная программа составлена  на основании характеристик учащихся 5 класса, а также согласно  предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями),  утверждена приказом школы от ____________ .

Цель обучения:

- создание условий для исправления дефектов общего и ре­чевого развития, познавательной деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью.

Задачи обучения:

Образовательные задачи: формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным пред­метам, расширять и обогащать представление о непо­средственно окружающем мире.

Коррекционно-развивающая задача: повысить уровень общего и речевого развития учащихся.

Воспитательная задача: привить интерес к предмету, формировать нравственные качества.

Независимо от возраста учеников обучение проводится в игровой форме, наибо­лее доступной для детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе пред­метно-практической деятельности, позволяющей познать объ­ект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двига­тельные, тактильные). Практическая деятельность включает опе­рирование различными предметами и дидактическими игрушка­ми, обыгрывание разного рода действий с использованием реаль­ных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. В зависимо­сти от возможностей каждого учащегося по мере обучения мож­но замедлять или увеличивать темп усвоения материала.


2. Общая характеристика учебного предмета

В ходе организации и проведения уроков по предмету «Раз­витие речи и окружающий мир» необходимо исходить из поло­жения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной от­сталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решают­ся комплексно, с использованием деятельностного подхода к обучению.

В «Программе» выделяются следующие основные задачи, которые предстоит решать педагогу в процессе обучения уча­щихся предмету «Развитие речи и окружающий мир»:

  • формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»);

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений);

  • учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

  • развивать фразовую речь;

  • развивать способность выражать свое настроение и по­требности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;

  • формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

  • формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказ­ками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом.

Все эти задачи в той или иной степени необходимо решать в процессе работы с учащимися с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью. Однако первостепенная задача учителя — ор­ганизовать речевую среду, пробудить речевую активность учаще­гося, интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к кол­лективной деятельности, научить его понимать соотносящие и указательные жесты и т. д.

Отбор методов и приемов обучения по предмету «Развитие речи и окружающий мир» и соответствующих им средств проводится на основе принципов наглядности и активности детей при ведущей роли педагога, с опорой на интересы ребенка, с учетом его актуального состояния, ресурсов и ограничений. Учитель обеспечивает баланс задач поддерживающих и развивающих. Обучение носит наглядно-действенный характер.

На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Для формирования мотивации, саморегуляции, важными являются такие приемы: как побуждение к активности, поощрение самостоятельности, предоставление возможности действовать самому, предвосхищающий комментарий, опоры (зрительные, слуховые, ритмические), использование способов поощрения, значимых для ребенка.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Специфика предмета «Развитие речи и окружающий мир» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с предметом «Чтение и альтернативное чтение». Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой обучение чтению сочетается с обучением говорить, слушать, рассказывать.

Реализация программы рассчитана на 1 год. В учебном плане надомного обучения на предмет «Развитие речи и окружающий мир» в 5 классе отводится – 68 часов в год (2 часа в неделю) по учебнику: Развитие речи. 1 класс, Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева, АРКТИ, 2015 г.



3.Место учебного предмета в учебном плане

Образовательная область, к которой относится учебный предмет - «Окружающий мир»

Сроки изучения учебного предмета – 1 год;

Количество часов на изучение предмета - 2 часа в неделю (68 часов в год);

Количество учебных недель - 34.


4.Содержание учебного предмета

Содержание данной адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы состоит из следующих разделов:

  • Ознакомительно-ориентировочные действия в предмет­но-развивающей среде.

  • Развитие общих речевых навыков.

  • Я — ребенок.

  • Мои игрушки.

  • Моя семья.

  • Явления природы.

Разделы учебного предмета в свою очередь подразделяются на темы:


  • Ознакомительно-ориентировочные действия в предмет­но-развивающей среде.

-Знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Выбор вместе с учащи­мися наиболее интересных для каждого из них бытовых предме­тов и игрушек (из ряда предложенных) — определение предпо­чтений учащихся.

-Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранными игрушками, бытовыми предме­тами.


  • Развитие общих речевых навыков

- Упражнения на разви­тие у учащихся правильного дыхания, формирование осанки.

- Речевые действия по подражанию и на основе речевого сопровождения игровых упражнений.

- Проговаривание учащимися с помощью учи­теля потешек, стихов.


  • Я - ребенок.

-Упражнения на ориентировку в собственном теле. Совместный с учителем показ и называние частей тела: го­лова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги (с исполь­зованием невербальных и вербальных средств общения).

-Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Моя кукла — она похожа на меня» и др.

  • Мои игрушки.

-Свободные предметные игры с любимыми игрушками.

-Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя ма­шины, стуку молоточка и т. п.).

-Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, иг­ры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).

-Специально созданные игровые ситуации, позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств обще­ния, используя игрушки, выражать радость от достижения своих целей. Побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах.

-Игры с образными игрушками. Проигрыва­ние различных ситуаций общения с образными игрушками (роль ведет учитель, роль ведет учащийся вместе с учителем).

-Нахождение иг­рушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, состав­ленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

-Упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками, представляющих собой простую кон­струкцию (стол, стул, домик). Совместное с учащимися обыгры­вание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол). Совместная с учащимися игра со сборно-разборной игруш­кой: выбирается одна игрушка (разобрать целое на части, собрать части в целое).

-Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

-Игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками и реальными предметами: «Матрешка», «Пирамидка (большая и маленькая)», «Подбери крышки к кастрюлям», «Прокати шары в ворота», «Собери картинку», «Стирка одежды для куклы» и др.

  • Моя семья.

-Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, я). Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

-Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии.

-Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка» (исходя из возможностей учащихся).

  • Явления природы.

-Совместное с учениками наблюдение за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение их к называнию погодных явлений.

-Обучение учащихся в процессе игровых упражнений по под­ражанию учителю изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения паль­цами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.


5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Предметными результатами прохождения программы «Развитие речи и окружающий мир» в 5 классе является сформированность на конец 2018 - 2019 учебного года следующих знаний и умений:

- Учащиеся должны уметь:

  • называть предметы, игрушки, сравнивать два предмета с помощью педагога;

  • ориентироваться в предметно-развивающей среде класса;

  • показывать части тела человека;

  • передать в движении образ куклы, животного, птицы (мишка косолапый, птичка летит и др.);

  • находить иг­рушку по картинке;

  • изображать погодные явления с помощью имитационных действий;

  • выполнять пальчиковую гимнастику;

  • участвовать в беседе с помощью педагога.

Учащиеся должны знать:

  • названия частей тела человека;

  • обобщающие названия изученных групп предметов с помощью педагога;

  • называния погодных явлений (дождь, снег, ветер);

  • знать пиктограммы «игрушки», «кукла», «мяч», «машина» и др;

  • знать пиктограммы: «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка» (исходя из возможностей учащегося);

  • игровые упражнения «Погодные явления» по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий .

Достижение указанных результатов предполагается учащимися 1 подгруппы (Гусева Л., Рыжов Д., Афанасова И., Долгов Д.) - самостоятельно, 2 подгруппы (Плотников Н., Черноризова А.) – с помощью педагога.


6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

В результате освоения предметного содержания курса «Развитие речи и окружающий мир» у учащихся 5 класса сформируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Текущий контроль по изучению каждого основного раздела, будет проводиться в форме обобщающего урока в конце большой темы с учетом индивидуальных возможностей детей. Оценка достижений обучающихся будет осуществляться по пятибалльной системе. Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться с помощью проверочной работы за год.


7. Календарно-тематическое планирование - 68 часов.


п/п

Тема урока

Индивидуально-дифференцированный подход

Кол-во часов

Дата

Примечания



I четверть – 16 часов






Водный урок по технике безопасности.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предмет­но-развивающей среде.

Наша школа, наш класс.

1

5.09.

Игрушки, канцелярские принадлежности.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предмет­но-развивающей среде.

Здравствуй, школа!

Правила ученика.

Ориентировка в предметно-развивающей среде. Определение предпочтений учащихся.

1

7.09.

Игрушки, канцелярские принадлежности.

Развитие общих речевых навыков.

Упражнения на разви­тие у учащихся правильного дыхания, формирование осанки.

Упражнения на разви­тие у учащихся правильного дыхания, формирование осанки.

1

12.09.

Геометрические фигуры разного

размера, пирамидка.

«Сказка о веселом язычке».

Речевые действия по подражанию и на основе речевого сопровождения игровых упражнений.

«Сказка о веселом язычке».

Речевые действия по подражанию и на основе речевого сопровождения игровых упражнений .

1

14.09.

Пирамидка, массажные щетки.

Я - ребенок.

«Моя кукла - похожа на меня»


Упражнения на ориентировку в собственном теле.

1

19.09.

Кукла большая.

Двигательно-жестовое упражнение «Мышка и кошка»

Упражнения на ориентировку в собственном теле.

1

21.09.

Игрушки: кошка, мышка.

Двигательно-жестовое упражнение «Изобрази эмоцию»

Совместное с учителем показ и выполнение упражнения.

1

26.09.

Пиктограммы с изображением эмоций.

Двигательно-жестовое упражнение «Осенний парк»

Совместное с учителем показ и выполнение упражнения.

1

28.09.

Осенние листья.

Обобщающий урок по теме «Я- ребенок»

Совместное с учителем выполнение упражнения.

1

03.10.

Индивидуальное тестирование.

Мои игрушки.

«Что звучит?»

Узнавание игрушек по звуковым параметрам с помощью педагога.

1

05.10.

Колокольчик, бубен, свисток, деревянные ложки.

«Кто так говорит?»

Узнавание «голосов» животных с помощью педагога.

1

10.10.

Предметные картинки, игрушки.

«Где эта игрушка?»

Нахождение иг­рушки по картинкам с помощью педагога.

1

12.10.

Предметные картинки, игрушки.

Узнай на ощупь.

Нахождение иг­рушки на ощупь с помощью педагога.

1

17.10.

Волшебный мешок, игрушки.

Собери картинку.

Игры на целостное восприятие знакомой игрушки с помощью педагога.

1

19.10.

Разрезные картинки «Игрушки» (2-4 части)

Собери картинку.

Игры на целостное восприятие знакомой игрушки с помощью педагога.

1

24.10.

Разрезные картинки «Игрушки» (2-4 части)

Обобщающий урок по теме «Мои игрушки»

Совместное с учителем обыгрывание игрушки.

1

26.10

Игрушки.



II четверть – 16 часов






Явления природы.

Игровые упражнения по под­ражанию «Холодно».

Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

07.11.

Картинки

«Время года. Осень»

Игровые упражнения по под­ражанию «Дует ветер».

Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

09.11.

Картинки

«Явления природы. Ветер»

Моя семья.

Сюжетно-ролевая игра

«Мама и папа идут с дочкой на прогулку»

Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии.

1

14.11.

Предметные картинки «Семья», пиктограммы.


Сюжетно-ролевая игра

«Дочка заболела»

Выполнение игровых действий по под­ражанию учителю.


1

16.11.

Предметные картинки «Семья», пиктограммы.


Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка».

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок».

1

21.11.

Предметные картинки «Семья», пиктограммы.

Обобщающий урок по теме «Моя семья»

Называние и показ по фотографии членов семьи с помощью педагога.


1

23.11.

Предметные картинки «Семья», пиктограммы.


Мои игрушки.

Построим башню из конструктора.

Совместные с педагогом упражнения с детским конструктором, представляющим собой простую кон­струкцию (башня).

1

28.11.

Конструктор «Лего» с крупными деталями.

Построим домик для матрешки из конструктора.

Совместные с педагогом упражнения с детским конструктором, представляющим собой простую кон­струкцию (домик).

1

30.11.

Конструктор «Лего» с крупными деталями.

Игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками «Матрешка», «Пирамидка (большая и маленькая)»

Совместное с учителем собирание и обыгрывание игрушки.

1

05.12.

Игрушки: матрешка, пирамидка.

Игры и игровые упражнения с реальными предметами: «Подбери крышки к кастрюлям»

Выполнение действий по подражанию учителю.

1

07.12.

Кастрюли разного размера с крышками.

Обобщающий урок по теме «Мои игрушки»

Совместное с учителем обыгрывание игрушки.

1

12.12.

Игрушки.

Явления природы.

Игровые упражнения по под­ражанию «Мороз».

Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

14.12.

Картинки

«Время года. Зима»

Игровые упражнения по под­ражанию «Летит снежинка».

Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

19.12.

Сюжетная иллюстрация

«Снегопад»

Игровые упражнения по под­ражанию «Лепим снеговика».

Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

21.12.

Сюжетная иллюстрация

«Снеговик»


Обобщающий урок по теме «Явления природы»

Совместное с учителем обыгрывание игрушки.

1

26.12

Сюжетные иллюстрации.


Свободные предметные игры с любимыми игрушками.

Свободные предметные игры с любимыми игрушками.

1

28.12.

Игрушки.



III четверть – 20 часов






Я – в школе!

«Моя кукла идет в школу»


Упражнения на ориентировку в собственном теле.

1

16.01.

Школьные принадлежности.

Совместные игры (парные игры) учащихся.

Совместное с учителем показ и выполнение упражнения.

1

18.01.

Пиктограммы с изображением эмоций.

Этикет на школьном мероприятии.

Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранным предметом.

1

23.01.

Предметные картинки «Этикет в общественных местах»

Обобщающий урок по теме «Я – в школе!»

Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранным предметом.

1

25.01.

Предметные картинки «Школа»

Мир людей.

Знакомство с профессией врача, медсестры.


Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с предметами личной гигиены.


1




30.01.

Сюжетные картинки

«Врач»

Знакомство с профессией шофера.


Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

01.02.

Сюжетные картинки

«Шофер»

Игровые упражнения по под­ражанию «Лечит», «Ставит градусник», «Рулит», «Чинит машину» и др.

Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

06.02.

Сюжетные картинки

«Профессии»

Чтение с учащимися стихотворений о профессии врача, шофера.

Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.


1


08.02.

Картинки

«Профессии», компьютер.

Игра с несложным ролевым диалогом «На приеме у врача»

Узнавание предметов на ощупь с помощью педагога.

1

13.02.

Атрибуты для игры.

Игра с несложным ролевым диалогом «Автобус»

Узнавание предметов на ощупь с помощью педагога.

1

16.02.

Атрибуты для игры.

Обобщающий урок по теме «Мир людей»

Узнавание предметов на ощупь с помощью педагога.


20.02.

Картинки

«Профессии», компьютер.

Закрепление общих речевых навыков.

Чтение с учащимися потешки «Как на тоненький ледок…»

Выполнение веселой гимнастики

«Непоседа – ветер». 


1

22.02.

Сюжетные иллюстрации «Зима»

Чтение с учащимися потешки «Как по снегу, по метели…»

Выполнение веселой гимнастики

«Непоседа – ветер». 


1

27.02.

Сюжетные иллюстрации «Зима»

Явления природы.

Чтение с учащимся, стихотворений, прослушивание песенок о весне.

Выполнение игровых действий по под­ражанию учителю.


1

01.03.

Сюжетные иллюстрации «Весна»

Чтение с учащимся, стихотворений, прослушивание песенок о весне.

Выполнение игровых действий по под­ражанию учителю.


06.03.

Сюжетные иллюстрации «Весна»

Игровые упражнения по под­ражанию «Холодно», «Тепло»

Игры на целостное восприятие знакомой игрушки с помощью педагога.


08.03.


Игровые упражнения по под­ражанию «Светит солнце», «Дует ветер»

Узнай на ощупь. Нахождение иг­рушки на ощупь с помощью педагога.

1

14.03.

Волшебный мешок, игрушки.

Знакомство с пиктограммами и соотнесение их с плоскостными изображениями: солнце, капель

Игры на целостное восприятие знакомой игрушки с помощью педагога.

1

15.03.

Разрезные картинки «Погода» (2-4 части)

Закрепление навыка работы с пиктограммами и соотнесение их с плоскостными изображениями.

Игры на целостное восприятие знакомой игрушки с помощью педагога.


20.03.

Разрезные картинки «Погода» (2-4 части)

Обобщающий урок по теме «Явления природы».

Игры на целостное восприятие знакомой игрушки с помощью педагога.


22.03.

Разрезные картинки «Погода» (2-4 части)



IV четверть – 16 часов






Мир животных и птиц.

Воробей. Внешние вид, повадки.

Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии.

1

03.04.

Предметные картинки «Птицы», пиктограммы.


Грач. Внешние вид, повадки.

Выполнение игровых действий по под­ражанию учителю.


1

05.04.

Предметные картинки «Птицы», пиктограммы.


Домашние птицы. Петух. Внешний вид.

Выполнение игровых действий по под­ражанию учителю.


1

10.04.

Предметные картинки «Птицы», пиктограммы.


Домашние птицы. Утка. Внешний вид.

Выполнение игровых действий по под­ражанию учителю.



12.04.

Предметные картинки «Домашние птицы».


Домашние животные и их детеныши.

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок».

1

17.04.

Сюжетные картинки «Домашние животные», пиктограммы.

Дикие животные и их детеныши.

Игры на целостное восприятие знакомой игрушки с помощью педагога.

1

19.04.

Сюжетные картинки «Дикие животные», пиктограммы.

Обобщающий урок по теме «Мир животных и птиц»

Имитационные игры на звукоподражания, отражающие жизнь домашних животных, птиц.

1

24.04.

Предметные картинки, индивидуальные карточки, компьютер.

Мой дом.

Назначение комнат дома. (Кухня, спальня, гостиная)

Узнавание игрушек по звуковым параметрам с помощью педагога.

1

26.04.

Сюжетные картинки «Дом».

Виды мебели комнат дома. (Кухня, спальня, гостиная)

Узнавание «голосов» животных с помощью педагога.

1

01.05.

Предметные картинки «Мебель».

Основы безопасного поведения в доме.

Нахождение иг­рушки по картинкам с помощью педагога.

1

03.05.

Предметные картинки «ОБЖ дома».

Обобщающий урок по теме «Мой дом»

Нахождение иг­рушки по картинкам с помощью педагога.

1

08.05.

Предметные картинки, компьютер.

Время года- Весна.

Чтение с учащимся и разучивание потешек, песенок стихотворений, сказок о весне.

Выполнение игрового упражнения по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

10.05.

Сюжетная иллюстрация

«Весна»

Моя одежда и обувь весной.

Выполнение игрового упражнения по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

15.05.

Картинки

«Сезонная одежда и обувь»

Моя одежда и обувь весной.

Выполнение игрового упражнения по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

17.05.

Сюжетная иллюстрация

«Труд людей весной»

Обобщающий урок по теме «Время года - Весна».

Выполнение игрового упражнения по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

22.05.

Предметные картинки, индивидуальные карточки, компьютер.

Проверочная работа за год.

Выполнение игровых упражнений по под­ражанию учителю с помощью имитационных действий.

1

24.05.

Предметные картинки, индивидуальные карточки, компьютер.



8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:

  • Развитие речи. 1 класс, Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева, АРКТИ, 2015г.

Программно-методическое обеспечение:

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;

  • Алексеева А.В., Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. и др. Дом, в котором мы живем// Дети с проблемами в развитии.- 2004.- № 1.

  • Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е. В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном  развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

  • Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005.

  •  Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. «Ежик» зовет поиграть! // Игра и дети. – 2007. - №3.      

  •  Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. Мой любимый коврик по имени «Ежик»// Логопед в детском саду. – 2007. -№ 2 .

  • Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. –  СПБ.: СОЮЗ, 2004 г.

Печатные пособия:

  • Наглядные пособия:

Иллюстрации к сказкам: «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок»

Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметы картинки с изображением животных и птиц.

Карточки «раскрась картинку» (контурные изображения предметов).

Учебно-практическое оборудование:

  • Предметно-развивающая среда:

Дыхательные тренажеры и игрушки для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки)

Колокольчик, бубен, свисток, деревянные ложки.

«Волшебный мешочек» с мелкими предметами.

«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (горох, манка, фасоль…) и мелкие игрушки.

Мягкие цветные карандаши, белая бумага для рисования.

Игровая среда (яркие цветные игрушки, музыкальные игрушки, зеркало, аудиозаписи).

Игры «Мозаика», «Шнуровка», игры с прищепками,

Кукла большая,

Посуда кукольная.

  • Картотеки:

Артикуляционной гимнастики, Гимнастики для глаз, Пальчиковых игр

Дыхательной гимнастики, Потешки, Игры по развитию речи, Считалки

Картотека сюжетных и предметных картинок.

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер;

  • Мультимедийный проектор (по возможности);

  • Сканер, принтер;

  • Аудиодинамик.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белицкая Ольга Владимировна

Дата: 06.06.2019

Номер свидетельства: 513724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства