kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Декоративно-прикладное искусство".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает в себя планирование с 1 класса по 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Декоративно-прикладное искусство".»

















Программа курса

внеурочной деятельности

(общекультурная направленность)

Декоративно-прикладное искусство

Срок реализации: 4 года

Возрастная категория обучающихся: 7-10 лет





























Пояснительная записка

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания определены в сфере

личностного развития; в сфере общественных отношений;

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно – прикладное искусство» структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности и разработана на основе примерной программы художественно – эстетической направленности.

Программа «Декоративно-прикладное искусство» адресована учащимся начальной школы.

Цель: создание условий для творческого развития детей и их самореализации средствами декоративно-прикладного искусства

Задачи предлагаемой программы: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях через:

-красота;

— -гармония;

— -духовный мир человека;

— -эстетическое развитие;

— -художественное творчество.

Задания направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства: аппликация, лоскутная пластика. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами, применяемыми в ДПИ; развитие стремления к общению с декоративно – прикладным искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Занятия проводятся в классе 1 час в неделю.

По ходу занятий учащиеся посещают, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области ДПИ выдающихся мастеров.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки – ярмарки творческих работ школьников.

Учебно – тематическое планирование рабочей программы художественно – эстетической направленности «Декоративно – прикладное искусство» рассчитано на 34 часа в год. Разработано на основе примерной программы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Введение.

Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества

Демонстрация работ.(2 часа)

Модуль 1. Работа с природным материалом (4 часа)

В изучение этого модуля вводятся сведения о природном материале, способов его хранения и обработки. Основной задачей модуля является развитие творческих способностей уч-ся, фантазии. Необходимо дать уч-ся теоретические и практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из природного материала. В рамках этого модуля предполагается изучение приемов склеивания, закрепление материала при помощи складывания. Модуль развивает внимание уч-ся, наблюдательность и аккуратность в работе.(соблюдение техники безопасности)

1. Сбор природного материала. Экскурсия.

Правила сбора, хранения природного материала.

Заготовка, обработка материала.

Подготовка материала к работе. Правильное хранение природного материала.

2-5. Аппликационные работы ( репей, листья, цветы)

Составление фигуры Медведя.

Композиция, сочетание цветов. Приемы работы. Способы подготовки материала к работе.

Свободное накладывание по шаблону. Составление композиции. Соединение деталей.

Работа по шаблону, складывание.

Закрепление материала.

Форма подведения итогов реализации– выставка

Модуль 2.Лоскутная техника (12 часов)

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

ТБ и организация рабочего места. Простые приемы работы с лоскутом.

Коллективная работа «Овощи с грядки»

Выбор ткани. Свойства выбранных тканей (подбор тканей с малой осыпаемостью). Заготовка шаблонов. Соединение деталей, набивка.

Оформление работы. Демонстрация. Обмен мнениями.

Дидактический материал:

 Журналы, пособия с описанием техники изготовления изделия из лоскутов. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

 Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;

 умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала )

  • изготавливать предметы «овощи», располагая их на панно.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации– выставка.

Модуль. Изонить. (12 часов)

Изонить – вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов – только цветные катушечные нитки, цветной картон, иголка, ножницы, скотч.

Истоки этого творчества – у народных мастеров Англии. Они работали так. В плоскую дощечку забивали гвозди, на которые потом натягивали нити. Мы же используем картон – у него готовый цветовой фон и он обладает достаточной плотностью, нить не стягивает его при натяжении.

Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

Этот вид работы почти незнаком учителям. Между тем техника изонити (нитеграфия или ниточный дизайн) содержит образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал, располагает большими учебными возможностями.

Что же даёт работа этого кружка?

Во-первых, развитие творческой увлечённости каждого ребёнка декоративно-прикладной деятельностью, развитие его индивидуальных способностей.

Каждое занятие проводится в форме игры. Обучение осуществляется путём развития творческой активности ребёнка. Я не показываю детям образцы того, что они должны сделать.

Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, вы хотите, чтобы дети изобразили снеговика. Как можно это сделать?

Можно просто нарисовать (показ рисунка);

Можно слепить (показ вылепленного снеговика);

Можно сделать аппликацию (показ);

Можно сконструировать (показ бумажной конструкции);

И, наконец, его можно выполнить в технике изонить.

Сравнить все виды снеговиков, постараться заинтересовать снеговиком, выполненным изонитью. Рассказать, как это сделано, дать им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравнить лицевую сторону с изнанкой, отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой нити красиво пересекаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом). Показать самую верхнюю и самую нижнюю нить, рассказать о взаимосвязи количества отверстий, расстояний между ними, хорды и переплетения нитей, как выбрать расстояние между отверстиями, от чего оно зависит, как должна идти нить на лицевой стороне и с изнанки.

Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы, показать, как ими пользоваться, рассказать, какой иглой лучше работать. Рассказав обо всём этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий и так далее.

Определив правила работы с изонитью, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков.

Большое значение в этой работе имеет пример сверстника (у кого получается лучше, у кого хуже). Можно посоветоваться, обратиться к помощи товарища, у которого работа лучше спорится. Следует не забывать хвалить ребёнка даже за самый незначительный успех, стараться вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучать его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.

Во-вторых, дети расширяют и углубляют знания и умения, полученные на уроках математики, изобразительного искусства, технологии.

Цели занятий включают в себя:

1. Блок задач по развитию математических представлений.

а) раздел “Геометрическая форма”.

Дать понятие о разных углах, величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

б) раздел “Количество и счёт”.

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

в) раздел “Ориентировка на плоскости”.

Закрепить знание направлений: вверх, вниз, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине.

2. Блок задач по умственному воспитанию.

Развивать абстрактное мышление.

Обучать плоскостному моделированию – обучать умению составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие “зеркальное изображение”.

3. Блок задач по трудовому воспитанию.

Научить владеть иголкой, ниткой.

Научить работе с трафаретом.

4. Блок задач по эстетическому воспитанию.

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

5. Блок задач по нравственному воспитанию.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы предъявления их учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения. Это могут быть задачи на сообразительность, загадки. Такие задания можно предлагать перед основной работой или связывать их с темой занятия.

В-третьих, занятия приучают к коллективной ответственности за выполненную работу.

С каким упоением и гордостью показывают друг другу, учителям, родителям и даже мне свои работы! Стоит посмотреть на детей, закончивших свои произведения, и мы увидим, как они преображаются, становятся гордыми и “великими”… А как они радуются выставкам!.



Таким образом, результаты использования техники изонить показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, повышается познавательная активность и вследствие этого расширяется круг их знаний и умений, решаются общевоспитательные задачи.

Всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Программа объединения “Изонить” рассчитана на один год.

В группе занимаются учащиеся 3-х классов.. Объем часов в год составляет 34 часа. Занятия проводятся на базе школы (по согласованию).

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчёта 1 занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов.

Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образцов.

Демонстрация работ. Итоговое занятие. Выставка работ.(2 часа)

Содержание внеурочной деятельности на ступени начального общего образования

Цели и задачи внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Вид внеурочной деятельности ДПИ

Предполагаемые формы работы внеурочной деятельности.

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Художественно-эстетическое

Декоративно-прикладное искусство-ДПИ:

«Аппликация»«Лоскутная пластика»,

«Изонить»,«Работа с природным материалом»

Занятия в классе. Создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций



Работа с бисером. Бисероплетение. 1 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во час

Теория

Практика

Дата

1

Введение. Техника безопасности

и организация рабочего места

1

1

-


2

Технические приемы плетения.


2

-

2


3

Инструменты и принадлежности.


1

1

-


4

Однорядная цепочка в крестик, плетение в крестик с доплетом.

3

-

3


5

Мозаичное плетение.


1

-

1


6

Ажурное плетение.


1

-

1


7

Забавные зверюшки.

Объемное плетение.

Выбор фигурки.

2

-

2


7.1

Зайка, ангелочек.


4

-

4


7.2

Лисичка.


4

-

4


8

Цветок. Плоское плетение.

Схемы.

1

1

-


8.1

Плетение лепестков для цветка.


6

-

6


8.2

Плетение листиков.


2

-

2


8.3

Сборка.

Соединение цветка с листиком.


2

-

2


8.4

Оформление стебля.

Обвивка.

2

-

2


8.5

Выставка работ.


1

1

-



Итого: 33 часа







Декоративно-прикладное творчество. 2 класс.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий ДПИ. Техника безопасности и организация рабочего места

2

2

-

2

Бумагопластика

6

2

4

2.1

История бумаги. Технология работы с бумагой. Материалы, приспособления. Разнообразие техник работ с бумагой.

2

2

-

2.2

Цветы из бумаги. Технология изготовления цветов из бумаги

4

-

4

3

Бисероплетение

18

1

17

3.1

Техника параллельного низания. «Крокодильчик». «Буратино».

«Бабочка»

4


4

-


-

4


4

3.2

Аппликация из бисера. «Открытка»

6

1

5

3.3

Бисерная цепочка с петельками.

4

-

4

4

Изготовление кукол.

6

2

4

4.1

Народная кукла. Русские обряды и традиции.

2

2

-

4.2

Бесшовные куклы. Приемы изготовления куклы.

4

-

4

5

Итоговое занятие. Демонстрация работ. Выставки.

2

-

2


Итого 34 часа



























Декоративно-прикладное творчество. 3 класс.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

Виды декоративно-прикладного творчества.

Демонстрация работ.

2

2

-

2

Техника безопасности и организация рабочего места

2

2

-

3

Работа с природным материалом.

Репейник.

Коллективная работа «Медвежонок»

4

-

4

3.1

Сбор и заготовка материала



1

3.2

Изготовление формы и накладывание репейника на шаблон



3

4

Лоскутная техника

12



4.1

Простые приемы работы с лоскутом

2

1

1

4.2

Коллективная работа «Овощи с грядки»

10



4.3

Заготовка шаблонов

2

-

2

4.4

Картофель из капрона

2

-

2

4.5

Морковь

2

-

2

4.6

Свекла

2

-

2

4.7

Оформление. Сборка.

2

-

2

5

Изонить

12



5.1

Изонить .Техника выполнения часов



2

5.2

Композиция «Снеговик».Разметка на картоне кругов, деление кругов.

2


2

5.3

Заполнение кругов

4

-

4

5.4

Заполнение уголков

2

-

2

5.5

Оформление работы

2

-

2

6

Демонстрация работ. Итоговое занятие

2

2

-


Итого: 34 часа




























Декоративно-прикладное творчество. 4 класс.

№пп

Тема занятия

Кол-во час

теория

практика

1

Введение. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий ДПИ. Техника безопасности и организация рабочего места

2

2

-

2

Бумагопластика.




2.1

Элементы оригами.Квилинг.

Что такое бумажное конструирование.

Техника бумажной скульптуры

1


1

1

-


1

2.2

Выбор фигуры.

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

4

-

4

2.3

Приемы работы оригами, квилинга.

Заготовка модулей, полос.

Способы закручивания.

Самостоятельная работа выбранной фигуры.


1

1


4



1

1


4

3

Бисероплетение.




3.1

Правила выполнения «французского плетения»

1

1

-

3.2

Практическая работа «Изготовление объемных цветов»

3

-

3

3.3

Бисерные «растения» в горшочках

1

1

-

3.4

Практическая работа «Составление композиции из цветов»

4

4

-

3.5

Объемные картины-панно.

1

1

-

3.6

Практическая работа .Техника двойного плетения.

Выполнение объемных миниатюр.

3

-

3

4.

Изготовление кукол.




4.1

Сувенирная кукла

1

1

--

4.2

Оберег

1

1

-

4.3

Домовенок. Практическая работа по инструкционной карте..

3


3

5

Творческая деятельность.

Защита проектов.

2

-

2


Итого 34 часа

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа "Декоративно-прикладное искусство".

Автор: Семинкова Елена Михайловна

Дата: 13.02.2023

Номер свидетельства: 625522


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства