Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Донове"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса. Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.
Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.
Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства, учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко-культурным, фольклорно-этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях.
В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в начальной школе.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Программа ориентирована на детей 8-9 лет.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 35-40 минут. В связи с особенностями календарного графика МБОУ Октябрьской СОШ на 2016-2017 учебный год будет проведено 32 часа. Сокращено изучение тем: «Славься наш край» , «Сельское хозяйство на Дону: животноводство»
Планируемые результаты
Учащиеся научатся различать объекты живой и неживой природы родного края;
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края;
приводить примеры достопримечательностей родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города;
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область;
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
К концу года учащиеся 3 класса должны
знать:
-символы РО: герб, флаг, гимн.
-названия полезных ископаемых, добываемых в РО (4-5);
-названия 4-5 крупных городов РО;
-признаки времён года, характерных для РО;
-названия крупных 3-4 водоёмов РО;
-обряды на Дону (3-4)
Уметь:
-работать с картой географической, контурной (показывать границы РО);
-сделать проект на выбранную тему;
-уметь находить место своего района на карте Ростовской области;
Содержание курса
Содержание
Формы организации занятий
Основные виды деятельности
Я и окружающий мир. 4 часа.
Край, в котором я живу. О городах и станицах родного края. С днём рождения, родной город (село)
Казачья семья. Жилище казака. История вещей. Одежда. История вещей. Посуда. Славен Дон! Сретение. Сороки. Встреча птиц. Пасха, Вербное воскресенье Природная поверхность нашего края. Из недр Донской родного края. Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. Природные экосистемы луга. Природные экосистемы леса. Донская земля – житница России. Сельское хозяйство на Дону: земледелие. Казачьи посиделки.