kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" 3 класс.»

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый математик» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности младших школьников (автор: Н. А. Асташова, В. И. Борисова. – БИПКРО, 2011).



Цели и задачи:


- развитие математического образа мышления;

- систематизация изученного материала, его углубление, выходящее за рамки материала учебника;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- расширение кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения.



Общая характеристика курса


Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.



Место курса в учебном плане


Программа рассчитана на 17 часов (1раз в неделю – 1 полугодие)



Ценностные ориентиры курса


В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют...

Курс «Весёлый математик» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

В основу курса заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.

Курс предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.




Личностные, метапредметные и предметные результаты:


Личностными результатами изучения данной программы являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;


- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;


- воспитание чувства справедливости, ответственности;


- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.









7. Формы работы:

Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня.

В практике работы используются следующие формы:

-работа в парах, группах;

- участие в математической олимпиаде, международной игре;

-практические и теоретические;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

-конкурсы знатоков, игра- соревнование;

-работа со стенгазетой;

-игры-состязания, КВН.

-творческие работы.

Методы обучения:

Системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.




































Предметные результаты:


  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.


Содержание курса


Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом

шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,

«Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние

карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).




























Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы

Коли-

чество часов

Основные виды учебной деятельности обучающегося

Дата по программе

Дата факти-чески

Вводное занятие.

Математика – это интересно.

1




Играет в математические игры, лабиринты, разгадывает кроссворды.

Решает нестандартные задачи.

Работает в паре, группе.



Как люди научились считать. Разные системы

счисления.

Римские цифры. Как читать римские цифры?

Как изображали числа в древности.

1








Знакомится с разными системами счисления, с арабскими числами

и египетскими.

Решает головоломки со спичками, оригинальные задачи.

Выполняет проектную работу.



Интересные приемы устного счета.

Игра «У кого какая цифра»

1


Применяет интересные приёмы устного счета.

Выполняет проектную работу.



Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1


Решает логические задания, составляет примеры и задачи.



Решение занимательных задач в стихах

1


Инсценирует загадки, решает задач в стихах.



Решение олимпиадных задач

1


Решает задачи повышенной трудности.



Игра «работа над ошибками»

1

Выполняет работу над ошибками олимпиадных заданий



Числа – великаны. Загадки – смекалки.

Логические задания

1


Решает задачи в загадках,

математичекие игры, лабиринты, цепочки, закономерности.



Учимся отгадывать ребусы.

1


Составляет математические ребусов, отгадывает ребусы. Работает в паре и группе.



Ломаная линия. Длина ломаной. Игра "Запутанные маршруты".

1

Решает задачи на развитие пространственных представлений. Играет в настольные игры - соревнования.



Решение ребусов и логических задач

1


Решает ребусы и логические задачи, составляет свои задачи и примеры.



Путешествие в точки.

1

Строит рисунки (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверяет свою работу. Строит собственный рисунок и описывает его «шаги».



Волшебная линейка.

1

Готовит и участвует в презентации сообщений из истории математики: история возникновения линейки.



Числа в литературе (стихи, загадки).

1

Выполняет проектную работу. Участвует в презентации работ. Составляет загадки, требующие математических данных.



Решение олимпиадных задач.

1

Решает задачи повышенной трудности.



Игра «работа над ошибками».

1

Работает над ошибками олимпиадных заданий.



Час весёлой математики.

Выпуск

математической газеты.

1

Участвует в выпуске математической газеты.





















































































































Тематическое планирование


п/п

Название темы

Коли-

чество часов

Основные виды учебной деятельности обучающегося

Дата по програм-ме

Дата фактически

1

Вводное занятие. Математика – это интересно.

1


Решает ребусы и логические задачи. Участвует в мини-олимпиаде/самостоятельная работа



2

Лего - конструкторы

1

Знакомится с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполняет постройки по собственному замыслу.



3

Весёлая геометрия

Симметричное вырезание: аппликация, гирлянда.

1




Решает задач, формирующие геометрическую наблюдательность.

Выполняет проектную работу.



4

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры".

1

Сравнивает фигуры, составляет фигуры из частей и разбивает фигуры на части.



5

Решение ребусов и логических задач

1


Решает ребусы и логические задачи. Участвует в мини-олимпиаде/самостоятельная работа



6

Математическое путешествие

1

Выполняет сложение и вычитание в пределах 100.



7

Решение олимпиадных задач

1

Решает задачи повышенной трудности



8

Игра «работа над ошибками»

1

Работает над ошибками олимпиадных заданий



9

Конкурс Знатоков математики

1

Участвует в игре «Кто хочет стать математиком?»



10

Блиц - турнир по решению задач.

1

Выполняет самостоятельную работу. Решает задачи повышенной трудности.



11

Числовые головоломки

1

Решает и составляет ребусы, содержащие числа. Заполняет числовой кроссворд (судоку).



12

Спичечный конструктор

1

Строит конструкции по заданному образцу. Перекладывает несколько спичек в соответствии с условием. Проверяет выполненную работу.




13

Прятки с фигурами

1

Ищет заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации. Работает с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».



14

Математический КВН

1

Участвует в игре – соревновании.



15

Математический аукцион

1

Решает нестандартные задачи.



16

Час весёлой математики.

1

Участвует в командной игре «Построй башню», разгадывает загадки, решает задачи, участвует в блиц – опросе.



17

Выпуск математической стенгазеты.

1


Подбирает занимательный материал для газеты, участвует в её оформлении.







































Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Литература:

  1. Асташова Н. А., Борисова В. И. Внеурочная деятельность младших школьников (методические рекомендации).

  2. Доржиева Л.А. , Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;

  3. Жикалкина Т.« Игровые и занимательные задания по математике» М, 2014.


Компьютерные и ИК средства:

Интернет ресурсы


Технические средства:

Ноутбук HP 650

Проектор GASIO


Оборудование класса:

Магнитная доска

Стол учительский

Стол ученический

Столы и стулья ученические

Шкафы





Планируемые результаты:


  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.





Приложение №2. «В гостях у Незнайки»

Учитель: Сегодня мы с вами, будем заниматься необычной математикой ,а поможет нам в этом наш гость. Кто же это? А что он принёс? ( СЛАЙД №2)

- А хотите узнать, что в нём? Давайте заглянем.

-Смотрите, оказывается, Незнайка принёс для вас очень интересные задания. Он очень надеется, что вы сможете их выполнить. А ещё Незнайка хочет знать, кто из класса самый сообразительный, кто любит и знает математику.


Задание1

- Чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, надо решить примеры, записанные на табличках. (Слайд№3)

5+2 9-4 7+3

( После решения примеров учитель переворачивает таблички)

считать отгадывать решать

- Чем же, мы сегодня будем заниматься, прочитайте хором.

Дети: Считать, отгадывать, решать.


2 задание.


-Незнайка хочет проверить, умеете ли вы решать задачи в стихах. (Слайд №4)


1.Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Зёрен и ягод в неё положили.

Гости себя не заставили ждать.

Стали мы птиц на кормушке считать:

Три свиристеля , четыре синицы,

Два снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц?

Отвечай поскорей.


2.Семь ребят катались с горки.

Убежал домой Егорка.

А потом ушёл Вадим,

И Серёжа вслед за ним.

Сколько на горке осталось детей?

Кто посчитал, отвечайте скорей?

3.Ответы показывайте на пальчиках.

Сколько солнышек на небе? (1)

Сколько глаз у совы? (2)

Сколько огоньков у светофора ? (3)

Сколько пальцев у перчатки? (5)

Сколько цветов у радуги? (7)

Сколько колес у машины? (4)

Сколько яблок на дереве?


4. Утята плавали в пруду

У мамы утки на виду.

Вот нырнули пять утят.

А трое утят нырять не хотят.

Сколько всего утят на пруду?

Что-то никак сосчитать не могу.



3 задание.


Учитель: Оказывается, Незнайка принёс на занятие рисунок, который сам нарисовал. Кто здесь изображён? ( Слайд №5)



- Чем похожи? Чем отличаются фигуры?

- Из каких геометрических фигур состоят?

- Сколько кружочков в фигурах?

- Сколько треугольников?


4 задание.



Учитель: Незнайка решил сделать в своей комнате перестановку мебели. Он просит у вас помощи. Надо расставить в комнате 3 стула так, чтобы у каждой из четырёх стен комнаты стояло по одному стулу.(Слайд№6)






5 задание.


Учитель. Мы с вами порешали, а теперь будем отгадывать. Послушайте, какие загадки вам подготовил Незнайка. ( Слайд №7)


1.Говорит она беззвучно-

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь в десять раз умней! ( Книга)


3.На лесенке- стремянке

Развешены баранки.

Щелк да щёлк- пять да пять-

Так мы учимся считать! ( Счёты)



4. У него четыре лапки

Лапки- цап-царапки,

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.( Кот).


5. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину я тяну.

Что это? ( Игла).


6 задание.


Учитель: А теперь Незнайка хочет проверить, как вы умеете считать.

(Вызывается к доске ученик. Считает на время).(Слайд №8)



2 8 5

6 10 3 1

4 9 7

- По моей команде вы должны по порядку сосчитать

от 1 до 10, от10 до 1, показывая числа.


7 задание.


Учитель: Следующее задание называется « Отгадай ребус и прочитай слово».

Слайд №9


Р1А



7 я



Ви3на



40а


Родина семья витрина сорока






8 задание.


Учитель: А теперь - задание на сообразительность. Будьте внимательны! (Слайд №10)


1. На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов стало? ( 3 стакана).

2. Представьте, что вы машинисты поезда: В нём 3 вагона, в каждом вагоне 30 мест. Сколько лет машинисту? (7)



9 задание.

Слайд№11


Учитель: Оказывается, Незнайка пришёл на занятие не один, а со своим другом. Кто же это?





















Учитель: Рассмотрите внимательно цыплёнка. Из каких частей он состоит?

Рассмотрели рисунок? Теперь закройте глазки. ( учитель убирает цыплёнка).

Откройте глазки, и нарисуйте цыплёнка так, как вы его запомнили.


Задание 10


Учитель: Незнайка сочинил рассказ. ( вызываются 2 ученика, ставятся друг против друга, а между ними приз)

- Слушайте внимательно!

В нём задание для вас.



Расскажу я вам рассказ,

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»-

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри…

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых две!


Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри

А жди команду: «Раз, два…Марш!»


Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок-другой, а лучше-пять.


Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать

Ну, что ж вы приз, друзья, не брали,

Когда была возможность брать!?

ЗАДАНИЕ 11

Учитель: И в заключении Незнайка предлагает поиграть в игру « Закончи предложение…»


1.Стол ниже подоконника,

значит( подоконник выше стола).


2.Полка левее доски, значит…

(доска правее полки).


3.Если папа в три раза тяжелее сына,

То сын…(в 3раза легче папы).


Итог занятия. Слайд №12


Приложение №3 Час весёлой математики


Цели:

Закрепление ранее пройденного материала.

Развитие мышления, смекалки, внимания, познавательного интереса.

Содействование развитию коммуникабельности и умению работать в группах.


Реквизиты: Карточки с заданиями, ребусы, изображения цифр разных народов, номера игровых столов, жетоны участников игры, счетный материал.


Перед началом праздника дети выходят из класса, парты расставляются так, чтобы получилось несколько игровых столов (количество столов, а также количество игроков за каждым из них учитель определяет самостоятельно, исходя из общей численности учеников, принимающих участие в празднике). В центре каждого стола ставится его номер.

При входе учеников в класс, каждому из них выдается жетон с номером игрового стола. По этим номерам дети рассаживаются за столами.


Ведущий.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами праздник. И называется он – «Час весёлой математики».

Нас ждут занимательные вопросы и интересные загадки. Наши гости (ведущий представляет членов жюри) помогут мне узнать, какая команда сегодня будет лучшей. Но ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах. Успех будет зависеть и от того также, на сколько тихо вы можете разговаривать. Да-да, не удивляйтесь, ведь если вы будете громко разговаривать при обсуждении вопроса, то соперники за соседним столом могут услышать правильный ответ и победа достанется другому.

Прежде чем рассказать о правилах нашей игры, я предлагаю вам, поприветствовать друг друга. Поиграем в игру «Построй башню». Один из вас кладет руку на парту ладонью вниз и называет свое имя. Другой член команды кладет свою руку ладонью вниз на руку первого и также называет свое имя. И так далее до последнего члена команды. Когда последний игрок положит свою руку, первый кладет уже вторую руку, но теперь называет не только свое имя, но и фамилию. За ним повторяют остальные.

Ведущий сопровождает свой рассказ демонстрацией.

А теперь наши правила. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Я задаю вам вопрос и тот, кто первый поднимет руку, будет отвечать. И если ответ будет правильный, команда получает то количество баллов, во сколько оценен вопрос. При неточном ответе жюри может снизить количество баллов. Если же ответ будет неправильным, отвечать будет тот, кто первым заметит это и первым поднимет руку. Правила всем понятны?

Ведущий при необходимости отвечает на вопросы детей.

Итак, мы начинаем. Но вначале я расскажу вам, откуда пришло к нам слово “математика”? Из древнегреческого языка “мантеин” означает в переводе – учиться приобретать знания. Это значит, что кто любит математику – тот любит знание. Математика все считает, все находит. С её помощью ученые делают разные научные открытия. Но есть что-то, без чего математика ну никак не может обойтись? Отгадайте-ка мою загадку, и тогда вы узнаете без чего же не может обойтись математика. Кто первым правильно отгадает загадку получит 1 балл.

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры)


Дети отгадывают загадку. Члены жюри внимательно наблюдают за тем, какой из игровых столов первым поднимет руку. При правильном ответе соответствующей группе игроков присуждается то количество баллов, в которое оценивается вопрос. В случае, если члены жюри видят, что ответ неправильный, они наблюдают за тем, кто первым заметит это и поднимет руку.

Ведущий.

Давайте послушаем стихотворения про цифры ( Дети рассказывают стихи и показывают картинки)

Цифра вроде буква О

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!


Вот один, иль единица,

очень тонкая как спица.


А вот это– цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

волочится хвост за нею.


А вот это – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков-

Состоит из двух крючков.


За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.


А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи.


Эта цифра – акробатка:

То шестёрка, то девятка


Вот семёрка-кочерга.

У неё одна нога.


У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.


Цифра девять, иль девятка,-

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.


Ведущий.

А теперь проверим, как вы знаете цифры. Угадавший получит также 1 балл.


Вид её - как запятая.

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее – нет.(2)


Эта цифра – как замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.(6)


Это цифра похожа на стул,

Который я перевернул.(4)


Два кольца,но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?


Ведущий.

Хорошо. Я вижу, что цифры вы знаете. А вот древние люди их вначале не знали.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивали себе пищу. Питались листьями растений.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителями была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.

Учиться считать требовала сама жизнь. И первобытному человеку здесь помогли пальцы! Так, например, желая обменять копье на пять шкурок животных, человек клал руку на землю и показывал, что против каждого его пальца нужно положить шкурку. Когда одной руки не хватало, использовали вторую руку. А когда и двух рук не хватало, в ход шли и ноги.

Сейчас каждое число имеет свое название. А вот вначале название имели только числа 1 и 2. Числа же больше двух называли так: 3 – один и два, 5 – два, два и один

В последствии люди научились цифры записывать. Сначала это делалось с помощью зарубок на палках или в виде отложенных ракушек, камешков. После – в виде знаков. Причем у каждого народа было свое изображение цифр.

Далее ведущий показывает примеры изображения цифр у разных народов – арабские и римские.


Ведущий.

А теперь проведем небольшую разминку и немного поиграем.

В начале разминки ведущий для примера показывает порядок проведения разминки.



Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Дети выполняют прыжки.


Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Дети встают на носочки.


Сколько точек в нашем круге,

Столько раз поднимем руки.

Дети поднимают руки.



Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Дети поднимают руки.


Ведущий.

Внимание, внимание, следующее задание. Максимальная оценка - 3 балла.


У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Сколько всего гостей?(7)


Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?(5)


Потеряла Золушка башмачок.

Прибежала с праздника - и молчок.

Стали ей потерянный примерять.

Сколько же у Золушки их опять?(2)


Как- то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка.

Сколько будет?

Ровно… (5)


Четыре краски есть у Сани,

Одна у маленького брата.

Все краски посчитайте сами.

ну, постарайтесь- ка, ребята! (5)


Четыре сороки пришли на уроки.

одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно трудились сорок? (3)



Ведущий.

Молодцы. Предлагаю вам заработать еще 3 балла. Послушайте следующее задание

:

Я вошел в тенистый бор

И увидел мухомор,

Два опенка, два сморчка,

Три масленка, два строчка…

У кого ответ готов:

Сколько я нашел грибов?

(1+2+2+3+2=10)


После того, как дети ответят на вопрос, ведущий знакомит детей с изображением египетского числа 10 и для сравнения показывает это же число в арабском исполнении.


Ведущий.

Хорошо. Теперь посмотрим, как вы умеете разгадывать ребусы. Но предупреждаю, это задание под силу будет лишь тому, кто любознателен и кто стремится побольше знать. За каждый правильно отгаданный ребус победитель получит 3 балла.

Ведущий показывает учащимся ребусы.


Ведущий.

А сейчас я раздам вам листочки с заданием. По моей команде вы переворачиваете их, читаете задание и выполняете. На решение вам выделяется 1 минута. Это задание оценивается в 5 баллов.

Ведущий раздает листки с заданием и дает команду о начале конкурса.

По истечении 1 минуты листочки собираются и передаются жюри. Пока подводятся итоги, с детьми проводится физкультминутка.


Физкультминутка.

Ведущий предлагает учащимся самим провести физкультминутку. В случае, если никто из ребят не знает физкультминутки, ведущий проводит игру «Будь внимателен».


Ведущий.

А теперь слово жюри.

Один из членов жюри оценивает работы учеников на листочках.


Ведущий.

Примеры вы решать, я вижу, умеете. Теперь посмотрим, как вы умеете решать задачи. Первая задача. Вы можете заработать 2 балла.

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое)


По дорожке прыгали воробьи: один впереди двух, один между двух и один позади двух. Сколько же было воробьев? (Три)


Самосвал ехал в поселок. По дороге ему встретились три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало поселок? (Один)


В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?


Ведущий.

До конца нашего праздника ещё осталось немного времени. И для тех, у кого мало баллов есть возможность выйти вперед, потому что последним конкурсом у нас будет блиц-опрос. Что это значит. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны быстро и коротко дать ответ. За каждый вопрос вы получите 1 балл. Начнем!

Ведущий задает вопросы блица. В ходе конкурса жюри выставляет правильно ответившей команде 1 балл.

Вопросы блиц-опроса.:


Сколько будет 4+1? (5)


Сколько хвостов у двух ослов?


Сколько рогов у двух коров?


На грядке сидело 4 воробья. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько осталось воробьев? (Все разлетелись)


На березе росло три апельсина и две груши. Сколько всего фруктов росло на березе? (На березе фрукты не растут)


На ёлке висело пять бананов и одно яблоко. Сколько всего фруктов висело на ёлке? (Шесть. Фрукты не росли, а висели)


Сколько будет, если 10 уменьшить на 2? (8)


К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получить 5? (3)


Суммой каких одинаковых слагаемых можно заменить число 4? (2 и 2)


Что больше, 3+1 или 6-1? (6-1 больше чем 3+1)


Задумали число. Когда его увеличили на один, стало шесть. Какое число задумали? (5)


Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Сережа – ближе Димы. Кто кинул мяч дальше – Володя или Сережа.

(Володя)


Вини -Пух такого же роста, как Крокодил Гена, а Крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже – Вини - Пух или Чебурашка?


Два числа – 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите. (4)


На дереве сидят пять птиц: три воробья, остальные вороны. Сколько ворон? После проведения блиц-опроса члены жюри подводят общий итог всех конкурсов праздника. Пока идет подсчет баллов, проводится игра «Если нравится тебе, то делай так …».


Ведущий.

Я вижу, что наши гости готовы назвать победителей. Дадим слово уважаемому жюри.


Один из членов жюри подводит общий итог конкурсов. Называет команду – победительницу, высказывает свои пожелания ребятам.

В случае, если у нескольких команд окажется одинаковое количество баллов, задаются дополнительные вопросы.

Команде - победительнице вручаются памятные призы.



Ведущий.


Вот и закончился наш праздник. Кто выиграл – не зазнавайся, а кто проиграл – не расстраивайся. У вас есть время подтянуться, пополнить свои знания. И в следующий раз вы обязательно одержите победу.

Приложение № 4 Внеклассное занятие по математике во 1-м классе "Путешествие в царство Математики"

Цель: активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Задачи:

развитие логического, пространственного мышления, воображения, смекалки, сообразительности

совершенствование вычислительных навыков;

формирование ответственности, интереса к математике, умения работать в команде

Оборудование: на доске «Математика – царица всех наук»,

«Математика – гимнастика для ума», игровое

поле; наборы цифр для каждой команды,

модели самолётов, иллюстрации зверей из цифр.

Ход занятия:

Учитель: Издавна люди называли математику царицей наук, потому что математика применялась в различных областях знаний. Один из важных разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, действий над ними. А сейчас вы, ребята, поможете мне прочитать стихотворение. В ставим все вместе недостающее слово , и вы узнаете, какая это важная наука - арифметика.

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь.

И при этом, и при этом вы заметьте-ка,

Очень важная наука – АРИФМЕТИКА.

Почему корабли не садятся на мель.

И по курсу идут сквозь туман и метель,

Потому что, потому что, вы заметьте-ка

Капитанам помогает АРИФМЕТИКА.

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

Надо прежде всего математику знать.

И на свете нет профессии, заметьте-ка.

Где бы нам не пригодилась АРИФМЕТИКА.

Сегодня мы отправимся в царство науки Математики. Если вы справитесь со всеми её заданиями, то вас смело можно называть её почетными гражданами. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку, умение работать в команде.

Приветствие команд:

Команда «КРУГ»

Девиз: «Мы назвали команду « КРУГ»

У нас каждый математике – друг!»

Команда «КВАДРАТ»

Девиз: « У нашего квадрата все стороны равны,

Наши ребята дружбою сильны».



1. Узнай

цифру



2. Отгадай!


3. «Посади самолёт на нужную полосу»



4.Расшифруй!


5. Сообрази!


6. Найди

цифры!


7. Геометрия

вокруг нас.


8. Реши

веселые

задачки!


Учитель: Перед вами игровое поле. На нем названия тех конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле. В итоге победит та команда, чьих знаков окажется больше.

Призовой фонд коробка шоколадных конфет. Вас, уважаемые родители, попрошу по окончании игры назвать лучшего игрока, который тоже будет награжден ценным подарком.

1. «УЗНАЙ ЦИФРУ»

Не похож он на пятак,

Не похож на бублик.

Круглый он, да не дурак

С дыркой, да не бублик. (0)

Эта цифра кочерга,

У неё одна нога. (7)

Вид её, как запятая

Хвост крючком, и не секрет.

Любит всех она лентяев,

А её лентяи – нет. (2)

Похожа цифра на крючок,

А может на обломанный крючок. (1)

Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь. (8)

Вот какая цифра есть-

Перевёрнутая шесть. (9)

Налитая, симпатичная-

Цифра самая отличная. (5)

2. «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

1. У него два колеса.

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (велосипед)

2. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя)

3. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

4. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (стол)

5. Чтоб не мёрзнуть пять ребят

В печке вязаной сидят. (пальцы в варежке)

6. На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (град)

7. В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол его позовешь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (лук)

8. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти.

Сосчитают все на свете. (цифры)

«ПОСАДИ САМОЛЕТ НА НУЖНУЮ ПОЛОСУ»

На самолетах примеры: 10 - 2 + 1 6 + 4 – 3

3 + 2 + 3 9 – 4 + 2 6 + 3 – 2 5 + 2 + 2

Задание: посади самолет на нужную полосу ______________7

______________8

_______________9

4. «РАСШИФРУЙ»

ли 100 к


р 1 на


по 2 л


7 я


С 3 ж


1 лб

Ребусы






5. «СООБРАЗИ!»

Задачи на сообразительность

1. По дороге двое мальчиков шли,

Два рубля нашли.

За ними еще четыре идут,

Сколько они найдут? (нисколько)

2. На грядках сидели четыре воробья. К ним прилетели ещё два воробья.

Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось?

(ни одного, все улетели)

3. Когда гусь стоит на двух ногах, он весит 4 килограмма. Сколько будет весить гусь, если он будет стоять на одной ноге?

(столько же 4 килограмма)

4. Сколько рогов у двух коров? (4)

5. Сколько ушей у трех мышей? (6)

6. Сколько шей у пяти журавлей? (5)

7. Ты да я. Да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

8. Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву?

(одна бабка,т.к. остальные люди шли

навстречу ей, значит в другую сторону)

6. «НАЙДИ ЦИФРЫ»


1. Зайка очень испугался, Посмотри и назови,

Цифры спрятали его. Где какая – раз, два, три.



2. Я – зеленый лягушонок,

С цифрой каждою дружу.

На меня ты посмотри,

Где какая, подскажи.

«ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС»

Ты на меня, ты на меня, ты на него -
На всех нас смотри
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три ( )

Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны -
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. . ( )

Если все углы прямые
И всего угла четыре
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем…. . ( )


Задание «Художники»

Нарисовать разные картинки с использованием геометрических фигур.

8. «ВЕСЕЛЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В СТИХАХ»

1. Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок.

Да ещё из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги,

Сосчитай-ка пироги! (3+1+5=9)

2. Пошла курочка гулять,

Собрала своих цыплят.

Шесть бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать,

И не может сосчитать.

Посчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех цыплят? (6+3=9)

3. Задали детям в школе урок:

Прыгают в поле десять сорок.

Девять взлетели , сели на ели

Сколько осталось в поле сорок? (10-9=1)

4. Вот восемь зайчат

По дорожке идут.

За ними вдогонку

Двое бегут.

Так сколько ж всего

По дорожке лесной,

Торопится в школу

Зайчишек зимой? (8+2=10)

Учитель. Ребята, мы с вами справились со всеми предложенными заданиями, и, теперь, по праву считаемся почетными гражданами

Царства Метематики.

(подсчет баллов, определение команды победительницы,

лучших игроков, награждение)

Дети читают стихи.Давайте, ребята, учиться считать

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не сможет подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не умеют ребята.

Летит выше звёзд математика наша.

Уходит в моря, строит здания, пашет.

Сажает деревья, турбины куёт.

До самого неба рукой достаёт.

Считайте, ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте.

Плохие дела поскорей вычитайте,

Учебник научит вас точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" 3 класс.

Автор: Овсянко Людмила Анатольевна

Дата: 14.01.2017

Номер свидетельства: 379379


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства