kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности(проектная деятельность) «Научное общество учащихся «Совенок». ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценность программы заключается в том,что учащиеся получать возможность посмотреть на различные проблемы  с позиции ученых,ощутить  весь спектор требований к научному исследованию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности(проектная деятельность) «Научное общество учащихся «Совенок». ФГОС»


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Научное общество учащихся «Совенок»



Класс: 1

Учитель: Н.М.Писарева

Название курса: Научное общество учащихся «Совенок»

Программа: рабочая, составленная на основе программы кружка «СОВА» Сергеевой И.В.

Автор: Сергеева И.В.

Учебники: нет

Количество часов по учебному плану: 33 ч

Количество часов по программе: 33 ч











Научное общество учащихся «Совёнок»

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы кружка «СОВА» Сергеевой И.В. и предназначена для учащихся 6-7 лет, рассчитана на 37 часов, 1 час в неделю.

Задача каждого педагога в работе с младшими школьниками - помогать детям проявлять и развивать их личностную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого целесообразно применять методы исследовательского обучения в учеб­ном процессе, которые в последнее время находят все большее применение. Учи­тель-новатор уже в начальной школе должен предлагать задания, включающие де­тей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Основа дня подготовки детей к творчеству закладывается уже в младшем школьном возрасте. Именно в эти годы развивается воображение, мышление, вос­питывается любознательность, формируется умение наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Но недостаток фундамен­тальных знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно, если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить всевоз­можные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровы­ваться и продолжить исследование. Организуя учебно-исследовательскую деятель­ность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны выполняться им добровольно и быть обес­печена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным ее этапом является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции необходимо соз­дать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы, независимо от их ка­чества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать иссле­довательскую деятельность.

Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, откры­тие детьми новых знаний и способов деятельности. Реализация программы кружка «СОВЕНОК» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, по­зволяет формировать предметные и общие умения.

Общие цели исследовательской деятельности:

-развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков со­трудничества;

-развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

-развитие критического мышления;

-воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и

действиях;

-развитие познавательных потребностей и способностей детей.

Цель программы: формирование исследовательских умений у младших школьников.

Задачи программы:

-развитие интереса к процессу получения знаний;

-ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни

людей;

-знакомство с природой научного знания, методами исследований;

-формирование умения осуществлять учебное исследование, работать

информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

-расширение кругозора учащихся;

-развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации, рефлексии;

-воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности;

-формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений

и навыков исследовательского поиска;

- развитие познавательных потребностей и способностей детей;

-обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

- проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций;

- тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым пpeдпосылки успеха работы в целом;

- актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведе­ния исследования;

- цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отноше­нии выражая то основное, что намеревается сделать исследователь;

- объект исследования -- это область, в рамках которой ведется исследо­вание совокупностей связей. Oтношений и свойств как источника необходимой для исследования информации;

- предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, oн устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет изучается в рамках какого-нибудь объекта.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, прин­тер, микроскоп; папки с файлами, памятки по оформлению исследовательской ра­боты, картинки- наглядные опоры с изображением методов исследования, задания для проведения «мозгового штурма», логические задачи, образцы презентaций, каталог детских исследовательских работ.

Умения, которые формирует программа:

-исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

-оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности

других;

-информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации, выявлять, какой информации или каких умений не достает;

-презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на незаплани­рованные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстриро­вать артистические возможности;

-менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность, вре­мя, ресурсы, принимать решение, распределять обязанности при выполнении кол­лективного дела;

-социального воздействия: сотрудничать в процессе учебной деятельно­сти, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом со­вместной работы и направлять ее в нужное русло;

-рефлексивные: отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне не­обходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.


Принципы отбора содержания:

- личностно-ориентированный подход: обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности, признание самостоя­тельности и уникальности каждого ученика;

- природосообразности: учитывает возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности;

- культуросообразности: приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентации на общечеловеческие культурные ценности;

- свобода выбора решений и самостоятельность в их решении;

- систематичность, последовательность, наглядность обучения.

В качестве ведущих методов обучении используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

Цели и задачи программы реализуются через содержание и формы организа­ции учебного процесса.

Содержание курса составляют следующие разделы:

-введение;

- способы мыслительной деятельности;

- этапы работы в рамках исследования;

-самостоятельные исследования;

- защита результатов самостоятельных исследований.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

-типовые занятия (объяснения и практически е работы);

-уроки-тренинги;

-грyпповые исследования;

-игры-исследования;

-творческие проекты.

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Изучаемый раздел

Количество часов теоретических занятий

Количество часов практических занятий

1

Введение

1

-

2

Способы мыслительной деятельности

-

15

3

Этапы работы в рамках исследования

9

2

4

Самостоятельные исследования

-

7

5

Защита результатов самостоятельных исследований

-

3


ИТОГО

10

27

37



1. Введение. (l час)

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса. Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.

2. Способы мыслительной деятельности. (15 часов)

Цель: формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему: 2 часа.

Тренинговые упражнения: «Назовите как можно больше признаков пред­мета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Те­ма одна, а сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы: 2 часа.

Тренинговые упражнения: «Что случилось?», «Если бы ... », «Сделай лучше, чем я».

Умения задавать вопросы: 2 часа.

Тренинговые упражнения: «Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса», «Угадай, кто я».

Умение давать определение понятиям :2 часа.

Тренинговые упражнения: «Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать: 2 часа.


Тренинговые упражнения: «Третий лишний», «Продолжи ряд», «Объеди­ни предметы», «Найди ошибку», «Чем отличаются и чем похожи предметы?».


Умение вести наблюдение: 1 час.


Тренингoвые упражнения: «Кто пропал?», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Рассматривание».


Эксперимент: 2 часа.


Тренинговые упражнения: мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.


Суждения. умозаключения: 2 часа.


Тренинговые упражнения: «Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».


3. Этапы работы в рамках исследовательского поиска. (11 часов)

Цель: овладение техникой исследовательского поиска.


Выбор темы исследования: 2 часа.


Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора

темы исследования.


Цель исследования: 1 час.


Определение цели исследования.


Задачи исследования: 1 час.


Отличие цели от задач. Постановка задач. Гипотеза исследования: 1 час.

Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы

постановки гипотезы исследования.


Организация и методика исследования: 2 часа.


План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.


Подготовка к представлению результата: 1 час.


План обобщения полученных данных. Формы представления результатов.

Оформление работы.


Защита результатов исследования: 2 часа.

Психологический аспект готовности к выступлению Культура выступле­ния: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.


Игра-исследование. 2 часа.


4. Самостоятельные исследования.(7 часов)

Цель: применение полученных знаний в самостоятельной исследователь­ской деятельности.


5. Защита результатов самостоятельных исследований.(3 часа)


Цель: учиться излагать информацию, доказывать свою точку зрения.


К концу года ученик должен:

-владеть элементарными навыками исследовательской деятельности;

-уметь определяться с выбором темы;

-уметь работать с различными источниками информации, обобщать по-

лученную информацию, делать выводы по собранному материалу;

-уметь составлять план исследовательской работы: определять методы исследования, выстраивать их по порядку;

-уметь оформлять и представлять результат своей работы.


Согласно данным критериям можно выделить следующие уровни овладе­ния исследовательскими умениями:

-низкий уровень: затрудняется в самостоятельном выборе темы для про­ведения исследований и поиске информации, не выдвигает собственные идеи, не приводит доказательства, легко соглашается с мнениями одноклассников, не может самостоятельно организовать и спланировать свою учебно-исследовательскую дея­тельность, не владеет рефлексией, испытывает эмоциональное напряжение при публичной защите проекта.

-средний уровень: тему выбирает самостоятельно, но интерес неустойчив, источники информации знает, но самостоятельно искать в них информа­цию затрудняется, выдвигает малоинтересные идеи, редко при водит доказательст­ва, иногда не соглашается с мнениями окружающих, слабо планирует и организует свою учебно-исследовательскую деятельность, низкий уровень владения рефлекси­ей, испытывает небольшое первичное волнение при публичном выступлении, те­ряется при ответах на незaпланированные вопросы.

-высокий уровень: быстро и самостоятельно выбирает объект для иссле­дования, выдвигает собственные оригинальные идеи, с удовольствием вступает в полемику с одноклассниками, речь убедительна и аргументирована, самостоятель­но планирует и организует свою учебно-исследовательскую деятельность, адекват­но оценивает результаты своей поисковой деятельности, демонстрирует артисти­ческие возможности при выступлении перед публикой, умело приводит доказа­тельства, производит обобщения, формулирует выводы, отвечает на незапланиро­ванные вопросы.

Литература для учителя

1. Бахир В.К. Эксперимент в начальных классах.//Начальная школа. - 1997 -№5

2. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. - Екатеринбург:

Дом учителя, 2000.

3. Винокурова Н. А. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.­М.:АСТ-ПРЕСС,1999.

4. Зах А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления.­Ярославль: Академия развития, 1998.

5. Кривобок Е.В., Сарашок О.Ю. Исследовательская деятельность младших школььников. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. Прохорова С. Ю. Организация экологических исследований в начальной школе. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь­ников. - М.: Ось-89, 2006.

8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского к обучению. - М.: Ось-89, 2006.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?- М.: Генезис, 1998.


Литература для учащихся


1. Асанов Л.В. Лучшие задачи на сообразительность. - М.:АСТ-ПРЕСС,

1999.

2. Атлас Вселенной для детей. - М.: Ридерз Дайджест, 2004.

3. Большая оксфордская энциклопедия.- М.: РОСМЕН, 2007.

4. Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир.- М.: Баласс, 2008.

5. Мартелл Х. М. Древний мир. История человечества. - М.: Астрель, 2001.

6. Светлова И. Е. Атлас Земли. - М.: Эксмо, 2007.

7. Энциклопедия для детей. Все о животных. от А до Я. -М.: Махаон, 1999.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Писарева Наталья Михайловна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 384985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства