kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предшкольному образованию "Ступеньки детства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение программы направлено на развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Программа разработана на основе учебных пособий О.И. Бадулиной "подгтовка к чтению и письму" и Н.Б. Истоминой "Математическая подготовка".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предшкольному образованию "Ступеньки детства"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

городского округа г. Урюпинск Волгоградская область



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №3

______________________ Приказ №_____

«____»_________20__г.






Рабочая программа по предшкольному образованию

«Ступеньки детства»






Составители: Меринова Яна Владимировна,

Краснова Ирина Сергеевна



Год составления: 2015






Рассмотрено на заседании МО

учителей__________________

__________________________

протокол №______

«____»_____________20____г.


руководитель МО___________

(подпись)

________________________________

(Ф.И.О)


Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.


Принципы программы "Ступеньки детства"


  1. Оптимальный учёт функциональных возможностей и естественных законов развития ребёнка при организации различных видов деятельности.

  2. Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счёт оптимизации педагогического процесса.

  3. Создание каждому ребёнку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.

  4. Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.

  5. Включение опыта ребёнка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.

  6. Приоритет самостоятельной деятельности ребёнка в процессе обучения.

  7. Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).

  8. Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определённому учебно-методическому комплекту в школе.


Основные задачи программы "Ступеньки детства"


  1. Укрепление психофизиологического здоровья детей, создание предпосылок к духовно - нравственному саморазвитию личности.

  2. Развитие любознательности, стремления к расширению знаний.

  3. Развитие инициативности, самостоятельности, активности.

  4. Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) и умственных действий.

  5. Формирование приёмов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль).

  6. Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.

  7. Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять полноценное развитие ребёнка с сохранением его физического и психического здоровья и в тесной взаимосвязи с естественными потребностями и законами.

  8. Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительный эмоциональный атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческой потенциал. [ 3]

  9. В основе подготовительного курса лежит программа "Ступеньки детства", (составитель Н.М.Конышева).


Данная программа состоит из разделов:


  1. "Подготовка к чтению и письму" (автор - О.И. Бадулина)-28ч;

  2. "Математическая подготовка" (автор -Н.Б.Истомина)- 28ч ;


Содержание программы: «Подготовка к чтению и письму»


Речь: говорение и слушание. Составление рассказов по сюжетным картинкам об осени.

Речь: чтение и письмо. Составление рассказов по серии картинок.

Звуки речи. Русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок». Гласные звуки. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Во дворе».

Согласные звуки.

Слоги. Русская народная сказка «Курочка Ряба». Составление рассказов по серии картинок на тему «Семья».

Ударение. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Забавы детей».

Слова. Игры по развитию речи.

Буквы А, а, Я, я, звук [а]. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Буквы О, о, Е. е, звук [о]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Верный друг».

Буквы У, у, Ю. ю, звук [у].

Буквы Э. э, Е. е, звук [э]. Русская народная сказка «Ежонок».

Буква И, и, звук [и].Буква ы, звук [ы]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Зимушка – зима».

Буква М, м, звуки [м], [м].Русская народная сказка «Три медведя».

Буква Н, н, звуки [н],[н'].

Буква Р, р, звуки [р],[р'].Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «В лесу».

Буква Л, л, звуки[л],[л]. Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

Буква Й, й, звук [й].

Буква Г, г, звуки [г],[г']. Буква К, к, звуки [к],[к']. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Развлечения детей зимой».

Буква З, з, звуки [з],[з']. Буква С, с, звуки [с],[с']. Русская народная сказка «Лиса и заяц».

Буква Д, д, звуки [д],[д']. Буква Т, т. Звуки [т], [т'].

Буква Б, б, звуки [б],[б']. Буква П, п. Звуки [п],[п']. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «В магазине».

Буква В, в. Звуки [в],[в'].

Буква Ф, ф. Звуки [ф],[ф'].

Буквы Ж,ж. Звук [ж].

Буква Ш,ш. Звук [ш].

Буква Ц, ц. Звук [ц]. В. Драгунский «Заколдованная буква».

Буква Ч, ч. Звук [ч]. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему: «Забавы детей весной».

Буква Щ,щ. Звук [щ]. С. Михалков «Мой щенок».

Буква Х, х. Звуки [х],[х'].

Буквы ъ и ь. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Весна».



«Математическая подготовка»

Признаки предметов. Счёт предметов (устная нумерация). Взаимное расположение предметов (слева, справа, вверху, внизу). Понятие «одинаковый».

Отношение: столько же, больше, меньше. Счёт предметов. Сравнение.

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Числа 1, 2, 3.

Число и цифра. Счёт предметов. Знакомство с цифрой 1.

Счёт предметов. Знакомство с цифрами 2, 3.

Представления о паре предметов. Числа 4, 5, 6.

Геометрические фигуры. Знакомство с цифрой 4.

Пространственные отношения: между, перед. Знакомство с цифрами 5,6.

Отношение: столько же. Счёт предметов. Числа 7, 8, 9.

Отношения: больше, меньше. Сравнение длин предметов. Знакомство с цифрой 7.

Пространственные отношения: уже, шире. Знакомство с цифрой 8.

Пространственные отношения: выше, ниже, короче, длиннее. Знакомство с цифрой 9.

Поиск и составление закономерностей. Натуральный ряд чисел от 1 до 9, принцип его построения.

Присчитывание по единице и отсчитывание по единице.

Пространственные отношения: на, над, под. Состав чисел 2, 3.

Пространственные отношения. Состав 4, 5.

Поиск и составление закономерностей.




Основные задачи учебно-методического комплекта:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

  2. Развитие любознательности и стремления к расширению знаний.

  3. Формирование коммуникативных умений, умений взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

  4. Развитие самостоятельности, инициативности, активности.

  5. Развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, мышление, воображение, память).

  6. Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании, определение действий, необходимых для его выполнения, самоконтроль).

  7. Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Тематическое планирование по программе "Ступеньки детства"

Подготовка к чтению и письму

28 часов

Данный раздел программы нацелен на развитие речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  • отчетливо и ясно произносить слова;

  • выделять из слов звуки;

  • находить слова с определенным звуком;

  • определять место звука в слове;

  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам;

  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию.










Тематическое планирование «Подготовка к чтению и письму».


Тематика занятий

Количество часов

Стр. уч.

пособия

Дата

1

Речь: говорение и слушание.

Составление рассказа по сюжетной картинке « Осень»

1

Т.1

4-7


2

Речь: чтение и письмо.

Составление рассказа по серии картинок.


1

8-11


3

Звуки речи.

Русская народная сказка

« Маша и медведь»

1

12-15


4

Гласные звуки.

Составление рассказа по сюжетной картинке «Во дворе»

1

16-19


5

Согласные звуки. Составление рассказа по серии картинок.


1

20-21


6

Слоги.

Русская народная сказка «Курочка Ряба»


1

24-27


7

Ударение

Составление рассказа по сюжетной картинке «Забавы детей»


1

28-31


8

Слова.

Составление рассказа по серии картинок.

1

32-35


9

Буквы А а, Я я. Звук [а].

Русская народная сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

Т.2

4-7


10

Буквы О о, Ё ё. Звук [о].

Составление рассказа по сюжетной картинке «Верный друг»

1

8-11


11

Буквы У у, Ю ю. Звук [у].

Составление рассказа по серии картинок.

1

12-15


12

Буквы Э э, Е е. Звук [э].

Русская народная сказка

« Ежонок»

1

16-19


13

Буква И и, звук [и]. Буква ы, звук [ы].

Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимушка-зима»

1

20-23


14

Буква М м. Звуки [м], [м'].

Русская народная сказка

« Три медведя»

1

26-27


15

Буква Н н. Звуки [н], [н']. Составление рассказа по серии картинок.

1

28-29


16

Буква Р р. Звуки [р], [р'].

Составление рассказа по сюжетной картинке «У новогодней ёлки»

1

30-31


17

Буква Л л. Звуки [л], [л'].

Русская народная сказка

«Гуси-лебеди»

1

32-33


18

Буква Й й. Звук [й]. Составление рассказа по серии картинок.

1

Т.3

2-33


19

Буква Г г . Звуки [г], [г'].

Буква К к. Звуки [к], [к'].

Составление рассказа по сюжетной картинке « Развлечения детей зимой»

1

Т.2

34-37


20

Буква З з . Звуки [з], [з'].

Буква С с. Звуки [с], [с'].

Русская народная сказка

«Лиса и заяц»

1

Т.3

4-7


21

Буква Д д. Звуки [д], [д'].

Буква Т т. Звуки [т], [т']. Составление рассказа по серии картинок.


1

8-11


22

Буква Б б. Звуки [б], [б'].

Буква П п. Звуки [п], [п'].

Составление рассказа по сюжетной картинке «Лёд идёт»


1

12-15


23

Буква В в. Звуки [в], [в'].

Буква Ф ф. Звуки [ф], [ф']. Составление рассказа по серии картинок.

1

16-19


24

Буква Ж ж. Звук [ж].

Буква Ш ш. Звук [ш].

Буква Ц ц. Звук [ц].

В.Драгунский

«Заколдованная буква»

1

20-25


25

Буква Ч ч. Звук [ч'].

Составление рассказа по сюжетной картинке « Забавы детей весной»

1

26-27


26

Буква Щ щ. Звук [щ'].

С.Михалков « Мой щенок»


1

28-29


27

Буква Х х. Звуки [х], [х']. Составление рассказа по серии картинок.


1

30-31


28

Буквы ъ и ь.

Составление рассказа по сюжетной картинке « Весна»

1

34-35











Математическая подготовка

28часов

Данный раздел программы направлен на развитие умений: наблюдать, сравнивать объекты (в том числе геометрические фигуры), выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер и т.д.); понимать относительность свойств объекта; делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

  • различать свойства предметов(цвет, форма, размер и т.д.);

  • соотносить цифру с числом предметов;

  • присчитывать и отсчитывать по единице;

  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.


Тематическое планирование «Математическая подготовка».

Тематика занятий

Количество часов

Стр. уч.

пособия

Дата

1-2

Признаки предметов. Счёт предметов ( устная нумерация). Взаимное расположение предметов ( Слева, справа, вверху, внизу).

Понятие одинаковый.

2

Т.1

3-9


3-4

Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов( устная нумерация).Сравнение.

2

10-11


5

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Числа 1,2,3.

1

12-14


6

Число и цифра. Счёт предметов.

Знакомство с цифрой 1.

1

15-17


7

Счёт предметов. Знакомство с цифрами 2,3.

1

22-25


8

Представления о паре предметов.

Числа 4,5,6.

1

18-21

30-31


9

Геометрические фигуры. Знакомство с цифрой 4.

1

32-33


10

Пространственные отношения: между, перед. Знакомство с цифрами 5,6.

1

34-35


11-12

Отношение: столько же. Счёт предметов. Числа 7,8,9.

2

26-29

36-39


13

Отношения: больше, меньше. Сравнение длин предметов. Знакомство с цифрой 7.

1

Т.2

3-7


14

Пространственные отношения: уже, шире. Знакомство с цифрой 8.

1

8-11


15

Пространственные отношения: выше, ниже, короче, длиннее. Знакомство с цифрой 9.

1

12-15


16-17

Поиск и составление закономерностей. Натуральный ряд чисел от 1до 9, принцип его построения.

2

16-20


18-19

Присчитывание по единице и отсчитывание по единице..

2

21-24

25

30-31


20-21-22

Пространственные отношения:

на, над, под. Состав чисел 2,3.

3

26-29


23-24-25

Пространственные отношения.

Состав 4,5.

3

32-34


26-27-28

Поиск и составление закономерностей.

3

35-41


Литература:

  1. Дедова О.Ю., Яшина Н.Ю.Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования. Нижний Новгород, 2006

  2. Истомина Н.Б.Методика обучения математике. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2005.

  3. Конышева Н.М. Программа-концепция. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2007.

  4. Сорокоумова Е.А. Готовим детей к школе. Нижний Новгород, 1995.

  5. Яшина Н.Ю. Готовим детей к школе. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1996.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предшкольному образованию "Ступеньки детства"

Автор: Меринова Яна Владимировна Краснова Ирина Сергеевна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства