kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

«Согласовано»

Руководитель МО

____________ И.В. Одегнал


Протокол № _______

От «_____» ________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_____________ А.А.Адаева

«___» _____________20__г.

«Утверждено»

Директор ОКУ «ГС(К)ОУ школы-интерната VIII вида г. Маркса»

_________ Литневская А.А.


Приказ №___ от «__» _ _20_ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Куприяновой Наталии Викторовны II квалификационной категории


по предметно-практической деятельности


2 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью




























2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предметно-практической деятельности для 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования»

Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. 
У глубоко умственно отсталых детей в силу грубого недоразвития интеллекта отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, анализа; им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия; перенос усвоенного приема и т.д. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца, не умеют применить на практике даже имеющиеся элементарные знания.
Между тем, формирование всех этих основных навыков и приемов умственной деятельности у глубоко умственно отсталых детей возможно именно на самом элементарном, предметно-практическом уровне.

Цель: коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

Задачи:

  • развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий;

  • координация работы анализаторов;

  • развитие пространственных ориентировок;

  • развитие ручной умелости;

  • развитие наглядного мышления.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с множественными нарушениями развития. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, внимания, восприятия и памяти требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.
Изучение учебного материала рассчитано на 69 часов в год (2 часа в неделю).

Контроль полученных знаний и умений учащихся осуществляется в виде тестов.

Содержание тем учебного курса

I четверть.

Предметно-манипулятивные действия

Развитие координации движений кисти и пальцев

Выполнение подражательных действий со сменой вида движения «Стучим - прячим»

Развитие координации движений рук и глаз. Шнуровка. Наматывание шнура на паллллочку.

Восприятие цвета, формы величины.

Выбор по образцу инструкции «Дай такой»

Группировка по цвету, по форме, величине.

«Подбори по цвету» размещение мелких цветных предметов на цветные круги.

«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по величине, по цвету.

Выбор по образцу и расскладывание 10-15 предметов различных цветов.

Выбор по образцу и группировка объемных предметов.

Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Дидактическая игра «Почтовый ящик»

Зрительное восприятие.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 детелей)

Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.

«Что лишнее» Исключение предмета из нескольких однородных по цвету, форме, величине.

«Что изменилось»

Пространственное восприятие

Ориентировка в помещении. Понятия близко-далеко. Движение в заданном направлении

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии.

II четверть

Пространственная ориентировка на листе бумаги

Тактильно-двигательное восприятие

«Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорошо известного детям предмета

Работа с мазаикой.

«Выкладывание из мозики чередующегося ряда» через один элемент.

Выкладывание мозаики по показу узора с облюдением цвета и ространственных отношений элементов мозаики.

Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой»

Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле»

Выкладывание из мозайки геометрических фигур

Деятельность с разборными игрушками.

Собирание вкладных кубиков разных по величине.

Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.

Складывание пирамиды из 8-10 колец.

Слуховое восприятие

Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, бубен, ложки)

Музыкальные инструменты и их называние.


III четверть

Характеристика звуков по громкости

Предметно-манипулятивные действия.

Выполнение сложных подражательных движений за учителем по инструк­ции «Делай вместе»: движения рук, кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и др.)

Восприятие цвета, формы, величины.

Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенные в контрасные и в близкие по цвету.

Выбор предметов одного цвета из 8-12 предметов двух сходных цветов (красные и желтые, зеленые и синие и т. п.) по образцу и интрукции «Дай такой»

Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов.

Сопоставление предметов по цвету.

Выбор по образцу инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб-паралепипед, цилиндр- шар)

Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллепипед и тд.

Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур

Зрительное восприятие.

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.

Игра «Что изменилось», «Что убрали» развитие зрительного восприятия.

Пространственное восприятие.

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных предметов.

Работа с рисунками «Нарисуй в центре -  круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник и тд.»

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии.

Ориент ировка на листе бумаги. Игра «Делай, что я говорю»

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)

Расположении предметов на картине: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу и тд.»

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии, делящей картину на треугольники.

Предметно-манипулятивные действия

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.

Восприятие цвета, формы, величины.

Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).


IV четверть

Сравнение предметов по величине.

Подбор и группировка одинаковы по величине предметов.

Зрительное восприятие.

Нахождение различий у двух сходных сюжетных игрушек.

Подбор и выкладывание плоскостных форм разного цвета и величины (не более 4-5)

Пространственное восприятие.

Нахождение предметов по заданным признакам.

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Движение в заданном направлении

Ориентировка налисте бумаги

Тактильно-двигательное восприятие.

Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек»

Работа с мозаикой.

«Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента.

Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета.

Выкладывание по показу, по образцу узоров из мозаики «Елочка и грибок»

Деятельность с разборными игрушками

Собирание вкладных кубиков разных по величине.

Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.

Складывание пирамиды из 8-10 колец.

Элементарное конструирование

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и словесной инструкции (домик, снежинка, лестница)

Учебно-тематический план

Кол-во часов

Тема

1

5

Предметно-манипулятивные действия

2

19

Восприятие цвета, формы величины.

3

8

Зрительное восприятие.

4

14

Пространственное восприятие

5

2

Тактильно-двигательное восприятие

6

8

Работа с мазаикой.

7

6

Деятельность с разборными игрушками.

8

5

Слуховое восприятие

9

1

Элементарное конструирование

Всего

69


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны уметь:

  • выполнять подражательные упражнения со сменой вида деятельности;

  • выполнять шнуровку;

  • группировать по цвету, форме, величине;

  • находить отличительные и общие признаки двух предметов;

  • находить предмет, игрушку по заданным признакам;

  • ориентироваться на листе бумаги;

  • различать на ощупь величиниу предмета;

  • выкладывать по образцу узоров из мозаики;

  • нанизывать кольца пирамиды на стержень;

  • складывать разрезные картинки из 2-х и 3-х частей.

Учащиеся должны знать:

  • основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).


Список литературы

1. Голубь В.Т. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – ВАКО, 2004г. 2. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, 2-е изд. М., 1978.

3. И.В. Дубровина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.– М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – 160с.

4. Коррекционная психология. – М.: Издательство «Окей – книга», 2008 г.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011г.

5. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагога. –М.: Издательство «Гном», 2010г.

6. Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: «Академия развития». – 1998г.

7. Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль: «Академия развития». – 2004г.

8. Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие логического мышления. – Ярославль: «Академия развития». – 2004г.

9. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.


Приложение

Учебно-тематическое планирование

по предметно-практической деятельности

Класс 2 класс с умеренной умственной отсталостью

Учитель Куприянова Наталия Викторовна

Количество часов 69

Всего 69 часов; в неделю 2 часов.

Плановых контрольных уроков____, зачетов____, тестов___ ч.;

Административных контрольных уроков ____ч.

Планирование составлено на основании программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования»

Дополнительная литература: 1) Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. –Спб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с. 2). Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методический материал/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный центр. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-181с. 3). И.В. Дубровина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.– М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – 160с. 4). Коррекционная психология. – М.: Издательство «Окей – книга», 2008 г. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011г.

5). Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, 2-е изд. М., 1978. 6). Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль: «Академия развития». – 2004г. 7). Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г. 8). Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: «Академия развития». – 1998г. 9) Голубь В.Т. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – ВАКО, 2004г.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Домашнее задание

Дата


Уроки, в том числе самостоятельные работы учащихся

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

I четверть

1.

Предметно-манипулятивные действия

3






1.1.

Развитие координации движений кисти и пальцев







1.2.

Выполнение подражательных действий со сменой вида движения «Стучим - прячим»







1.3.

Развитие координации движений рук и глаз. Шнуровка. Наматывание шнура на паллллочку.







2.

Восприятие цвета, формы величины.

9






2.1.

Выбор по образцу инструкции «Дай такой»







2.2.

Группировка по цвету, по форме, величине.







2.3.

«Подбори по цвету» размещение мелких цветных предметов на цветные круги.







2.4.

«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по величине, по цвету.







2 5

Выбор по образцу и расскладывание 10-15 предметов различных цветов.







2 6

Выбор по образцу и группировка объемных предметов.







2 7

Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.







2 8

Дидактическая игра «Геометрическое лото»







2 9

Дидактическая игра «Почтовый ящик»







3.

Зрительное восприятие.

4






3.1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 детелей)







3.2.

Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.







3.3.

«Что лишнее» Исключение предмета из нескольких однородных по цвету, форме, величине.







3.4

«Что изменилось»







4.

Пространственное восприятие

3






4.1.

Ориентировка в помещении. Понятия близко-далеко. Движение в заданном направлении







4.2.

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии.








Итого:

18






II четверть

4.3.

Пространственная ориентировка на листе бумаги







5.

Тактильно-двигательное восприятие

1






5.1

«Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорошо известного детям предмета







6.

Работа с мазаикой.

5






6.1.

«Выкладывание из мозики чередующегося ряда» через один элемент.







6.2.

Выкладывание мозаики по показу узора с облюдением цвета и ространственных отношений элементов мозаики.







6.3.

Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой»







6.4.

Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле»







6.5.

Выкладывание из мозайки геометрических фигур







7.

Деятельность с разборными игрушками.

3






7.1

Собирание вкладных кубиков разных по величине.







7.2.

Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.







7.3.

Складывание пирамиды из 8-10 колец.







8.

Слуховое восприятие

5






8.1

Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, бубен, ложки)







8.2.

Музыкальные инструменты и их называние.








Итого:

14






III четверть

8.3.

Характеристика звуков по громкости







9.

Предметно-манипулятивные действия.

1






9.1.

Выполнение сложных подражательных движений за учителем по инструк­ции «Делай вместе»: движения рук, кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и др.)







10.

Восприятие цвета, формы, величины.

7






10.1

Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенные в контрасные и в близкие по цвету.







10.2

Выбор предметов одного цвета из 8-12 предметов двух сходных цветов (красные и желтые, зеленые и синие и т. п.) по образцу и интрукции «Дай такой»







10 3

Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов.







10 4

Сопоставление предметов по цвету.







10 5

Выбор по образцу инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб-паралепипед, цилиндр- шар)







10 6

Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллепипед и тд.







10 7

Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур







11.

Зрительное восприятие.

2






11.1

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.







11.2

Игра «Что изменилось», «Что убрали» развитие зрительного восприятия.







12.

Пространственное восприятие.

8






12.1

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных предметов.







12.2

Работа с рисунками «Нарисуй в центре -  круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник и тд.»







12.3

Пространственная ориентировка на поверхности парты.







12.4

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии.







12.5

Ориент ировка на листе бумаги. Игра «Делай, что я говорю»







12 6

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)







12 7

Расположении предметов на картине: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу и тд.»







12 8

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии, делящей картину на треугольники.







13.

Предметно-манипулятивные действия

1






13.1

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.







14.

Восприятие цвета, формы, величины.

3






14.1

Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).








Итого:

21






IV четверть

14.2

Сравнение предметов по величине.







14.3

Подбор и группировка одинаковы по величине предметов.







15.

Зрительное восприятие.

2






15.1

Нахождение различий у двух сходных сюжетных игрушек.







15.2

Подбор и выкладывание плоскостных форм разного цвета и величины (не более 4-5)







16.

Пространственное восприятие.

3






16.1

Нахождение предметов по заданным признакам.







16.2

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Движение в заданном направлении







16.3

Ориентировка налисте бумаги







17

Тактильно-двигательное восприятие.

1






17.1

Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек»







18

Работа с мозаикой.

3






18.1

«Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента.







18.2

Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета.







18.2

Выкладывание по показу, по образцу узоров из мозаики «Елочка и грибок»







19

Деятельность с разборными игрушками

3






19.1

Собирание вкладных кубиков разных по величине.







19.2

Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.







19.3

Складывание пирамиды из 8-10 колец.







20

Элементарное конструирование

1






20 1

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и словесной инструкции (домик, снежинка, лестница)








Итого:

16







Итого за год:

69








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Куприянова Наталия Викторовна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства