Рабочая программа по окружающему миру адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ № 32, разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС начального образования
и авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»).
На изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю- 68 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 32 на 2016-2017 учебный год -66 часов в год.
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников первого класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
В результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») второклассник научится:
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» второклассник научится:
№ урока дата | Тема урока | Тип урока | Основное содержание обучения | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Виды контроля | Оборудование |
Раздел I Человек и природа (9 часов) |
1 2.09 | 1. Повторение учебного материала, изученного в 1 классе | Урок-игра. | Создание условий для восстановления и закрепления знаний и умений, полученных в первом классе. | Умение пользоваться полученными в первом классе предметными знаниями и умениями. | Проверка усвоения универсальных учебных действий. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа. \ Учебник – с. 3–4; Рабочая тетрадь – с. 3 – 6; Тестовые задания - с. 3 – 5, тест № 1. | Диск (КМ) Урок №1 |
2 7.09 | Что нас окружает. | Урок повторения и систематизации. | Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Знакомство с источниками информации об окружающем мире, свойствами живых существ. | Знание понятий: учебный, научно-популярный и художественный текст, иллюстрация, собственные наблюдения, опыт, предметная модель, условный знак, схема. | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. | Задания по группам. Учебник – с. 5–7; Рабочая тетрадь – с. 7; Тестовые задания - с. 6 – 7, работа № 1. | |
3 9.09 | Человек – часть живой природы. Практическая работа. | Урок формирования умений и навыков. | Определение, к какой части окружающего мира относится человек. | Знание понятия: человек как часть живой природы, разумное существо. Умение называть признаки живого организма. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник – с. 8 -9; Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9; Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2. | Диск (КМ) Урок№10 |
4 14.09 | Человек – разумное существо. Самостоятельная работа. | Урок повторения. | Выяснение отличий человека от других животных. | Знание понятий: изобретение, изобретатель, средство передвижения, бытовая техника, инструменты, научные приборы. Умение использовать в речи эти понятия. | Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | Дидактическая игра. Учебник – с. 10–14; Рабочая тетрадь – с. 10–11, задания 10, 11, 12; Тестовые задания - с. 10 – 11, работа № 2 | Диск (КМ) Урок №11Д |
5 16.09 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья | Комбинированный урок. | Знакомство с понятием «профессия». Выяснение важности профессии эколога. | Знание понятий: профессия, эколог, экологическая проблема. Умение выявлять значимость профессии эколога. | Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций. | Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник – с. 15–18; Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13– 18. | |
6 21.09 | Органы чувств, их гигиена | Урок изучения нового материала. | Выяснение значения понятия «здоровье». Обсуждение проблемы: что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. Исследование вопроса «Кого называют закалённым человеком? Как им стать?» | Знание понятий: здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, моржевание, режим дня. Умение составить режим дня, соблюдать его, выявлять признаки здорового образа жизни. | Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. | Фронтальный опрос. Учебник – с. 15–18; Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13– 18 | Диск КиМ Урок №4 |
7 23.09 | Органы чувств, их гигиена | Комбинированный урок. | Обсуждение проблемы: чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья. Исследование вопроса «Как сохранять остроту зрения и слуха?» | Знать: функции органов чувств, правила гигиены, безопасного поведения, первой помощи при небольших травмах. Умение составлять правила сохранения здоровыми органов чувств. | Умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах. | Индивидуальный опрос. Учебник – с. 19–27; Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23. п | Диск «Анатомия для детей» |
8 28.09 | Чистота – залог здоровья. | Урок формирования умений и навыков. | Обсуждение проблемы «Почему плохо быть грязнулей?» | Знание понятия: микробы; правила ухода за кожей. Уметь применять полученные знания на практике. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Индивидуальный опрос, работа в парах. Учебник – с. 29–31; Рабочая тетрадь – с. 15, задание 24, с. 16, задание 25; Тестовые задания - с. 12 – 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно) | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
9. 30.09 | Зелѐная аптека | Урок изучения нового материала. | Какое значение имеют растения для природы, человека. Какие растения помогают человеку справиться с болезнями. Как правильно собирать лекарственные растения, о чѐм надо помнить при этом. | Лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств.. | Умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков; умение работать в паре; умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение | Фронтальный опрос Учебник – с. 32 – 35. | |
10 5.10 | Азбука безопасного поведения. Тест. | Урок контроля знаний. | Знакомство с опасностями, подстерегающими человека в природе. Обсуждение проблемы «Что может быть опасным дома?» Исследование вопроса «Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми?» | Знать правила безопасного поведения в природе, дома, на улице. Уметь применять полученные знания на практике. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронтальный опрос, работа в парах. Учебник – с. 36–44; Рабочая тетрадь – с. 16–17, задания 26– 28; Тестовые задания - с. 12–15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно). | Альбом по ПДД, По ППБ |
Раздел II Человек и общество (8 часов) |
11 7.10 | Человек – член общества | Урок изучения нового материала. | Знакомство с понятием «общество». Выяснение, для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. | Знание понятий: человек – общественное существо, общительный человек, жест, мимика. Умение различать основные формы общения. | Умение моделировать ситуации общения. | Фронтальный опрос, практическая работа. Учебник – с. 46–48. | Диск (КиМ) Урок №3 |
12 12. 10 | Разнообразие профессий людей | Урок формирования умений и навыков. | Какого человека называют вежливым, как им стать. | Знание правил вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми в общественных местах. Умение применять полученные знания на практике. | Умение моделировать ситуации вежливого общения. | Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник – с. 49–51; Рабочая тетрадь – с. 18–19, задания 1–4.. | |
13 14. 10 | Как мы общаемся. Правила этикета | Урок формирования умений и навыков. | Обсуждение вопроса: какого человека можно назвать красивым, как им стать. | Знание понятий: физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера. Умение выделять основные признаки здорового человека. | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Беседа по вопросам Учебник – с. 52- 62; Рабочая тетрадь – с. 20, задание 5.. | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
14 19. 10 | Физическая и духовная красота человека | Урок закрепления. | Обсуждение вопросов: когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться, как человек выражает своё настроение. Выяснение вопроса: влияет ли настроение на успехи в учёбе, на общение с окружающими людьми. | Знание понятий: настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять эмоциями. | Умение оценивать состояние своё и окружающих людей. | Фронтальный опрос. Учебник – с. 63–69; Рабочая тетрадь – с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23, задания 11 | |
15 21. 10 | Друзья, их значение в жизни людей | Комбинированный урок. | Обсуждение вопросов: кого можно назвать другом, как поступают настоящие друзья. | Знание понятий: друг, дружба, дружный коллектив. | Умение давать оценку поступкам одноклассников. | Беседа по вопросам, работа в парах. Учебник – с. 70–73; Тестовые задания - с. 16-18, тест № 4. | ДИСК (КиМ) Урок №14(1 |
16 26. 10 | Семья. Родственники II | Урок формирования умений и навыков. | Обсуждение вопросов, что такое семья, какими бывают семьи, кого называют родственниками. | Знание понятий: семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная. | Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. | Индивидуальный и фронтальный опросы. Учебник – с. 74–76; Рабочая тетрадь – с. 24, задания 13–16. | Диск (КиМ) Урок №14(2 |
17 28. 10 2 четверть | Семейные заботы и традиции | Комбинированный урок. | Обсуждение вопросов: какую семью можно назвать дружной, в какой семье царит лад; есть ли в семье мужские и женские дела. Что такое семейные традиции, какими они могут быть. Как составить родословную семьи. | Знание понятий: забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, традиция, реликвия, потомственная профессия. Умение составлять родословную своей семьи. | Умение выполнять проектную работу и презентовать её. | Беседа по вопросам, практическая работа. Учебник – с. 80–85; Рабочая тетрадь – с. 25-27, задания 17–20.. | |
18 9.11 | Родословная семьи | Урок-презентация. | Знакомство с проектной работой, ходом её выполнения и структурой. | Знание способов работы с источниками, возможных форм презентации. Умение выбрать тему и проблему исследования, делать список источников информации. | Умение выполнять проектную работу и презентовать её. | Практическая работа. Учебник – с. 86; Рабочая тетрадь – с. 28-30, задания 21-24; Тестовые задания – с. 19-21, тест № 5. | |
Раздел III Природа вокруг тебя (29 часов) |
19 11. 11 | Кто и как изучает природу | Урок обобщения и систематизации. | Исследование вопроса: как человек познаёт природу. Выяснение, кто такие учёные, какими способами они изучают природу. | Знание понятий: наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы. | Регулятивные умения, оценивание своих успехов. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа. Учебник – с. 88–91; Рабочая тетрадь – с. 31, задание 1.. | ДИСК (КМ) Урок №2 |
20 16. 11 | Природные тела и явления | Урок изучения нового материала. | Знакомство с понятиями, которые учёные называют телом и природным явлением. Исследование вопроса «Какие природные явления происходят в неживой и живой природе?» | Знание понятий: явление, тело; метод наблюдения – основной метод познания природы. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение читать и составлять простые схемы. | Работа в парах, самостоятельная работа. Учебник – с. 92–95; Рабочая тетрадь – с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7 | Диск (КМ) Урок №6 |
21 18. 11 | 21, 22. Разнообразие облаков | Урок-экскурсия. | Знакомство детей с понятием «облака», организация наблюдения за тем, из чего состоят облака, почему они образуются. Проведение сравнения тумана и облака, нахождение отличий и сходств. | Знание понятий: водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение моделировать предметы окружающего мира, высказывать и аргументировать свои предположения. | Фронтальный опрос. Учебник – с. 96–97; Рабочая тетрадь – с. 34-35, задания 9-11; Тестовые задания – с. 22-23, тест №6, работа№4 | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
22 23. 11 | Экскурсия, практическая работа. | Формирование умений и навыков. | Выяснение вопроса: что такое гроза, чем она опасна. Обсуждение ситуаций: как ведут себя растения и животные перед грозой, что придумали люди, чтобы обезопасить свои дома от молнии, всегда ли растения, животные и люди рады дождю, чем опасен град. | Знание понятий: молния, гром, гроза, молниеотвод, кислотный дождь, град; правил безопасного поведения во время грозы. Уметь применять полученные знания на практике. | Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. | Фронтальный опрос. | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
23 25. 11 | Солнце – ближайшая к Земле звезда | Урок изучения нового материала. | Знакомство с понятием «источник света и тепла». Исследование вопросов: что такое Солнце, расстояние от Земли до Солнца, каковы размеры Солнца. | Знание понятия: звезда; умение соотносить реальные и видимые размеры и расстояния. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение высказывать предположения и аргументировать их. | Беседа по вопросам Учебник – с. 98–101; Рабочая тетрадь – с. 36, задания 13-16. . | К Т Диск (КМ) Урок №4 |
24 30. 11 | Солнце и жизнь | Урок обобщения и систематизации. | Выяснение вопроса «Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу?» Обсуждение того, как беречься от жарких солнечных лучей. | Знание понятия: загар; положительного и отрицательного действия солнечных лучей на живые организмы, правил безопасного пребывания на солнце. Умение заботиться о своём здоровье. | Умение анализировать рисунки, обобщать информацию. | Беседа по вопросам, самостоятельная работа Учебник – с. 102– 103; Рабочая тетрадь – с. 37, задание 17.. | КТ Солнечная система |
25 2.12 | Звѐзды и созвездия | Урок формирования умений и навыков. | Уточнение, что такое Земля, какова её форма, размеры. | Знание понятий: Земля как планета – холодное космическое тело шарообразной формы, космонавт, космический корабль. | Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. | Фронтальный опрос, работа в парах. Учебник – с. 104– 108; Рабочая тетрадь – с. 37, задание 18, с. 38, задание 19. | КТ Планета Земля Модель «Строение Земли» |
26 7.12 | Кометы, метеоры, метеориты | Комбинированный урок. | Определение того, что является причиной смены дня и ночи. Выяснение вопроса, почему сменяются времена года. Рассмотрение вариантов, какой должна быть модель Земли. | Знание понятий: глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли, год – период обращения вокруг Солнца. Умение выполнять практические задания по теме урока. | Умение работать с предметными моделями. | Беседа по вопросам, практическая работа. Учебник – с. 109– 110; Рабочая тетрадь – с. 38, задание 20. | Диск (КМ) Урок №5 |
27 9.12 | Земля – планета | Урок изучения нового материала. | Обсуждение вопроса: почему меняется форма видимой Луны. Выяснение, является ли Луна источником света и тепла. Определение, что такое естественный спутник, какими ещё бывают спутники Земли. | Знание понятий: Луна – естественный спутник Земли, движение Луны, искусственный спутник Земли. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. | Индивидуальный опрос, практическая работа Учебник (2 часть) – с. 3-7; Рабочая тетрадь №2 – с.3, задания 1-3. . | Презентация Слайд-комплект №164 |
28 14. 12 | Движение Земли | Урок формирования умений и навыков. | Выяснение вопроса: почему на Луне видны светлые и тёмные пятна, какова поверхность Луны; с помощью чего и как исследуют Луну; какой видна Земля на лунном небе. | Знание понятий: лунная поверхность – равнины и возвышенности; автоматическая станция, луноход, астронавт. | Умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. | Устный опрос, работа в парах. Учебник(2 часть) – с. 8–10; Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6. | презентация |
29 16. 12 | Луна – естественный спутник Земли | Урок-экскурсия. | Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Все ли звёзды одинаковые. Почему они разного цвета. Что такое созвездие. | Знание понятий: созвездие, расстояние до звёзд, невооружённый глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды, наиболее яркие и хорошо наблюдаемые созвездия. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение. | Индивидуальный опрос. Учебник(2 часть) – с. 11–13; Рабочая тетрадь №2 – с. 5, задания 7-9. | Модель |
30 21. 12 | Исследования Луны. Человек на Луне - | Урок изучения нового материала. | Есть ли другие планеты в космосе. Похожи ли они на Землю. Какая особенность у планеты Земля. | Знание понятий: девять планет, обращающихся вокруг Солнца, их расположение относительно него, их различия; астероиды – малые планеты. Умение выделять отличительные особенности планеты Земля. | Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. | Фронтальный опрос, практическая работа. Учебник(2 часть) – с. 14–15 Рабочая тетрадь №2 – с. 6-7, задания 10 | Модель |
31 23. 12 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца | Комбинированный урок. | Знакомство с космическими телами, которые называют небесными «гостями». Определение, насколько часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от планет и звёзд. | Знание понятий: комета, метеор, метеорит, планетарий, космическая станция. | Умение работать в группе, выполнять проектную работу. | Фронтальный опрос, работа в группе. Учебник (2 часть) – с. 16 – 17; Рабочая тетрадь – с. 8-9, задания 14-16. | |
32 28. 12 3 четверть | Разнообразие космических тел. Обобщающий урок | Урок-викторина. | Обобщение знаний по теме «Небесные тела». Проверка умений различать небесные тела и классифицировать их. | Проверка усвоения следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты. Умение применять свои знания на практике. | Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания разных видов. | Самостоятельная работа. Учебник (1 часть) – с.98–110, учебник (2 часть) – с. 3-17; Тестовые задания - с. 26-27, тест № 7, с. 28–29, работа № 5. | |
33 11.01 | Поверхность Земли. Материки и океаны | Урок-игра. | Знакомство с наукой географией. Выяснение способов изображения земной поверхности. Определение двух видов земной поверхности, которые преобладают на планете Земля. Исследование количества материков и океанов на Земле. | Знание понятий: география, карта, глобус, фотография, материк, океан, остров, полуостров; как изображают земную поверхность на картах. Умение работать с картой. | Умение работать со схемами и круговыми диаграммами. | Дидактическая игра. Учебник (2 часть) – с. 18–23, второй форзац учебника (1 часть); Рабочая тетрадь №2 – с. 10-11, задание 17, с. 12 задание 18. | Глобус |
34 13. 01 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними | Комбинированный урок. | Знакомство с формами суши, которые преобладают на земной поверхности. Определение значения понятия «равнина», какой она бывает. Что такое холм, овраг. Как называют искусственные холмы, для чего их используют люди. | Знание понятий: формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнина, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами. Умение давать характеристику различным формам суши, которые преобладают на земной поверхности. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Беседа по вопросам. Учебник (2 часть) – с. 24-27; Рабочая тетрадь №2 – с. 12, задания 19- 20, с. 13, задания 21, 22. | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
35 18. 01 | Горы, их разнообразие | Урок формирования умений и навыков. | Исследование вопросов: какими бывают горы, как их изображают на карте, как называются части горы, какими они бывают. | Знание понятий: гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор. Умение находить горы на карте. | Умение извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос, практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 28–30; Рабочая тетрадь №2 – с. 14, задания 23,24 | Презентация |
36 20. 01 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах | Комбинированный урок. | Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Что добывают в горах, где используют горные породы. Обсуждение проблемы: чем опасны горы. | Знание понятий: горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; правил безопасного поведения в горах. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | Индивидуальный опрос. Учебник (2 часть) – с. 31–34; Рабочая тетрадь №2 – с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27. | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
37 25. 01 | Экскурсия (виртуальная). Формы суши родного края. | Урок-экскурсия. | Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Умение различать разные формы суши. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | Индивидуальный опрос. Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 17, задание 28. | |
38 27. 01 | Земля и еѐ поверхность. Обобщающий урок | Урок обобщения и систематизации. | Обобщение изученного в этом разделе, проверка усвоения основных понятий и универсальных учебных действий. | Знание основных понятий, подлежащих контролю: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист. Умение составлять правила безопасного поведения в горах. | Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | Самостоятельная работа. Учебник (2 часть) – с. 18-34; Тестовые задания – с. 30-32, тест № 8, с. 33–34, работа № 6. | Диск (КиМ) Урок №7 |
39 1.02 | Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей | Комбинированный урок. | Знакомство с понятием «водоём». Выяснение, какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан. | Знание понятий: водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море. | Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное. | Устный опрос. Учебник (часть 2) – с. 35–38; Рабочая тетрадь №2 – с. 18, задания 29- 31, с.19, задания 32, 33. | Диск (КиМ) Урок №5 |
40 3.02 | Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей Виртуальная экскурсия по планете Земля. | Комбинированный урок. | Знакомство с понятием «водоём». Выяснение, какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан. | Знание понятий: водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море. | Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное. | Устный опрос. Учебник (часть 2) – с. 35–38; Рабочая тетрадь №2 – с. 18, задания 29- 31, с.19, задания 32, 33. | Диск (КиМ) Урок №5 |
41 8.02 | Пресные воды суши. Река, еѐ части. Значение рек для людей | Урок формирования умений и навыков. | Определение понятия «река». Части реки. Какими могут быть реки. Обсуждение вопроса: чем важны реки для людей, чем они опасны. | Знание понятий: река – постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная река; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция. Умение различать части реки. | Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами. | Индивидуальный опрос, практическая работа. Учебник (часть 2) – с. 39–43; Рабочая тетрадь №2 – с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39. | |
42 10. 02 | Пресные воды суши. Река, еѐ части. Значение рек для людей Практическая работа. | Урок формирования умений и навыков. | Определение понятия «река». Части реки. Какими могут быть реки. Обсуждение вопроса: чем важны реки для людей, чем они опасны. | Знание понятий: река – постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная река; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция. Умение различать части реки. | Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами. | Индивидуальный опрос, практическая работа. Учебник (часть 2) – с. 39–43; Рабочая тетрадь №2 – с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39. | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
43 15. 02 | Озѐра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России | Комбинированный урок. | Исследование вопросов: чем различаются пресные водоёмы, чем озеро отличается от пруда, от болота. | Знание понятий: озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажненный участок суши, Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; знать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. Умение различать пресные водоёмы. | Умение работать с рисунками-схемами. | Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник (часть 2) – с. 44–49; Рабочая тетрадь №2 – с. 23, 24 задания 40-43. | Диск (КиМ) Урок №8 |
44 17. 02 | Озѐра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. Виртуальная экскурсия. | Комбинированный урок. | Исследование вопросов: чем различаются пресные водоёмы, чем озеро отличается от пруда, от болота. | Знание понятий: озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажненный участок суши, Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; знать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. Умение различать пресные водоёмы. | Умение работать с рисунками-схемами. | Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник (часть 2) – с. 44–49; Рабочая тетрадь №2 – с. 23, 24 задания 40-43. | Диск (КиМ) Урок №8 |
45 22. 02 | Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоѐмов . | Урок-диспут. | Определение проблемы запасов на Земле питьевой воды. Обсуждение вопроса сохранения чистотой питьевой воды. | Знание понятий: питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды, меры экономного расходования питьевой воды. Умение выделить основные проблемы сохранения чистой питьевой воды. | Умение работать с разными источниками информации. | Фронтальный опрос. Учебник (часть 2) – с. 50–52; Рабочая тетрадь №2 – с. 25, задание 44, с. 26, задание 45 | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
46 1.03 | Экскурсия. Водоёмы родного края. | Урок-экскурсия. | Наблюдение разных видов водоёмов своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Умение различать разные виды водоёмов. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | Беседа по вопросам, практическая работа. Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 27-28, задания 46-49. | |
47 3.03 | Разнообразие водоѐмов. Обобщающий урок | Урок-викторина. | Обобщение знаний по теме «Водоёмы», проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. | Знание основных понятий: естественный и искусственный водоём, океан, море, река, исток, приток, устье, озеро, пруд, болото, пресная и морская вода, водохранилище, пруд, канал; правила безопасного поведения на воде. | Умение работать со схемами и блок-схемами алгоритмов, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов. | Самостоятельная работа. Учебник (2 часть) – с. 35-52; Тестовые задания – с. 35-37, тест № 9, с. 38–39, работа № 7; Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50. | |
Раздел IV Наша Родина – Россия (9 часов) |
48 10. 03 | Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство | Комбинированный урок. | Знакомство с понятиями: «малая родина» и «Родина». Выяснить, чем отличается Россия от других стран мира, чем различаются народы разных национальностей. | Знание понятий: Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край. | Составление рассказа по картинке. | Устный опрос. Учебник (2 часть) - с. 53– 58; Рабочая тетрадь №2 – с.30, задания 1, 2. | Диск (КиМ) Урок №12 |
49 15. 03 | Российская Федерация, еѐ государственные символы | Урок формирования умений и навыков. | Знакомство с понятием «государство», его властью. Выяснить, что относится к государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть государственные границы, кто их охраняет. | Знание понятий: Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, армия, Президент, герб, флаг, гимн России. | Воспитание патриотизма. | Фронтальный опрос. Учебник (2 часть) – с. 59– 61, второй форзац учебника; Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 3. | Диск (КиМ) Урок №11 |
50 17. 03 4 четверть | Конституция – основной закон государства. Государственные праздники | Урок обобщения и систематизации. | Знакомство с понятием «закон». Где записаны законы государства. Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник. | Знание понятий: закон, Конституция, права и обязанности гражданина России; государственный, профессиональный и семейный праздники. Умение использовать полученные знания на практике. | Умение работать с текстом. | Практическая групповая работа. Учебник (часть 2) – с. 62– 67 Рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание 4; Тестовые задания - с. 40- 41, тест № 10.. | Презентация «Конституция РФ» |
51 31. 03 | Москва – столица России | Урок – творческий отчёт. | Исследование вопроса: всегда ли Москва была столицей нашего государства. Чем славится Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород. | Знание понятий: столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода. Умение называть города, которые были столицами нашей страны, выделять главные достопримечательности этих городов. | Умение выполнять проектную работу. | Практическая работа. Учебник (часть 2) – с. 68– 71. | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
52 5.04 | Российские города. Родной город (село), его достопримечательности | Урок формирования умений и навыков. | Много ли городов в России, чем примечательны некоторые из них. Как дают имена городам. В честь кого могут называть города. Какие города получили названия «город-герой», «город-миллионер», «древний город». Чем отличается вид современного города от старинного города. Какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они за ними ухаживают. Что отражают гербы городов. | Знание понятий: старинный город (древний), город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города. Знать, чем старинный город отличается от современного, что отображают гербы городов. | Умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, умение работать со словарём. | Фронтальный опрос. Учебник (2 часть) - с. 72– 76; Тестовые задания – с. 42- 43, работа № 8 Тестовые задания – с. 49, задание 1. | |
53 7.04 | Горожане и селяне. Проблемы современного города | Урок-экскурсия. | Понятие «город». Кто проектирует город. О чём думают архитекторы, когда проектируют город, какие зоны выделяют в нём. Выяснение, чем различаются улицы больших городов. Какие службы есть в городах, чем они занимаются. | Знание понятий: архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь, промышленная и жилая зоны, места отдыха в городе. Умение составить план своего города. | Умение кодировать информацию. | Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник (2 часть) – с. 77– 82; Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6 | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
54 12. 04 | Проблемы современного города (продолжение) | Урок изучения нового материала. | Знакомство с проблемами, которые существуют в большом городе. Обсуждение вопросов: что такое «отходы городского хозяйства», кто и как решает проблему их вывоза, что такое «свалка», чем она опасна. Как следует себя вести городским и сельским жителям, чтобы воздух, вода и почва были чистыми и не вредили их здоровью. | Знание понятий: свалка, переработка, отходы городского хозяйства и бытовые, контейнер для сбора отходов, металлический лом; безопасное и экологически грамотное поведение в городе и за городом. Умение применять свои знания на практике. | Проводить наблюдения, анализировать их. | Практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 83– 85; Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9. | |
55 14. 04 | Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании | Урок формирования умений и навыков. | Определение понятия «транспорт», каким он бывает. Выяснение, какие виды наземного, водного, воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт, как минимизировать его вред для городских жителей. | Знание понятий: транспорт наземный, подземный, водный, воздушный, общественный, грузовой, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом. Умение выделять основные проблемы сохранения чистого воздуха. | Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. | Беседа по вопросам. Учебник (2 часть) – с. 86– 89; Рабочая тетрадь № 2 – с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания – с. 46- 47, работа № 9, задания 1- 6. | |
56 19 .04 | Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании | Урок формирования умений и навыков. | Определение понятия «транспорт», каким он бывает. Выяснение, какие виды наземного, водного, воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт, как минимизировать его вред для городских жителей. | Знание понятий: транспорт наземный, подземный, водный, воздушный, общественный, грузовой, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом. Умение выделять основные проблемы сохранения чистого воздуха. | Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. | Беседа по вопросам. Учебник (2 часть) – с. 86– 89; Рабочая тетрадь № 2 – с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания – с. 46- 47, работа № 9, задания 1- 6. | |
Раздел V Человек – творец (10 часов) |
57 21 .04 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог . | Комбинированный урок. | Знакомство с видами музеев и экспонатами, которые в них хранятся. Обсуждение вопроса, о чём могут рассказать экспонаты музеев. Чем важна профессия археолог. | Знание понятий: музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, палеонтологический, художественные музеи. Умение различать виды музеев. | Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. | Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник (2 часть) – с. 90– 93 Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16.Виртуальная экскурсия | Презентация «Музеи Мира» |
58 26 .04 | Старинные и современные предметы одежды и быта | Урок-экскурсия. | Исследование экспонатов музея. Выяснение: как изменились вещи, окружающие нас сегодня. Какими были старинные предметы быта, одежда и обувь, чем они отличались от современных вещей. | Знание понятий: быт, утварь, ларь, ухват, кочерга, коромысло, русская печь, чугунок, туесок, ковш, самовар, бурдюк, лампада, керосиновая лампа, свеча; кафтан, сарафан, зипун, лапти; правил безопасного пользования осветительными приборами. Умение выделять отличительные признаки старинных и современных вещей, выявлять причину возникновения новых предметов быта. | Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию. | Учебник (2 часть) – с. 94- 96; Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 17, с. 40, задание 18.. Индивидуальный опрос. | |
59 28. 04 | Старинные и современные средства письменности, счѐта, связи | Урок формирования умений и навыков. | Исследование вопросов: как в давние времена писали, считали, связывались друг с другом. | Знание понятий: знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта; умение пользоваться современными средствами счёта и связи. | Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её. | Самостоятельная работа. Учебник (2 часть) – с. 97– 101; Тестовые задания – с. 44- 45, тест № 11. | |
60 3.05 | Художественное творчество человека | Комбинированный урок. | Обсуждение вопроса: что, кроме жилища, пищи, одежды, всегда было ещё необходимо человеку. Выяснение, что такое «искусство», какими его видами занимаются люди. | Знание понятий: художник, композитор, скульптор, актёр, клоун, музыкант; певец, театр, консерватория, опера, пьеса, цирк, спектакль; правил культурного поведения в театре, цирке, художественном музее. Умение ориентироваться в различных жанрах искусства. | Умение оценивать произведения искусства, поведение своё и других людей. | Индивидуальный опрос. Учебник (2 часть) – с. 102–103Тестовые задания – с. 48- 51, работа № 10 | Презентация «Крупнейшие театры мира» |
61 5.05 | Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия | Урок формирования умений и навыков. | Исследование предметов, которые называют красивыми. Выяснение значения слова «соразмерность». Определение того, что понимали древние греки под словами «гармония», «симметрия». Выяснение, какой предмет называют симметричным, как его отличить от несимметричного предмета. | Знание понятий: симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии, одинаковость и пропорциональность (соразмерность) частей. Умение отличать симметричные предметы от несимметричных. | Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений. | Беседа по вопросам. Учебник (2 часть) – с. 104- 105; Рабочая тетрадь № 2 – с. 41-42, задания 19-23. | Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл. |
62 10. 05 | Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии | Урок формирования умений и навыков. | Знакомство с осевой симметрией. Обсуждение вопросов: как провести линию симметрии, почему осевую симметрию ещё называют зеркальной, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным. | Знание понятий: осевая симметрия, её признаки, линия симметрии; умение проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией. | Умение работать с разными источниками информации. | Практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 105; Рабочая тетрадь № 2 – с. 43, задания 24-26, с. 44, задания 27-29. | |
63 12. 05 | Орнаментальная (переносная) симметрия. | Урок закрепления знаний. | Исследование вопроса: все ли симметричные предметы обладают осевой симметрией. Выяснение, как можно назвать новый вид симметрии, как проверить, что предмет обладает центральной (поворотной) симметрией. | Знание понятий: центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение находить центр симметрии и различать предметы, обладающие этим видом симметрии. Умение проверять, обладает ли предмет центральной симметрией. | Умение применять знания в практической деятельности. | Практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 106; Рабочая тетрадь № 2 – с. 45, задания 30-32. | |
64 17. 05 | Виды симметрии в изделиях людей | Урок обобщения и систематизации. | Определение, какой вид симметрии часто используется в узорах одежды, предметах быта, украшениях. Какой признак есть у этого вида симметрии. Где используют люди орнаментальную (переносную) симметрию. | Знание понятий: признак переносной (орнаментальной) симметрии, элемент (ячейка) переноса и его повторяемость, бордюр, орнамент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах. Умение различать виды симметрии, ориентироваться в основных признаках симметрии. | Умение применять знания в практической деятельности. | Практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 107- 109; Тестовые задания – с. 52- 52, работа № 11. | |
65 19. 05 | Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе | Урок обобщения и систематизации. | Проверяем предметные знания и умения работать с текстовой и графической информацией, умение оценивать свои успехи в учѐбе | Знания объектов живой и неживой природы, изделий человека; умение различать тела и явления живой и неживой природы. | Умение работать с иллюстрациями, текстом, находить нужную информацию, использовать еѐ для решения учебных задач. | Тестовые задания – с. 54- 56; Рабочая тетрадь № 2 – с | |
66 24. 05 | Экскурсия «Красота природная и рукотворная» | урок экскурсия | Наблюдение природных и рукотворных объектов с целью оценки их красоты и гармонии, творческих способностей человека. | Умение подмечать красивое, примечательное, развивать эстетический вкус. | Фотографируют примечательные растения, здания, решѐтки оград, мосты и др. Готовят альбом о своѐм городе (селе | | |
Методического совета ____________________ Зеленская И.Н.