kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" О.Поглазовой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями к рабочим программам. В ней указаны страницы заданий для работы в классе и дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" О.Поглазовой»


Рабочая программа по окружающему миру адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ № 32, разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС начального образования

и авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» (учебно-методический ком­плект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»).

На изучение предмета «Окружающий мир»  во 2  классе начальной школы отводится 2 часа в неделю- 68 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 32 на 2016-2017 учебный год -66 часов в год.


Предполагаемые результаты

В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и историче­ские знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В резуль­тате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников первого класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Личностные результаты

У второклассника будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учите­ля, родителей;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориента­ция на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совмест­ных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения ме­жду её членами;

  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

У второклассника могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы дей­ствия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гор­дости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой на­циональности, с нарушениями здоровья;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, жела­ние участвовать в её сохранении;

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения раз­ных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекци­ей, с контурными картами и др.);

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учеб­ных действий;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практи­ческими, экспериментальными задачами;

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Второклассник получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполне­нием разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гер­барием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неус­пеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.


Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную за­дачи;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из ма­териалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных свя­зей, построения рассуждений и выводов;

  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличи­тельные признаки;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяс­нения природных явлений;

  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополни­тельных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить визобразительную, схематическую таб­личную);

  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы)

создавать собственные;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектахвыполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаим­ной помощи партнёрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отноше­ние к партнёрам.


Второклассник получит возможность научиться:

  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

  • уважать позицию партнёра;

-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на за­данную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).


Предметные результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») второ­классник научится:

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водо­ёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие) на примере Солнца, Земли, Луны;

  • описывать изученные природные объекты и явления, называя их существенные при­знаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира;

  • различать части холма, реки;

  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря);

  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и на­правления ветра);

  • находить и показывать на карте и глобусе горы и равнины, крупные реки и озёра России;

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать по­ложительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

  • выполнять простые опыты, делать выводы по результатам исследования и фиксиро­вать их в предложенной форме;

  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки, схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения при­родных явлений, нахождения географических объектов и др.;

  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюде­ний);

  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела).

Второклассник получит возможность научиться:

  • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;

  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

  • объяснять отличия человека от животных;

  • готовить сообщения о небесных телах, о необычных явлениях природы;

  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источни­ков об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

  • участвовать в проектной деятельности (как предложенной автором учебника, так и собственной), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, сети Интернет, собственных наблюдений; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» второклассник научится:

  • воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и обще­ства;

  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассни­ками, друзьями, взрослыми;

  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на ос­нове информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;

  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт- Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

  • объяснять, что такое Конституция;

  • различать прошлое и настоящее;

  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Второклассник получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (се­мья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях куль­туры и других общественных местах;

  • заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

  • составлять родословную своей семьи;

  • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художе­ственную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной ин­формации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и пись­менных сообщений;

  • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни второклассник научится:

  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах го­рода;

  • составлять и выполнять режим дня.

Второклассник получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, органов чувств;

  • следовать правилам здорового образа жизни;


Содержание учебного предмета


Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

Наблюдения, практические и творческие работы. Экскурсии.

Человек и природа (10

ч)

Живая и неживая природа. Человек как часть живой природы. Отличия человека от животных (разумное существо, преоб­разователь природы). Человек - строи­тель. Старинные и современные жилища народов России. Человек - изобретатель транспортных средств. Виды транспорт­ных средств: наземные, водные, воздуш­ные, космические. Разнообразие профес­сий (профессии, связанные с природой и людьми). Важность и необходимость профессии эколога в современном мире. Здоровье человека. Роль природы в со­хранении и укреплении здоровья. Значе­ние режима дня, закаливания, физиче­ских упражнений. Спорт и здоровье. Зна­чение органов чувств, важность их сохра­нения. Чистота - залог здоровья. Оказа­ние первой помощи при лёгких травмах(порез, ушиб, ожог, обморожение). Азбука безопасности. Правила безопас­ного поведения (в городе, среди людей, на природе). Правила безопасного поль­зования бытовыми электрическими при­борами, противопожарная безопасность. Куда обращаться за помощью в экстрен­ных случаях (болезнь, пожар, злоумыш­ленник, утечка газа и др.).

Принимать и ре­шать познаватель­ные и учебные за­дачи, выбирать нужную информа­цию из текста, ил­люстрации, схемы. Читать схемы и работать с ними; давать аргументи­рованный ответ на поставленный во­прос.

Собирать инфор­мацию из иллюст­раций, собственных наблюдений, учеб­ного текста, рассуж­дать и проверять свои выводы.

Наблюдения при­родных явлений.

Проверка остроты зрения и слуха.

Гимнастика для глаз.

Определение свойств тел ося­занием.

Оказание первой помощи.

Разыгрывание сценок безопасного поведения.

Человек и общество ( 8 ч)

Человек - изобретатель транспортных средств. Виды транспорт­ных средств: наземные, водные, воздуш­ные, космические. Разнообразие профес­сий (профессии, связанные с природой и людьми). Важность и необходимость профессии эколога в современном мире. Здоровье человека. Роль природы в со­хранении и укреплении здоровья. Значе­ние режима дня, закаливания, физиче­ских упражнений. Спорт и здоровье. Зна­чение органов чувств, важность их сохра­нения. Чистота - залог здоровья. Оказа­ние первой помощи при лёгких травмах(порез, ушиб, ожог, обморожение). Азбука безопасности. Правила безопас­ного поведения (в городе, среди людей, на природе). Правила безопасного поль­зования бытовыми электрическими при­борами, противопожарная безопасность. Куда обращаться за помощью в экстрен­ных случаях (болезнь, пожар, злоумыш­ленник, утечка газа и др.).

Принимать и ре­шать познаватель­ные и учебные за­дачи, выбирать нужную информа­цию из текста, ил­люстрации, схемы. Читать схемы и работать с ними; давать аргументи­рованный ответ на поставленный во­прос.

Собирать инфор­мацию из иллюст­раций, собственных наблюдений, учеб­ного текста, рассуж­дать и проверять свои выводы.

Наблюдения при­родных явлений.

Проверка остроты зрения и слуха.

Гимнастика для глаз.

Определение свойств тел ося­занием.

Оказание первой помощи.

Разыгрывание сценок безопасного поведения.

Природа вокруг тебя (29 ч)

Кто и как изучает окружающий мир. Какие учёные изучают природу. Природные те­ла и явления, происходящие в живой и неживой природе. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе (Солнце, облака). Облака, как они образуются. Разнообразие фор­мы облаков (перистые, кучевые, слои­стые, грозовые). Осадки: дождь, снег, град. Экологические проблемы, связан­ные с облаками. Гроза, способы защиты от неё. Правила безопасного поведения во время грозы.

Солнце – ближайшая к Земле звезда, ис­точник света и тепла. Опасность солнеч­ного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Значение Солнца для растений, животных, человека. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведени­ях народного творчества.

Звёзды и планеты. Планета Земля, её форма и размеры. Представления древ­них о Земле. Первый космонавт мира Ю.А. Гагарин. Движение Земли: враще­ние вокруг оси, обращение вокруг Солн­ца. Глобус – модель Земли. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Луна – спутник Земли. Из­менения вида Луны (фазы Луны). Косми­ческие путешествия на Луну. Звёзды и созвездия. Планеты, кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Что изучает наука география. Океаны и мате­рики Земли, их число, названия, распо­ложение на глобусе и карте полушарий. Формы земной поверхности: горы и рав­нины, их разнообразие, условное обозна­чение на карте. Холм, части холма (вер­шина, склон, подошва). Овраги, их обра­зование и борьба с ними. Горы и люди (геологи, использование горных пород, дороги в горах, горные санатории и др.). Опасность путешествия в горах, правила безопасного поведения. Вулканы, опас­ность их извержения. Изменение и за­грязнение суши людьми: карьеры и отва­лы, свалки из пустых пород. Важность сохранения красоты и чистоты земли. Группы природных водо­ёмов: естественные и Вода на Земле. Группы природных водо­ёмов: естественные и искусственные; пресные и солёные. Естественные водо­ёмы: океан, море, озеро, река. Части ре­ки: исток, притоки, устье. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: водохранилище, пруд, канал. Значение воды для человека, растений, животных. Важность сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость эконом­ного её расходования в быту. Проблема загрязнения водоёмов промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми от­ходами. Правила безопасного поведения на берегах водоёмов. Виды земной по­верхности и водоёмов родного края. Кра­сота природных пейзажей в произведе­ниях поэтов, писателей, художников, ком­позиторов.

Читать и состав­лять простые схе­мы, извлекать ин­формацию из карты. Моделировать предметы окру­жающего мира, вы­сказывать и аргу­ментировать свои предположения, ра­ботать в паре, да­вать оценку выска­зываниям одно­классников. Анализировать ри­сунки, уметь обоб­щать информацию. Работать с допол­нительной литера­турой и готовить сообщение. Ставить познава­тельную задачу, соотносить ин­формацию из раз­ных источников. Представлять ре­зультаты наблюде­ний в разной фор­ме.

Наблюдение дневного и ночно­го неба.

Наблюдение раз­ных форм обла­ков.

Изготовление ап­пликаций «Ночное небо».

Моделирование разных форм об­лаков (из бумаги, из ваты).

Проектная работа

«Космическое

путешествие».

Наблюдение форм земной по­верхности.

Проектная работа «Горы и люди».

Моделирование разных форм суши (из пластили­на, из песка и гли­ны, гипса).

Наблюдение во­доёмов.

Изготовление ап­пликаций «На мо­ре», «Озеро», «Болото».

Проектная работа «Реки и люди».

Экскурсия по ок­рестностям города (посёлка).

Экскурсия на ме­стный водоём.

Наша Родина – Россия ( 9 ч)

Что такое Родина и«малая родина». Чем отличается Россия от

других стран мира.

Кого называют

гражданином России.

Чем различаются

народы разных

национальностей. Как называется наше

государство. Что

относится к

государственным

символам, что они

символизируют.

Какими могут быть

границы государства,

кто их охраняет. кто им управляет Что

такое закон. Где

записаны законы

государства. Какими

правами и

обязанностями

наделены граждане

России. Что такое

государственный

праздник.

Актуализируют свои знания о государстве, его

символах, проверяют себя по учебному тексту,

объясняют значение символов, содержание

гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда

вывешиваются государственные флаги и

исполняется государственный гимн, узнают

правила прослушивания государственного гимна;

готовят сообщение о государственных символах

Составляют представление о России по рисунку-

схеме, проверяют его по учебному тексту;

выделяют в тексте новые для них понятия и

объясняют их;

рассказывают о своей малой родине;

готовят выставку национальной одежды, готовят

национальные танцы, исполняют песни, готовят

блюда национальной кухни (по желанию

Человек – творец (10ч)

Человек - строитель. Профессия архитектор. Старинный и современный облик города. Улица, проспект, бульвар. Площадь, парк, сквер. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Культурные центры города: библиотеки, музеи, театры, стадионы. Проблемы современного города. Что делать с отходами городского хозяйства,

промышленности, бытовыми отходами.

Опасность пребывания на свалках. Переработка отходов, их использование - решение этой экологической проблемы. Общественный транспорт, пассажирский, грузовой, специальный. Проблема загрязнения окружающей среды наземным, водным и воздушным транспортом. Проблема создания экологически чистых транспортных средств. Важность озеленения городов.

Для чего люди создают музеи. Экспонаты разных музеев. Профессия археолога. Краеведческий и исторический музеи. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. История письменности и книги. Бережное отношение к книге. Старинные средства счёта и современные вычислительные устройства. Старинные и современные средства связи. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные музеи - хранилища старинных и современных произведений искусства. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Симметрия в объектах живой природы: в строении растений, животных, теле человека. Виды симметрии: осевая (зеркальная), центральная (поворотная), орнаментальная (переносная). Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, украшениях одежды, предметов быта и др.

Наблюдать, описывать свои наблюдения. Анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию. Оценивать произведения искусства, своё поведение и других людей. Выполнять и презентовать проектное исследование. Применять знания в практической деятельности.

Выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка). Составление проекта озеленения двора или улицы. Наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода в городских сооружениях. Проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии. Проекты (по выбору): «Город будущего», «Транспорт будущего». Ролевая игра «Я - эколог». Экскурсии (по выбору): - по городу,- в парк,- в музей архитектуры,- в старинную усадьбу,- в исторический или краеведческий музей,- в музей истории техники или архитектуры, - в художественный музей.



тематическое планирование


Содержание программного материала

Количество часов

Человек и природа

10 ч

Человек и общество

Природа вокруг тебя

29 ч

Наша Родина - Россия

9 ч

Человек - творец

10ч

ИТОГО

66 часов




Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»


урока

дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание обучения

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Виды контроля

Оборудование

Раздел I

Человек и природа (9 часов)

1


2.09

1. Повторение

учебного

материала,

изученного в 1

классе


Урок-игра.

Создание условий для восстановления и закрепления знаний и умений, полученных в первом классе.

Умение пользоваться полученными в первом классе предметными знаниями и умениями.

Проверка усвоения универсальных учебных действий.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа. \ Учебник – с. 3–4; Рабочая тетрадь – с. 3 – 6; Тестовые задания - с. 3 – 5, тест № 1.


Диск

(КМ)

Урок

№1

2


7.09

Что нас окружает.



Урок повторения и систематизации.

Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Знакомство с источниками информации об окружающем мире, свойствами живых существ.

Знание понятий: учебный, научно-популярный и художественный текст, иллюстрация, собственные наблюдения, опыт, предметная модель, условный знак, схема.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

Задания

по группам.

Учебник – с. 5–7; Рабочая тетрадь – с. 7; Тестовые задания - с. 6 – 7, работа № 1.


3


9.09

Человек – часть живой природы. Практическая работа.


Урок формирования умений и навыков.

Определение, к какой части окружающего мира относится человек.

Знание понятия: человек как часть живой природы, разумное существо.

Умение называть признаки живого организма.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник – с. 8 -9; Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9; Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2.

Диск

(КМ)

Урок№10

4


14.09

Человек – разумное существо.

Самостоятельная работа.



Урок повторения.


Выяснение отличий человека от других животных.

Знание понятий: изобретение, изобретатель, средство передвижения, бытовая техника, инструменты, научные приборы.

Умение использовать в речи эти понятия.

Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

Дидактическая игра. Учебник – с. 10–14; Рабочая тетрадь – с. 10–11, задания 10, 11, 12; Тестовые задания - с. 10 – 11, работа № 2

Диск

(КМ)

Урок

№11Д

5

16.09

Здоровье

человека. Значение

природы для

здоровья

Комбинированный урок.


Знакомство с понятием «профессия». Выяснение важности профессии эколога.

Знание понятий: профессия, эколог, экологическая проблема.

Умение выявлять значимость профессии эколога.

Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций.

Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник – с. 15–18; Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13– 18.


6


21.09

Органы

чувств, их гигиена

Урок изучения нового материала.

Выяснение значения понятия «здоровье». Обсуждение проблемы: что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. Исследование вопроса «Кого называют закалённым человеком? Как им стать?»

Знание понятий: здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, моржевание, режим дня.

Умение составить режим дня, соблюдать его, выявлять признаки здорового образа жизни.

Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы.

Фронтальный опрос. Учебник – с. 15–18; Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13– 18

Диск

КиМ

Урок

№4


7


23.09

Органы

чувств, их гигиена

Комбинированный урок.

Обсуждение проблемы: чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья. Исследование вопроса «Как сохранять остроту зрения и слуха?»

Знать: функции органов чувств, правила гигиены, безопасного поведения, первой помощи при небольших травмах.

Умение составлять правила сохранения здоровыми органов чувств.

Умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах.

Индивидуальный опрос. Учебник – с. 19–27; Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23. п

Диск

«Анатомия для детей»

8


28.09

Чистота – залог здоровья.



Урок формирования умений и навыков.


Обсуждение проблемы «Почему плохо быть грязнулей?»

Знание понятия: микробы; правила ухода за кожей.

Уметь применять полученные знания на практике.

Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Индивидуальный опрос, работа в парах. Учебник – с. 29–31; Рабочая тетрадь – с. 15, задание 24, с. 16, задание 25; Тестовые задания - с. 12 – 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно)

Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

9.


30.09

Зелѐная аптека


Урок изучения нового материала.

Какое значение имеют

растения для природы,

человека.

Какие растения

помогают человеку

справиться с

болезнями.

Как правильно

собирать

лекарственные

растения, о чѐм надо

помнить при этом.

Лекарственное

растение, целебное

свойство, ядовитое

растение; правила

сбора

лекарственных

растений и способы

использования их

целебных свойств..

Умение узнавать предмет

(растение) по описанию

его признаков;

умение работать в паре;

умение пользоваться

дополнительной

литературой, составляя

краткое сообщение

Фронтальный опрос Учебник – с. 32 – 35.


10


5.10

Азбука безопасного поведения.

Тест.



Урок контроля знаний.

Знакомство с опасностями, подстерегающими человека в природе. Обсуждение проблемы «Что может быть опасным дома?» Исследование вопроса «Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми?»

Знать правила безопасного поведения в природе, дома, на улице.

Уметь применять полученные знания на практике.

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

Фронтальный опрос, работа в парах. Учебник – с. 36–44; Рабочая тетрадь – с. 16–17, задания 26– 28; Тестовые задания - с. 12–15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно).

Альбом по

ПДД,

По ППБ

Раздел II

Человек и общество (8 часов)

11

7.10

Человек – член

общества


Урок изучения нового материала.

Знакомство с понятием «общество». Выяснение, для чего люди общаются. Какими бывают формы общения.

Знание понятий: человек – общественное существо, общительный человек, жест, мимика.

Умение различать основные формы общения.

Умение моделировать ситуации общения.


Фронтальный опрос, практическая работа. Учебник – с. 46–48.

Диск

(КиМ)

Урок

№3

12


12.

10

Разнообразие

профессий людей



Урок формирования умений и навыков.

Какого человека называют вежливым, как им стать.

Знание правил вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми в общественных местах.

Умение применять полученные знания на практике.

Умение моделировать ситуации вежливого общения.


Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник – с. 49–51;

Рабочая тетрадь – с.

18–19, задания 1–4..



13


14.

10

Как мы

общаемся. Правила

этикета


Урок формирования умений и навыков.


Обсуждение вопроса: какого человека можно назвать красивым, как им стать.

Знание понятий: физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера.

Умение выделять основные признаки здорового человека.

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Беседа по вопросам Учебник – с. 52- 62;

Рабочая тетрадь – с.

20, задание 5..

Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

14


19.

10

Физическая и

духовная красота

человека

Урок закрепления.

Обсуждение вопросов: когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться, как человек выражает своё настроение. Выяснение вопроса: влияет ли настроение на успехи в учёбе, на общение с окружающими людьми.

Знание понятий: настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять эмоциями.


Умение оценивать состояние своё и окружающих людей.


Фронтальный опрос. Учебник – с. 63–69;

Рабочая тетрадь – с.

20-21, задания 6-10,

с. 22-23, задания 11


15


21.

10

Друзья, их

значение в жизни

людей


Комбинированный урок.

Обсуждение вопросов: кого можно назвать другом, как поступают настоящие друзья.

Знание понятий: друг, дружба, дружный коллектив.


Умение давать оценку поступкам одноклассников.


Беседа по вопросам, работа в парах. Учебник – с. 70–73;

Тестовые задания - с.

16-18, тест № 4.

ДИСК

(КиМ)

Урок

№14(1

16


26.

10

Семья.

Родственники

II

Урок формирования умений и навыков.

Обсуждение вопросов, что такое семья, какими бывают семьи, кого называют родственниками.

Знание понятий: семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная.

Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте.

Индивидуальный и фронтальный опросы. Учебник – с. 74–76; Рабочая тетрадь – с.

24, задания 13–16.

Диск

(КиМ)

Урок

№14(2

17


28.

10



2 четверть

Семейные

заботы и традиции




Комбинированный урок.

Обсуждение вопросов: какую семью можно назвать дружной, в какой семье царит лад; есть ли в семье мужские и женские дела. Что такое семейные традиции, какими они могут быть. Как составить родословную семьи.

Знание понятий: забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, традиция, реликвия, потомственная профессия.

Умение составлять родословную своей семьи.

Умение выполнять проектную работу и презентовать её.


Беседа по вопросам, практическая работа. Учебник – с. 80–85;

Рабочая тетрадь – с.

25-27, задания 17–20..



18


9.11

Родословная

семьи


Урок-презентация.


Знакомство с проектной работой, ходом её выполнения и структурой.

Знание способов работы с источниками, возможных форм презентации.

Умение выбрать тему и проблему исследования, делать список источников информации.

Умение выполнять проектную работу и презентовать её.


Практическая работа. Учебник – с. 86;

Рабочая тетрадь – с.

28-30, задания 21-24;

Тестовые задания –

с. 19-21, тест № 5.



Раздел III

Природа вокруг тебя (29 часов)

19


11.

11

Кто и как

изучает природу


Урок обобщения и систематизации.

Исследование вопроса: как человек познаёт природу. Выяснение, кто такие учёные, какими способами они изучают природу.

Знание понятий: наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы.

Регулятивные умения, оценивание своих успехов.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа. Учебник – с. 88–91;

Рабочая тетрадь – с.

31, задание 1..

ДИСК

(КМ)

Урок

№2

20


16.

11

Природные тела

и явления


Урок изучения нового материала.

Знакомство с понятиями, которые учёные называют телом и природным явлением. Исследование вопроса «Какие природные явления происходят в неживой и живой природе?»

Знание понятий: явление, тело; метод наблюдения – основной метод познания природы.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение читать и составлять простые схемы.

Работа в парах, самостоятельная работа. Учебник – с. 92–95;

Рабочая тетрадь – с.

31, задание 2, с. 32,

33; задания 3-7

Диск

(КМ)

Урок

№6

21


18.

11

21, 22. Разнообразие

облаков


Урок-экскурсия.

Знакомство детей с понятием «облака», организация наблюдения за тем, из чего состоят облака, почему они образуются. Проведение сравнения тумана и облака, нахождение отличий и сходств.

Знание понятий: водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение моделировать предметы окружающего мира, высказывать и аргументировать свои предположения.

Фронтальный опрос. Учебник – с. 96–97;

Рабочая тетрадь – с.

34-35, задания 9-11;

Тестовые задания –

с. 22-23, тест №6,

работа№4

Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

22


23.

11

Экскурсия, практическая работа.




Формирование умений и навыков.

Выяснение вопроса: что такое гроза, чем она опасна. Обсуждение ситуаций: как ведут себя растения и животные перед грозой, что придумали люди, чтобы обезопасить свои дома от молнии, всегда ли растения, животные и люди рады дождю, чем опасен град.

Знание понятий: молния, гром, гроза, молниеотвод, кислотный дождь, град; правил безопасного поведения во время грозы.

Уметь применять полученные знания на практике.

Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации.

Фронтальный опрос.

Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

23


25.

11

Солнце –

ближайшая к Земле

звезда


Урок изучения нового материала.

Знакомство с понятием «источник света и тепла». Исследование вопросов: что такое Солнце, расстояние от Земли до Солнца, каковы размеры Солнца.

Знание понятия: звезда; умение соотносить реальные и видимые размеры и расстояния.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение высказывать предположения и аргументировать их.

Беседа по вопросам Учебник – с. 98–101;

Рабочая тетрадь – с.

36, задания 13-16.

.

К Т

Диск

(КМ)

Урок

№4

24


30.

11

Солнце и жизнь


Урок обобщения и систематизации.

Выяснение вопроса «Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу?» Обсуждение того, как беречься от жарких солнечных лучей.

Знание понятия: загар; положительного и отрицательного действия солнечных лучей на живые организмы, правил безопасного пребывания на солнце.

Умение заботиться о своём здоровье.

Умение анализировать рисунки, обобщать информацию.


Беседа по вопросам, самостоятельная работа Учебник – с. 102–

103;

Рабочая тетрадь – с.

37, задание 17..

КТ

Солнечная система

25


2.12

Звѐзды и

созвездия


Урок формирования умений и навыков.

Уточнение, что такое Земля, какова её форма, размеры.

Знание понятий: Земля как планета – холодное космическое тело шарообразной формы, космонавт, космический корабль.


Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

Фронтальный опрос, работа в парах. Учебник – с. 104–

108; Рабочая тетрадь – с.

37, задание 18, с. 38,

задание 19.


КТ

Планета Земля

Модель «Строение Земли»

26


7.12

Кометы,

метеоры,

метеориты


Комбинированный урок.

Определение того, что является причиной смены дня и ночи. Выяснение вопроса, почему сменяются времена года. Рассмотрение вариантов, какой должна быть модель Земли.

Знание понятий: глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли, год – период обращения вокруг Солнца.

Умение выполнять практические задания по теме урока.

Умение работать с предметными моделями.

Беседа по вопросам, практическая работа. Учебник – с. 109–

110;

Рабочая тетрадь – с.

38, задание 20.


Диск

(КМ)

Урок

№5

27


9.12

Земля – планета


Урок изучения нового материала.

Обсуждение вопроса: почему меняется форма видимой Луны. Выяснение, является ли Луна источником света и тепла. Определение, что такое естественный спутник, какими ещё бывают спутники Земли.

Знание понятий: Луна – естественный спутник Земли, движение Луны, искусственный спутник Земли.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом.


Индивидуальный опрос, практическая работа Учебник (2 часть) –

с. 3-7;

Рабочая тетрадь №2

– с.3, задания 1-3.

.

Презентация

Слайд-комплект

№164

28


14.

12

Движение

Земли


Урок формирования умений и навыков.

Выяснение вопроса: почему на Луне видны светлые и тёмные пятна, какова поверхность Луны; с помощью чего и как исследуют Луну; какой видна Земля на лунном небе.

Знание понятий: лунная поверхность – равнины и возвышенности; автоматическая станция, луноход, астронавт.


Умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре.


Устный опрос, работа в парах. Учебник(2 часть) – с.

8–10;

Рабочая тетрадь № 2,

- с. 4, задания 4-6.


презентация

29


16.

12

Луна –

естественный

спутник Земли



Урок-экскурсия.

Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Все ли звёзды одинаковые. Почему они разного цвета. Что такое созвездие.

Знание понятий: созвездие, расстояние до звёзд, невооружённый глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды, наиболее яркие и хорошо наблюдаемые созвездия.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение.

Индивидуальный опрос. Учебник(2 часть) – с.

11–13;

Рабочая тетрадь №2

– с. 5, задания 7-9.


Модель




30


21.

12

Исследования

Луны. Человек на

Луне

-

Урок изучения нового материала.

Есть ли другие планеты в космосе. Похожи ли они на Землю. Какая особенность у планеты Земля.

Знание понятий: девять планет, обращающихся вокруг Солнца, их расположение относительно него, их различия; астероиды – малые планеты.

Умение выделять отличительные особенности планеты Земля.

Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца.


Фронтальный опрос, практическая работа. Учебник(2 часть) – с.

14–15

Рабочая тетрадь №2

– с. 6-7, задания 10

Модель

31


23.

12



Планеты,

движущиеся вокруг

Солнца


Комбинированный урок.

Знакомство с космическими телами, которые называют небесными «гостями». Определение, насколько часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от планет и звёзд.

Знание понятий: комета, метеор, метеорит, планетарий, космическая станция.



Умение работать в группе, выполнять проектную работу.

Фронтальный опрос, работа в группе. Учебник (2 часть) –

с. 16 – 17;

Рабочая тетрадь – с.

8-9, задания 14-16.



32


28.

12



3 четверть

Разнообразие

космических тел.

Обобщающий урок

Урок-викторина.

Обобщение знаний по теме «Небесные тела». Проверка умений различать небесные тела и классифицировать их.

Проверка усвоения следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты.

Умение применять свои знания на практике.

Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания разных видов.


Самостоятельная работа. Учебник (1 часть) –

с.98–110, учебник (2

часть) – с. 3-17; Тестовые задания - с.

26-27, тест № 7, с.

28–29, работа № 5.


33


11.01

Поверхность

Земли. Материки и

океаны


Урок-игра.

Знакомство с наукой географией. Выяснение способов изображения земной поверхности. Определение двух видов земной поверхности, которые преобладают на планете Земля. Исследование количества материков и океанов на Земле.

Знание понятий: география, карта, глобус, фотография, материк, океан, остров, полуостров; как изображают земную поверхность на картах.

Умение работать с картой.

Умение работать со схемами и круговыми диаграммами.


Дидактическая игра. Учебник (2 часть) –

с. 18–23, второй

форзац учебника (1

часть);

Рабочая тетрадь №2

– с. 10-11, задание

17, с. 12 задание 18.


Глобус

34


13.

01

Плоские и

холмистые

равнины. Овраги и

борьба с ними


Комбинированный урок.

Знакомство с формами суши, которые преобладают на земной поверхности. Определение значения понятия «равнина», какой она бывает. Что такое холм, овраг. Как называют искусственные холмы, для чего их используют люди.

Знание понятий: формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнина, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами.

Умение давать характеристику различным формам суши, которые преобладают на земной поверхности.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.


Беседа по вопросам. Учебник (2 часть) –

с. 24-27;

Рабочая тетрадь №2

– с. 12, задания 19-

20, с. 13, задания 21,

22.


Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

35



18.

01

Горы, их

разнообразие


Урок формирования умений и навыков.


Исследование вопросов: какими бывают горы, как их изображают на карте, как называются части горы, какими они бывают.

Знание понятий: гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор.

Умение находить горы на карте.

Умение извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира.


Фронтальный опрос, практическая работа. Учебник (2 часть) –

с. 28–30;

Рабочая тетрадь №2

– с. 14, задания 23,24

Презентация

36


20.

01

Горы и люди.

Безопасное

поведение в горах


Комбинированный урок.

Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Что добывают в горах, где используют горные породы. Обсуждение проблемы: чем опасны горы.

Знание понятий: горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; правил безопасного поведения в горах.


Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.


Индивидуальный опрос. Учебник (2 часть) –

с. 31–34;

Рабочая тетрадь №2

– с. 15, задание 25, с.

16, задания 26-27.


Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

37


25.

01

Экскурсия (виртуальная).

Формы суши родного края.



Урок-экскурсия.

Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике.

Умение различать разные формы суши.


Умение представлять результаты наблюдений в разной форме.


Индивидуальный опрос. Карта региона,

рабочая тетрадь №2

– с. 17, задание 28.


38


27.

01

Земля и еѐ

поверхность.

Обобщающий урок


Урок обобщения и систематизации.

Обобщение изученного в этом разделе, проверка усвоения основных понятий и универсальных учебных действий.

Знание основных понятий, подлежащих контролю: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист.

Умение составлять правила безопасного поведения в горах.

Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов.

Самостоятельная работа. Учебник (2 часть) –

с. 18-34;

Тестовые задания –

с. 30-32, тест № 8, с.

33–34, работа № 6.

Диск

(КиМ)

Урок

№7

39


1.02


Вода на

Земле. Океаны и

моря. Значение

моря для жизни

людей


Комбинированный урок.

Знакомство с понятием «водоём». Выяснение, какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан.

Знание понятий: водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море.

Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное.

Устный опрос.

Учебник (часть 2) –

с. 35–38;

Рабочая тетрадь №2

– с. 18, задания 29-

31, с.19, задания 32,

33.

Диск

(КиМ)

Урок

№5

40


3.02

Вода на

Земле. Океаны и

моря. Значение

моря для жизни

людей

Виртуальная экскурсия по планете Земля.

Комбинированный урок.

Знакомство с понятием «водоём». Выяснение, какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан.

Знание понятий: водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море.

Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное.

Устный опрос.

Учебник (часть 2) –

с. 35–38;

Рабочая тетрадь №2

– с. 18, задания 29-

31, с.19, задания 32,

33.

Диск

(КиМ)

Урок

№5

41


8.02


Пресные

воды суши. Река, еѐ

части. Значение рек

для людей


Урок формирования умений и навыков.


Определение понятия «река». Части реки. Какими могут быть реки.

Обсуждение вопроса: чем важны реки для людей, чем они опасны.

Знание понятий: река – постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная река; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция.

Умение различать части реки.

Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.

Индивидуальный опрос, практическая работа. Учебник (часть 2) –

с. 39–43;

Рабочая тетрадь №2

– с. 20, задания 34,

35, с. 21-22, задания

36-39.


42


10.

02

Пресные

воды суши. Река, еѐ

части. Значение рек

для людей

Практическая работа.



Урок формирования умений и навыков.


Определение понятия «река». Части реки. Какими могут быть реки.

Обсуждение вопроса: чем важны реки для людей, чем они опасны.

Знание понятий: река – постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная река; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция.

Умение различать части реки.

Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.

Индивидуальный опрос, практическая работа. Учебник (часть 2) –

с. 39–43;

Рабочая тетрадь №2

– с. 20, задания 34,

35, с. 21-22, задания

36-39.

Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

43


15.

02


Озѐра,

пруды, болота.

Байкал –

жемчужина России





Комбинированный урок.

Исследование вопросов: чем различаются пресные водоёмы, чем озеро отличается от пруда, от болота.

Знание понятий: озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажненный участок суши, Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; знать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах.

Умение различать пресные водоёмы.

Умение работать с рисунками-схемами.


Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник (часть 2) –

с. 44–49;

Рабочая тетрадь №2

– с. 23, 24 задания

40-43.


Диск

(КиМ)

Урок

№8

44


17.

02

Озѐра,

пруды, болота.

Байкал –

жемчужина России. Виртуальная экскурсия.




Комбинированный урок.

Исследование вопросов: чем различаются пресные водоёмы, чем озеро отличается от пруда, от болота.

Знание понятий: озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажненный участок суши, Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; знать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах.

Умение различать пресные водоёмы.

Умение работать с рисунками-схемами.


Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник (часть 2) –

с. 44–49;

Рабочая тетрадь №2

– с. 23, 24 задания

40-43.


Диск

(КиМ)

Урок

№8

45


22.

02

Значение воды

для всего живого на

Земле. Загрязнение

водоѐмов

.


Урок-диспут.

Определение проблемы запасов на Земле питьевой воды. Обсуждение вопроса сохранения чистотой питьевой воды.

Знание понятий: питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды, меры экономного расходования питьевой воды.

Умение выделить основные проблемы сохранения чистой питьевой воды.


Умение работать с разными источниками информации.


Фронтальный опрос. Учебник (часть 2) –

с. 50–52;

Рабочая тетрадь №2

– с. 25, задание 44,

с. 26, задание 45

Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

46


1.03

Экскурсия.

Водоёмы родного края.



Урок-экскурсия.


Наблюдение разных видов водоёмов своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике.

Умение различать разные виды водоёмов.


Умение представлять результаты наблюдений в разной форме.


Беседа по вопросам, практическая работа. Карта региона,

рабочая тетрадь №2

– с. 27-28, задания

46-49.


47


3.03

Разнообразие

водоѐмов.

Обобщающий урок


Урок-викторина.

Обобщение знаний по теме «Водоёмы», проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Знание основных понятий: естественный и искусственный водоём, океан, море, река, исток, приток, устье, озеро, пруд, болото, пресная и морская вода, водохранилище, пруд, канал; правила безопасного поведения на воде.

Умение работать со схемами и блок-схемами алгоритмов, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов.

Самостоятельная работа. Учебник (2 часть) –

с. 35-52;

Тестовые задания –

с. 35-37, тест № 9, с.

38–39, работа № 7;

Рабочая тетрадь №2

- с.29, задание 50.



Раздел IV

Наша Родина – Россия (9 часов)

48


10.

03

Родина. Родной край.

Россия –

многонациональное

государство


Комбинированный урок.

Знакомство с понятиями: «малая родина» и «Родина». Выяснить, чем отличается Россия от других стран мира, чем различаются народы разных национальностей.

Знание понятий: Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край.


Составление рассказа по картинке.


Устный опрос. Учебник (2 часть) - с. 53–

58;

Рабочая тетрадь №2 – с.30,

задания 1, 2.

Диск

(КиМ)

Урок

№12

49


15.

03

Российская

Федерация, еѐ

государственные

символы


Урок формирования умений и навыков.


Знакомство с понятием «государство», его властью. Выяснить, что относится к государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть государственные границы, кто их охраняет.

Знание понятий: Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, армия, Президент, герб, флаг, гимн России.


Воспитание патриотизма.


Фронтальный опрос. Учебник (2 часть) – с. 59–

61, второй форзац

учебника;

Рабочая тетрадь № 2 –

с.31, задание 3.

Диск

(КиМ)

Урок

№11

50


17.

03



4 четверть

Конституция –

основной закон

государства.

Государственные

праздники


Урок обобщения и систематизации.


Знакомство с понятием «закон». Где записаны законы государства. Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник.

Знание понятий: закон, Конституция, права и обязанности гражданина России; государственный, профессиональный и семейный праздники.

Умение использовать полученные знания на практике.

Умение работать с текстом.


Практическая групповая работа. Учебник (часть 2) – с. 62–

67

Рабочая тетрадь № 2 – с.

31, задание 4;

Тестовые задания - с. 40-

41, тест № 10..


Презентация


«Конституция РФ»

51


31.

03

Москва – столица

России


Урок – творческий отчёт.

Исследование вопроса: всегда ли Москва была столицей нашего государства. Чем славится Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород.

Знание понятий: столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода.

Умение называть города, которые были столицами нашей страны, выделять главные достопримечательности этих городов.

Умение выполнять проектную работу.


Практическая работа. Учебник (часть 2) – с. 68–

71.

Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

52


5.04

Российские города.

Родной город (село),

его

достопримечательности


Урок формирования умений и навыков.

Много ли городов в России, чем примечательны некоторые из них. Как дают имена городам. В честь кого могут называть города. Какие города получили названия «город-герой», «город-миллионер», «древний город». Чем отличается вид современного города от старинного города. Какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они за ними ухаживают. Что отражают гербы городов.

Знание понятий: старинный город (древний), город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города.

Знать, чем старинный город отличается от современного, что отображают гербы городов.

Умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, умение работать со словарём.


Фронтальный опрос. Учебник (2 часть) - с. 72–

76;

Тестовые задания – с. 42-

43, работа № 8 Тестовые задания – с. 49,

задание 1.


53


7.04

Горожане и селяне.

Проблемы современного

города


Урок-экскурсия.

Понятие «город». Кто проектирует город. О чём думают архитекторы, когда проектируют город, какие зоны выделяют в нём. Выяснение, чем различаются улицы больших городов. Какие службы есть в городах, чем они занимаются.

Знание понятий: архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь, промышленная и жилая зоны, места отдыха в городе.

Умение составить план своего города.

Умение кодировать информацию.


Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник (2 часть) – с. 77–

82;

Рабочая тетрадь № 2 - с.

32, задание 5, с. 33,

задание 6


Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

54


12.

04

Проблемы

современного города

(продолжение)


Урок изучения нового материала.

Знакомство с проблемами, которые существуют в большом городе. Обсуждение вопросов: что такое «отходы городского хозяйства», кто и как решает проблему их вывоза, что такое «свалка», чем она опасна. Как следует себя вести городским и сельским жителям, чтобы воздух, вода и почва были чистыми и не вредили их здоровью.

Знание понятий: свалка, переработка, отходы городского хозяйства и бытовые, контейнер для сбора отходов, металлический лом; безопасное и экологически грамотное поведение в городе и за городом.

Умение применять свои знания на практике.

Проводить наблюдения, анализировать их.


Практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 83–

85;

Рабочая тетрадь № 2 - с.

34, 35, задания 7-9.



55


14.

04

Водный и

воздушный транспорт.

Проблемы загрязнения

воздуха и воды при его

использовании


Урок формирования умений и навыков.

Определение понятия «транспорт», каким он бывает. Выяснение, какие виды наземного, водного, воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт, как минимизировать его вред для городских жителей.

Знание понятий: транспорт наземный, подземный, водный, воздушный, общественный, грузовой, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом.

Умение выделять основные проблемы сохранения чистого воздуха.

Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира.


Беседа по вопросам. Учебник (2 часть) – с. 86–

89; Рабочая тетрадь № 2 –

с. 36 - 38, задания 10-15;

тестовые задания – с. 46-

47, работа № 9, задания 1-

6.


56


19

.04

Водный и

воздушный транспорт.

Проблемы загрязнения

воздуха и воды при его

использовании


Урок формирования умений и навыков.

Определение понятия «транспорт», каким он бывает. Выяснение, какие виды наземного, водного, воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт, как минимизировать его вред для городских жителей.

Знание понятий: транспорт наземный, подземный, водный, воздушный, общественный, грузовой, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом.

Умение выделять основные проблемы сохранения чистого воздуха.

Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира.


Беседа по вопросам. Учебник (2 часть) – с. 86–

89; Рабочая тетрадь № 2 –

с. 36 - 38, задания 10-15;

тестовые задания – с. 46-

47, работа № 9, задания 1-

6.


Раздел V

Человек – творец (10 часов)

57


21

.04

Разнообразие музеев.

Экспонаты музеев.

Профессия археолог

.

Комбинированный урок.


Знакомство с видами музеев и экспонатами, которые в них хранятся. Обсуждение вопроса, о чём могут рассказать экспонаты музеев. Чем важна профессия археолог.

Знание понятий: музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, палеонтологический, художественные музеи.

Умение различать виды музеев.

Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.


Фронтальный и индивидуальный опросы. Учебник (2 часть) – с. 90–

93

Рабочая тетрадь № 2 – с.

39, задание 16.Виртуальная экскурсия

Презентация «Музеи Мира»

58


26

.04

Старинные и

современные предметы

одежды и быта



Урок-экскурсия.

Исследование экспонатов музея. Выяснение: как изменились вещи, окружающие нас сегодня. Какими были старинные предметы быта, одежда и обувь, чем они отличались от современных вещей.

Знание понятий: быт, утварь, ларь, ухват, кочерга, коромысло, русская печь, чугунок, туесок, ковш, самовар, бурдюк, лампада,

керосиновая лампа, свеча; кафтан, сарафан, зипун, лапти; правил безопасного пользования осветительными приборами.

Умение выделять отличительные признаки старинных и современных вещей, выявлять причину возникновения новых предметов быта.

Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию.


Учебник (2 часть) – с. 94-

96;

Рабочая тетрадь № 2 – с.

39, задание 17, с. 40,

задание 18..

Индивидуальный опрос.


59


28.

04

Старинные и

современные средства

письменности, счѐта,

связи


Урок формирования умений и навыков.

Исследование вопросов: как в давние времена писали, считали, связывались друг с другом.

Знание понятий: знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта; умение пользоваться современными средствами счёта и связи.

Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её.


Самостоятельная работа. Учебник (2 часть) – с. 97–

101;

Тестовые задания – с. 44-

45, тест № 11.


60


3.05

Художественное

творчество человека


Комбинированный урок.

Обсуждение вопроса: что, кроме жилища, пищи, одежды, всегда было ещё необходимо человеку. Выяснение, что такое «искусство», какими его видами занимаются люди.

Знание понятий: художник, композитор, скульптор, актёр, клоун, музыкант; певец, театр, консерватория, опера, пьеса, цирк, спектакль; правил культурного поведения в театре, цирке, художественном музее.

Умение ориентироваться в различных жанрах искусства.

Умение оценивать произведения искусства, поведение своё и других людей.


Индивидуальный опрос. Учебник (2 часть) – с. 102–103Тестовые задания – с. 48-

51, работа № 10

Презентация

«Крупнейшие театры мира»

61


5.05

Красота природная и

рукотворная. Осевая

симметрия


Урок формирования умений и навыков.

Исследование предметов, которые называют красивыми. Выяснение значения слова «соразмерность». Определение того, что понимали древние греки под словами «гармония», «симметрия». Выяснение, какой предмет называют симметричным, как его отличить от несимметричного предмета.

Знание понятий: симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии, одинаковость и пропорциональность (соразмерность) частей.

Умение отличать симметричные предметы от несимметричных.

Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений.


Беседа по вопросам. Учебник (2 часть) – с. 104-

105;

Рабочая тетрадь № 2 – с.

41-42, задания 19-23.

Интер.нагл.пособие «окр.мир» 2 кл.

62


10.

05

Центральная

(поворотная) симметрия.

Центр симметрии

Урок формирования умений и навыков.

Знакомство с осевой симметрией. Обсуждение вопросов: как провести линию симметрии, почему осевую симметрию ещё называют зеркальной, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным.

Знание понятий: осевая симметрия, её признаки, линия симметрии; умение проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией.


Умение работать с разными источниками информации.


Практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 105;

Рабочая тетрадь № 2 – с.

43, задания 24-26, с. 44,

задания 27-29.


63


12.

05

Орнаментальная

(переносная) симметрия.


Урок закрепления знаний.

Исследование вопроса: все ли симметричные предметы обладают осевой симметрией. Выяснение, как можно назвать новый вид симметрии, как проверить, что предмет обладает центральной (поворотной) симметрией.

Знание понятий: центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение находить центр симметрии и различать предметы, обладающие этим видом симметрии.

Умение проверять, обладает ли предмет центральной симметрией.

Умение применять знания в практической деятельности.


Практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 106;

Рабочая тетрадь № 2 – с.

45, задания 30-32.


64


17.

05

Виды симметрии в

изделиях людей


Урок обобщения и систематизации.


Определение, какой вид симметрии часто используется в узорах одежды, предметах быта, украшениях. Какой признак есть у этого вида симметрии. Где используют люди орнаментальную (переносную) симметрию.

Знание понятий: признак переносной (орнаментальной) симметрии, элемент (ячейка) переноса и его повторяемость, бордюр, орнамент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах.

Умение различать виды симметрии, ориентироваться в основных признаках симметрии.

Умение применять знания в практической деятельности.


Практическая работа. Учебник (2 часть) – с. 107-

109;

Тестовые задания – с. 52-

52, работа № 11.


65


19.

05

Контрольный урок.

Что узнали, чему

научились во 2 классе


Урок обобщения и систематизации.


Проверяем

предметные знания и

умения работать с

текстовой и

графической

информацией,

умение оценивать

свои успехи в учѐбе

Знания объектов живой

и неживой природы,

изделий человека;

умение различать тела и

явления живой и

неживой природы.

Умение работать с

иллюстрациями, текстом,

находить нужную

информацию, использовать

еѐ для решения учебных

задач.


Тестовые задания – с. 54-

56;

Рабочая тетрадь № 2 – с


66


24.

05

Экскурсия

«Красота природная и

рукотворная»

урок экскурсия

Наблюдение

природных и

рукотворных

объектов с целью

оценки их красоты и

гармонии,

творческих

способностей

человека.

Умение подмечать

красивое, примечательное,

развивать эстетический

вкус.


Фотографируют примечательные растения,

здания, решѐтки оград, мосты и др. Готовят

альбом о своѐм городе (селе






«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета ____________________ Зеленская И.Н.

МБОУ СОШ № 32 «____» ______________2016 года

От «____» ____________ 2016 г №____


____________________________________


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" О.Поглазовой

Автор: Савицкая Татьяна Ариевна

Дата: 24.09.2016

Номер свидетельства: 345647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства