Рабочая программа по окружающему миру.Программа "Гармония" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру.Программа "Гармония" 4 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и следующими документами:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. ФГОС. Часть 2. М.: Просвещение, 2010 г.
- Программы образовательных учреждений.Окружающий мир: Программа. 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы. О.Т. Поглазова - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 год
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- - приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от
6 октября 2009 г. № 373»
ПисьмоМинобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
Рабочая программа разработана с учетом следующего учебно-методического комплекта:
- О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. для 4 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014г.
- Поглазова О.Т.Тетради с печатной основой к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса. «Ассоциация XXI», 2015
- Поглазова О.Т.Тестовые задания для 4 класса. «Ассоциация XXI», 2015
- Поглазова О.Т. Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. Программа 1-4. «Ассоциация XXI»2015 г.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» интегрированный курс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру.Программа "Гармония" 4 класс»
Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красновская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов
Протокол №1 от 19.08.2016 г.
Руководитель МО ______( Попова Л.Н.)
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора по УВР Демьяненко И.Н.
Подпись
19.08.2016 г.
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического Совета
Протокол № 1от 26 августа 2016 г.
Председатель __________ Воликов Ю.В.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______ Воликов Ю.В.
Приказ от 1.09.2016 г. № ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 4 класс
Количество часов: 2 часа
Учитель: Литвинова М.Д.
Квалификационная категория:первая
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и следующими документами:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. ФГОС. Часть 2. М.: Просвещение, 2010 г.
- Программы образовательных учреждений .Окружающий мир: Программа. 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование . 1-4 классы . О.Т. Поглазова - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 год
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- - приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от
6 октября 2009 г. № 373»
ПисьмоМинобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
Рабочая программа разработана с учетом следующего учебно-методического комплекта:
- О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. для 4 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014г.
- Поглазова О.Т.Тетради с печатной основой к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса. «Ассоциация XXI», 2015
- Поглазова О.Т.Тестовые задания для 4 класса. «Ассоциация XXI», 2015
- Поглазова О.Т. Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. Программа 1-4. «Ассоциация XXI»2015 г.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» интегрированный курс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте начального образования по окружающему миру.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Базисный учебный план (или авторская программа) образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 4 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 67 часов.
Контрольные работы – 13 ч.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных контрольных работ, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля; итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.
РАЗДЕЛ «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,КУРСА».
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
У выпускника будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков,желания продолжить их добрые дела;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работына заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
Рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
пользоваться масштабом при чтении карт;
обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
составлять родословную своей семьи;
объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
рассуждать о пошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
моделировать (по желанию)из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
следовать правилам здорового образа жизни;
соблюдать правила противопожарной безопасности;
оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
составлять родословную своей семьи;
объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
рассуждать о пошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
моделировать (по желанию)из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В 4 классе используются следующие виды оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умений и навыков. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках математики (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и так далее). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению тематическое оценивание в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «окружающий мир» является важным звеном процесса обучения, так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее отметку.
Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения 2 раза в год.
Предполагаемая самооценка ученика по освоению им личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных действий
- я – хороший ученик, знаю и выполняю правила поведения на уроке, в гимназии, в общественных местах, в природе, соблюдаю правила безопасного поведения, стараюсь культурно общаться;
- я – понимаю, какая учебно-познавательная или практическая задача стоит передо мной, учусь следовать плану выполнения заданий, которые предлагает учитель;
- я – могу пользоваться иллюстрациями, условными обозначениями, собственными наблюдениями как источниками информации, могу назвать 2-3 признака предметов, сравнивать их и объединять в группы, стараюсь делать правильные и красивые модели предметов окружающего мира;
- я могу работать вместе с одноклассниками, договариваться и распределять работу по решению познавательной задачи.
Шкала самооценки:
«+» - знаю и умею применять.
«!» - знаю, но не всегда могу применить.
«?» - не уверен в своих знаниях.
«--« - пока не знаю и не умею.
Кроме того, оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по окружающему миру :
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Контрольные работы составлены в двух вариантах.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Правила безопасной жизни», «Человек и общество».Учебный материал тем, входящих в эти разделы, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Человек и природа
Представление о природном сообществе. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга. Разнообразие растений и животных, их приспособляемость к условиям обитания. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.)Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, заказников, национальных парков с целью сохранения природных сообществ.
Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Рождение и развитие человека. Общее представление об организме человека, его внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах.
Основные части скелета, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждение искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок.
Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс и его измерение. Первая помощь при кровотечениях.
Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания, их профилактика. Вред табачного дыма и воздействие ядовитых газов на органы кровообращения и дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе.
Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.
Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.
Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Элементарные представления об их строении.
Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.
Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих.Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Как лечились наши предки.
Понятия «тело», «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое и газообразное состояние вещества. Общее представление о строении вещества, его мельчайших частицах.
Значение воздуха для живых существ. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства чистого воздуха. Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.
Значение воды для живого. Свойства воды. Три состояния воды (лёд, пар, вода). Свойства снега и льда. Вода в природе: туман, роса, изморозь, иней, их образование. Круговорот воды в природе.
Разнообразие горных пород и минералов. Свойства минералов, их изучение. Полезные ископаемые и их использование (строительные материалы, металлические руды, горючие полезные ископаемые). Экологические проблемы, связанные с добычей, перевозкой, переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.
Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы. Обитатели почвы. Разрушение почвы водой, ветрами в результате деятельности человека. Меры по защите воздуха, воды, почвы от загрязнений.
Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Дневник наблюдений за погодой. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.
Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительность светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.
Сезонные явления в природе. Осенние изменения в неживой и живой природе. Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы. Изменения в неживой и живой природе весной.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Спорт и здоровье. Личная гигиена школьника. Важность сохранения здоровья органов чувств.
Азбука безопасности. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Правила дорожного движения – гарантия безопасности на улицах города. Правила безопасного поведения дома (безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Телефоны экстренной помощи (несчастный случай, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.)
Правила безопасного поведения в природе( в горах, у водоёмов, во время грозы, под солнечными лучами), при встрече с разными животными.
Опасность пребывания на свалках. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожёг, обморожение). Использование целебных свойств растений.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
Человек и общество
Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.
Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.
Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Традиционная пища наших предков, отношение к курению. Как лечились наши предки. Занятия сельских жителей. Как обрабатывали почву наши предки.
Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное ремесло, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.
Жилища. народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.
Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.
Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.
Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Образовательные учреждения в родном крае.
Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.
Тематика
Экскурсии
Проектные работы
Практические работы
Контрольные , проверочные работы
1
Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч)
1
1
3
2
Способы изображения объектов окружающего мира ( 6 ч.)
2
3
Путешествие в космос (3 часа)
1
4
Путешествие по поверхности и недрам земли- (7 ч.)
1
5
Путешествие по экосистемам (11ч)
1
1
1
6
Путешествие в прошлое России – 21 ч
1
1
1
3
7
Путешествие по океанам и материкам земли – 12 ч.
1
1
1
4
Итого 67 ч
4
3
5
13
РАЗДЕЛ «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ »
Датапроведения урока
Корректировка даты
№ урока
Раздел (количество часов)
Тема урока
Количество часов, отводимых на изучение темы
Страницы учебника
Домашнее Задания в ТПО задание
Домашнее задание
01.09.
Путешествия – источник знаний.
1
4-10
С.2,3 №1-3
Т с.2,3 №1-3
02.09
2
Природные явления и счет времени.
1
11-17
С.3-5 №4-11
Т с.3-5 №5-9
08.09
3
Устройства для счета времени. Входная к/р.
1
18-21
С.6-8 №12-16
Т С.6-7 №12-13, 15
09.09
4
Историческое время. Лента времени. Тестовая работа по теме «Счет времени». Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками.
1
22-27
С.8-11 №17-20
С.27 (дом), Т С. 19-20
15.09
5
Ориентирование на местности. Стороны
горизонта. Экскурсия на пришкольный участок «Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам». ПДД
1
28-33
С.12-13
№21-24
Т с. 12-13 №21-24
16.09
6
Компас. Ориентирование по компасу.
Практическая работа по теме «Нахождение сторон горизонта с помощью компаса, по Солнцу, местным признакам».
1
34-37
С.13-14 №25-29
Т С.13-14 №25,28,29
22.09
7
Определение сторон горизонта на местности. Обобщающий урок и проверочная работа по теме «Ориентирование в пространстве и во времени».
1
Тест с.21-28, Р 2 №1-8
Наблюдение смен фаз Луны в течение месяца;
созвездий Большой и Малой Медведиц, Полярной звезды
23.09
8
Способы изображения предметов.
Практическая работа «План классной комнаты».
1
38-39
С.15 №30,31
Т с.15 №31
29.09
9
Масштаб и его использование.
1
40-42
С.15-16 №32-37
С.42 Т с.15-16 №34-37
30.09
10
План местности. Топографические знаки.
1
43-47
С.16-19 №38-42
Т с.17-19 №39-42
06.10
11
Географические и исторические карты.
1
48-54
С.19 №43,44
Т С.19 №43,44
07.10
12
Глобус – модель Земли.
1
55-60
С.20-22 №45-51
Т с.21-22 №48-51
13.10
13
Практическая работа «Чтение физической и исторической карт». Проверочная работа по теме «Способы изображения предметови местности»
1
Тест с.15-28, Р №2 №9-14
Т с.23-24 №1-5
14.10
14
Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта.
1
61-65
№25 №1,2
Тест с.39-40
Составление аппликации «Солнечная система».
20.10
15
Земля – планета Солнечной системы.
1
66-69
С.26-28 №3-6
Т с.28 №4-6 сообщения «Искусственные спутники Земли – наши помощники».
21.10
16
Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю. Тестовая работа по теме «Солнечная система».
1
70-74
С.29 №7,8
Т с.29 №7,8
27.10
17
Россия на географической карте. Виртуальное путешествие. Родной край на карте России.
1
77-81
С.30-33 №1-8
Т С.30-33 №1-8
28.10
18
Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России.
1
Тест с.47-49, 51-53 Р №4 №1-6
С.81 (задание в группах)
10.11
19
Кладовые Земли. Горные породы и минералы, их образование.
1
Тест с.55-58 82-87
С.34-35 №9-13
Т с.34-35 №10-12
11.11
20
Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве.
1
88-93
С.35 №14-15
Т с.36-37 №16
17.11
21
Горючие полезные ископаемые, их использование.
1
94-97
С.38 №17-18
С.97 (дом)
Т С.38 №17-18
18.11
22
Альтернативные источники энергии.
1
98-100
С.39 №19
Тест с.49-50, 53-54 Р №4 №7-12
24.11
23
Обобщающий урок по теме «Путешествие по поверхности и недрам земли». Тестовая работа по теме «Природные богатства России».
1
Тест с.41-46
Т с.40-41 №1-8
25.11
24
Природные зоны России.
1
101-105
С.42-43 №1-2
Т С.42-43 №1-2
01.12
25
Суровая Арктика.
1
106-113
С.43 №3-5
Т С.43 №3-5
02.12
26
Ранимая тундра.
1
114-123
С.44-46 №6-12
Т С.44-46 №6-12
08.12
27
Зона лесов.
1
124-133
С.46-51 №13-22
Т С.46-51 №13-22
09.12
28
Степные просторы. Проект «Кроссворд из названий растений и животных родного края».
1
134-142
С.52-54 №23-30
Т С.52-54 №23-30
15.12
29
Жаркие пустыни. Тестовая работа по теме «Природные зоны».
1
143-149 Тест с.59-68
С.55-56 №31-35
Т С.55-56 №31-35
материал
16.12
30
Природные зоны России. Обобщающий урок. Оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон
1
Р/о в тесте
22.12
31
Природа гор. Контрольная работа за 1 полугодие.
1
150-155
С.57 №36-37
Т С.57 №36-37
23. 12
32
Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах. Экскурсия к водоёму. Правила безопасного поведения возле водоёмов.
1
156-163
С.58 №38-39
29.12
33
Болота, их значение для природы и человека.
1
164-168
С.59 №40-42
Т С.59 №40-42
12.01
34
Жизнь луга. Тестовая работа по теме «Природные сообщества».
1
169-171
С.60 №43-45,
Т с.61-62 №1-7
Презентация природной зоны или природного сообщества (по выбору)
13.01
35
Восточные славяне, их соседи.
1
4-9
С.2-4 №1-8
Т с.3-4 №4-8
19.01
36
Образование Древнерусского государства.
1
10-19
С.4-8 №9-16
Т с.5-8 №10-12, 14-16
20.01
37
Крещение Руси.
1
20-25
С.8-9 №17-19
С.23 (дом) Т С.8-9 №17-19
26.01
38
Как распалась Древняя Русь. Тестовая работа по теме «Древняя Русь».
1
26-33
С.10-11 №20-22
Т с.10 №21
27.01
39
Борьба Руси с иноземными захватчиками в X1II веке.
1
34-41
С.11-12 №23,24
Т с.11 №23
02.02
40
Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва.
1
42-47
С12-14 №25-28
Т С12-14 №25-28
03.02
41
Московское государство.
Правление Ивана III и Ивана Грозного.
1
48-53
С.15-16 №29-30
С.53 (дом) , Т с.16 №30
09.02
42
Тестовая работа по теме «Московское государство». Практическая работа
с исторической картой.
1
Тест с.83-91
тест
10.02
43
Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых.
1
54-60
С.17-18 №33-35
Т С.19-21 №1-6
16.02
44
Петр Великий. Российская империя
1
61-68
С.22 №36-37
С.68 (план)
17.02
45
Развитие Российской империи. Правление Екатерины II.
1
69-73
С.23 №38-39
Тест с.92-94
02.03
46
Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России.
1
74-81
С.24-26 №40-44
Т с.27-29 №1-5
03.03
47
Россия до 1917 года. Обобщающий урок. Тестовая работа по теме «Важнейшие события из истории Отечества».
1
Тест с.95-100
Р/о в тесте
09.03
48
Исторические события в России в начале XX века.
1
82-86
С.30 №45-46
Т С.30 №45-46
10.03
49
Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы.
1
87-92
С.30 №47
С. 87-92, пересказ
16.03
50
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. К/р за 3 четверть.
1
93-104
С.31-32 №48-50
С.104 (дом) Т С.31-32 №48-50
17.03
51
Анализ результатов работы и работа над ошибками.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
1
93-104
Сообщение «Мои земляки в истории России».
23.03
52
Экскурсия к памятникам погибших воинов
1
104
24.03
53
Советский Союз в послевоенные годы.
1
105-109
С.32-33 №51-53
Т с.33 №52-53
06.04
54
Начало перестройки. Современная Россия.
1
110-117
С.34 №54-56
Тест с.101-106 сообщение
07.04
55
Обобщающий урок по теме «Путешествие в прошлое России». Проект «Мои земляки в истории России».
1
Тест с.107-114
тест
13.04
56
Яркие события из истории родного края.
1
118-120
С.35-36 №57-58
Т с.37-39 №1-10
14.04
57
Океаны Земли. Жизнь в море.
1
122-134
С.40-41 №1-5
Т С.40-41 №1-5
20.04
58
Крупнейший материк Земли, его природа, население.
1
136-142
С.42-44 №6-11
Т С.42-44 №6-11
21.04
59
Африка, ее природа. Исследователи Африки.
1
143-146
С.45-47 №12-14
Т с.46-47 №46,47
27.04
60
Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки.
1
147-150
С.48-49 №15-18
Т С.48-49 №15-18
04.05
61
Австралия. Уникальные растения и животные материка.
1
151-156
С.52-53 №19-21
Т С.52-53 №19-21
05.05
62
Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка. Практическая работа
«Работа с картой полушарий и глобусом, показ материков и океанов Земли; прокладывание маршрутов путешествий».
1
157-162
С.54-55 №22-25
Т С.54-55 №22-25
изготовление аппликаций «Растительный и животн ый мир континентов» (по выбору).
11.05
63
Страны и народы мира.
1
163-170
С.56 №26
С.167 презентация
12.05
64
Страны и народы мира. Тестовая работа по теме «Материки и океаны Земли».