Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.Автор Климанов, Горецкий»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009г №373; с изменениями, утвержденными приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиН РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);
письма МОиН РТ от 3 марта 2016 года №1815/16 «О направлении рекомендаций по составлению образовательной программы и рабочих программ учебных предметов»
авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, созданная на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ, //М.: «Просвещение», 2011 год;
Основной образовательной программы НОО и ООО МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ;
Учебного плана МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ на 2016-2017 учебный год;
Положения о рабочей программе МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ.
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многочисленной России
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Понимание роли чтения; использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
7) Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий.
8) Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Метапредметные результаты
1) Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами , осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлении текстов в устной и письменной формах
2) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
5)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
6) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
7) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и ее историю;
2) формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других народов ,выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;
3) Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
4) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5) Формирование эстетических чувств;
6) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7)Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения, развитие умения находить выходы из спорных ситуаций; 8)Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Содержание курса
Книги - мои друзья (2 ч)
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.
2. Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова.
Жизнь дана на добрые дела (8ч)
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.
1. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.
2. Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. Характеристика героя.
3. М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Пересказ.
4. Л. Каминский . Сочинение.
5. М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.
6. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.
7. Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано... Инсценирование.
8. Проверочная работа.
Волшебные сказки (8ч)
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
1. Русская сказка. Иван — царевич и Серый волк. Особенности волшебной сказки. Характеристика героя. В. Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. Рассказ по картине.
2. Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.
3. Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки
4. Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. Пересказ.
5. Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. Пересказ.
6. Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. Инсценирование.
7. Руская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах.
8. Проверочная работа.
Люби всё живое (15ч)
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература.
2. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. К.Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.
3. К.Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии).
4. В.Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения.
5. В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В.Бианки.
6. Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.
7. О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.
8. Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности.
9. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ.
10. Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев.
11. Н. Носов. Карасик. Характеристика героев проведения.
12. Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.
13. Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.
14. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
15. Проверочная работа.
Картины русской природы (5ч)
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.
2. Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.
3. М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа. Ф. Тютчев. Контраст как средство создания образа.
4. А. Фет. Осень. Настроение стихотворения. И. Бунин. Первый снег.
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.
5. Семейное чтение. К. Паустовский. В саду поселилась осень... Краски осени.
Великие русские писатели (13ч)
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. А. С. Пушкин. Зимнее утро. И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. А. С. Пушкин. Зимний вечер. Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж. С избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи. А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.
2. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой. Нравственный смысл литературной сказки.
3Особенности сюжета. Структура сказочного сюжета. Характеристика героев произведения.
4Особенности языка литературной сказки.
5. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.
6. И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова. Слон и Моська. Чиж и Голубь. Особенности структуры басни.
7. Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.
8. Л. Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.
9. Л. Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. Акула. Смысл названия. Составление плана.
10. Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра.
11. Наш театр. И. Крылов. Квартет. Инсценирование.
12. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? 12. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?
13. Проверочная работа.
Литературная сказка (10 ч )
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. В.Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки.
2. В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.
3. Д . Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения.
4. Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни-Пух (Предисловие). Особенности переводной литературы.
5. Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы.
6. Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения.
7. Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. Сочинение возможного конца сказки.
8. Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебрянном соколе.
9. Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование.
1 0. Проверочная работа.
Картины родной природы (7 ч)
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
2. Б. Заходер. Что такое стихи.
3. С. Есенин. Сыплет черёмуха... С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.
4. Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.
5. Обобщающий урок по теме. Контрольная работа.
№
Тема урока, тип урока
Количество часов
Виды или характеристика деятельности
учащихся
Дата
план
факт
1
Книги – мои друзья(2)
Книга – к мудрости ступенька Вводный урок
1
Знакомство с новой учебной книгой. Диалог Ани и Вани. Работа в парах: обсуждение названия книги, которую прочитал Ваня. Знакомство с названием раздела «Книги — мои друзья». Обсуждение высказывания в паре. Обобщение по теме урока. Книга — великая мудрость для всего народа.
2
Первопечатник Иван Федоров Урок знакомства с произведением
1
Знакомство с темой урока. Рассматривание памятника Ивану Фёдорову. Знакомство со статьёй. Антиципация содержания по опорным словам головоломки. Краткий (сжатый) пересказ. Знакомство с «Азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в «Азбуке». Работа в паре. Обобщение по теме урока. Анализ произведения «Иван Фёдоров и Иван Грозный».
3
Жизнь дана на добрые дела.(8)
В. Даль - собиратель народной мудрости Урок развития речи
1
Знакомство с темой раздела учебника «Жизнь дана на добрые дела». Чтение опорных слов. Работа в паре: обсуждение системы ценностей, подбор эпитетов, синонимов, ассоциативных рядов слов (поступок — благородный поступок, красивый поступок, гадкий поступок; честность — правдивость — верность слову; благородство, красота).
4
Н. Носов «Огурцы» Урок чтения и осмысления текста
1
Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Работа в «Творческой тетради». Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело».
5
М Зощенко «Не надо врать»
Урок чтения и осмысления текста
1
Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника
6
Л. Каминский «Сочинение» Урок чтения и осмысления текста
1
Знакомство с произведением Л. Каминского «Сочинение». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Творческая работа. Написание отзыва на книгу
7
М. Зощенко «Через тридцать лет» Урок знакомства с произведением
1
Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Работа с выставкой книг «Рассказы М. Зощенко». Написание отзыва на книгу
8
Н.Носов «Трудная задача»
Урок знакомства с произведением
1
Учатся работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге); учить работать в группе; взаимодействовать друг с другом по составленному плану, распределять роли.
9
В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» Урок-проект
1
Подготовка к инсценированию произведения осмысление произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано…»; -формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли); формирование умения принимать участие в драматизации.
10
Обобщение темы. Проверочная работа по теме «Жизнь дана на добрые дела».
Проверка знаний. Выполнить тестовые задания.
11
Раздел «Волшебные сказки»(8)
Герои волшебной сказки «Иван -царевич и Серый волк» Урок чтения и осмысления текста
2
Познакомить с русской народной сказкой «Иван царевич и Серый Волк»; выявить отличительные черты волшебной сказки; в ходе исследовательской работы учащимся предстоит решить, в чём проявляются особенности волшебной сказки у разных народов. Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки; выявление причинно- следственных связей, составление плана, подготовка подробного пересказа; формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; презентация информаций на основе рассказа, пересказа, сочинения.
12-13
Вн.чт. Русская народная сказка «Летучий корабль»
Урок чтения и осмысления текста
2
Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки; поиск необходимой информации; презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения (как собственного текста на основе реального объекта информации); осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
14-15
«Морозко», «Белая уточка»
Урок знакомства с произведением
2
Самостоятельное чтение, узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов; поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
16-17
«По щучьему веленью» русская народная сказка
Урок-проект
2
Подготовка к инсценированию произведения, формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли); формирование умения принимать участие в драматизации.
18
Пр.р. по разделу «Волшебные сказки»
Обобщающий урок
1
Обобщение полученных знаний и умений, проверка знания особенностей сказок; умения характеризовать героя сказочного текста; умения сравнивать сказочные сюжеты; умения сравнивать сказочных героев.
19
Раздел «Люби всё живое»(15)
Я познаю мир. Энциклопедии и справочники Урок знакомства с книгой
1
Представление книги, написание отзыва, организация работы по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка); формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.
20-21
Сравнение произведений К. Паустовского «Барсучий нос» и текста «Барсук» из справочника
Урок знакомства с произведением
2
Осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа); формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного и другого текста; определение в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)
22
В. Берестов «Кошкин щенок», Б. Заходер «Вредный кот»
Урок чтения и осмысления текста
1
Осмысление понятий «юмор», «юмористическое произведение»; освоение операции сравнения художественных (поэтических) текстов; определение в художественном тексте средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); умение работать в группе.
23-24
В. Бианки «Приключения муравьишки» Урок чтения и осмысления текста
2
Освоение операции сравнения художественного и научно-познавательного текстов; определение жанра произведения и его специфических особенностей; определение в художественном тексте средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение).
25
О. Полонский «Муравьиное царство», Т.Собакин «Песни бегемотов»
Урок чтения и осмысления текста
1
26-27
Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Урок знакомства с произведением
2
Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте; отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; формирование умения находить необходимую информацию в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; формирование умения узнавать книги, журналы по обложке; сравнивать разные книги; классифицировать их; обобщать информацию на основе фактов составление собственного текста по итогам исследования.
28-29
Н.Носов «Карасик»
2
30-31
М. Горький «Воробьишко»
Урок-проект
2
Понимание главной мысли произведения; различные способы ее отражения в актерской игре и режиссерской постановке; формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли); формирование умения принимать участие в драматизации.
32
Вн.чт. Маленькие и большие секреты страны Литературии
Комбинированный урок
1
Обобщить знания о художественных и научно познавательных текстах (знать особенности их построения, героев, основные отличительные черты их характера); учить готовить монологическое высказывание на тему (устное сочинение); писать отзыв в устной или письменной форме; определять смысл пословиц.
33
Пр. работа по разделу «Люби всё живое» Урок контроля
1
Проверка полученных знаний и умений по разделу.
34
Раздел «Картины русской природы» (5)
И. Шишкин «Зимой в лесу» Урок развития речи
1
Формирование умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи; формирование умения составлять план урока (определение темы. цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий.
35
Н. Некрасов «Славная осень!..» Урок чтения и осмысления текста
1
Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения; поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов; соотнесение литературного текста с художественным образом; осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).
36
М. Пришвин «Осинкам холодно», Ф. Тютчев «Листья» Урок чтения и осмысления текста
1
Знакомство с произведением М. Пришвина «Осинкам холодно...».
Знакомство с произведением Ф. Тютчева «Листья». Сравнение произведений. Анализ фотографии. Создание текста к фотографии, осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения; формирование умения осуществлять поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов.
37
А. Фет «Осень», И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка» Урок чтения и осмысления текста
1
Выразительное чтение, анализ произведений, формирование основных базовых ценностей (любовь, уважение к близким, старшим, родным, забота, милосердие); осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения; поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов;
- осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
38
К. Паустовский «В саду уже поселилась осень» Урок развития речи
1
39
Раздел «Великие русские писатели» (13)
А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Опрятней модного паркета…» Урок чтения и осмысления текста
1
Организация работы по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий);
-формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
40-43
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Урок чтения и осмысления текста
4
Осмысление нравственных ценностей сказки; самостоятельное составление плана урока: определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка; умение ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги; поиск необходимой информации в произведении живописи
44
Басни И. Крылова
«Слон и Моська», «Чиж и голубь»
Урок чтения и осмысления текста
1
Понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает басня;
Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).
45-47
Рассказы Л. Толстого «Лев и собачка», «Лебеди», «Акула» Урок чтения и осмысления текста
3
Антиципация темы урока. Знакомство с выставкой книг. Классификация книг. Чтение статьи Л. Воронковой. Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа «Лев и собачка». Работа по вопросам учебника на с. 53. Подготовка к пересказу. Пересказ. Анализ рассказа «Лебеди». Работа по вопросам учебника на с. 55. Составление плана рассказа. Анализ рассказа «Акула». Работа по вопросам учебника на с. 58.
48
Рассказы Л. Толстого «Волга иВазуза», «Как гуси Рим спасли».
Урок развития речи
1
Произведения великих русских писателей и поэтов. «Самостоятельное чтение». Л. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли». «Семейное чтение». Заповеди из Евангелия в пересказе Л. Толстого. Формировать систему нравственно этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, которые представлены в текстах; формировать интерес к творчеству Л. Толстого.
49
И. Крылов «Квартет» Урок-проект
1
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Работа с выставкой книг. Классификация книг. Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов». Выполнение вопросов и заданий учебника. Анализ произведения А. Барто «Квартет». Создание текста-рассуждения «Что означает слово «согласие»
50
Вн.чт. Маленькие и большие секреты страны Литературии Обобщающий урок
1
Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения; определение главной мысли, последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
51
Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели» Урок контроля
1
Проверка полученных знаний и умений по разделу.
52
Раздел «Литературная сказка» (10).
В. Даль «Девочка Снегурочка» Урок чтения и осмысления текста
1
Знакомство с темой раздела. Обобщение имеющихся знаний по теме урока. Работа по выставке книг. Чтение диалога Ани и Вани. Сведения профессора Самоварова. Чтение и анализ сказки В. Даля «Девочка Снегурочка». Подготовка к пересказу сказки. Пересказ сказки.
53
В. Одоевский «Мороз Иванович» Урок чтения и осмысления текста
1
Чтение и анализ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Подготовка к пересказу сказки. Пересказ сказки по составленному плану. Особенности построения волшебной сказки. Сравнение сказок
54
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича…»
Урок чтения и осмысления текста
1
Чтение и анализ «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Работа по вопросам учебника. Характеристика героя произведения. Подготовка к пересказу. Пересказ сказки. Работа по группам. Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.
55
Б.Заходер «Винни-Пух» Урок знакомства с произведением
1
Знакомство с темой урока. Автор - рассказчик. Автор-переводчик. Переводная литература для детей. Чтение диалога Ани и Вани. Знакомство с выставкой книг «Переводные книги для детей». Знакомство с книгой А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Чтение фрагмента книги. Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с авторской сказкой А. Милна «Винни Пух и все все все», переводной литературой Б. Заходера
56-57
Р. Киплинг «Маугли» Урок знакомства с произведением
2
Знакомство с книгой Р. Киплинга «Маугли». Чтение и анализ фрагмента текста «Братья Маугли». Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с литературной сказкой Р. Киплинга «Маугли»; осмысливать понятие «человек»; обсудить, какие человеческие качества были присущи Маугли.
58
Вн.чт. Дж. Родари «Волшебный барабан» Урок чтения и осмысления текста
1
Осмысление литературоведческого понятия «переводная литература»; характеристика героев произведения; поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги; осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий).
59
Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе» Урок знакомства с произведением
1
Самостоятельное чтение Ю. Коваль «Сказка про серебряного сокола», определение главной мысли, последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; поиск необходимой информации в книге.
60-61
С. Михалков «Упрямый козленок»
Проверочная работа по теме.
2
«Наш театр». С. Михалков «Упрямый козлёнок». Подготовка к инсценированию произведения. Инсценирование произведения, осмысление понятия «литературная сказка»; формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли); формирование умения принимать участие в драматизации.
62-63
Раздел «Картины родной природы» (7)
Б. Заходер «Что такое стихи?»Весна в изображении русских поэтов Урок развития речи
2
Составление плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка); осмысление настроений лирического текста Б. Заходера; создание своего текста на основе ключевых слов и выражений; осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях), эмоциональный отклик на лирические произведения; осмысление произведений литературы и живописи; сравнение произведений (что общего и в чем различие);
создание своего текста на основе ключевых слов и выражений.
64-65
Поэзия С. Есенина, Ф. Тютчева, О.Высотской, З.Александровой
Урок чтения и осмысления текста
2
66
Итоговая контрольная работа за год.
Работа с текстом «Как лягушка небывалой величины…».
1
Проверка знаний за год. Самостоятельная работа над текстом.
Оценка достижений.
67-68
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.
Брейн-ринг. Урок-праздник.
2
Р.н.ош. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Работа с выставкой книг. Классификация книг, обобщить знания, полученные за год, знать особенности построения разных жанров, героев , основные отличительные черты их характера; сравнивать героев произведений зарубежных и русских писателей.