Рабочая программа по курсу краеведения "Морянка" составлена в целях реализации содержания образования краеведческой направленности на ступени начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу краеведения "Морянка"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу краеведения «Морянка» составлена в целях реализации содержания образования краеведческой направленности на ступени начального общего образования (регионального компонента начального общего образования Архангельской области), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях Архангельской области», с учетом методических рекомендаций по организации образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования в 2012-2013 учебном году (в части реализации регионального содержания начального общего образования) и на основе Программы по краеведению «Морянка» для обучающихся 2-4 классов, разработанной ГОУ АОИППК РО.
Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру».
Основная идея курса - конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Факультативный курс по краеведению «Морянка» несет в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством факультативного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.
При разработке программы соблюден принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем – город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.
В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. Согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обуславливают ориентацию личности в системе ценностей. Изучение курса краеведения строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении, в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях, осознает ценность полученных знаний.
Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.
Цели курса: содействоватьформированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.
Задачи курса:
формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Факультативный курс краеведения «Морянка» рассчитан на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (по 1 часу в две недели или 0,5 часа в неделю). Общий объем времени на изучение курса составляет - 51 час за три года. Изучение начинается со 2-го по 4-й класс из учета времени, определяемого из части, формируемой участниками образовательного процесса, учебного плана образовательного учреждения для шестидневной учебной недели.
Оценивание обучающихся:
Знания и умения обучающихся, изучающих факультативный курс краеведения «Морянка», проверяются, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе диагностических материалов (приложение 1). Нецелесообразно выставление отметок обучающимся в течение всего периода изучения курса краеведения «Морянка».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка» будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;
представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, талантливости, щедрости поморов;
основы национального самосознания;
положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
способность к самооценке;
осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к изучению истории своего края;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре или в группе;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;
умения оценивать свои эмоциональные реакции;
эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей, сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
следовать правилам;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в работу.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в различных источниках;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
сравнивать и классифицировать изученные объекты;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
строить монологическое высказывание;
владеть диалогической формой коммуникации;
сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера;
аргументировано критиковать допущенные ошибки;
обосновывать своё решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя!
Обучающийся научится:
описывать элементы герба и флага Архангельской области;
объяснять значение символики Архангельской области;
работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;
находить на карте Архангельскую область;
определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран Баренцева региона;
находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;
узнавать памятники истории и культуры родного края;
рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской области, родного города;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе дополнительной информации;
описывать важные события из истории родного края;
работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее.
Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны
Обучающийся научится:
видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;
называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в развитии культуры нашей Родины;
различать виды народного художественного ремесла;
различать особенности северного народного костюма;
воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.).
находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о культуре родного края;
выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.
Обучающийся получит возможность:
осознавать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь северян.
Раздел 3. Славные поморы
Обучающийся научится:
называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и культуре;
называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов;
характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, ученому, гражданину России;
рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области. Находить эти сведения в источниках дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность:
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны;
осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.
Раздел 4. Мой Север, скупой чародей!
Обучающийся научится:
понимать тексты о природе;
называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера;
характеризовать природные сообщества родного края;
называть и находить на карте водоёмы родного края;
приводить примеры животных и растений родного края;
группировать объекты природы по различным признакам;
извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников знаний;
следовать правилам поведения в природе.
Обучающийся получит возможность:
анализировать влияние человека на природу родного края.
Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской
Обучающийся научится:
составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с учебной задачей;
использовать для поиска необходимой информации различные доступные источники;
участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;
обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими;
следовать нормам здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность:
осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за своих родных и близких.
Содержание учебного курса
1.«Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой родины.
2.»Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.
3.»Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов.
4.»Мой Север, скупой чародей» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять.
5.»Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Учебно-тематический план
2 класс
№п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Вот она какая, дорогая родина моя!
2
2.
Родом из Поморской славной стороны
2
3.
Славные поморы
2
4.
Мой Север, скупой чародей!
6
5.
Вырастешь большой, будешь хороший и баской
5
Учебно-тематический план
3 класс
№п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Вот она какая, дорогая родина моя!
3
2.
Родом из Поморской славной стороны
6
3.
Славные поморы
2
4.
Мой Север, скупой чародей!
4
5.
Вырастешь большой, будешь хороший и баской
2
Учебно-тематический план
4 класс
№п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Вот она какая, дорогая родина моя!
6
2.
Родом из Поморской славной стороны
2
3.
Славные поморы
6
4.
Мой Север, скупой чародей!
2
5.
Вырастешь большой, будешь хороший и баской
1
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов. Авторы И.Ф.Полякова и др.-Архангельск: 2010.
2.Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя; отв. редактор И.Ф.Полякова. – Архангельск: 2012.
3. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников/Науч.ред.Э.И Николаева. Отв. ред. Е.В. Михайленко.- Архангельск: ГАОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2011;
4.Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч.ред. Э.И.Николаева; сост.отв.ред. И.Ф.Полякова.- Архангельск: ГАОУ «АОИППК РО», 2011.
5. Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений/Под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск, 2011-2015;
6.Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений/Под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск, 2011-2015;
7.Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений/Под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск, 2012-2015;
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса будет знать:
- название области, областного города, города (села), в котором проживает;
- родственные связи в семье;
-малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички, считалки), знать 1-2 из них наизусть;
- виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитьё);
- фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни (сейчас, давно, очень давно); название малой родины М.В.Ломоносова; основные занятия членов семьи; каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению;
- северных писателей и поэтов (Ф.Абрамов, С. Писахов, Н Рубцов);
- виды транспорта Архангельской области;
- подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2);
Уметь:
- приводить примеры видов народных художественных ремёсел (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитьё);
- соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера;
- находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
- называть характерные признаки сезонов года родного края;
Иметь представления:
- о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких.
В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:
- символику родного края;
- древние города и сёла Архангельской области, их достопримечательности;
- особенности северного народного костюма;
- имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);
- названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в годы его учения;
- географическое положение Архангельской области;
- основные водоёмы родного края;
- основные виды профессий нашего края;
Уметь:
- объяснять значение символики Архангельской области;
- записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов;
- правильно вести себя в природе;
- приводить примеры животных и растений родного края;
- соблюдать правила здорового питания;
Иметь представления:
- о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;
- о творчестве музыкантов, художников Севера.
В результате изучения программы «Морянка» ученик 4 класса будет знать:
- важные события в истории родного края (освоение Севера, освоение Архангельска, пребывание Петра 1 на Севере, битва у Новодвинской крепости, участие жителей Архангельской области в Великой Отечественной войне, освоение Арктики);
- имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного края (не менее 5);
- основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина, причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В.Ломоносова, нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России;
- нормы здорового образа жизни;
Уметь:
- использовать источники дополнительной информации;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края;
- рассказывать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
Иметь представления:
- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине;
- о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева Евро-Арктического региона.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№п/п
Дата
Тема
Количество часов
1.
Всякому мила своя сторона
1
2.
Наш Северный край
1
3.
Людям на потешение, всему свету на удивление
1
4.
Людям на потешение, всему свету на удивление
1
5.
Времена года на Севере
1
6.
Мальчик из Холмогор
1
7.
Мальчик из Холмогор
1
8.
Времена года на Севере
1
9.
Животные нашего края
1
10.
Растения нашего края
1
11.
Времена года на Севере
1
12.
Родной очаг
1
13.
Родной очаг
1
14.
Всякому дню забота своя
1
15.
Путь - дорога
1
16.
Если хочешь быть здоров
1
17.
Времена года на Севере
1
3 класс
№п/п
Дата
Тема
Количество часов
1.
Север синий на краю России
1
2.
Древние города и сёла Севера
1
3.
Древние города и сёла Севера
1
4.
М.В.Ломоносов – путь в науку
1
5.
М.В.Ломоносов – путь в науку
1
6.
Как рукодельница семью одевала
1
7.
Архангельская земля богата талантами
1
8.
Архангельская земля богата талантами
1
9.
Архангельская земля богата талантами
1
10.
Архангельская земля богата талантами
1
11.
Архангельская земля богата талантами
1
12.
Водоёмы нашего края
1
13.
Болота и луга как сообщества нашего края
1
14.
Лесные богатства нашего края
1
15.
Природа в опасности!
1
16.
А профессий на Севере немало
1
17.
Здоровью цены нет
1
4 класс
№п/п
Дата
Тема
Количество часов
1.
Архангельская область – часть мира
1
2.
Архангельская область – ворота в Арктику
1
3.
В глубь веков
1
4.
В глубь веков
1
5.
В глубь веков
1
6.
В глубь веков
1
7.
Искусство Архангельской области как часть мировой культуры
1
8.
Искусство Архангельской области как часть мировой культуры