kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу краеведения "Морянка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу краеведения "Морянка" составлена в целях реализации содержания образования краеведческой направленности на ступени начального общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу краеведения "Морянка"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по факультативному курсу краеведения «Морянка» составлена в целях реализации содержания образования краеведческой направленности на ступени начального общего образования (регионального компонента начального общего образования Архангельской области), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с  распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях Архангельской области», с учетом  методических рекомендаций по организации образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования в 2012-2013 учебном году (в части реализации регионального содержания начального общего образования) и на основе Программы по краеведению «Морянка» для обучающихся 2-4 классов, разработанной ГОУ АОИППК РО.

Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру».

Основная идея курса - конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального  государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей,  познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.



 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

 

  Факультативный курс по краеведению «Морянка» несет в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством факультативного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.

При разработке программы соблюден принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем – город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.

В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. Согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обуславливают ориентацию личности в системе ценностей. Изучение курса краеведения строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении, в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях, осознает ценность полученных знаний.

Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.

Цели курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.

             Задачи курса:

         формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;

         формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.          

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            

Факультативный курс краеведения «Морянка» рассчитан на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (по 1 часу в две недели или 0,5 часа в неделю). Общий объем времени на изучение курса составляет - 51 час за три года. Изучение начинается со 2-го по 4-й  класс из учета времени, определяемого из части, формируемой участниками образовательного процесса, учебного плана образовательного учреждения для шестидневной учебной недели.

Оценивание обучающихся:

Знания и умения обучающихся, изучающих факультативный курс краеведения  «Морянка», проверяются, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе диагностических материалов (приложение 1). Нецелесообразно выставление отметок обучающимся в течение всего периода изучения курса  краеведения «Морянка».





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

 

В результате  освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка» будут сформироваться личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия

 У обучающихся  будут сформированы:

         осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;

         представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, талантливости, щедрости поморов;

         основы национального самосознания;

         положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;

         чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

         способность к самооценке;

         осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

 Обучающийся получит возможность для формирования:

         интереса к изучению истории своего края;

         чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре или в группе;

         осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;

         умения оценивать свои эмоциональные реакции;

         эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей, сопереживания им.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

         принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

         осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

         следовать правилам;

         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

         самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в работу.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

         находить необходимую информацию в различных источниках;

         понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;

         выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

         моделировать различные ситуации, схемы, макеты;

         сравнивать и классифицировать изученные объекты;

         строить сообщения в устной и письменной форме.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

         устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

         сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

         строить монологическое высказывание;

         владеть диалогической формой коммуникации;

         сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

         распределять обязанности при работе в группе;

         учитывать мнение партнера;

         аргументировано критиковать допущенные ошибки;

         обосновывать своё решение.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя!

Обучающийся научится:

         описывать элементы герба и флага Архангельской области;

         объяснять значение символики Архангельской области;

         работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;

         находить на карте Архангельскую область;

         определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран Баренцева региона;

         находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;

         узнавать памятники истории и культуры родного края;

         рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской области, родного города;

         готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе дополнительной информации;

         описывать важные события из истории родного края;

         работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края.

Обучающийся получит возможность научиться:

         ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее.

Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны

Обучающийся научится:

         видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области;

         узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края;

         называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в развитии культуры нашей Родины;

         различать виды народного художественного ремесла;

         различать особенности северного народного костюма;

         воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.).

         находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;

         использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о культуре родного края;

         выполнять изделия декоративно-прикладного творчества.

 

Обучающийся получит возможность:

         осознавать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь северян.

Раздел 3. Славные поморы

Обучающийся научится:

         называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и культуре;

         называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов;

         характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, ученому, гражданину России;

         рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

         обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области.  Находить эти сведения в источниках дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность:

         наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны;

         осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Раздел 4. Мой Север, скупой чародей!

Обучающийся научится:

         понимать тексты о природе;

         называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера;

         характеризовать природные сообщества родного края;

         называть и находить на карте водоёмы родного края;

         приводить примеры животных и растений родного края;

         группировать объекты природы по различным признакам;

         извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников знаний;

         следовать правилам поведения в природе.

 

Обучающийся получит возможность:

         анализировать влияние человека на природу родного края.

Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской

Обучающийся научится:

         составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с учебной задачей;

         использовать для поиска необходимой информации различные доступные источники;

         участвовать в подвижных народных играх Русского Севера;

         обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими;

         следовать нормам здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность:

         осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за своих родных и близких.



Содержание учебного курса

1.«Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой родины.

2.»Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.

3.»Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов.

4.»Мой Север, скупой чародей» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять.

5Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.





Учебно-тематический план

2 класс



№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Вот она какая, дорогая родина моя!

2

2.

Родом из Поморской славной стороны

2

3.

Славные поморы

2

4.

Мой Север, скупой чародей!

6

5.

Вырастешь большой, будешь хороший и баской

5








Учебно-тематический план

3 класс



№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Вот она какая, дорогая родина моя!

3

2.

Родом из Поморской славной стороны

6

3.

Славные поморы

2

4.

Мой Север, скупой чародей!

4

5.

Вырастешь большой, будешь хороший и баской

2









Учебно-тематический план

4 класс


№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Вот она какая, дорогая родина моя!

6

2.

Родом из Поморской славной стороны

2

3.

Славные поморы

6

4.

Мой Север, скупой чародей!

2

5.

Вырастешь большой, будешь хороший и баской

1



МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1.Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов. Авторы И.Ф.Полякова и др.-Архангельск: 2010.

2.Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя; отв. редактор И.Ф.Полякова. – Архангельск: 2012.

3. Архангельская область: Словарь-справочник  для младших школьников/Науч.ред.Э.И Николаева. Отв. ред. Е.В. Михайленко.- Архангельск: ГАОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2011;

4.Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч.ред. Э.И.Николаева; сост.отв.ред. И.Ф.Полякова.- Архангельск: ГАОУ «АОИППК РО», 2011.

5. Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений/Под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск, 2011-2015;

6.Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений/Под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск, 2011-2015;

7.Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений/Под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск, 2012-2015;

 


Планируемые результаты изучения учебного курса


В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса будет знать:

- название области, областного города, города (села), в котором проживает;

- родственные связи в семье;

-малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички, считалки), знать 1-2 из них наизусть;

- виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитьё);

- фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни (сейчас, давно, очень давно); название малой родины М.В.Ломоносова; основные занятия членов семьи; каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению;

- северных писателей и поэтов (Ф.Абрамов, С. Писахов, Н Рубцов);

- виды транспорта Архангельской области;

- подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2);

Уметь:

- приводить примеры видов народных художественных ремёсел (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитьё);

- соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера;

- находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;

- называть характерные признаки сезонов года родного края;

Иметь представления:

- о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких.


В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:

- символику родного края;

- древние города и сёла Архангельской области, их достопримечательности;

- особенности северного народного костюма;

- имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);

- названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в годы его учения;

- географическое положение Архангельской области;

- основные водоёмы родного края;

- основные виды профессий нашего края;

Уметь:

- объяснять значение символики Архангельской области;

- записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов;

- правильно вести себя в природе;

- приводить примеры животных и растений родного края;

- соблюдать правила здорового питания;

Иметь представления:

- о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;

- о творчестве музыкантов, художников Севера.



В результате изучения программы «Морянка» ученик 4 класса будет знать:

- важные события в истории родного края (освоение Севера, освоение Архангельска, пребывание Петра 1 на Севере, битва у Новодвинской крепости, участие жителей Архангельской области в Великой Отечественной войне, освоение Арктики);

- культурно-исторические центры Архангельской области;

- имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного края (не менее 5);

- основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина, причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В.Ломоносова, нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России;

- нормы здорового образа жизни;

Уметь:

- использовать источники дополнительной информации;

- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края;

- рассказывать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;

Иметь представления:

- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине;

- о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева Евро-Арктического региона.




Календарно-тематическое планирование

2 класс


п/п

Дата

Тема

Количество часов

1.


Всякому мила своя сторона

1

2.


Наш Северный край

1

3.


Людям на потешение, всему свету на удивление

1

4.


Людям на потешение, всему свету на удивление

1

5.


Времена года на Севере

1

6.


Мальчик из Холмогор

1

7.


Мальчик из Холмогор

1

8.


Времена года на Севере

1

9.


Животные нашего края

1

10.


Растения нашего края

1

11.


Времена года на Севере

1

12.


Родной очаг

1

13.


Родной очаг

1

14.


Всякому дню забота своя

1

15.


Путь - дорога

1

16.


Если хочешь быть здоров

1

17.


Времена года на Севере

1






3 класс


п/п

Дата

Тема

Количество часов

1.


Север синий на краю России

1

2.


Древние города и сёла Севера

1

3.


Древние города и сёла Севера

1

4.


М.В.Ломоносов – путь в науку

1

5.


М.В.Ломоносов – путь в науку

1

6.


Как рукодельница семью одевала

1

7.


Архангельская земля богата талантами

1

8.


Архангельская земля богата талантами

1

9.


Архангельская земля богата талантами

1

10.


Архангельская земля богата талантами

1

11.


Архангельская земля богата талантами

1

12.


Водоёмы нашего края

1

13.


Болота и луга как сообщества нашего края

1

14.


Лесные богатства нашего края

1

15.


Природа в опасности!

1

16.


А профессий на Севере немало

1

17.


Здоровью цены нет

1





4 класс


п/п

Дата

Тема

Количество часов

1.


Архангельская область – часть мира

1

2.


Архангельская область – ворота в Арктику

1

3.


В глубь веков

1

4.


В глубь веков

1

5.


В глубь веков

1

6.


В глубь веков

1

7.


Искусство Архангельской области как часть мировой культуры

1

8.


Искусство Архангельской области как часть мировой культуры

1

9.


Здоровье – богатство на все времена

1

10.


Гений земли русской

1

11.


Гений земли русской

1

12.


Северяне – Победе!

1

13.


Северяне – Победе!

1

14.


Гордость твоя, Поморье!

1

15.


Имён прекрасное созвездье

1

16.


Кладовая Севера

1

17.


Мы – северяне!

1


16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу краеведения "Морянка"

Автор: Илатовская Ольга Николаевна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 357215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства