Рабочая программа индивидуального обучения по технологии по технологии: модуль «Практика работы на компьютере» 4 класс.
Рабочая программа индивидуального обучения по технологии по технологии: модуль «Практика работы на компьютере» 4 класс.
Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня:
На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и ориентирован на учащихся 3 - 4-х классов.
Курс состоит из трех разделов:
Обучение работе на компьютере.
Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала.
Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуального обучения по технологии по технологии: модуль «Практика работы на компьютере» 4 класс.»
ОАУ С(К)О школа-интернат III-IV вида Центр дистанционного образования
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № _________
от «__»_________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ПМПК
Протокол № _________
от «__»_________20__ г
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОАУ С(К)О
школы-интерната III-IV вида
______________ И.И. Батищев
Приказ № ___________
от «___» ____________20___ г
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013 - 2014 учебный год
по технологии модуль «Практика работы на компьютере»
4
класс
СЕЛЕТКОВ ДАНИЛА АЛЕКСЕЕВИЧ
Составитель: Ильина Татьяна Александровна
г. Липецк
Характеристика обучающегося 4 класса
ОАУ С(К)О школы-интерната III-IV вида
Центра дистанционного образования
Селеткова Данилы Алексеевича
Возраст 10 лет 4 класс
Мальчик общительный в контакт вступает легко. Эмоционально адекватен. Объем памяти не достаточный. Операции обобщения и классификации сформированы не полностью. Группы предметов выделяет, обобщает. Личная динамика у мальчика не высокая, заинтересованность в учёбе присутствует редко, ленив.
Математика Даниле даётся с трудом: так как ребёнок неусидчив, концентрация внимания снижена, имеет проблемы в запоминании учебного материала, интенсивно протекает забывание. Вычислительные навыки сформированы, таблицей умножения овладел не до конца. Степень усвоения материала низкая. На уроках старается быть активным, но думает с трудом (часто пытается угадать ответ). Испытывает затруднения при решении задач и примеров.. Приёмы и алгоритмы усваивает сложно. Обратный ход рассуждений проводит с трудом. Даниле сложно выделить главное, установить логическую связь частей. Недостаточное осознание во время фронтального объяснения. Требует постоянного контроля и подсказки. Логическое математическое мышление развито слабо, преобладает образное мышление, поэтому в работе над задачами часто использую рисунки, чертежи, схемы. Зрительная память развита лучше, чем слуховая. т. к скорость письма невысокая, часто использую задания на карточках, в тетради на печатной основе.
Домашнее задание в большинстве случаев выполняет с помощью мамы, сам допущенные ошибки не исправляет. Даниле неплохо удаются работы измерительного характера (например, вычисление периметра). Умеет читать, записывать и сравнивать, многозначные числа. Раскладывать на сумму разрядных слагаемых. Навыки устного счета сформированы не в полной мере. Особенность физиологического развития — кратковременная память, плохо запоминает алгоритмы. Затрудняется с переводом одних единиц в другие. Все виды учебной деятельности доступны, но не все освоены и применяются на практике.
В связи с этим увеличено количество часов на изучение некоторых тем и на повторение изученного.
В школу Данила не всегда идёт с желанием, любимый предмет окружающий мир.
Пропуски занятий по неуважительной причине отсутствуют. Внешний вид у мальчика опрятный, ухоженный.
Коррекционные занятия с Селетковым Данилой проводятся по мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении. Для более успешного усвоения учебной программы используется наглядный материал в виде карточек – помощниц, схем, памяток.
При регулярных индивидуальных занятиях считаю возможным достижение Данилой положительных результатов по предметам.
Рекомендации:
1. Обучение по общеобразовательной программе.
2. Очное взаимодействие.
Пояснительная записка
В настоящее время целью изучения курса «Информатика и ИКТ» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытие значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 классов и реализуется на основе следующих документов:
1.Приказ и положение образовательного учреждения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
2.Приказ Министерства образования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3.Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ст.7,ст.32)
4. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
5.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
6. Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год.
7. Приказ № 610 от 14.07.2011года Министерства образования Ростовской области «Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
8. Н.В.Макарова. Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция). Питер 2007 г.
Непрерывность обучения информатике с 3 по 11 класс - это необходимый шаг в развитии общего образования.
Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня:
На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень не является обязательным в школьной программе(модуль в образовательной области «Технология») и ориентирован на учащихся 3 - 4-х классов.
Курс состоит из трех разделов:
Обучение работе на компьютере.
Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала.
Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.
Второй уровень, названный базовым, полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 8-9 классов.
Третий уровень,в 10 -11 классах предметная область информатики изучается на болееглубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы освоенной на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом обучение происходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима коллективная форма работы. Кроме того учащиеся осваивают азы программирования.
Цели информатизации начальной школы:
1.Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
2.Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.
3.Повышение уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя,решаются следующие задачи:
развиваются общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработкуи передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой и пр.);
формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все этонеобходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в предмет
Что изучает информатика. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Правила поведения в компьютерном классе.
Информация и информационные процессы
Понятие информации. Виды и свойства информации. Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе; её значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека. Использование информации в практической деятельности людей.
Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Способы представления, передачи и получения информации. Текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Роль органов чувств в процессах получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами.
Источники и приёмники информации. Хранение информации. Устройства хранения информации. Винчестер. Дискета. Компакт-диск.
Хранение информации в компьютере в виде файлов. Понятие размера файла, информационный объём носителя информации.
Компьютер как универсальное средство обработки информации
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера.
Компьютер в нашей жизни (примеры использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности).
Подключаемые к компьютеру устройства (принтер, сканер, фотоаппарат, колонки), их включение и выключение.
Программный принцип работы компьютера. Компьютерная программа как средство управления работой компьютера. Примеры компьютерных программ (обучающие, игровые, профессиональные).
Основные приёмы работы с манипулятором «мышь».
Основные приёмы работы с клавиатурой.
Понятие рабочего стола. Элементы рабочего стола. Главное меню. Запуск программ с помощью пиктограмм и Главного меню. Понятие рабочего окна и интерфейса программ.
Файловая система: файлы и папки. Понятие имени и типа файла. Создание папок. Имена папок.
Обработка текстовой информации
Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
Текстовый редактор как пример прикладной программы. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление символов.
Выделение различных блоков текста. Использование буфера обмена для работы с фрагментами текста.
Понятие замкнутого контура. Инструменты прямоугольник, эллипс, многоугольник. Заливка.
Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Работа с буфером обмена.
Создание мультимедийных презентаций
Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов.
Редактор презентаций. Его интерфейс. Создание и редактирование презентаций. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.
Создание слайдов с включением текста и графических объектов.
Использование эффектов анимации и смена слайдов.
Приёмы поиска информации
Поиск информации. Библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Понятие оглавления. Ключевые слова для поиска информации. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Резерв
Резерв может быть использован для закрепления навыков, отработка «трудных» тем, для выполнения итоговых работ, творческих проектов. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные курсы Интернет: файловые архивы, электронные. Поиск информации в сети Интернет.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
К КОНЦУ 4 КЛАССА
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы
должны понимать:
• что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
• что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
• что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
• что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
• что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
• что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
должны знать:
• что данные — это закодированная информация;
• что тексты и изображения — это информационные объекты;
• что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
• как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• правила работы с компьютером и технику безопасности; должны уметь:
• представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
• кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
• работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
• называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
• использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
• пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видео записей.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценок для проекта:
- эстетичность оформления;
- содержание, соответствующее теме работы;
- полная и достоверная информация по теме;
- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.
Перечень материально-технического и учебно-методического
обеспечения образовательного процесса
«Информатика и ИТК» (начальный уровень) Н.В. Макарова. Питер . 2009
Мир информатики. 3-4 год обучения» Электронное издание компании «Кирилл и Мефодий».
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
Программные средства;
операционная система Windows;
полный пакт офисных приложений Microsoft Office;
ЦОРы, электронные учебники и пособия, наглядные средства обучения, обучающие программы и др.