Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
Рабочая программа учебного предмета русского языка для 1 класса составлена в соответствии с ФГОС, на основе с примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы предмета русский язык для учащихся 1 классов «Обучение грамоте» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеева - (1 класс) – М.: Просвещение, 2010. «Русский язык» Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева, 2010г.
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися УУД на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ «Гимназия № 1». Она включает в себя все темы, предусмотренные ФГОС начального общего образования по русскому языку и авторской программы учебного курса Обучение грамоте» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеева - (1 класс) – М.: Просвещение, 2010. «Русский язык» Л. Ф. Климанова, С.Г.Макеева, 2010 г.
Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология».
Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
3) послебукварный.
После обучения грамоте начинается изучение русского языка.
1) основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика); грамматика (морфология и синтаксис);
3) развитие речи.
1. Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
2. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
3. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Базисный учебный план рассчитан на 99 часов. В 1 классе на обучение грамоте и русскому языку отводится 33 недели (99 часов, по 3 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата по плану | Дата факт. |
Раздел. Слово и предложение (подготовительный этап) Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» 19часов |
1 | «Твои новые друзья». «Дорога в школу». «Первое задание» — | умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы | | |
2 | «Большие и маленькие». «Сравни». «Направление». | Умение составлять устный рассказ; обводить предмет; штриховать; дорисовывать; знание понятия «рабочая строка» | | |
3 | «Чей домик?». «Лото». «Длиннее — короче». | Знание понятия «бордюр»; умение проводить параллельные линии; штриховать; составлять устные рассказы; классифицировать предметы. | | |
4 | «Целое и часть». «Головоломка». «Овал». | Знание элементарных правил дорожного движения; умение читать знаки; умение проводить безотрывных линий; раскрашивать; выделять звуки; писать элементы букв | | |
5 | «В квартире». «Веселые превращения» «Сравни дома». | | |
6 | «В магазине одежды». «В походе». «На привале». | Умение придумывать знаки; умение обводить; штриховать; преобразовывать овал; делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв. | | |
7 | «На коньках». «На волнах». «Морские путешествия». | | |
8 | «На лугу». «Мы рисуем». «Под грибом». | умение раскрашивать; писать элементы печатных букв | | |
9 | Мы — спортсмены». «Домики трёх поросят». «В гостях у бабушки». | Умение слышать последовательность звуков в слове, умение обводить; рисовать орнамент; штриховать | | |
10 | «Чаепитие», «Распиши посуду» | Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; умение делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв | | |
11 | «Наличники», «Расшитые полотенца». | | |
12 | «Лоскутное одеяло», «Прогулка в парк». | Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; умение делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв | | |
13 | «Знаки в городе», «Подбери пару». | Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; умение делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв | | |
14 | «Разгадай секрет», «Сравни и подумай». | Писать письменные элементы строчных и заглавных букв | | |
15 | «В спортивном зале», «Догадайся» | Писать письменные элементы строчных и заглавных букв | | |
16 | «На велосипедах» | Писать письменные элементы строчных и заглавных букв | | |
17 | «Ремонтная мастерская». «Собери машины». | Писать письменные элементы строчных и заглавных букв | | |
18 | «Подумай и сравни». | Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; | | |
19 | «Проверь себя». | | |
Разделы. Фонетика. Графика. Письмо. Орфография (букварный (основной) этап). Прописи «Мой алфавит» «Пиши красиво» |
20 | Алфавит. | писать элементы письменных букв. | | |
21 | Буквы А, а. Письмо букв строчных и заглавных. | умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв | | |
22 | Буквы О, о. Письмо букв строчных и заглавных. | | |
23 | Буква У, у. | писать изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, обобщать группировать и элементы письменных букв; располагать тетрадь под наклоном | | |
24 | Буква И, и. | | |
25 | Буква ы. Письмо букв строчных и заглавных. | | |
26 | Буква Э, э. Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. | Писать буквы и элементы букв; заполнять звуковые схемы; сравнивать. | | |
27 | Буква М, м. | употреблять изученные буквы в словах и предложениях, работать со схемами; соблюдать гигиенические правила; ориентироваться на странице прописи, называть элементы М,м | | |
28 | Буква С, с. Письмо букв строчных и заглавных. | употреблять изученные буквы в словах и предложениях, работать со схемами; соблюдать гигиенические правила; ориентироваться на странице прописи, называть элементы С, с | | |
29 | Буквы Н, н .Письмо букв строчных и заглавных | научатся писать и распознавать буквы н, л слоги с этой буквой, узнавать графический образ букв, соотносить печатную и письменную буквы. | | |
30 | Буквы Л, л. Письмо букв строчных и заглавных | | |
31 | Закрепление изученных букв. Буква Т, т. Письмо строчной и заглавной буквы | писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради. | | |
32 | Буква К, к. Письмо строчной и заглавной буквы | Умение обозначать звуки буквами; писать буквы; умение читать и записывать слова; | | |
33 | Буква Р, р. | научатся писать буквы р, в; правильно располагать буквы и их соединения, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | | |
34 | Буква В, в. Письмо строчных и заглавных букв. | | |
35 | Упражнения в написании слов с изученными буквами Закрепление. | дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, употреблять прописную букву в начале предложения и в именах собственных, контролировать этапы своей работы; | | |
36 | Упражнения в написании слов с изученными буквами Закрепление. | дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, употреблять прописную букву в начале предложения и в именах собственных, контролировать этапы своей работы; | | |
37 | Буква Яя. Письмо строчной и заглавной буквы. Письмо слов. | научатся писать буквы Я, я, слова и предложения, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, записывать предложения с комментированием, | | |
38 | Буква Я после согласных. | | |
39 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | научатся моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв, выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений записывать слова | | |
40 | Буква Х, х. Письмо строчной и заглавной буквы | научатся моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв, связно и ритмично писать буквы и слова на строке, без искажений. | | |
41 | Мягкий знак. Запись слов с «ь». | научатся писать букву ь, писать слова с ь, различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце, проводить фонетический разбор слов с ь. | | |
42 | Повторение изученных букв. Звуковой анализ | | |
43 | Строчная буква й. Слова с буквой й | научатся писать букву й, соотносить звук [й’] и соответствующую ему букву, писать слова и предложения с этой буквой, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма, списывания. | | |
44 | Буква Ю, ю Письмо буквы строчной и заглавной. Имена собственные. | научатся писать строчную букву ю, слова и предложения, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, записывать предложения с комментированием | | |
45 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | научатся моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв, выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений записывать слова | | |
46 | Буква Ш, ш. Письмо буквы строчной и заглавной. Написание слов с сочетанием ши | научатся соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания, правильно располагать буквы и их соединения, сравнивать собственные буквы с предложенным образцом | | |
47 | Буква Ч, ч, Буква Щ, щ. Письмо букв строчных и заглавных. Написание слов с сочетаниями ча - ща, чу - щу | научатся грамотно использовать знания о правиле написания слов с сочетаниями ща, щу, выделять эти сочетания в словах, употреблять изученные правила письма с сочетаниями ча, чу, ча – ща, списывать с печатного текста, употребляя изученные буквы | | |
48 | Буква Ц, ц. Буква Ф, ф. Письмо букв строчных и заглавных. | научатся писать строчные и заглавные буквы ц, ф; правильно располагать буквы и слова в строке, правильно оформлять написанные предложения (большая буква в начале предложения, в именах собственных), | | |
49 | Буква ь, ъ Повторение изученных букв | научатся писать ь и ъ, понимать функции букв ь и ъ, употреблять эти буквы при написании слов, объяснять новое значение слов с ь, ъ и без них, различать и использовать на письме изученные буквы | | |
Разделы. Письмо. Фонетика (послебукварный период) |
50 | Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. | научатся соотносить печатные и письменные буквы, правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова по алфавиту. | | |
51 | Правописание звонких и глухих согласных | научатся распознавать и характеризовать парные глухие и звонкие согласные звуки, обозначать буквой парный согласный в конце слова, приводить примеры слов; расставлять знаки препинания в конце предложений. | | |
52 | Безударные гласные в корне слова. | | |
53 | Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». | | |
54 | Правописание слов с сочетаниями жи-ши. | научатся объяснять, почему в сочетаниях жи – ши надо запомнить написание гласной и. Умения: писать слова с сочетаниями жи – ши, применять правила правописания слов с сочетаниями жи – ши, контролировать и оценивать этапы работы | | |
55 | Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Запись слов с изучен. буквами | | |
56 | Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. | научатся различать слова – действия предметов, ставить к словам вопросы, составлять предложения с данными словами. самостоятельно строить высказывания по теме урока. Научатся объяснять, почему в сочетаниях жи – ши надо запомнить написание гласной и. | | |
57 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | | |
58 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». | научатся различать слова – признаки предметов, ставить к словам вопросы, составлять предложения с данными словами. Формировать опыт составления предложений с данными словами | | |
59 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | | |
60 | Правописание имён собственных. | научатся объяснять, почему правило о сочетаниях чк – чн, щн надо запомнить. Умения: писать слова с сочетаниями чк – чн, щн, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями чк – чн, щн | | |
61 | Правописание слов с сочетаниями чк, чн | | |
62 | Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. Обозначение на письме мягкости согласного. | научатся писать ь и ъ, понимать функции букв ь и ъ, употреблять эти буквы при написании слов, объяснять новое значение слов с ь, ъ и без них. | | |
63 | Правописание шипящих согласных. Правописание слов с разделительными знаками. | научатся объяснять, почему в сочетаниях жи – ши надо запомнить написание гласной и; писать слова с сочетаниями жи – ши, применять правила правописания слов с сочетаниями жи – ши, контролировать и оценивать этапы работы | | |
64 | Оформление предложений. | | |
65 | Заглавная буква в именах собственных. | научатся способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в безударном слоге, обозначать буквой безударный гласный в двусложных словах, контролировать и оценивать этапы своей работы | | |
66 | Правописание безударных гласных в корне слова. | | |
67 | Правописание парных согласных на конце слова. Буквы е, ё, я, и, ю – показатели мягкости | научатся способу проверки написания парных согласных в конце слова путем изменения формы слова; распознавать в слове парный согласный, требующий проверки, подбирать проверочное слово, обосновывая написание парного согласного в слове | | |
Русский язык |
68 | Вводный урок по курсу русского языка. В мире общения. Цели и формы общения | Формирование общеучебных умений; умений работать с учебным текстом, учебной книгой. Обобщить представления о формах общения. | | |
69 | В мире общения. Родной язык – средство общения. | Формирование ценностного отношения к языку, на котором говоришь. | | |
70 | Смысловая сторона русской речи. | | |
71 | Слово, его роль в нашей речи. Урок развития речи. | Развитие умения внимательному отношению к слову как средство общения и выражение отношения к окружающему, обогащение словарного запаса. | | |
72 | Слово как средство создания образа. | | |
73 | Знакомство с именами собственными. | Развитие умения отличать имя собственное от нарицательного. Развитие умения правописания имен собственных. | | |
74 | Отличие имени собственного от нарицательного. Имя собственное | | |
75 | Правописание имен собственных. | | |
76 | Слова с несколькими значениями. Слова, близкие по значению (синонимы). | Формировать представление о многозначности слова. Формировать представления детей о словах, близких по значению и противоположных по значению | | |
77 | Слова, противоположные по значению (антонимы) | | |
78 | Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. | Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов. | | |
79 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | Развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы. | | |
80 | Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. | Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов. | | |
81 | Слова- признаки | Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов. | | |
82 | Слова-действия. Старинные учебники. | | |
83 | Звуки и буквы. Алфавит. | Формировать умение различать звуки окружающего мира и речи; представление о букве как значке звука. Формировать представление о практическом применении алфавита. | | |
84 | Гласные звуки. Обозначение их буквами.. | Развивать умения характеризовать звуки и обозначать их на письме буквами Развивать умение распознавать согласные звуки. | | |
85 | Согласные звуки. Обозначение их буквами | | |
86 | Слоги. Деление слов на слоги. | Развивать представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нем гласных звуков | | |
87 | Перенос слов. | Развивать умение делить слова на слоги; правильно переносить на письме слова с одной строки на другую | | |
88 | Ударение. | Развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова. | | |
89 | Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно» | Развивать умение правильно произносить слова | | |
90 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | Развивать умение проверять безударный гласный звук | | |
91 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Развивать способность различать мягкие твердые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака. | | |
92 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я | | |
93 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Формировать представление о твердых согласных ж, ш; развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | | |
94 | Комплексная итоговая работа | Развитие умения правильно выбирать ответы на поставленные задания. | | |
95 | Разделительный мягкий и твердый знаки. | Расширить сведения о звонких и глухих согласных; развивать умение различать звонкие и глухие согласные; | | |
96 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | | |
97 | От слова к предложению | | |
98 | Знаки препинания в конце предложения | | |
99 | Текст. Отличие предложения от текста. Обобщение | Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст; обратить внимание на связь предложений в тексте. | | |