«____»_________ 2017г. «____» _________ 2017г. «____» __________ 2017г.
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МАОУ
_______(Т. В. Баженова) ________ (Н. А. Дорофеева) __________(Калига Е. Н.)
.
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 1 класса МАОУ «Средняя школа №30» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Изучение литературного чтения в первом классе начинается курсом «Обучение грамоте».
Интегрированный курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно-деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и учатся учиться. Ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований федерального государственное: образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса и ещё одной его целевой установкой является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.
В первом полугодии первого класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания - слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу.
Для одарённых детей и детей, испытывающих трудности в обучении в рамках рабочей программы, предусмотрены дополнительные занятия по предметам (по мере необходимости), направленные на коррекцию знаний обучающихся с разным уровнем.
На уроки литературного чтения в первом классе отводится 4 часа в неделю. Авторская программа рассчитана на 132 часа в год. В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа №30» учебный год длится 34 недели (136 часов). Увеличилось количество часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, которые можно использовать для повторения или в качестве резервных уроков.
ИТОГО: 33 недели, 136 уроков.
− прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
− пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
− рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
− контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Качество реализации данной программы будет изучаться с помощью мониторингового исследования. Формы мониторинга - тесты, контрольные работы, проверочные работы. Результаты этих исследований будут фиксироваться в сводной таблице, аналитических справках. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Тексты КИМов прилагаются.
Педагогическая диагностика проводится на протяжении всего учебного года и является структурной частью урока.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные, уроки «открытия» нового материала, уроки отработки умений и рефлексии, общеметодологической направленности, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки исследования, уроки – проекты)
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Для качественной реализации содержания данной программы будут использоваться элементы различных педагогических технологий:
№ п/п | Учебные разделы и темы | Деятельность обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
I четверть 32 ч |
Добуквенный период 13 ч |
-
| Введение понятия о предложении. | Составлять рассказ по сюжетной картинке. Обозначать каждое предложение полоской. | 1 | | | |
-
| Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». | Составлять рассказ с опорой на картинки и обозначать каждое предложение полоской. Сравнивать животных на с. 6 и 7 «Букваря». Читать отрывок из сказки К. Чуковского «Айболит». | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. С.Дрожжин «Привет». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Рассказ по сюжетной картинке. | Составлять рассказ по сюжетной картинке. Устанавливать пространственные отношения между объектами (за, перед, между и т. д.) | 1 | | | |
-
| Интонационное выделение первого звука в словах. | Пересказывать сказку «Репка». Интонационно выделять первый звук в словах: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Отрабатывать пространственные отношения между объектами. | 1 | | | |
-
| Стартовая диагностическая работа. Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серова «Мой дом». | Выполнять диагностические задания. Работать по простой инструкции. Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Звуковой анализ слова мак. | Проводить звуковой анализ слова мак. Подбирать слова со звуком [м], расположенным в начале, в середине и в конце слова (по схемам). Называть слова со звуками [м], [м']. Классифицировать предметы (фрукты, овощи). | 1 | | | |
-
| Звуковой анализ слов сыр, нос. | Проводить звуковой анализ слов сыр, нос. Находить звук [ы] в словах. Сравнивать слова по звуковой структуре. | 1 | | | |
-
| Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов кит, кот. | Читать отрывки из стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый». Придумывать рассказ по серии картинок. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Звуковой анализ слов лук, лес. Сравнение этих слов по звуковой структуре. | Проводить звуковой анализ слов лук и лес. Сравнивать эти слова по звуковой структуре. Называть слова со звуками [л], [л']. | 1 | | | |
-
| Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. | Понимать значение понятия «гласный звук». Обозначать гласный звук красной фишкой. | 1 | | | |
-
| Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». | Проводить звуковой анализ слова Нина. Понимать значение понятия «согласный звук». Обозначать согласные звуки в модели слова. Составлять слова из указанных в других словах звуков (трудное задание). | 1 | | | |
Основной период 51 ч |
-
| Знакомство с буквой А (а). | Проводить звуковой анализ слов Анюта, луна. Выбирать слова со звуком [а] в начале, в конце и середине слова. Разгадывать кроссворд. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. С. Романовский «Москва». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]). | Проводить звуковой анализ слова рой, выделять звук [й']. Проводить звуковой анализ слова яхта. Буква яв начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]). Проводить звуковой анализ слова якорь (для хорошо успевающих детей). Составлять слова из заданных звуков (трудное задание). Читать стихотворения В. Кремнёва и разгадывать загадки. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой О (о). | Проводить звуковой анализ слова полка. Составлять (по схеме) различные имена с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определять звуковые схемы слов стол и столик. Называть слова со звуком [о] в начале, середине и в конце (по рисункам). | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Ё (ё). | Проводить звуковой анализ слов утенок, клен, пес.Разгадывать кроссворд. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. В.Белов «Родничок». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой У (у). | Проводить звуковой анализ слов труба, стул. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Ю(ю). | Проводить звуковой анализ слов ключ, утюг. Разгадывать кроссворд. | 1 | | | |
-
| Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]). | Проводить звуковой анализ слов юла, юнга. Для сильных учеников: разгадывать кроссворд; соотносить звуковые модели со словами – названиями картинок. | 1 | | | |
-
| Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]). | Проводить звуковой анализ слов с буквой ю.Разгадывать кроссворд; соотносить звуковые модели со словами – названиями картинок. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. М.Михайлов «Лесные хоромы». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Е (е). | Проводить звуковой анализ слов лев, белка. Упражнение в словоизменении (белка – балка – булка). | 1 | | | |
-
| Буква е в начале слова (обозначение звуков [й'] и [э]). | Проводить звуковой анализ слов ели, ежата. Строить звуковые цепочки: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой ы. | Читать стихотворения С. Маршака. Проводить звуковой анализ слов рыба, усы, дым. Преобразовывать слова. Разгадывать кроссворд (для сильных учеников). | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. В. Железников «Буква "ты"». Знакомство с буквой И (и). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Проводить звуковой анализ слов флаги, гиря. Разгадывать кроссворд. | 1 | | | |
-
| Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | Проводить звуковой анализ слов нос, лук, мел, составлять модели этих слов с помощью жёлтых фишек и букв разрезной азбуки. | 1 | | | |
-
| Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | Преобразовывать одно слово в другое путём замены буквы. Читать слова с заменой буквы гласного звука. Читать стихотворение И. Токмаковой.Преобразовывать слова. | 1 | | | |
-
| Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | Сопоставлять первые звуки в словах: мышка – мишка, миска – маска, белка – булка, булка – булки, булки – белки. Преобразовывать слова. | 1 | | | |
-
| Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | Читать слова, получающиеся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. Разгадывать кроссворд. | 1 | | | |
II четверть 32 ч |
Основной период (продолжение) |
-
| Знакомство с буквой М (м). | Проводить звуковой анализ слов Маша, Миша. Применять способ чтения прямого слога с помощью «окошек». Отрабатывать способ чтения прямого слога. Читать слоги, слова. Читать стихотворения Г. Виеру и В. Орлова. Составлять словосочетания с местоимениями моя, моё, мой, мои. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Я.Аким «Мой верный чиж». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Н (н). | Проводить звуковой анализ слов нос, нитки. Осваивать способ чтения прямых слогов с буквой н с использованием пособия «окошки». Составлять словосочетания с местоимениями он, она, оно, они. Читать слоги, слова и тексты (дифференцированная работа). | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Р (р). | Проводить звуковой анализ слов рысь, речка. Читать слоги, слова, предложения (дифференцированная работа). Читать рассказ С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело». | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Л (л). | Проводить звуковой анализ слов луна, лиса. Читать слоги с буквой л с использованием пособия «окошки». Читать слоги, слова и предложения. Читать по таблице слова, полученные в результате замены одной буквы. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Й (й). | Проводить звуковой анализ слов чайка, гайка. Определять лексические значения слов-омонимов рой, мой. Читать слова, предложения. Придумывать предложения к иллюстрации. Читать слова по таблице при замене одной буквы. Читать рассказ В. Голявкина «Четыре цвета». | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Зайчик». Введение понятия«слог». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Делить слова на слоги. Определять слова, состоящие из одного слога. Читать слова, предложения. Читать рассказ Г. Цыферова «Как цыплёнок рисовал». | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Г (г). | Проводить звуковой анализ слов рога, флаги. Читать слоги с использованием пособия «окошки». Читать слоги, слова. Классифицировать объекты (растения, насекомые). Читать рассказ Г. Остера «Одни неприятности». | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой К (к). | Проводить звуковой анализ слов карта, брюки. Делить слова на слоги. Читать слоги с использованием пособия «окошки». Читать слоги, слова. Искать слова, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове крот. Разгадывать зашифрованные слова: юла, лимон, клоун. Читать рассказ Г. Остера «Так не честно». | 1 | | | |
-
| Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | Познакомиться с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражать эту характеристику в модели слова (знак «звоночек» расположен над фишкой звонкого звука). Читать слова и предложения. Сравнивать слова по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости первых звуков в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя. Придумывать окончание истории. Читать рассказ Г. Остера «Секретный язык». | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой 3 (з). | Проводить звуковой анализ слов зебра и замок. Читать слова за́мок – замо́к с изменением ударения, определять лексическое значение обоих слов. Читать слоги по «окошкам». Читать слоги, слова, предложения. Читать рассказ Г. Остера «Где лучше бояться?» | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой С (с). | Проводить звуковой анализ слов гуси, сумка. Читать слоги, слова и предложения. Расшифровывать «зашифрованные» слова (навес, сосна, бант). Читать стихотворение A. Барто «Я знаю, что надо придумать» и рассказ B. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Д (д). | Проводить звуковой анализ слов душ, дятел. Читать слоги, слова, предложения, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровывать зашифрованное слово: среда – адрес. Читать рассказ Я. Пинясова «Хитрый огурчик». | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Дядя Миша». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Т (т). Потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки. | Проводить звуковой анализ слов тигр, труба. Читать слоги, слова. Расшифровывать зашифрованные слова: актёр – тёрка, корт – крот, салат – атлас, определение лексического значения слов (корт, атлас). Составлять предложения. Читать стихотворения Э. Мошковской «Я рисую», И. Томилиной «Бегемот» и рассказ Н. Сладкова «Догадливый хомяк». | 1 | | | |
-
| Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. | Читать слова, полученные при замене звонкого согласного [д] его глухой парой. Читать слова и классифицировать их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]. Читать слова по таблице при замене одной буквы. Читать рассказ Е. Чарушина «Томка». | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Б (б). Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | Проводить звуковой анализ слов бант, бинт. Сравнивать звуки по твёрдости-мягкости. Читать слоги, слова и предложения. Сравнивать слова по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости указанных звуков. Расшифровывать зашифрованные слова: набор – барон, кабан – банка. Читать рассказ В. Голявкина «Всё будет прекрасно». | 1 | 4.12 | | |
-
| Знакомство с буквой П (п). | Проводить звуковой анализ слов печка, пушка. Читать слоги, слова, рассказ. Читать слова по таблице. Составлять слова по выделенным звукам (павлин). Сравнивать слова. Обсуждать смыслоразличительную функцию ударения полки – полки. Читать рассказ В. Осеевой «Просто старушка». | 1 | 5.12 | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Привередница». Знакомство с буквой В (в). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностьювосприятия. Проводить звуковой анализ слов ветка, волна. Читать слоги, слова и предложения. Расшифровывать зашифрованные слова: слово, весна. Читать рассказ А. Шибаева «Одна буква» и Я. Тайца «По грибы». | 1 | 6.12 | | |
-
| Знакомство с буквой Ф (ф). | Проводить звуковой анализ слов фонарь, филин. Читать слоги, слова и предложения. Читать слова сев, довод справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: зво́нок – звоно́к. Читать рассказ Я. Тайца «Волк». Разгадывание ребусов. | 1 | 8.12 | | |
-
| Знакомство с буквой Ж (ж). | Проводить звуковой анализ слов лыжи, пирожок. Выяснить особенности звука [ж] (звук [ж] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Читать слова, слоги и предложения, отгадывать загадки. Читать слова по таблице с заменой одной буквы. Читать рассказ Г. Юдина «Поэты». | 1 | 11.12 | | |
-
| Знакомство с буквой Ш (ш). | Проводить звуковой анализ слов груша, катушка. Выяснение особенностей звука [ш] (звук [ш] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение рассказа Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?» | 1 | 12.12 | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок». Знакомство с буквой Ч (ч). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Проводить звуковой анализ слов чайник, спички. Выяснить особенности звука [ч']. Составлять словосочетания. Читать по таблице слова, полученные в результате замены одной буквы. Читать стихотворение В. Орлова, рассказ Г. Цыферова «Кот». | 1 | 13.12 | | |
-
| Знакомство с буквой Щ (щ). | Проводить звуковой анализ слов ящик, клещи. Выяснять особенности звука [щ']. Читать слоги, слова, предложения. Отрабатывать правила написания гласных после [ч'] и [щ']. Составлять слова по схемам. | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой X (х). | Проводить звуковой анализ слов хобот, хвост. Называть слова с мягкой парой согласного звука [x]. Составлять словосочетания. Находить слова в слове. Расшифровывать зашифрованное слово: выход. Разгадывать кроссворд. Читать сказку Л. Толстого «Белка и волк». | 1 | | | |
-
| Знакомство с буквой Ц(ц). | Проводить звуковой анализ слов синица, цапля. Выяснять особенности звука [ц]. Читать слова в единственном и множественном числе. Разгадывать кроссворд и отгадывать загадки. Составлять словосочетания. Читать рассказ Г. Юдина «Цыплёнок Цып». | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро «Красная шапочка». Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь. | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию. Читать слова по моделям. Сравнивать звуки по твёрдости-мягкости. Читать по таблице слова с использованием данных слогов. Читать стихотворение Г. Сапгира «Из лесов пришёл олень», рассказ Г. Юдина «Отец и мать». | 1 | | | |
-
| Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. | Познакомиться с разделительной функцией буквы ь. Различать функции буквы ь. Образовывать формы множественного числа с использованием буквы ь.Читать по таблице слова, полученные в результате замены одной буквы. Читать рассказ И. Бутмина «Трус». | 1 | | | |
-
| Знакомство с особенностями буквы ъ. | Познакомиться с особенностями буквы ъ. Сравнивать слова. Читать стихотворения с фиксацией внимания на буквах ь и ъ. Читать рассказ Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| Промежуточная диагностическая работа. | Выполнять диагностические задания. Работать по инструкции. Составлять модели слов. Соотносить звуки и буквы. | 1 | | | |
-
| Урок-игра. | Читать слова и предложения с изученными буквами. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками. Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. | 1 | | | |
II полугодие |
III четверть 36 ч |
Послебукварный период 40 ч |
-
| Алфавит. С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; В. Голявкин «Спрятался». | Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Воспроизводить алфавит. Восстанавливать алфавитный порядок слов. Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. | 1 | | | |
-
| В. Сутеев «Три котёнка»; А. Шибаев «Беспокойные соседки». | Слушать рассказ В. Сутеева. Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | | | |
-
| Е.Пермяк «Про нос и язык»; Г.Остер «Меня нет дома». | Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Е.Благинина «Тюлюлюй». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| А.Шибаев «На зарядку – становись!»; «Познакомились». | Слушать и читать рассказ А.Шибаева. Обсуждать прочитанное. Выбирать нужную интонацию и настроение при чтении. Упражняться в составлении предложений с данными знаками препинания. | 1 | | | |
-
| Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора». А.Шибаев «Всегда вместе». | Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. С. Маршак «Тихая сказка». | Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?». | Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. | 1 | | | |
-
| Г.Остер «Середина сосиски». Я.Аким «Жадина». | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Сравнивать два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое – по целям. Овладевать орфоэпическим чтением | 1 | | | |
-
| Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…». «Рукавичка» (украинская народная сказка). | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Подбирать пословицы к содержанию прочитанного. Обсуждать комичность ситуации рассказа. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Ёлка». | Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Г.Остер «Спускаться легче». | Читать плавно слогами и целыми словами; читать по ролям; обсуждать: это шутка или серьёзный рассказ. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. | 1 | | | |
-
| В.Сутеев «Под грибом». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; различать авторские и народные сказки. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать сказки с похожими сюжетами. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. К.Чуковский «Муха-цокотуха». | Слушать сказки, рассказы, стихотворения. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Различать авторские и народные сказки. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать сказки с похожими сюжетами. | 1 | | | |
-
| А.Шибаев «Что за шутки?» Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Обсуждать: как герои-звери разговаривают друг с другом, всегда ли могут договориться. | 1 | | | |
-
| Б. Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Большая новость». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Сравнивать два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое – по целям. Овладевать орфоэпическим чтением. | 1 | | | |
-
| Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Бр. Гримм «Заяц и ёж». | Слушать сказки, рассказы, стихотворения. Составлять схематический план. Рассказывать по плану. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. | 1 | | | |
-
| Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!» Ю. Дмитриев «Медвежата». | Отвечать на вопросы по содержанию. Работать в парах по подбору заголовков к рассказам. | 1 | | | |
-
| Г.Снегирёв «Медвежата». Развитие восприятия художественного произведения. А.Блок «Снег да снег». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Обсуждать произведение по вопросам; выполнять задания к рассказу. | 1 | | | |
-
| Н.Носов «Ступеньки». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Задавать вопросы по содержанию прочитанного. Обсуждать произведение по вопросам; выполнять задания к рассказу. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Пушок». | Слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать и объяснять слова. Вести диалог по прочитанному. Моделировать обложку. Составлять схематический план, пересказ по плану. Выполнять задания в тетради. Читать отрывки из рассказа. Рассматривать обложки книг, читать заголовок, имя автора. | 1 | | | |
-
| О. Дриз «Горячий привет». Г.Остер «Привет мартышке». | Сравнивать прочитанные произведения по жанру и сюжету. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Е. Чарушин «Зайчата». Н.Сладков «Сорока и Заяц». «Лиса и Заяц». | Определять и объяснять значение выражений. Сравнивать произведения Н.Сладкова и Е. Чарушина. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Н.Носов «Фантазёры». | Слушать рассказ; беседовать по содержанию; определять тему, жанр, выделять фамилию автора, заголовок. Слушать сказки, рассказы, стихотворения. Обсуждать прочитанное; моделировать обложку; упражняться с детскими книгами. | 1 | | | |
-
| Н.Носов «Затейники». | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку. | 1 | | | |
-
| Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». | Обосновывать свою точку зрения: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек». | Обосновывать свою точку зрения. Определять жанр данного произведения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного текста. Е.Ильина «Шум и Шумок». | Называть книги из круга детского чтения, фамилии детских писателей, определять тему и жанр прослушанного произведения. | 1 | | | |
-
| А.Толстой «Ёж». В.Лунин «Волк ужасно разъярён…». Г.Цыферов «Зелёный заяц». | Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; подбирать пословицы для окончания рассказа. Обосновывать свою точку зрения. | 1 | | | |
-
| В.Драгунский «Он живой и светится». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Выполнять задания к рассказу; обосновывать свою точку зрения. | 1 | | | |
-
| «Лиса и журавль» (русская народная сказка). Н.Сладков «Лиса и мышь». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу. | 1 | | | |
-
| Г.Сапгир «Лошарик». В.Берестов «Картинки в лужах». | Читать плавно слогами и целыми словами. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или готовому плану; знакомиться с литературными (авторскими) и народными сказками; работать с текстами сказок; выполнять задания в учебнике и тетради. | 1 | | | |
-
| А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Русская народная сказка «Пузырь,Соломинка и Лапоть». В. Сутеев «Кораблик». | Читать плавно слогами и целыми словами. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или готовому плану. Знакомиться с литературными (авторскими) и народными сказками. Работать с текстами сказок; выполнять задания в учебнике и тетради. | 1 | | | |
-
| Кир Булычёв «Скороговорка». В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадка.Проверь себя. | Читать плавно слогами и целыми словами. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. | 1 | | | |
IV четверть 36 ч |
Послебукварный период (продолжение) |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Палочка-выручалочка». | Слушать, моделировать, рассказывать по плану сказки. Называть элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление. | 1 | | | |
-
| К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка». В. Осеева «Кто наказал его?» Пословица. | Читать плавно слогами и целыми словами. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| В. Осеева «Печенье».Пословицы. А. Барто «Я –лишний». Я. Аким «Мама». Э. Успенский «Всё в порядке». Проверь себя. | Упражняться в выразительном чтении. Заучивать наизусть. Пересказывать подробно и кратко. Объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с главной мыслью произведения. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Е.Пермяк «Пичугин мост». | Слушать рассказы и стихотворения. Называть элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление. Различать книги по темам детского чтения. Беседовать после чтения. | 1 | | | |
Литературное чтение |
Читаем сказки, загадки, скороговорки 6 ч |
-
| Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь». Э. Мошковская «Лед тронулся». | Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. | 1 | | | |
-
| И.Соколов-Микитов «Русский лес». Загадки.Песенка. Русская народная песня «Берёзонька». | Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. | 1 | | | |
-
| С.Маршак «Апрель». М.Пришвин «Лесная капель». | Упражняться в выразительном чтении. Заучивать наизусть. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Н. Саконская «Мы с мамой». | Выражать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описание героев, предметов или явлений. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. | 1 | | | |
-
| И. Мазнин «Давайте дружить». Ю. Коваль «Бабочка». С. Михалков «Аисты и лягушки». Е. Чарушин «Томкины сны». | Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. | 1 | | | |
-
| И. Жуков «Нападение на зоопарк». М. Пришвин «Ёжик». Ю. Могутин «Убежал». | Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. | 1 | | | |
Учимся уму-разуму 8 ч |
-
| Б. Заходер «Ёжик». М. Пришвин «Норка и Жулька». Русская народная песня «Котик». | Упражняться в выразительном чтении. Заучивать наизусть. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. | 1 | | | |
-
| Э. Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья». Проверь себя. | Выражать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описание героев, предметов или явлений. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Е.Трутнева «Когда это бывает?». | Слушать сказки, рассказы, стихотворения. Пересказывать подробно и кратко. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Выполнять задания в тетради под руководством учителя. | 1 | | | |
-
| М. Пляцковский «Добрая лошадь». В. Осеева «Кто хозяин?». В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». | Читать вслух и молча, выразительно. Пересказывать произведения, рассказывать о героях и их поступках. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Е. Пермяк «Самое страшное». С. Востоков «Кто кого». И. Бутмин «Трус». | Слушать сказки, беседовать после слушания, моделировать обложку, составлять схематический план, краткий пересказ. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Е. Пермяк «Бумажный змей». В. Берестов «Серёжа и гвозди». Проверь себя. | Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или по готовому плану. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин «Весёлые рассказы». | Различать жанры произведений (сказка, рассказ, стихотворение, малые жанры фольклора). Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или по готовому плану. | 1 | | | |
-
| М. Пляцковский «Урок дружбы». В. Орлов «Как Малышу нашли маму». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | 1 | | | |
Читаем о родной природе 7 ч |
-
| А. Усачёв «Грамотная мышка». М. Яснов «В лесной библиотеке». В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок». С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». | Работать над самостоятельным ознакомительным чтением, анализировать, наблюдать, сравнивать произведения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Д. Биссет «Дракон Комодо». Проверь себя. | Работать над самостоятельным ознакомительным чтением и анализировать, наблюдать, сравнивать произведения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки. | 1 | | | |
-
| А. Барто «Жук». Н.Сладков «На одном бревне». | Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. | 1 | | | |
-
| Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора». Пословицы. | Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. | 1 | | | |
-
| Е. Чарушин «Томка и корова». В. Берестов «Выводок». Проверь себя. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: ответ на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках (1-3 предложения). | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Мать». | Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки. Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
О наших друзьях-животных 7 ч |
-
| И. Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева «Эхо». И. Шевчук «Ленивое эхо». | Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. | 1 | | | |
-
| И. Соколов-Микитов «Май». А. Плещеев «Травка зеленеет». | Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать художественные произведения с научно-популярными. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений. | 1 | | | |
-
| Я. Тайц «Всё здесь».«По ягоды». Загадка. К. Чуковский «Радость». | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. | 1 | | | |
-
| Развитие восприятия художественного произведения. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). | 1 | | | |
-
| М. Есеновский «Моя небольшая родина». Ю. Коринец «Волшебное письмо». | Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. | 1 | | | |
-
| Р. Валеева «Здравствуй, лето!» | Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. | 1 | | | |
-
| В. Лунин «Я видела чудо». Проверь себя. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книгах. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). | 1 | | | |
-
| Резервный урок | | 1 | | | |
-
| Резервный урок | | 1 | | | |
-
| Резервный урок | | 1 | | | |
-
| Резервный урок | | 1 | | | |
http://festival.1september.ru Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)