Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Логика" для 3 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативу «Логика» в 3 классе разработана на основе:
Закон «Об образовании в РФ»
ФГОС НОО
Основная образовательная программа начального общего образования
Учебного плана МБОУ «Большеучинская СОШ» на 2016-2017 учебный го
Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»: Учебный факультатив изучается в 1-4 классах, рассчитан в 3классе на 34 ч в год Цели и задачи курса Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса: 1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Планируемые результаты изучения курса Метапредметными результатами
- Определятьи формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговариватьпоследовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания:находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Читатьпересказывать текст. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результами курса являются формирование следующих умений. — описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» — «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Учебно-тематический план.
№ Тема занятия Кол-во часов
дата
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.
1
2
Развитие концентрации внимания.
1
3
Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
4
Тренировка слуховой памяти.
1
5
Тренировка зрительной памяти.
1
6
Поиск закономерностей.
1
7
Развитие пространственного воображения.
1
8
Развитие логического мышления.
1
9
Развитие концентрации внимания.
1
10
Тренировка внимания.
1
11
Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
12
Логические задачи на развитие умения рассуждать.
1
13
Поиск закономерностей.
1
14
Развитие пространственного воображения.
1
15
Решение логических и творческо-поисковых задач.
1
16
Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
17
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
18
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
19
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
20
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
21
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
1
22
Развитие логического мышления.
1
23
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
24
Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
25
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
1
26
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
27
Поиск закономерностей.
1
28
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
1
29
Развитие логического мышления.
1
30
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.
1
31
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.
1
32
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать
1
33
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
1
34
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.
1
Литература для учителя: · О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ — книга,2011. · О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ — книга,2011.
Литература для учащихся: · О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ — книга,2011.