kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа для внеурочной деятельности по шахматам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  для внеурочной деятельности по шахматам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для внеурочной деятельности по шахматам.»

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Н. Ф. Гилазетдинова /

Протокол № ____

от «____» __________2016 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ

_________/И.А.Закирова /

от «____» _________ 2016 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ

___________________/Р.С.Шарапов /

Приказ № _______________

от «____» _________ 2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по шахматам «Юный шахматист» для 2-3 класса

Шафиковой Милауши Марселовны ,

учителя первой квалификационной категории

МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ







с. Шингальчи, 2016 год



Рабочая программа по кружку « Юный шахматист»

Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения учебного предмета.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Содержание программы кружка

1, 2 Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

3, 4 Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

5, 6 Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.

7, 8 «Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

9, 10 Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.

11, 12 Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый шах». Что такое пат? Дидактическое задание «Мат или пат».

13, 14 Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?».

15, 16 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

17, 18 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

19, 20 Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.

21, 22 Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.

23, 24 Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.

25, 26 Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.

27, 28 Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

29, 30 Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

31, 32 Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

33, 34 Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»

35, 36 Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

37, 38 Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,

39, 40 Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

41, 42 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

43, 44 Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

45, 46 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Игровая практика.

47, 48 Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.

49, 50 Шахматный дебют. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

51, 52 Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в 1 ход».

53, 54 Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила)

55, 56 Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

57, 58 Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

59, 60, 61 Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

62,63,64,65,66,67 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

68 Заключительное занятие. Шахматный вечер «Что? Где? Когда?













Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Темы занятий

Кол. час

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Что такое шахматы?

1

Беседа. Презентация.


2.

Развитие шахмат.

1

Беседа. Презентация.


3.

Шахматная доска.

1

Работа с демонстрационной доской. Практика


4.

Поле боя и войско.

1

Работа с демонстрационной доской. Практика


5.

Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур.

1

Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь»


6.

Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур.

1

Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь»


7.

«Способности» фигур.

1

Теория. Презентация


8.

«Способности» фигур.

1

Теория. Презентация


9.

Ходы и взятие фигур

1

Практикум


10.

Ходы и взятие фигур

1

Практикум


11.

Что такое вечный Шах и Пат.

1

Практикум и теория


12.

Что такое вечный Шах и Пат.

1

Практикум и теория


13.

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее?

1

Ролевая игра


14.

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее?

1

Ролевая игра


15.

Ценность шахматных фигур.

1

Практикум


16.

Достижение материального перевеса.

1

Практикум


17.

Ценность шахматных фигур.

1

Практикум


18.

Способы защиты.

1

Практикум


19.

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие).

1

Теория


20.

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие).

1

Теория


21.

Ладья против слона

1

Практикум


22.

Ладья против слона

1

Практикум


23.

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи.

1

Беседа, практикум


24.

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи.

1

Беседа, практикум


25.

Конь против ферзя, слона и ладьи.

1

Теория и практика


26.

Конь против ферзя, слона и ладьи.

1

Теория и практика


27.

Мат ферзем.

1

Теория и практика


28.

Мат ладьей.

1

Теория и практика


29.

Мат двумя слонами.

1

Теория и практика


30.

Мат двумя слонами.

1

Теория и практика


31.

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

1

Ролевая игра


32.

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

1

Ролевая игра


33.

Типичные матовые финалы.

1

Работа с компьютером


34.

Типичные матовые финалы.

1

Работа с компьютером


35.

Рокировка и ее правила

1

Теория и практика


36.

Рокировка и ее правила

1

Теория и практика


37.

Шахматная партия

1

Игра


38.

Шахматная партия

1

Игра


39.

Шахматная партия

1

Игра


40.

Шахматная партия

1

Игра


41.

Техника матования одинокого короля

1

Практикум


42.

Техника матования одинокого короля

1

Практикум


43.

Техника матования одинокого короля

1

Практикум


44.

Техника матования одинокого короля

1

Практикум


45.

Достижение мата без жертвы материала

1

Практикум


46.

Достижение мата без жертвы материала

1

Практикум


47.

Ничья, пат.

1

Теория


48.

Ничья, пат.

1

Теория


49.

Шахматный дебют

1

Игра, теория


50.

Шахматный дебют

1

Игра, теория


51.

Шахматный дебют

1

Игра


52.

Шахматный дебют

1

Игра


53.

Основы дебюта

1

Игра


54.

Основы дебюта

1

Игра


55.

Основы Миттешпиля.

1

Теория


56.

Основы Миттешпиля.

1

Теория


57.

Основы Миттешпиля

1

Игровые комбинации


58.

Основы Миттешпиля.

1

Игровые комбинации


59-60.

Шахматная комбинация

2

Игра


61-62.

Шахматная комбинация

2

Игра


63-64

Шахматная комбинация

2

Игра


65-66

Шахматная комбинация

2

Игра


67.

Шахматная комбинация

1

Игра


68.

Заключительное занятие

1

«Что? Где? Когда?»







Литература

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;

  2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;

  3. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;

  4. Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;

  5. Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;

  6. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;

  7. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;

  8. Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;

  9. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;

  10. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983;

  11. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа для внеурочной деятельности по шахматам.

Автор: Шафикова Милауша Марселовна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 368094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» (кружок) для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_shakhmaty_kruzhok_dlia_5_kl"
    ["file_id"] => string(6) "428448"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505621958"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Шахматы» для занятий с учениками младших классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_shakhmaty_dlia_zaniatii_s_uch"
    ["file_id"] => string(6) "562004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1604221197"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа внеурочной деятельности " Шахматы""
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "486633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542703405"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы ""
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_shakhmaty_1"
    ["file_id"] => string(6) "538038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1580485512"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физкультура и мы""
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_fizkultura_i_my"
    ["file_id"] => string(6) "557307"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1599767727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства