(Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011год)
Роль и место дисциплины в образовательном процессе | В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. |
Кому адресована программа | Учебный курс «Математика» адресован учащимся 1-4 классов четырехлетней начальной школы. |
Соответствие государственному образовательному стандарту | Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения |
Нормативны акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана учебная программа. | Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт начального общего образования. Закон «Об образовании РФ». Программа начального общего среднего образования по системе Л.В. Занкова .- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011 И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011. Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса: В 4 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011. |
Цели и задачи программы | Цель: – обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи. Задачи : - овладение умениями сравнивать, моделировать, группировать, исследовать, характеризовать числа и величины; - овладение способами работы с алгоритмами, приобретению опыта рассуждения, решению комбинаторных задач; - формирование первоначальных представлений об основных свойствах геометрических фигур; - развитие образного и логического мышления, пространного воображения через практическую работу с моделями окружающего мира; - развитие математической речи, волевых и эмоционально - нравственных качеств личности. - воспитание интереса к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления. |
Универсальные учебные действия | -положительное отношение к школе, к изучению математики; - интерес к учебному материалу; - представление о причинах успеха в учебе; - общее представление о моральных нормах поведения; - уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям. - принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - адекватно воспринимать предложения учителя; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, состовляющих основу осваиваемой деятельности; -осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; - использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи; -читать простое схематическое изображение; - понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях, с помощью учителя кодировать информацию ( с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций); - на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий; -проводить сравнения; - выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки; -под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов, проводить аналогию; -строить простейшие индуктивные и дедуктивные рассуждения; -понимать отношение между понятиями (родо-видовые, причинно-следственные); - принимать участие в работе парами и группами; -воспринимать различные точки зрения; -воспринимать мнения других людей о математических явлениях; -понимать необходимость использования правил вежливости; -использовать простые речевые средства; -контролировать свои действия в классе; -понимать задаваемые вопросы. |
Основные содержательные линии в 1 классе | Введение в математику: сравнение предметов, формирование пространственных отношений (в течение первой учебной четверти) Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве и т.д.). Преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам. Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокий-низкий, выше-ниже, широкий -узкий, шире -уже, далекий -близкий, дальше -ближе, тяжелый -легкий, тяжелее -легче и т.д.). Относительность проводимых сравнений. Числа Однозначные числа Сравнение количества предметов в группах. Рассмотрение параметров абсолютного (много-мало) и относительного (большее меньше) сравнения. Число как инвариантная характеристика количества элементов группы. Счет предметов. Цифры как знаки, используемые для записи чисел. Установление отношений «больше»,«меньше», «равно» между числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (, Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания или в порядке убывания. Знакомство с натуральным рядом чисел в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда. Число «нуль», его запись и место среди других однозначных чисел. Двузначные числа Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел. Чтение и запись двузначных чисел первых четырех десятков Сравнение изученных чисел. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел. Арифметические действия Представление о действии сложения. Знак сложения (+). Термины: сумма, значение суммы, слагаемые. Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду. Состав чисел первого и второго десятков(рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых).Составление таблицы сложения на основе получения чисел с помощью двух однозначных натуральных слагаемых.Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду. Сложение с нулем. Представление о действии вычитания. Знак вычитания (–). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое. Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду. Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Нахождение неизвестных компонентов сложения или вычитания. Вычитание нуля из натурального числа. Знакомство с сочетательным свойством сложения. Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основного способа их выполнения. Понятие выражения. Нахождение значения выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений. Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства. Работа с текстовыми задачами (в течение учебного года) Составление рассказов математического содержания по рисунку. Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения. Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета. Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличие задачи от математического рассказа. Решение простых задач на сложение и вычитание, в том числе задач, содержащих отношения «больше на …», «меньше на …».Запись задачи в виде схемы. Составление, дополнение, изменение текстов задач по рисункам, схемам, незавершенным текстам, выполненным решениям. Пространственные отношения Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: «слева», «справа»,«вверху», «внизу», «над», «под», «перед»,«за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.).Осознание относительности расположения предметов в зависимости от положения наблюдателя. Линии и точки. Их взаимное расположение. Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков с помощью чертежной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков буквами латинского алфавита. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки. Первое представление об угле как о фигуре, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки. Знак, обозначающий угол при письме. Прямой, острый и тупой углы. Установление вида угла с помощью угольника. Построение углов. Их обозначение буквами латинского алфавита. Замкнутые и незамкнутые линии. Взаимное расположение различных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник -треугольник. Выделение среди четырехугольников прямоугольника, среди прямоугольников - квадрата. Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного периода. Сравнение пространственных предметов по форме. Выделение предметов, похожих на куб, шар. Геометрические величины Длина отрезка. Сравнение длин отрезков или их моделей визуально или практически (приложением, наложением). Понятие мерки. Сравнение длин отрезков с помощью произвольно выбранных мерок. Числовое выражение длины отрезка в зависимости от выбранной мерки. Знакомство с общепринятыми единицами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м). Соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м. Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др. Измерение длины отрезков с помощью одной или двух общепринятых единиц измерения длины (например, 16 см и 1 дм 6 см). Построение отрезков заданной длины с помощью измерительной линейки. Работа с информацией (в течение учебного года) Упорядочивание по времени («раньше»,«позже») на основе информации, полученной по рисункам. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. Изменение объекта в соответствии с информацией, содержащейся в схеме. Выполнение действий в указанной последовательности (простейшая инструкция). Установление истинности утверждений. Понимание текстов с использованием логических связок и слов «и», «или», «не»,«каждый», «все», «некоторые». Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами, таблицами, схемами. Их чтение. Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). |
Специфика программы курса «Математика» | В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин. В ходе работы с таблицами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов: простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). Ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Организуя обучение, целесообразно использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Основное содержание примерной программы представлено в двух частях: собственно содержание курса математики в начальной школе и основные виды учебной деятельности школьника |
Объём программы в часах и сроки выполнения | Согласно годовому календарному графику работы ОУ на 2014-2015 учебный год, фактически рабочих дней – ____, следовательно, программа рассчитана на _____часов |
Виды и формы организации учебного процесса. | Формы организации учебного процесса: Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности). Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся. Виды организации учебного процесса: Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин. Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем. Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости. Прогнозирование результата вычисления, решения задачи. Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение. Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа. Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов. Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе |
Результативность обучающихся к концу первого класса. | Обучающиеся должны знать: названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначение действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка. Обучающиеся должны уметь: считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного. |
Библиографический список для учителя и обучающихся. | 1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011 2. И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011. 3. Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса: В 4 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011. 4. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 5.Поурочное планирование к учебнику Математика 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011. |
№ п/п | дата | Тема урока | Учебный материал | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Деятельность обучающихся | Вид деятельности | УУД | Примечание |
план | факт |
1 четверть |
Сравнение предметов |
-
| | | Откуда взялась математика. | стр.4-5 | Счет предметов | Знатьчто изучает математика | Выполнение задания | фронтальная | Личностные: -Формирование мотива деятельности; -Развитие готовности к сотрудничеству. Познавательные : -Умение осознанно строить высказывания. -Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать. Коммуникативные: Умение слушать, получать необходимые сведения. -Умение договориться, находить общее решение проблемы. Регулятивные: -Волевая само регуляция. -Корректировать выполнение заданий. -Моделировать различные ситуации при решении задач. | |
-
| | | Сравнение предметов. Понятия «больше», «меньше» | № 1-4 | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов | Уметь: выявлять общие признаки группы объектов; сравнивать объекты по выделенным признакам; | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Сравнение предметов. | № 5-10 | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов | Уметь: классифицировать предметы и объекты; устанавливать простейшей закономерности | Работа со счетным материалом | коллективная | |
-
| | | Установление закономерности в расположении заданных объектов. | № 11-15 | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. | Уметь: выделять информацию, содержащуюся в рисунке, работать с ней; | Работа с объектами окружающего мира | групповая | |
-
| | | Установление закономерности в расположении заданных объектов. | № 16-20 | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. | Уметь: выделять информацию, содержащуюся в рисунке, работать с ней; | Работа с объектами окружающего мира | коллективная | |
-
| | | Больше, меньше, столько же. Различные приемы сравнения множеств. | №21-26 | Соотношение понятий «много - мало» с понятиями «большой - маленький» | Уметь: классифицировать предметы и объекты; устанавливать простейшие закономерности | Выполнение задания | работа в паре | |
-
| | | Знакомство с геометрическими фигурами – точкой и линией. | № 27-31 | Ориентирование на плоскости Линия, точка, выше, ниже | Иметь представление о геометрических понятиях: точка и прямая. | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Взаимное расположение линий и точек на плоскости. | № 32-37 | Установление закономерности в расположении заданных объектов. | Уметь: ориентироваться на плоскости; устанавливать закономерности в расположении заданных объектов | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Сравнение предметов различными способами. | № 38-43 | Установление закономерности в расположении заданных объектов | Уметь: классифицировать предметы и объекты; устанавливать простейшей закономерности | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Математические знаки. Способы изображения чисел. | № 44-48 | Представление об условности системы знаков | Иметь представление о математических знаках | Выполнение задания | групповая | |
Числа и цифры |
-
| | | Понятия «число» и «цифра». | № 49-51 | Цифра как специальный знак для записи числа. | Иметь представление о понятии «число» и «цифра». | Выполнение задания | коллективная | Личностные: -Развития познавательных интересов, учебных мотивов. -Формирование мотивов достижения и социального признания. -Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Познавательные : -Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. -Умение наблюдать, делать выводы и умозаключения. - Умение ставить и решать проблемы. -Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: -Умение слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации -Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог. Регулятивные: -Целеполагание как постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение учащимися того, что ещё не известно. - Корректировать выполнение заданий. - Моделировать различные ситуации при решении задач. - Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. | |
-
| | | Число и цифра 1 | № 52-57 | Установление закономерности в расположении заданных объектов. | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; | Работа с предметными картинками | групповая | Диагностическая работа №1 |
-
| | | Число и цифра 4 | № 58-62 | Разные способы сравнения. Ориентирование в пространстве | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; | Работа со счетным материалом | фронтальная | |
-
| | | Число и цифра 4. | № 63-68 | Сходство и различие рисунков. Установление закономерности в расположении заданных объектов | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; устанавливать отношения между ними; | Работа со счетным материалом | коллективная | |
-
| | | Число и цифра 6. | № 69 -73 | Название чисел. Цифры как специальные знаки для записи чисел. | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; | Работа со счетным материалом | групповая | |
-
| | | Первое понятие о равенстве. | № 74-77 | Равенство, знак равенства (==) | Иметь представление о математическом знаке - равенство | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Число и цифра 9. | № 78-82 | Чтение и запись чисел. Понятия «больше», «меньше», «справа», «слева» | Знать: математические знаки «больше-меньше- равно»; названия всех изученных чисел первого десятка | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Первое понятие о неравенстве. | № 83-87 | Понятия «больше», «меньше», «равно» . Равенства и неравенства | Иметь представление о понятии «неравенство» Уметь: установление взаимно- однозначного соответствия между элементами множеств | Работа со счетным материалом, иллюстрациями учебника | фронтальная | |
-
| | | Сравнение множеств. | № 88-94 | Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих им множеств. Ориентация в пространстве и на плоскости | Уметь: сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств. Ориентация в пространстве и на плоскости | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Число и цифра 5. | № 95-99 | Чтение и запись чисел. Сравнение числовых характеристик | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Число и цифра 3. | № 100-104 | Сравнение множеств и установление закономерности их расположения | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; | Работа со счетным материалом. | групповая | Диагностическая работа№ 2 |
-
| | | Число и цифра 3. | № 105-109 | Отношения между числами. Закономерности расположения предметов | Знать: отношения между числами; Уметь: находить закономерности. | Работа со счетным материалом. | коллективная | |
-
| | | Прямая. | № 110-115 | Прямые и кривые линии. Взаимное расположение линий и точек на плоскости | Иметь представление о прямой линии. Уметь: чертить прямые линии. | Работа по алгоритму | Индивидуальная работа | |
-
| | | Число и цифра 2. | № 116-119 | Отношения между числами. Закономерности расположения предметов | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Число и цифра 7. | № 120-122 | Отношения между числами. Закономерности расположения предметов | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; Оценивать: правильность составления числовой последовательности | Работа со счетным материалом, иллюстрациями учебника | групповая | |
-
| | | Пересекающиеся линии. | № 123-129 | Взаимное расположениелиний и точек относительно друг друга. Сравнение чисел. | Иметь представление о пересекающихся линиях. Уметь: распознавать и называть геометрические фигуры. | Работа по алгоритму | Индивидуальная работа | |
-
| | | Число и цифра 8. | № 130-135 | Отношения между числами. Закономерности расположения предметов | Уметь: прочитать и записать любое изученное число; | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Луч. | № 136-141 | Луч. Сравнение прямой и луча между собой | Познакомить с новой геометрической фигурой – лучом Уметь: распознавать и называть геометрические фигуры. | Построение луча при помощи чертежной линейки | групповая | |
-
| | | Отрезок | № 142-147 | Луч. Отрезок. Сравнениепрямой, луча и отрезка между собой | Уметь: распознавать и называть геометрические фигуры; чертить луч и отрезок при помощи линейки | Построение отрезка при помощи чертежной линейки | фронтальная | |
-
| | | Ломаная. | № 148-152 | Луч. Отрезок. Ломаная.Сравнениепрямой, луча, отрезка и ломаной между собой | Познакомить с новой геометрической фигурой – ломаной | выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Вершина ломаной. | № 153-158 | Нахождение вершины ломаной, составление равенств и неравенств | Иметь представление о вершине ломаной. Уметь: сравнивать ломаную линию с прямыми и кривыми линиями | Работа по алгоритму | фронтальная | |
-
| | | Упорядочивание объектов в порядке возрастания и убывания. | № 159-162 | Термины «в порядке увеличения» и «в порядке уменьшения». | Уметь: выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнения | Работа по алгоритму | групповая | Диагностическая работа № 3 |
-
| | | Числа и цифры. Закрепление. | № 163-168 | Соотнесение множеств с их числовыми характеристиками. Равенства и неравенства | Уметь отличать числа от цифр, оценивать правильность составления числовой последовательности | выполнение задания | коллективная | |
Натуральный ряд чисел, число 0 |
-
| | | Натуральные числа. | № 169-174 | Бесконечность натурального ряда. Упорядочивание натуральных чисел. | Иметь представление: о натуральном ряде чисел | выполнение задания | фронтальная | Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи; Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод. Регулятивные: Волевая саморегуляция. | |
-
| | | Расположение чисел в порядке увеличения и уменьшения. | № 175-179 | Соотнесение множеств с их числовыми характеристиками. Равенства и неравенства. | Уметь: читать математические выражения | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Математический калейдоскоп. | Стр. 72-73 | Проверить навыки, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | выполнение задания | Индивидуальная работа | |
2 четверть | | |
-
| | | Упорядочивание объектов. | № 180-185 | Термины «в порядке увеличения» и «в порядке уменьшения» | Уметь: располагать числа в порядке увеличение и уменьшение. | Работа по алгоритму | коллективная | |
-
| | | Натуральный ряд чисел, его запись и свойства.. | № 186-189 | Термины «натуральное число», «натуральный ряд чисел». | Уметь записывать натуральный ряд чисел | Работа по алгоритму | фронтальная | |
-
| | | Натуральный ряд чисел, его запись и свойства.. | № 190-194 | Термин «бесконечность натурального ряда чисел». | Знать свойства натурального ряда | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Знакомство с числом нуль и соответствующей ему цифрой. | № 195-198 | Особенности числа «нуль». Запись числа. | Уметь записывать и читать число «нуль» | выполнение задания | коллективная | |
Сложение и вычитание |
-
| | | Объединение множеств – основа сложения. | № 199-203 | Название действия сложения. объединение множеств - сложение чисел. | Уметь складывать числа как объединение двух множеств | выполнение задания | фронтальная | Личностные: Формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам. Познавательные : - Формирование умения выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их. -Умение делать выводы и умозаключения Коммуникативные: -Участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод. Регулятивные: - Корректировать выполнение заданий. - Моделировать различные ситуации при решении задач. | |
-
| | | Действие сложения. | № 204-207 | Понятие «отрезок натурального ряда». Сложение чисел как объединение двух множеств | Уметь складывать числа как объединение двух множеств | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Знак сложения (+). | № 208-213 | Знак сложения (+).Запись сложения | Уметь записывать математическое выражение со знаком сложения | выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Знакомство с термином «сумма». Чтение и запись сумм.
| № 214-220 | Математический смысл операции сложения, термин «сумма». | Уметь читать и записывать суммы | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Название компонентов действия сложения. | № 221-224 | Термин «слагаемое»; читать математические записи, используя математическую терминологию. | Уметь находить значения сумм; составлять суммы по рисунку и записывать, называть компоненты и результаты сложения. | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Значение суммы. | № 225-230 | Составление равенств и неравенств. Прямая, луч, отрезок. | Уметь определять значение сумм различными способами | выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Чтение и запись сумм. Определение их значения различными способами.. | № 231-235 | Определение значения суммы способом движения по натуральному ряду чисел | Уметь определять значение сумм различными способами | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Использование букв латинского алфавита в математике. | № 236-239 | Натуральный ряд чисел, его свойства, буквы латинского алфавита | Знать правило обозначения геометрических фигур буквами латинского алфавита. | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Нахождение значения суммы. | № 240-244 | Определение значения суммы способом движения по натуральному ряду чисел | Уметь находить значения сумм способом движения по натуральному ряду чисел | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Чтение и запись сумм. Определение их значения различными способами.. | № 245-249 | Определение значения суммы способом движения по натуральному ряду чисел | Уметь находить значения сумм способом движения по натуральному ряду чисел | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Использование букв латинского алфавита в математике. | № 250-254 | Определение значения суммы способом движения по натуральному ряду чисел | Иметь представление о замкнутых и незамкнутых линиях. | выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Замкнутая и незамкнутая ломаная линия. | № 255-260 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии | Уметь находить и чертить замкнутые и незамкнутые ломаные линии | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Знакомство с действием вычитания. | № 261-266 | Вычитание как операция, обратная сложению. Взаимосвязь операций. | Знать термины «разность», «значение разности» | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Точки и линии пересечения. | № 267-271 | Проведение прямых, имеющих разное число общих точек с кривой линией. | Иметь представление о пересекающихся линиях. Определять точки пересечения. | выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Название компонентов действия вычитания. | № 272-276 | Читать и записывать суммы и разности. | Знать термины «уменьшаемое», «вычитаемое» | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Сложение и вычитание. | № 277-282 | Читать и записывать суммы и разности. | Уметь читать и записывать выражения | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Сложение и вычитание. | № 283-286 | Читать и записывать суммы и разности. | Уметь читать и записывать суммы и разности. | выполнение задания | коллективная | Диагностическая работа № 4 |
-
| | | Сложение и вычитание. | № 287-291 | Читать и записывать суммы и разности. | Уметь читать и записывать суммы и разности. | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Что я знаю, что я умею. | № 292-295 | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | выполнение задания | Индивидуальная работа | |
-
| | | Что я знаю, что я умею. | Доп. Материал. | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | выполнение задания | Индивидуальная работа | | |
Таблица сложения |
-
| | | Таблица сложения вида: а + 0 | № 1-7 | Находить значение суммы с помощью натурального ряда чисел. | Иметь представление о таблице сложения | выполнение задания | фронтальная | Личностные: -Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: -Формирование умения выдвигать гипотезы (и проверять их. Коммуникативные: - Участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод Регулятивные: -Корректировать выполнение заданий. | |
-
| | | Таблица сложения вида: а + 1, а + 2 | № 8-13 | Находить значение суммы с помощью натурального ряда чисел. | Уметь находить значение суммы с помощью натурального ряда чисел. | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Таблица сложения вида: а + 3, а + 4 | № 14-19 | Находить значение суммы с помощью натурального ряда чисел. | Уметь находить значение суммы с помощью натурального ряда чисел. | выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Переместительное свойство сложения | № 20-25 | Натуральный ряд чисел. Неравенства. | Иметь представление о переместительном свойстве сложения | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Повторение пройденного материала по теме: «Больше, меньше, столько же» | доп. материал | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Повторение пройденного материала по теме: «Натуральный ряд чисел | доп. материал | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | выполнение задания | групповая | |
-
| | | Повторение пройденного материала по теме: «Сложение и вычитание». | доп. материал | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | Выполнение задания | коллективная | |
3 четверть | | |
-
| | | Таблица сложения вида: а + 6, а + 7, а + 8 | № 26-32 | Выполнение вычитания на основе таблицы сложения | Уметь вычитать на основе таблицы сложения | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Нахождение длины отрезка с помощью произвольной мерки. | № 33-38 | Сложение и вычитание без перехода через разряд | Уметь находить длину отрезка с помощью произвольной мерки | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Сокращение таблицы сложения на основе переместительного свойства сложения | № 39-44 | Выполнять вычитание и сложение различными способами. | Уметь вычитать на основе таблицы сложения | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Связь сложения и вычитания. | № 45-50 | Выполнение вычитания на основе таблицы сложения | Уметь вычитать на основе таблицы сложения | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Выражение. | № 51-56 | Нахождение значения суммы на основе таблицы сложения. | Уметь классифицировать выражения | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Разностное сравнение чисел. | № 57-61 | Сложение и вычитание без перехода через разряд | Уметь вычитать на основе таблицы сложения | Выполнение задания | фронтальная | |
Сантиметр |
-
| | | Знакомство с единицей измерения длины - сантиметром. | № 62-67 | Формировать знания единиц измерения | Знать различные единицы измерения длины отрезка | Выполнение задания | групповая | Личностные: -Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения их. Познавательные -Формирование умения выдвигать гипотезы и проверять их. Коммуникативные: умение устанавливать разные точки зрения, делать вывод Регулятивные: -Корректировать выполнение заданий. | |
-
| | | Нахождение длины отрезка с помощью линейки. | № 68-73 | Строить отрезки заданной длины. | Уметь строить отрезки заданной длины. Измерять длину отрезков. | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Сложение и вычитание. Обобщающий урок. | № 74-78 | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | Выполнение задания | коллективная | |
Составляем и решаем задачи |
-
| | | Составление математического рассказа | №79-83 | Составление и решение задач | Уметь составлять математический рассказ | Выполнение задания | групповая | Личностные: -Формирование мотива деятельности; -Развитие готовности к сотрудничеству. Познавательные : -Умение осознанно строить высказывания. -Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать. Коммуникативные: -Умение слушать, получать необходимые сведения. -Умение договориться, находить общее решение проблемы. Регулятивные: -Волевая саморегуляция. -Корректировать выполнение заданий. -Моделировать различные ситуации при решении задач. | |
-
| | | Отличие задачи от математического рассказа | №84-87 | Составление и решение задач | Уметь отличать математический рассказ от задачи | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Простые задачи на нахождение суммы | №88-93 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи на нахождение суммы | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Преобразования неравенств в верные равенства. | №94-99 | Составлять и записывать равенства и неравенства. | Уметь преобразовывать неравенства в верные равенства. | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Простые задачи на нахождение суммы | №100-105 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи на нахождение суммы | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Простые задачи на нахождение части по целому | №106-111 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Простые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц | №112-117 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи на на увеличение и уменьшение на несколько единиц | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Составление и решение задач. | №118-120 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи на нахождение суммы | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Простые задачи на разностное сравнение. | №121-123 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи на разностное сравнение. | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Простые задачи на нахождение суммы | №124-126 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи на нахождение суммы | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Решение задач | №127-129 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи на разностное сравнение. | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Нахождение значения суммы трех и более слагаемых | №130- 133 | Нахождение значения выражений | Уметь записывать сумму и находить ее значение при трех и более слагаемых | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Латинский алфавит в математике. | № 134-136 | Использовать буквы латинского алфавита для обозначения вершин. | Уметь выполнять запись, используя латинский алфавит | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Математический калейдоскоп. | Стр.54-55 | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | Выполнение задания | индивидуальная работа | Диагностическая работа № 5 |
Углы. Многоугольники. | | |
-
| | | Углы. | № 137-141 | Изображение в тетради углов и многоугольников | Знать термин «угол», «вершина угла». Построение угла с заданной вершиной. | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Острый, прямой, тупой угол. | № 142-147 | Знать виды углов. | Уметь строить разные виды углов. | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Использование уголь- ника для определения вида угла | № 148-152 | Измерение и построение углов с помощью линейки | Уметь использовать угольник для определения вида угла | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Треугольники, многоугольники. | №153-157 | Изображение в тетради углов и многоугольников. | Иметь представление о многоугольниках. | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Решение задач | доп. материал | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Решение задач | доп. материал | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Решение задач | доп. материал | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Решение задач | доп. материал | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Решение задач | доп. материал | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи | Выполнение задания | фронтальная | |
4 четверть |
Однозначные и двузначные числа |
-
| | | Получение числа 10 как следующего за числом 9. | № 158-163 | Отличие однозначных и двузначных чисел | Знать состав числа 10 | Выполнение задания | коллективная | Личностные: -Развития познавательных интересов, учебных мотивов. -Формирование мотивов достижения и социального признания.. Познавательные: -Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. -Умение наблюдать, делать выводы и умозаключения. - Умение ставить и решать проблемы. Коммуникативные: -Умение слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации -Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог. Регулятивные: - Корректировать выполнение заданий. - Моделировать различные ситуации при решении задач. | |
-
| | | Состав числа 10 | № 164-170 | Отличие однозначных и двузначных чисел | Знать состав числа 10 | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Счет десятками | № 171-176 | Отличие однозначных и двузначных чисел | Уметь считать десятками | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Знаковая запись круглых двузначных чисел. | № 177-183 | Отличие однозначных и двузначных чисел | Уметь записывать круглые двузначные числа | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Знакомство с новыми единицами измерения длины: дм, м. | № 184-189 | Использовать разные единицы для измерения длины. | Знать единицы измерения длины. Конструировать плоские фигуры. | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Образование и разрядный состав чисел второго десятка | № 190-194 | Отличие однозначных и двузначных чисел | Уметь читать и записывать числа второго десятка | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Запись и название чисел второго десятка | № 195-200 | Отличие однозначных и двузначных чисел | Уметь читать и записывать числа второго десятка | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Многоугольники. | № 201-206 | Многоугольники. Состав числа 10 | Уметь распознавать многоугольники, Знать состав числа 10 | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Решение задач | № 207-212 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Решение задач. | № 213-217 | Составление и решение задач | Уметь решать простые задачи | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Скобки и их роль в выражениях | № 218-222 | Решение выражений со скобками. | Иметь представление о скобках в математических выражениях | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Нахождение значения суммы трех и более слагаемых. Закрепление. | № 223-227 | Нахождение значения выражений со скобками и без скобок | Уметь записывать сумму и находить ее значение при трех и более слагаемых | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Сочетательный закон сложения | № 228-234 | Сочетательный закон сложения. | Уметь находить значение сумм, используя сочетательный закон сложения | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Выражения со скобками. Закрепление. | № 235-240 | Решение выражений со скобками. | Уметь записывать сумму и находить ее значение при трех и более слагаемых | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Математический калейдоскоп. | доп. материал | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | Выполнение задания | индивидуальная работа | Диагностическая работа № 6 |
-
| | | Однозначные и двузначные числа. Итоговый урок. | доп. материал | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | Выполнение задания | индивидуальная работа | |
Сложение с переходом через десяток |
-
| | | Сложение и вычитание в пределах 10 | № 241-247 | Нахождение значения сумм в пределах 10 | Уметь складывать однозначные числа с переходом через разряд | Выполнение задания | групповая | Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод. Регулятивные: Волевая саморегуляция | |
-
| | | Состав числа 11 | № 248-252 | Сложение с переходом через разряд | Уметь складывать однозначные числа с переходом через разряд | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Состав числа 12 | № 253-259 | Сложение с переходом через разряд | Уметь складывать однозначные числа с переходом через разряд | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Состав числа 11,12 | № 260-262 | Сложение с переходом через разряд | Уметь складывать однозначные числа с переходом через разряд | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Состав числа 13 | № 263-265 | Сложение с переходом через разряд | Уметь складывать однозначные числа с переходом через разряд | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Состав числа 14 | № 266-271 | Сложение с переходом через разряд | Уметь складывать однозначные числа с переходом через разряд | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Состав числа 15. | № 272-278 | Сложение с переходом через разряд | Уметь складывать однозначные числа с переходом через разряд | Выполнение задания | групповая | |
Вычитание с переходом через десяток. |
-
| | | Способы вычитания с переходом через десяток. | № 279-283 | Вычитание с переходом через разряд. Решать простые задачи. | Уметь вычитать с переходом через разряд | Выполнение задания | коллективная | Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: - Участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод. Регулятивные: Корректировать выполнение заданий. | |
-
| | | Вычитание с переходом через десяток. | № 284-288 | Вычитание с переходом через разряд. Решать простые задачи. | Уметь вычитать с переходом через разряд | Выполнение задания | групповая | |
-
| | | Вычитание с переходом через десяток | № 289-294 | Вычитание с переходом через разряд. | Уметь вычитать с переходом через разряд | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Числа третьего десятка. | № 295-301 | Вычитание и сложение с переходом через разряд. | Уметь складывать и вычитать с переходом через разряд | Выполнение задания | коллективная | |
-
| | | Сложение и вычитание двузначных чисел | № 302-309 | Вычитание и сложение с переходом через разряд. | Уметь складывать и вычитать с переходом через разряд | Выполнение задания | групповая | Диагностическая работа № 7 |
-
| | | Числа четвертого десятка. | № 310-313 | Числа четвертого десятка. Решать простые задачи. | Знать состав чисел | Выполнение задания | фронтальная | |
-
| | | Математический калейдоскоп | доп. материал | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | Выполнение задания | индивидуальная работа | |
-
| | | Повторение и закрепление изученного в 1 классе. | доп. материал | Проверить навыки вычислений, сформированные при изучении темы | Уметь применять знания, умения, навыки при выполнении заданий | Выполнение задания | индивидуальная работа | |
- И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011.
- Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса: В 4 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011.
- Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова. Издательский дом Фёдоров. 2011г.