РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный исследователь» (курс общеинтеллектуальной направленности)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный исследователь» (курс общеинтеллектуальной направленности)
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения
ГБОУ СОШ № 311
Протокол №___
от «___» августа 2014
Председатель МО:
_______ Н.Е. Смирнова
ПРИНЯТА
на Педагогическом совете
ГБОУ СОШ № 311
Протокол №____
от «___» августа 2014
Секретарь педсовета
________С.Ю.Самигулина
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ СОШ № 311
_______В.Л. Виноградова
«___» августа 2014
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
_______ Л.В. Ларионова
«___» августа 2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный исследователь»
(курс общеинтеллектуальной направленности)
Класс: 2 «А»
Срок реализации: 2015-2016 уч. год
Разработчик:
Белова Е. Я.,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.).
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание тем, а также учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательных способностей, специфику образовательного учреждения.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с последующими изменениями;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);
Образовательная программа ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга (по реализации ФГОС НОО);
Учебный план ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга
При составлении программы приняты во внимание педагогическая целесообразность, запросы, потребности обучающихся и их родителей.
В реализации программы курса участвуют обучающиеся 2 «А» класса. Программа курса рассчитана на полугодие. Занятия проводятся 1 раза в неделю, общее количество 34 часа.
Направленность курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» общеинтеллектуальная.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;
Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Формы организации внеурочной деятельности: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, включает индивидуальные консультации для учащихся их самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Проектная деятельность включает также проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научитсявыдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Всфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Формы учета результатов освоения программы курса «Юный исследователь»
В процессе оценки достижения результатов планируется использование следующих диагностических материалов:
результаты самоанализа и самооценки;
результаты педагогического наблюдения;
творческие продукты учеников: проекты, исследовательские и творческие работы.
Формы подведения итогов работыэто выставки работ, защиты проектов, конференциии
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы курса
Количество часов
Название
Форма организации
всего
теория
практика
Что можно исследовать?
игра беседа, экскурсия, практикум
9
4
5
Организация исследования
Практикум, экскурсия
13
6
7
Эксперимент
Практикум, тренинг
7
1
6
Защита проекта
экскурсия, поиск
5
-
5
ИТОГО:
34
11
23
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Вид деятельности
Кол-во часов
1
Что можно исследовать? Формулирование темы.
игра с введением диалога и беседы
1
2-3
Как задавать вопросы? Банк идей.
игра
2
4-5
Тема, предмет, объект исследования.
2
6-7
Цели и задачи исследования.
диалог
2
8-9
Учимся выделять гипотезы.
Практикум
Экскурсия в библиотеку
2
10-13
Организация исследования. (практическое занятие.)
4
14-17
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
практикум
4
18-19
Коллекционирование.
Практикум
Экскурсия в Русский музей
2
20
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
практикум
1
21-22
Сообщение о своих коллекциях.
практикум
тренинг
2
23
Что такое эксперимент.
1
24
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Практикум
Экскурсия в музей Уникум
1
25-27
Сбор материала для исследования.
3
28-29
Обобщение полученных данных.
2
30
Как подготовить результат исследования.
1
31
Как подготовить сообщение.
1
32
Подготовка к защите. (практическое занятие.)
1
33
Индивидуальная консультация.
1
34
Подведение итогов. Защита.
1
Итого:
34 часа
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА
Технические средства обучения:
-интерактивная доска;
-автоматизированное рабочее место учителя;
-мультимедийный проектор;
-система голосования «mimio»;
-колонки.
Учебно-методическое
Литература для учителя:
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
3. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. Генезис. М 2005
Электронные ресурсы:
Презентации.
CD-диски
ГлобалЛаб https://globallab.org/ru
Центр развития творчества и интеллекта http://chudo-diplom.ru/