Рабочая программа внеурочной деятельности "Информика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информика"
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Информика" »
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПИХТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласована
на педагогическом совете
МКОУ «Пихтовская оош»
Протокол от 28.08.2014 № 1
Утверждена
приказом МКОУ «Пихтовская оош»
от 29.08.2014 №111
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИНФОРМИКА»
3-4 КЛАСС
Составитель:
Бриль Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Пихтовка 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош», утвержденного приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06.2014г. № 108
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.
Цели данной программы:
формирование первоначальных представлений о свойствах информации,способах работы с ней, без компьютера;
развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболеераспространенных в информатике (с применением формальной логики,
алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход);
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных синформатикой;
развитие у учащихся первоначальных умений и навыков решениялогических задач.
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных
Задачи программы, связанных с:
1) обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области«Информатика»;
познакомить школьников с основными свойствами информации;
научить их приемам организации информации;
формирование общеучебных умений и навыков;
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;
формирование умения применять теоретические знания напрактике;
2) развитием:
памяти, внимания, наблюдательности;
абстрактного и логического мышления;
творческого и рационального подхода к решению задач;
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведениядиалога;
бережного отношения к школьному имуществу;
навыков здорового образа жизни.
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
отбор и адаптация к начальной школе - материала для формирования
предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников,
уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитиеинтеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях поданной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики. Наличие дополнительного задания на каждом занятии позволяет
осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся, а также позволяет учителю более гибко планировать материал.
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
«Информика» - современный интерактивный курс с использованием мультимедиа-средств обучения, предназначенный для знакомства с основами работы ПК младших школьников (3-4 кл). «Информика» разработан на технологии флэш-анимации и отличается красочностью и наглядностью представления информации. Жанр: детские обучающие игры. Курс полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования по информатике в общеобразовательной школе и содержит методические рекомендации для учителей по организации и проведению учебного процесса. «Информика» в доступной для детей форме рассказывает о компьютере и его составляющих, знакомит с правилами безопасного поведения в компьютерных классах, дает советы по работе с клавиатурой и мышью. С помощью «Информика» малыши могут познакомиться с основами информационных технологий (графикой и конструированием), получить первичное представление об информации, ее видах, способах получения, передачи и представления, а также потренироваться, решая свои первые логические задачи. Они узнают, что такое множества, обобщение, модели, алгоритмы и каковы способы их представления. И все это в увлекательной красочной форме, доступной для восприятия самых маленьких детей. Количество часов, отведенных на предметный кружок «Информика» – 34 часа.
1.Технологический компонент
Цели курса внеурочных занятий «Информика» овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
Основные задачи курса внеурочных занятий «Информика»:
начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание проектов, предполагающих поиск необходимой информации
2. Логико-алгоритмический компонент
Цели курса внеурочных занятий «Информика»:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …,
то …», «и», «или», «не»
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
1. Технологический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
2. Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Тематическое планирование 3 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Форма проведения
Вводный раздел. Компьютерная грамотность.
9 ч
1
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ
1
2
Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа"
1
3
Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?