kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности"Этика:азбука добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе есть пояснительная записка. Прописаны актуальность программы, цели и задачи. Описаны ценностные ориентиры и результаты освоения курса. Содержание учебного курса с описанием каждого раздела и учебно-тематический план в таблице.Календарно-тематическое планирование предоставлено в таблице. К рабочей программе прилагается материал для проведения  диагностики  учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа внеурочной деятельности"Этика:азбука добра"»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы И.С.Хомяковой, В.И.Петровой «Этика: азбука здоровья» , опубликованной в сборнике программ программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011.


Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно -нравственного направления.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.


Цель данного курса: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

.

Основные задачи курса:

•сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

•способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;

•раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

•научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;

•способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.


Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа третьего класса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.


Формы организации учебного процесса.

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы;


Формы контроля знаний: практические работы, творческие работы учащихся, тестирования диагностик нравственной воспитанности, анкетирование, выставки рисунков и поделок.





Ценностные ориентиры.


Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность
(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

3 класс.

-Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка —мотивом.

-Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за

выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

.






Результаты освоения курса.


В результате изучения данной программы в конце года обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

- получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

-знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

-с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

-система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)


метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации с помощью взрослого для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять с помощью взрослого анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

коммуникативные УУД:

-учиться выражать свои мысли;

-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;


Предметные результаты:

Обучающийся выучит:

- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,

- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

- слова вежливости,

- основные правила общения, правила работы в группе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,

- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,

-работать в паре и в группе,

- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,

- культурно выражать свои эмоции в совме­стной работе

-ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.





Содержание программы курса.


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

О трудолюбии.

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.


Учебно – тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Школьный этикет.

8 ч.

2

Правила общения

11ч.

3

О трудолюбии

5 ч.

4.

Культура внешнего вида.

5 ч.

5

Внешкольный этикет.

5 ч.

Итого: 34 ч.






Календарно-тематическое планирование.




Раздел программы,

тема занятия

Кол-во часов

дата

Примечание

план

факт


Школьный этикет.

8




1(1)

Взаимопомощь: учеба и труд

1




2(2)

Взаимопомощь: учеба и труд.

1




3(3)

Составление рассказа или сказки о взаимопомощи

1




4(4)

Чтение художественной литературы с примерами взаимопомощи

1




5(5)

Подбор пословиц и поговорок о взаимопомощи

1




6(6)

Что такое бережливость?

1




7(7)

Школьное имущество надо беречь.

1




8(8)

Как сохранить школьное имущество?

1




Правила общения. 11

1(9)

Время надо беречь.

1




2(10)

Сказка «Потерянное время»

1




3(11)

Сказка «Потерянное время»

1




4(12)

Слово лечит, слово ранит.

1




5(13)

Чтение художественной литературы на тему «Слово лечит, слово ранит»

1




6(14)

Чтение художественной литературы на тему «Слово лечит, слово ранит»

1




7(15)

Что такое справедливость?

1




8(16)

Я и мои друзья.

1




9(17)

Трудно ли быть справедливым?

1




10(18)

Что такое коллективизм?

1




11(19)

Коллективная работа

(Сказочное панно)

1





О трудолюбии.

5




1(20)

Труд кормит, а лень портит.

1




2(21)

Сбор информации «Пословицы о труде»

1




3(22)

Как организовать свой труд. (режим)

1




4(23)

Как организовать свой труд.

1




5(24)

Выпуск плаката «Правильная организация своего труда»

1





Культура внешнего вида.

5




1(25)

Уход за своими вещами.

1




2(26)

Портфель и его содержимое

1




3(27)

Бережное отношение к своим вещам в школе и дома.

1




4(28)

Одежда будничная и праздничная.

1




5(29)

Оденем своих кукол в будничную и праздничную одежду

1





Внешкольный этикет.

5




1(30)

Разговор по телефону

1




2(31)

Поведение в гостях.

1




3(32)

Я пишу письмо.

1




4(33)

Поведение на природе.

1




5(34)

«Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть»

1















Материально-техническое обеспечение.

Литература.




1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011

2.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –Москва. Просвещение. 1982г.

3.Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

4.Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

5.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие возрастные особенности). - Минск, 1976.

6.Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.


Интернет-ресурсы

  1. Электронная версия газеты «Начальная школа».- http: nsc.1 september.ru\ index.php

. 2. Сообщество взаимопомощи учителей -pedsovet.su

3. Сеть творческих учителей- www.it-n.ru

4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок festival.september.

5.http://www.proshkolu.ru











Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Педагог обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Педагог объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...


Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.


Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.


Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень






Анкетирование родителей

Анкета № 1

1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?

2. Какие игры предпочитает?

3. Какие виды развлечений больше любит?

4. С кем чаще играет?

5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)

6. Какие обязанности имеет дома?

7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?

8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?

9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)


Анкета № 2

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?


9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

 могу и всегда так поступаю – 3 балла;

 могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

 не могу – 1 балл.


От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания. От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник. Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.


Анкета № 3

1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?


А) хорошей организации быта; Б) радости общения; В) покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей; Б) хорошая учеба; В) трудовое участие детей в жизни семьи; Г) настроение детей и причины его изменения.

3. Одинок ли ваш ребенок в семье?


А) да; Б) нет; В) не знаю.

4. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?


А) да; Б) нет; В) не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?


А) быть материально обеспеченным человеком; Б) иметь много друзей.

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?


А) да; Б) нет; В) не знаю.

7. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?


А) да; Б) нет; В) не знаю.

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения; Б) возможность быть самим собой; В) мучения и пытка.

Анкета № 4

1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка ?

2. За что хвалите, за что наказываете?

3. Как поощряете? Как наказываете?

4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?











Анкетирование учащихся.


Анкета № 1

1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3. Как тебя поощряют, за что?

4. Как тебя наказывают, за что?

5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?


Анкета № 2

1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

2. Стараешься ли контролировать свое поведение?

3. Каких поощрений ждешь от родителей?

4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

5. Хватает ли тебе общения с родителями?

6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа внеурочной деятельности"Этика:азбука добра"

Автор: Васильева Тамара Владимировна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства