kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного курса "Мокшаский язык" в 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2классе, школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А. И. Исайкина. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Мокшаский язык" в 2 классе »

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании кафедры зам. директора по НМР Директор МОУ «СОШ

руководитель кафедры __________ Т.В.Верижникова с углубленным изучением

_________В.М.Гудкова « »_________________2014г отдельных предметов №38»

Протокол №

« »____________2014г ____________С.И. Лазарев

« »______________ 2014











Рабочая программа

учебного курса «Мокшанский язык»

в 2 классе





Составитель: Трушкова О.Н.

учитель мокшанского языка

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа

с углубленным изучением

отдельных предметов №38»

г.о. Саранск









2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2классе, школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А. И. Исайкина. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа содержит примерный объем знаний за один год (2 класс) обучения и в соответствии с этим поделена на темы. В курс 2 класса включены следующие темы: «Знакомство», «Моя семья», «Моя школа», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Части тела».

Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать мокшанский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю. Обучение начинается с устного курса, который начинается в 1 полугодии. Во 2 полугодии дети должны научиться читать по учебнику на мокшанском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания.


Цели и задачи обучения:

- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;

- научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;

- ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.


Программа опирается на принципы:

- коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общение на этом языке);

- перехода от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться пониманию речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму);

- комбинированного подхода к построению урока - слушание, чтение, письмо;

- синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики;

- применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей.


Требования к уровню владения мокшанским языком в первый год обучения:

- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;

- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

- называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

В первый год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.


Место курса «Мокшанский язык» в учебном плане школы:

На изучение учебного курса мокшанского языка в 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за год (34 учебные недели).


Количество часов в 1-й четверти - 18.

Количество часов во 2-й четверти - 14.

Количество часов в 3-й четверти - 22.

Количество часов в 4-й четверти - 14


Содержание учебного раздела:

1.Знакомимся друг с другом. «Фкя-фкянь мархта содамась». 4 часов

Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.

Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь).

Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат.

Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.

Тя кие? - Тя мон. Тя тон? - Да, тя мон.

2.Моя семья. «Монь семьязе». 4 часов

Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба. Речевые образцы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть.

Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй.

Указательное местоимение: нят.

Нят алят? - Да, нят алят. Нят кит? - Нят итть.

3.Мои игрушки. «Монь налхкшене». 3 часа

Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине.

Применение существительных в уменьшительно- ласкательном значении: нумол - нумолня, келазь - келаськя, няка-няканя.

Единственное и множественое число существительных: нумол - нумолхт, топоня - топонят.

Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат.

Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат Прилагательные: оцю, ёмла.

Речевые образцы: Офтсь оцю. Шеернясь ёмла.

4.В школе. «Школаса». 3 часа

Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школась оцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики, их имена.

Речевые образцы: Тя ученик? - Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? - Лемоц Николай Петрович.

Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк - стяда, озак - озада, листь - сувак, лиседа - сувада.

Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе.

5.В классе. «Класса». 4 часа

Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф.

Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шъра - шърат, вальмя - вальмат).

Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, каран­даш.

Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс.

Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады. И т.д.

Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.

6.Осень. «Сёксесь». 4 часа

Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.

Глаголы: самс, тумс, молемс.

Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.

Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? - Да, тя мон. Тя сон? - Аф, тя мон.

Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода.

7.Овощи и фрукты. «Перень сёротне». 3 часа

Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива.

Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кодама? Марьсь кодама? - Марьсь якстерь. Марьсь танцти.

Речевые* образцы: Куярсь сянгяря. Вишнясь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.

8.Зимушка-зима! «Тяла! тялоня!». 3 часа

Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс, налхксемс.

Речевые образцы: Тя лов. Ловсь кодама? - Ловсь акта. Тялонда якшама? - Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса.

Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.

9.Новый год. «Од Кизось». 4 часа

Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.

Вопросы: месенди? месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян. Личные местоимения: минь, тинь, синь.

Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.

10.Человек. «Ломанць». 3 часа

Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.

Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс.

Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай та­релка.

Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.

11.Сколько? «Мзяра?». 3 часа.

Числительные от 1 до 10.

Существительные: ярмак, мишендись.

Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра кизодот? - Сисем.

Мъзяра сурдот? - Кемонь.

Глаголы: миме, рамамс.

Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман.

Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...

12.Пища и посуда. «Ярхцамбяльсь и кядьгонятне». 3 часа

Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал.

Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: Мон симан. Мон аф симан.

Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня.

Речевые образцы: Мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскяйса. Тон молят школав? - Молян.

13.Одежда и обувь. «Лангонь пильгонь и щапне». 3 часа

Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат.

Глаголы: щамс, каямс, рамамс.

Прилагательные: начка, коське.

Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.

Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? - Монь. Синь морайхть? - Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.


14.Домашние животные. «Кудонь жуватат». 2 часа.

Названия домашних животных, их детенышей. Существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука.

Глаголы: максомс, улемс, ваномс.

Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняц. Пинесь ваны куд.

15.Дикие животные. «Дикай жуватат». 2 часа

Название диких животных, их детенышей. Существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сеель, ур.

Глаголы: комотнемс, якамс, удомс.

Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.

16.Птицы. «Нармоттне». 2 часа

Названия птиц. Существительные: сараз, маци, лефскя, яксярга, ситявня, варси, сязьгата, шякшата.

Глаголы: лиемс, валгомс, самс.

Вопрос: коста?

Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.

17.Мир вокруг нас. «Перьфпяльсь». 4 часа.

Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь.

Прилагательные: мазы, кели, тяйняня.

Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? - Стирнясь тяса.

Коса цёранясь? - Цёранясь вага.

Речевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.

18.Город и транспорт. «Ошсь и транспортсь». 3 часа

Какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Моску....

Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, театр.

Глаголы: ардомс, лоткамс.

Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря.

Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.

Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т.д.

19.Дни недели. «Недялянь шитне». 3 часа

Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.

Усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда?

Речевые образцы: Тон молят школав? - Молян.

Мзярда молят? - Шобдава. Мъзярда мадат? - Илять.

20.Весна и лето. «Тундась и кизось». 4 часа

Названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда.

Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.

Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря. Ведсь ару. Панжихть цанчфне.

Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.


21.Моя Мордовия. «Монь Мордовиязе». 4 часа

Существительные: паксят, вирьхть, ляйхть, ошт, велет, завотт, ломатть.

Глаголы: кельгомс, ванфтомс.

Речевые образцы: Монь Родиназе Мордовиясь. Мон кельгса Родиназень. Монь оцю Родиназе - Россиясь. Минь ванфтсаськ странаньконь.


Тематическое планирование


раздела

Тема урока

Количество часов

1.

Знакомимся друг с другом.

4

2.

Моя семья.

4

3.

Мои игрушки.

3

4.

В школе.

3

5.

В классе.

4

6.

Осень.

4

7.

Овощи и фрукты.

3

8.

Зимушка-зима.

3

9.

Новый год.

4

10.

Человек.

3

11.

Сколько?

3

12.

Пища и посуда.

3

13.

Одежда и обувь.

3

14.

Домашние животные.

2

15.

Дикие животные.

2

16.

Птицы.

2

17.

Мир вокруг нас.

4

18.

Город и транспорт.

3

19.

Дни недели.

3

20.

Весна и лето.

4

21.

Моя Мордовия.

4


Календарно – тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая


Знакомимся друг с другом.


4




1.

Приветствие. Знакомство с учителем.

урок

1




2.

Знакомство друг с другом.

урок

1




3.

Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.

урок

1




4.

Личные местоимения: минь, тинь, синь. Указательное местоимение: нят.

урок

1





Моя семья.


4




5.

Моя семья.

урок

1




6.

Мои близкие.

урок

1




7-8

Помощь по дому.

урок

2





Мои игрушки.


3




9.

Игрушки. Мезе? Месть? Что?

урок

1




10.

Названия игрушек. Кодама? Какой, какая, какое?

урок

1




11.

Мы играем.

урок

1





В школе.


3




12.

Школа.

урок

1




13.

Мы ученики. Коса? – Где? Коза, ков? – Куда?

урок

1




14.

Учебные принадлежности. Личные окончания местоимения.

урок

1






В классе.


4




15.

Наш класс. Мезьса? –Чем?

урок

1




16.

Классная комната.

урок

1




17.

Учебные действия школьника.

урок

1




18.

Повторение пройденного материала в первой четверти.

урок

1

составление рассказа

1




Осень.


4




19.

Осень. Приметы осени.

урок

1




20.

Названия цветов.

урок

1




21.

Я рисую осень.

урок

1




22.


Краски осени.

урок


1





Овощи и фрукты.


3




23.

Овощи. Мезе тя? Месть нят? – Что это?

урок

1




24.

Фрукты

урок

1




25.

Дары природы

урок

1





Зимушка-зима.


3




26.

Ждем зиму

урок

1




27.

Пришла зима

урок

1




28.

Зимние забавы

урок

1





Новый год.


4




29.

Накануне Нового года.

урок

1




30.

Новый год.

урок

1




31.

Новогодние гости. Вопросы глагола.

урок

1




32.

Повторение пройденного материала во второй четверти.

урок

1

составление рассказа

1




Человек.


3




33.

Части тела.

урок

1




34.

Наше здоровье.

урок

1




35.

Здоровье. Притяжательные местоимения.

урок

1






Сколько?


3




36.

Счет.

урок

1




37.

Счет до дясяти.

урок

1




38.

Закрепление материала.

урок

1





Пища и посуда.


3




39.

Пища.

урок

1




40.

Посуды.

урок

1




41.

Приготовление еды.

урок

1





Одежда и обувь.


3




42.

Названия одежды.

урок

1




43.

Названия обуви.

урок

1




44.

Зимняя, летняя одежда.

урок

1





Домашние животные.


2




45.

Домашние животные. Детеныши домашних животных

урок

1




46.

Уход за домашними животными.

урок

1





Дикие животные.


2




47.

Дикие животные.

урок

1




48.

Повадки животных.

урок

1





Птицы.


2




49.

Птицы – наши друзья.

урок

1




50.

Птица прилетели. Коса? – Где? Коста? – Откуда?

урок

1





Мир вокруг нас.


4




51.

Окружающий мир. Коса? – Где?

урок

1




52-53

Кто где живет.

урок

2




54.

Повторение пройденного материала в третей четверти.

урок

1

составление диалога

1




Город и транспорт.


3




55.

Правила перехода пешехода через дорогу.

урок

1




56.

Города Мордовии.

урок

1




57.

Правила поведения в транспорте.

урок

1





Дни недели.


3




58.

Дни недели. Мзярда? – Когда?

урок

1




59-60

Режим дня.

урок

2





Весна и лето.


4




61.

Приход весны.

урок

1




62.

Весна.

урок

1




63.

Лето пришло.

урок

1




64.

Летние каникулы.

урок

1





Моя Мордовия.


4




65.

Саранск – столица Мордовии.

урок

1




66.

Наша Родина – Мордовия.

урок

1




67.

Родина.

урок

1




68.

Повторение пройденного материала в третьей четверти.

урок

1

составление рассказа

1




ИТОГО


68

4














Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Диски:

  1. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».

  2. Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский ).

  3. Мы – Мордва!

  4. Писатели Мордовии.

Стенды:

  1. Творчество С.Д.Эрьзи.

  2. Мордовский национальный костюм.

  3. Символика Мордовии.

  4. Карта Мордовии.

Портреты:

  1. Писатели и поэты Мордовии.

Уголки:

  1. Предметы быта и утварь древней мордвы.

  2. Макет старинной мордовской избы.


Учебно – методическое обеспечение предмета

- О. Е. Поляков, А. Н. Келина «Русско-мокшанский школьный словарь»,1998 г.

- О.Е. Полякова «Учимся говорить по-мокшански», 1995 г.

- Б. А.Серебрянников, А. П.Феоктистов, О. Е. Полякова «Мокшанско- русский словарь», 1998.

- Седова П.Е., Ломакина Т.И. Словарик – валкскя, русско-мокшанский, мокшанско-русский. Саранск: ООО «Издательский Дом «Книга», 2009

- Исайкина А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, 2006. - Ковылкино, «Ковылкинская районная типография».

- Цыганкин.Д.В. Мордовские языки – глазами ученого лингвиста / Д.В.Цыганкин - Саранск: Тип. «Кр.Окт.»,2000.

- Николай Голенков. Учимся думать и говорить по мокшански, по эрзянски ООО «Издательский дом «Книга», 2009

- О.Е.Поляков. А.Н. Келина «Русско – мокшанский школьный словарь». Саранск,1996

- А. И. Исайкина, М. И. Малькина. Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения. Учебник для русскоязычных учащихся, 2012. – Саранск. Мордовское книжное издательство.

- Б.А. Серебрянников, А.П. Феоктистов» Мокшанско – русский словарь» Московское книжное изд. «Дигора», 1998

- В.И. Щанкина «Русско – мокшанский словарь». Саранск. Морд.кн.изд.,1993.

- Якстерь тяштеня. Ежемесячный иллюстрированный журнал для мокшанских детей и юношества.

- Край мой! Любимая Русь и Мордва! Г.С.Гребецов, П.К.Любаев. Саранск,2004.

- А.В.Алешкин. Земля родная песни мне дала.Саранск,1973

- Шахматов, А.А. Мордовский этнографический сборник/ А.А. Шахматов. – СПб, 1910. – 848 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебного курса "Мокшаский язык" в 2 классе

Автор: Трушкова Оксана Николаевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства