Рабочая программа учебного курса "Мокшаский язык" в 2 классе
Рабочая программа учебного курса "Мокшаский язык" в 2 классе
Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2классе, школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А. И. Исайкина. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Мокшаский язык" в 2 классе »
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании кафедры зам. директора по НМР Директор МОУ «СОШ
руководитель кафедры __________ Т.В.Верижникова с углубленным изучением
_________В.М.Гудкова « »_________________2014г отдельных предметов №38»
Протокол №
« »____________2014г ____________С.И. Лазарев
« »______________ 2014
Рабочая программа
учебного курса «Мокшанский язык»
в 2 классе
Составитель: Трушкова О.Н.
учитель мокшанского языка
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов №38»
г.о. Саранск
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2классе, школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А. И. Исайкина. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа содержит примерный объем знаний за один год (2 класс) обучения и в соответствии с этим поделена на темы. В курс 2 класса включены следующие темы: «Знакомство», «Моя семья», «Моя школа», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Части тела».
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать мокшанский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю. Обучение начинается с устного курса, который начинается в 1 полугодии. Во 2 полугодии дети должны научиться читать по учебнику на мокшанском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания.
Цели и задачи обучения:
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;
- научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
- ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
- коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общение на этом языке);
- перехода от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться пониманию речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму);
- комбинированного подхода к построению урока - слушание, чтение, письмо;
- синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики;
- применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей.
Требования к уровню владения мокшанским языком в первый год обучения:
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
В первый год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.
Место курса «Мокшанский язык» в учебном плане школы:
На изучение учебного курса мокшанского языка в 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за год(34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 18.
Количество часов во 2-й четверти - 14.
Количество часов в 3-й четверти - 22.
Количество часов в 4-й четверти - 14
Содержание учебного раздела:
1.Знакомимся друг с другом. «Фкя-фкянь мархта содамась». 4 часов
Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.
Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь).
Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат.
Учебные принадлежности. Личные окончания местоимения.
урок
1
В классе.
4
15.
Наш класс. Мезьса? –Чем?
урок
1
16.
Классная комната.
урок
1
17.
Учебные действия школьника.
урок
1
18.
Повторение пройденного материала в первой четверти.
урок
1
составление рассказа
1
Осень.
4
19.
Осень. Приметы осени.
урок
1
20.
Названия цветов.
урок
1
21.
Я рисую осень.
урок
1
22.
Краски осени.
урок
1
Овощи и фрукты.
3
23.
Овощи. Мезе тя? Месть нят? – Что это?
урок
1
24.
Фрукты
урок
1
25.
Дары природы
урок
1
Зимушка-зима.
3
26.
Ждем зиму
урок
1
27.
Пришла зима
урок
1
28.
Зимние забавы
урок
1
Новый год.
4
29.
Накануне Нового года.
урок
1
30.
Новый год.
урок
1
31.
Новогодние гости. Вопросы глагола.
урок
1
32.
Повторение пройденного материала во второй четверти.
урок
1
составление рассказа
1
Человек.
3
33.
Части тела.
урок
1
34.
Наше здоровье.
урок
1
35.
Здоровье. Притяжательные местоимения.
урок
1
Сколько?
3
36.
Счет.
урок
1
37.
Счет до дясяти.
урок
1
38.
Закрепление материала.
урок
1
Пища и посуда.
3
39.
Пища.
урок
1
40.
Посуды.
урок
1
41.
Приготовление еды.
урок
1
Одежда и обувь.
3
42.
Названия одежды.
урок
1
43.
Названия обуви.
урок
1
44.
Зимняя, летняя одежда.
урок
1
Домашние животные.
2
45.
Домашние животные. Детеныши домашних животных
урок
1
46.
Уход за домашними животными.
урок
1
Дикие животные.
2
47.
Дикие животные.
урок
1
48.
Повадки животных.
урок
1
Птицы.
2
49.
Птицы – наши друзья.
урок
1
50.
Птица прилетели. Коса? – Где? Коста? – Откуда?
урок
1
Мир вокруг нас.
4
51.
Окружающий мир. Коса? – Где?
урок
1
52-53
Кто где живет.
урок
2
54.
Повторение пройденного материала в третей четверти.
урок
1
составление диалога
1
Город и транспорт.
3
55.
Правила перехода пешехода через дорогу.
урок
1
56.
Города Мордовии.
урок
1
57.
Правила поведения в транспорте.
урок
1
Дни недели.
3
58.
Дни недели. Мзярда? – Когда?
урок
1
59-60
Режим дня.
урок
2
Весна и лето.
4
61.
Приход весны.
урок
1
62.
Весна.
урок
1
63.
Лето пришло.
урок
1
64.
Летние каникулы.
урок
1
Моя Мордовия.
4
65.
Саранск – столица Мордовии.
урок
1
66.
Наша Родина – Мордовия.
урок
1
67.
Родина.
урок
1
68.
Повторение пройденного материала в третьей четверти.
урок
1
составление рассказа
1
ИТОГО
68
4
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Диски:
Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».
Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский ).
Мы – Мордва!
Писатели Мордовии.
Стенды:
Творчество С.Д.Эрьзи.
Мордовский национальный костюм.
Символика Мордовии.
Карта Мордовии.
Портреты:
Писатели и поэты Мордовии.
Уголки:
Предметы быта и утварь древней мордвы.
Макет старинной мордовской избы.
Учебно – методическое обеспечение предмета
- О. Е. Поляков, А. Н. Келина «Русско-мокшанский школьный словарь»,1998 г.
- О.Е. Полякова «Учимся говорить по-мокшански», 1995 г.
- Б. А.Серебрянников, А. П.Феоктистов, О. Е. Полякова «Мокшанско- русский словарь», 1998.
- Седова П.Е., Ломакина Т.И. Словарик – валкскя, русско-мокшанский, мокшанско-русский. Саранск: ООО «Издательский Дом «Книга», 2009
- Исайкина А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, 2006. - Ковылкино, «Ковылкинская районная типография».
- А. И. Исайкина, М. И. Малькина. Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения. Учебник для русскоязычных учащихся, 2012. – Саранск. Мордовское книжное издательство.
- Б.А. Серебрянников, А.П. Феоктистов» Мокшанско – русский словарь» Московское книжное изд. «Дигора», 1998