Рабочая программа школьного кружка «Живая планета»
Рабочая программа школьного кружка «Живая планета»
Пояснительная записка
«Все великое начинается с малого»
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
Целью обучения в дополнительном образовании является:
- формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-12 человек) и рассчитано нa начальное возрастное звено (1-2 классы)
Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий (урок феи Экологии, урок Гнома-эконома). На практических занятиях (уроки Гнома-эконома) ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!").
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа школьного кружка «Живая планета» »
Рассмотрено на заседании МО
№ __ от «___» _______2011г.
Руководитель МО
_____________ Соловьёва Н.В.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________Е.Н.Трифонова
«___»________2011г.
«Утверждено»
МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
__________Г.К.Габдуллина
«___»________2011г.
Рабочая программа школьного кружка «Живая планета»
Составитель:
Н.В.Соловьёва,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2011 год
Пояснительная записка
«Все великое начинается с малого»
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
Целью обучения в дополнительном образовании является:
- формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-12 человек) и рассчитано нa начальное возрастное звено (1-2 классы)
Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий (урок феи Экологии, урок Гнома-эконома). На практических занятиях (уроки Гнома-эконома) ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!").
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы: "Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.,
Отличие данной программы по экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.
В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке "Юный эколог", являются:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
Тематический план объединения ''Живая планета"
№
Тема
Кол-во часов
Дата
проведения
1.
Организационное занятие
1
2.
Основы экологического образования
1
3.
Экология и экономия в собственном кошельке.
1
4.
Природа - наш общий дом
1
5.
Основные составляющие природы
1
6.
Пищевые связи
1
7.
Мир полон хищников
1
8.
И на хищника управа есть
1
9.
Конкуренция и соперничество
1
10.
Дружба в природе
1
11.
Тайны живой природы
1
12.
Как построить экосистему
1
13.
Воздух, значение его чистоты для живых организмов
1
14.
Царство почвы - уникальный мир природы
1
15.
Вода - чудо природы
1
16.
Вода и живые организмы
1
17.
Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
1
18.
Пресные воды - наше богатство
1
19.
Основные источники загрязнения водоемов
1
20.
Жизнь водных пространств и экология
1
21.
Приматы моря
1
22.
Уязвимое море
1
23.
Экологический рассказ. Диспут.
1
24.
Экология в нашем доме
1
25.
Экомир моей семьи
1
26.
Экология человека
1
27.
Экология и генетика
1
26.
Экология насекомых
1
29.
Бионика - наука о подражании живым существам
1
30.
Агитзанятия "Секреты леса"
1
31.
А мы тоже пахнем
1
32.
Растения лечат людей
1
33.
Природа моей страны
1
34.
Красная книга
1
Итого:
34ч
Содержание программы
1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Основы экологического образования
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
Урок феи Экологии. Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".
3. Экология и экономия в собственном кошельке
Почему скупой платит дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности
4. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
6. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Урок феи Экологии. "Почему погибла дубрава?"
Давайте поиграем в пищевые цепочки.
7. Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
8. И на хищника управа есть
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
Как на вашем огороде защищаются сорняки?
9. Конкуренция и соперничество
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого и доброго волка.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
10. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".
11. Тайны живой природы.
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.
12. Как построить экосистему.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Урок феи Экологии. Давайте заведем аквариум.
13. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"
14. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"
Составь рассказ по экологическому рисунку.
15. Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.
16. Вода и живые организмы
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.
18. Пресные воды - наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Урок феи Экологии. Составление рассказа по экологическому рисунку.
19. Основные источники загрязнения водоемов
Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей".
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
20. Жизнь водных пространств и экология
Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.
Урок феи Экологии. Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".
Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"
21. Приматы моря
Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.
22. Уязвимое море.
Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.
2З. Экологический рассказ. Диспут
Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.
24. Экология в нашем доме
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
25. Экомир моей семьи
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
Урок феи Экологии. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."
26. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).
27. Экология и генетика
Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.
28. Экология насекомых
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".
29. Бионика - наука о подражании живым существам
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
30. Агитзанятия "Секреты леса"
В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.
31. А мы тоже пахнем
Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.
32. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!