Рабочая программа предмета "Развитие речи" для начального общего образования с календарно-тематическим планированием на 3 года.
Рабочая программа предмета "Развитие речи" для начального общего образования с календарно-тематическим планированием на 3 года.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
В рабочую программу входят: пояснительная записка, общая характеристика предмета, описание места учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты, содержание предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения предмета, критерии и нормы оценивания достижений обучающихся и календарно-тематическое планирование на 3 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета "Развитие речи" для начального общего образования с календарно-тематическим планированием на 3 года. »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области –
Криводановская средняя общеобразовательная школа № 22
РАССМОТРЕНО.
Руководитель МО
_________________________
дата
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
___________________ Семочкина М.Н.
дата
Рабочая программа
предмета «Развитие речи»
для начального общего образования
(компонент образовательного учреждения).
Срок реализации 3 года.
Составитель: Симахина Лариса Ивановна
2015
1. Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Развитие речи» для начального общего образования разработана на основе - нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373. Зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 22
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творчески способностей.
Задачи:
-- вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
-- развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
-- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
-- обогащать словарный запас учащихся;
-- поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы;
-- организация работы детей с толковыми и орфографическими словарями;
-- организация деятельности учащихся по созданию собственных текстов.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения даны основные направления работы по развитию речи и прямо говорится в программе, что « направления работы по развитию речи включают, как обязательную составную часть, работу по предупреждению и устранению речевых ошибок». В этой связи особое значение приобретает работа по ознакомлению учащихся с условиями использования лексических и грамматических средств языка в конкретной речевой ситуации.
Культура речи – как устной, так и письменной – в нашей школе, к сожалению, остается низкой. Об этом свидетельствуют самые разнообразные стилистические ошибки, которые встречаются в повседневной устной и письменной речи учащихся. Поэтому главной задачей учителя является развитие речи младшего школьника – процесса сложного, творческого, который невозможен без эмоций, без увлеченности.
Основным средством коммуникации является речь. Она помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.
Таким образом, уроки развития речи становятся составной частью целостной системы правового образования. Это особенно важно в начальной школе, так как психологами установлено, что младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, дети в этом возрасте отличаются бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Подбор материала к урокам развития речи, текстов изложений, тематики сочинений направлены на формирование у школьников гуманистических ориентации, способствуют их нравственному воспитанию. Следовательно, уроки развития речи создают условия для постепенного становления жизненных ориентации младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения, способов действий, поступков.
Основная задача уроков развития речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Большое внимание при проведении уроков развития речи следует уделять различным формам работы с текстом: формировать умение составлять устный или письменный текст, редактировать его, выверять орфографию. Преобладание на первоначальном этапе устных упражнений достигается за счет умения пересказать прочитанное, составить рассказы по наблюдениям, драматизации, импровизации, словесного рисования и т.д.
Дети должны овладеть различными языковыми средствами. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии — весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил. А ведь именно творческая работа требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося.
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа курса рассчитана на 3 года - всего 102 часа.
Год обучения
Кол-во часов
в неделю
Кол-во
учебных недель
Всего часов
за учебный год
2 класс
1
34
34
3 класс
1
34
34
4 класс
1
34
34
102 часа
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
2 класс
3 класс
4 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные результаты
Класс
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
2 класс
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
3 класс
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
4 класс
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Предметные результаты
2 класс
3 класс
4 класс
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 класс
Культура речи
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Название раздела / Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Слово (13ч)
Слово. Значение слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Определение лексического значения слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Выделение слов в переносном значении в тексте, сравнивание прямого и переносного значения. Конструирование образного выражения(сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, использование слов с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Использование внешней и внутренней речи для общения, для планирования своих действий . Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Многозначные слова.
Омонимы
Омофоны, омоформы
Синонимы
Антонимы
Крылатые выражения.
Фразеологические обороты.
Фразеологизмы
Пословицы
Загадки
Изобразительные средства языка. Сравнение.
Изобразительные средства языка. Олицетворение.
Предложение и словосочетание (3ч)
Связь между предложениями в тексте
Работа с деформированным текстом. Восстановление деформированного текста
Наблюдение за связью между частями текста. Устанавливание связи между словами в словосочетании и предложении.
Редактирование простого сложносочинённого предложения: исправление порядка слов или порядка частей, распространение части предложения, замена неудачно употреблённых слов. Интонационно правильное чтение предложений разных типов.
Связь между частями текста
Работа с деформированным текстом
Текст (15 ч)
Текст. Тема текста. Заглавие.
Повторение и обобщение знания о речи, предложении, тексте.
знать, что такое текст, предложение, слово.
Способность осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание
Выделять существенную информацию из текстов разных видов
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.
Распознавание разных типов текста: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Редактирование текста с точки зрения лексики и грамматики.
Определение основной мысли текста. Составление плана различных видов.
Текст. Опорные слова.
Текст. Опорные слова.
Проверочная работа
План. Составление плана.
Виды плана
Цитатный план
Картинный план.
Редактирование текста
Типы текста. Описание
Текст-описание.
Текст – сравнительное описание
Типы текста. Повествование
Типы текста. Рассуждение
Текст-рассуждение.
Культура общения (3ч)
Сочинение на тему «Мой выходной день»
Писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Ориентирование в изученных понятиях.
Строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения; уважение к сопернику, умение вести спор и работать в коллективе.
Повторение пройденного
Материал для КВН, викторин, конкурсов.
3 класс
Название раздела / Тема урока
Всего часов
Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
Слово
16
Многозначные слова.
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.
Дать объяснение устаревшим словам.
Омонимы, омоформы омофоны.
Фразеологизмы.
Сравнения.
Олицетворение.
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Откуда приходят слова.
Этимология.
Как тебя зовут?
Наши фамилии.
Топонимы.
Устаревшие слова.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Проверочная работа.
Текст
10
Типы текстов.
Определить типы текстов. Составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.
Темы текстов. Опорные слова.
Связь предложений в тексте.
Цепная связь предложений в тексте.
Параллельная связь предложений в тексте.
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
Единый временной план текста.
Стили речи
8
Стили речи.
Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Пользоваться словарями.
Стили речи. Закрепление.
Культура общения.
Научный стиль.
Словари.
Проверь себя.
Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»
Применить полученные знания.
4 класс
Название раздела
Всего часов
Характеристика деятельности учащихся
Слово.
9
Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.
Речь. Техника и выразительность речи.
7
Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.
Текст.
18
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.
Предложение и словосочетание.
в течение всего курса
Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2 класс
3 класс
4 класс
Перечень учебников
Учебник «Русский язык» для 2 класса в двух частях (автор Рамзаева Т. Г.)
Учебник «Русский язык» для 3 класса в двух частях (автор Рамзаева Т. Г.)
Учебник «Русский язык» для 4 класса в двух частях (автор Рамзаева Т. Г.)
Учебно-методическая литература:
Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.:, 1963.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
Технические средства обучения.
Персональный компьютер - рабочее место учителя.
Мультимедийный проектор.
Устройства вывода звуковой информации (колонки).
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь).
Оборудование класса
ученические столы
стол учительский
настенная доска для вывешивания иллюстративного материала
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.д.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
Уметь:
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;
выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Уметь:
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот;
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
9. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 класс – не оценивается. Для оценивания достижений обучающихся 3-4 классов используется пятибалльная система оценок.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка изложений и сочинений.
Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).
Оценка «2»за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.
Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
несоответствие изложения, сочинения плану;
неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
нарушение логической последовательности и обоснованности;
употребление в одном ряду понятий разных уровней;
нелепые, парадоксальные суждения.
Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
необоснованное повторение одних и тех же слов;
употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
нарушение общепринятой сочетаемости слов;
употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
употребление диалектных или просторечных форм;
пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
нарушение управления;
нарушение согласования;
неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Определение лексического значения слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Выделение слов в переносном значении в тексте, сравнивание прямого и переносного значения. Конструирование образного выражения(сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, использование слов с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Использование внешней и внутренней речи для общения, для планирования своих действий . Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
С, В
2
Многозначные слова.
3
Омонимы
4
Омофоны, омоформы
5
Синонимы
6
Антонимы
7
Крылатые выражения.
8
Фразеологические обороты.
9
Фразеологизмы
10
Пословицы
11
Загадки
12
Изобразительные средства языка. Сравнение.
13
Изобразительные средства языка. Олицетворение.
Предложение и словосочетание (3ч)
14
Связь между предложениями в тексте
Работа с деформированным текстом. Восстановление деформированного текста
Наблюдение за связью между частями текста. Устанавливание связи между словами в словосочетании и предложении.
Редактирование простого сложносочинённого предложения: исправление порядка слов или порядка частей, распространение части предложения, замена неудачно употреблённых слов. Интонационно правильное чтение предложений разных типов.
С, В
15
Связь между частями текста
16
Работа с деформированным текстом
Текст (15 ч)
17
Текст. Тема текста. Заглавие.
Повторение и обобщение знания о речи, предложении, тексте.
знать, что такое текст, предложение, слово.
Способность осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание
Выделять существенную информацию из текстов разных видов
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.
Распознавание разных типов текста: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Редактирование текста с точки зрения лексики и грамматики.
Определение основной мысли текста. Составление плана различных видов.
18
Текст. Опорные слова.
19
Текст. Опорные слова.
20
Проверочная работа
И
21
План. Составление плана.
С, В
22
Виды плана
23
Цитатный план
24
Картинный план.
25
Редактирование текста
26
Типы текста. Описание
27
Текст-описание.
28
Текст – сравнительное описание.
29
Типы текста. Повествование
30
Типы текста. Рассуждение
31
Текст-рассуждение.
Культура общения (3ч)
32
Сочинение на тему «Мой выходной день»
Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Ориентирование в изученных понятиях.
Строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
уважение к сопернику, умение вести спор и работать в коллективе.
Р
33
Повторение пройденного
С, В
34
Материал для КВН, викторин, конкурсов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 3 КЛАСС
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определение происхождения некоторых антропонимов и топонимов.
Объяснять устаревшие слова.
С, В
2
Омонимы, омоформы, омофоны.
3
Фразеологизмы.
4
Сравнения.
5
Олицетворение.
6
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.
7
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
8
Откуда приходят слова.
9
Этимология.
10
Как тебя зовут?
11
Что означают наши имена?
12
Наши фамилии.
13
Топонимы.
14
Устаревшие слова.
15
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Р
16
Проверочная работа.
И
Текст (10ч)
17
Типы текстов.
Распознавание разных типов текста: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Редактирование текста с точки зрения лексики и грамматики.
Определение основной мысли текста. Составление плана различных видов.
Работа в парах, группах.
С, В
18
Темы текстов. Опорные слова.
19
Связь предложений в тексте.
20
Цепная связь предложений в тексте.
21
Параллельная связь предложений в тексте.
22
Цепная и параллельная связь предложений в тексте.
23
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
Р
24
Единый временной план текста.
С, В
25
План текста.
26
Обобщение.
Стили речи (8ч)
27
Стили речи.
Определение стилей речи. Общее понятие о культуре речи. Определение стилистической принадлежности текстов, составление текста в заданном стиле. Пользоваться словарями.
С, В
28
Закрепление. Стили речи.
29
Культура общения.
30
Научный стиль.
31
Словари.
32
Работа со словарями.
33
Проверь себя.
И
34
Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»
Строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения; уважение к сопернику, умение вести спор и работать в коллективе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 4 класс
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений, Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
Тема занятия
Тип занятия
Элементы содержания
Вид контроля
Требования к уровню подготовки обучающихся
дата
1
Слово
3
4
5
6
2
Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры.
ОНЗ
Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами.
Б
Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.
3
Фразеологизмы.
ОНЗ
Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами.
С,В
Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова.
4
Фразеологизмы. Закрепление.
К
Составить рассказ, используя фразеологизмы.
И
Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
5
Диалектизмы.
ОНЗ
Значение диалектизмов в литературном языке.
С,В
Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке.
6
Сравнение, эпитеты, олицетворение.
ОНЗ
Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.
С,В
Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.
7
Метафора.
ОНЗ
Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.
С,В
Роль метафоры в художественном тексте.
8
Пословицы и поговорки. Афоризмы.
ОНЗ
Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.
Б
Умение уместного употребления пословиц в речи.
Сочинение по пословице.
К
Составлять текст по заданной пословице.
И
Умение раскрывать смысл пословицы.
9
Анализ сочинений по пословицам.
РФ
Работа над орфографическими и речевыми ошибками.
С
Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.
Текст
10
Художественный стиль. Общее понятие.
ОНЗ
Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.
С,В
Умение составлять текст в художественном стиле.
11
Сочинение – пейзажная зарисовка.
К
Подбор образных средств для написания сочинения.
И
Умение составлять текст в художествен-
ном стиле.
12
Рифма.
ОНЗ
Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.
Б
Умение определять стихи, определенный ритм.
13
Диалог и монолог.
ОНЗ
Определение в тексте диалогов, монологов.
Б
Диалог и монолог как форма речи.
14
Драматические импровизации.
ОНЗ
Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.
С,В
Уметь трансформировать рассказ в пьесу.
15
Драматические импровизации. Закрепление.
ОНЗ
Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».
С,В
Уметь трансформировать рассказ в пьесу.
16
Композиция текста. Основные элементы композиции.
ОНЗ
Знакомство с элементами композиции текста.
С,В
Уметь определять все части текста.
17
Композиция. Работа с деформирован-
ным текстом.
ОНЗ
Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.
С,В
Уметь определять элементы композиции текста.
18
Сочинение «
К
Письмо сочинения на определенную тему.
И
Писать сочинение на определенную тему.
19
Редактирование текста
20
Сочинение – миниатюра в художественном стиле.
К
Письмо сочинения в художественном стиле.
И
Составлять текст в художественном стиле.
21
Сочинение.
К
Письмо сочинения «наоборот».
И
Сочинение сказки по опоре.
22
Публицистический стиль.
ОНЗ
Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.
Б
Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.
23
Редактирование текста
24
Газетно – публицистический стиль.
ОНЗ
Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля.