Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Бумажное царство» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Бумажное царство» 1 класс
Рассчитана на детей 6,6-7,6 лет, реализуется за 1 год. Продолжительность занятия 35 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Бумажное царство» 1 класс »
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Бумажное царство»
для учащихся 1 классов
Рассчитана на детей 6,6-7,6 лет, реализуется за 1 год.
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной, составлена на основе авторской программы С.А.Болотовой «Чудеса аппликации».
Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага.
Вырезание из бумаги и оригами очень увлекательные занятия. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно.
Потребуется время, чтобы научить детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, оригами, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма,соотношения частей и целого, понимания цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывать аккуратность, терпеливость.
Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.
Творческие способности развиваются от занятия к занятию.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало творческие способности учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность модифицированной программы «Бумажкино царство».
Содержание программы
Способы предъявления и объяснения материала
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из опыта работы, намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Она рассчитана на несколько занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.
Продолжительность занятия 35 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 20 человек. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.
Цели данного курса: 1.Обеспечение гармоничного развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка в школе.
2. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
-формирование творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий;
-закрепление правил и приёма рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);
-развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
-освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Данная программа строится на принципах:
-Доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся творческого начала в учебной деятельности, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений .
Обеспечение мотивации
Быть творческим – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят интеллектуально-творческий характер.
Основные виды деятельности учащихся:
-навыки дискуссионного общения;
-работа с ножницами;
-работа с бумагой и картоном;
-аппликация плоская и объёмная;
Программа рассчитана на детей 6,6-7,6 лет, реализуется за 1 год .
Режим проведения занятий:
33 часа в год; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие аппликацией для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность , которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания образовательной программы «Бумажкино царство»:
-умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
-умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками.
Личностные результаты изучения образовательной программы «Бумажкино царство».
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
-проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
-проявление дисциплинированности и творческих способностей;
Метапредметными результатами изучения курса«Бумажкино царство»в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других.
-обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
-планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования творческих способностей ;
-анализ и объективная оценка результатов собственной творческой деятельности с учётом возрастных особенностей;
-правление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену, равила техники безопасности.
Учащиеся должны знать:
технику работы с бумагой и картоном;
технику вырезания;
причины возникновения травм при работе с ножницами и правила оказания первой помощи. Формы подведения итогов:
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
слушать и понимать речь других.
Аппликация
9 часов
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
Коллективные работы
8 часов
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других.
Литература:
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.
Геронимус Т.М. Комплект учебников – тетрадей по труду для 1 – 4 классов (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).
Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
РоманинаВ.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз, 1995.
Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – М., 1998.
Календарно-тематическое планирование
№/п
Название темы
Содержание занятия
Дата
Кол-во часов
1
Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.
Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.
1
2
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.
1
3
Оригами. Изготовление квадрата.
Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
1
4
Оригами. Изготовление дома.
Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.
1
5
Оригами. Котёнок.
Используя базовую форму «треугольник», изготовить оригами «котёнок».
1
6
Оригами. Щенок.
Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния».
Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Машина.
Использование геометрических фигур в аппликации.
1
9
Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок.
Знакомство с аппликацией из рваной бумаги.
1
10
Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок.
Знакомство с технологической картой.
1
11
Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D)
Подготовка необходимого материала. Работа с ножницами. ТБ при работе.
1
12
Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D)
Расположение готовых образцов на бумаге, присоединение.
1
13
Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке».
Секреты вырезания симметричных фигур, зарисовка.
1
14
Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке».
Самостоятельное изготовление изделия по данной теме.
1
15
Оригами. Базовая форма «конфетка».
Новогодняя открытка.
Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям.
Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.
1
16
Оригами. Базовая форма «конфетка».
Новогодняя открытка.
Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям.
Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.
1
17
Оригами. Базовая форма «дверь».
Снежинка.
Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.
1
18
Оригами. Снеговик.
Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).
1
19
Оригами. Елочка на снегу.
Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы.
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.
1
20
Оригами. Елочка на снегу.
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.
1
21
Идеи дизайнера. Великолепная снежинка
Упражнение в вырезании.
1
22
Аппликация из бумаги. Цветы (объемные). Понятие объёмная аппликация.
Работа по инструкционной карте. Знакомство с видами бумаги.
1
23
Аппликация из бумаги. Цветы (объемные).
Вырезание, изготовление лепестков, соединение деталей.
1
24
Аппликация из бумаги. Изготовление карандашницы из картона.
Разметка деталей, соединение.
1
25
Аппликация из бумаги. Украшение карандашницы.
Изготовление, оформление.
1
26
Оригами с плетением. Валентинка на подставке. «Сердечко».
Работа по инструкционной
карте. Изготовление деталей.
1
27
Оригами с плетением. Валентинка на подставке. «Сердечко».
Соединение деталей в единое изделие.
1
28
Оригами. Цветы для мамы «Тюльпаны».
Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.
1
29
Оригами. Кораблик. Самолёт для папы.
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы.
1
30
Аппликация «Мухомор».
Работа по инструкционной карте.
1
31
Коллаж из бумаги и крупы. Мой дом.
Нанесение крупы на рисунок.
1
32
Коллективная работа. Коллаж из бумаги и ткани. Весенние цветы.
Вырезание деталей для коллажа из ткани, приклеивание на бумагу.
1
33
Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление.
Повторение симметрии, вырезание, соединение деталей, оформление работы.