Рабочая программа по внеклассному чтению Класс 2 Образовательная область: филология
Рабочая программа по внеклассному чтению Класс 2 Образовательная область: филология
Рабочая программа факультативного курса "Внеклассное чтение" для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373; с изменениями (приказ Минобнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г.));
-закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-образовательной программы НОО МОУ «Икейская СОШ»;
- авторской программы Климановой Л.Ф.«Литературное чтение»;
В данную программу включены темы и произведения, предлагаемые в других учебных программах, а также дополнительный игровой материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеклассному чтению Класс 2 Образовательная область: филология »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Икейская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей начальных классов
_______ /И.В.Дунцова/
Протокол заседания МО
№ ____
от «____»__________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ / Е.В.Буякова/
Протокол заседания МС
№ ____
от «____»________2014г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Икейская СОШ»
_______ /М.М.Леонченко/
Приказ №____
от «____»_______2014г.
Рабочая программа
по внеклассному чтению
Класс 2
Образовательная область: филология
Разработала: Дунцова Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Икей
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса "Внеклассное чтение" для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373; с изменениями (приказ Минобнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г.));
-закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-образовательной программы НОО МОУ «Икейская СОШ»;
- авторской программы Климановой Л.Ф.«Литературное чтение»;
В данную программу включены темы и произведения, предлагаемые в других учебных программах, а также дополнительный игровой материал.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений, замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для их развития.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:
Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);
"раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
Чтение произведения по ролям;
Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.
Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок приобретает новый вид внутренней психологической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности.
Ко второму классу учащиеся уже обладают определенным набором читательских знаний, умений и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг.
Цель данного факультативного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи факультатива:
обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
расширение знаний о литературных произведениях;
развитие интереса к художественной книге;
развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
ознакомление с творчеством современных авторов;
формирование информационной культуры личности учащихся.
Этот факультативный курс необходим по ряду причин:
1. количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а с 3 класса- 3 часа).
2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
3. в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как Н. Носова, М. Пришвина, Н. Сладкова, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка.
4. программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.
Особенности организации уроков
Подбор литературы для уроков внеклассного чтения осуществляется с учетом рекомендаций различных методических пособий, пожеланий учителей и учеников, с использованием календарей знаменательных дат (писатели-юбиляры, книги-юбиляры). Каждый учащийся в конце года получает рекомендательный аннотированный список литературы на лето. В начале учебного года проводится тестирование по этим спискам с целью определения самых старательных читателей. Победители получают в подарок книгу.
Формы работы разнообразны: книжные выставки, беседы, обсуждения, КВН и т. д. Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать. Занятия по внеклассному чтению проводятся библиотекарями, но также их могут проводить и педагоги начальных классов.
Программа реализуется в тесном контакте с учителями и родителями. В начальных классах проводятся родительские собрания, в ходе которых:
-родителей знакомят с целями и задачами программы;
-проводят обзоры детской периодической печати;
- знакомят родителей с разнообразной информацией (полезными сайтами, новинками детской литературы), дают советы по привлечению детей к чтению и т. д.
Подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет тему чтения за неделю до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы учащихся с книгами.
В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до проведения урока по этой теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных книг, журналов, справочников. Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока.
Типичной и недопустимой ошибкой учителей является задание всем учащимся найти конкретную книгу. Это невыполнимо: более двадцати школьников одновременно должны найти столько же одинаковых книг!
На перемене, предшествующей уроку, третьеклассники организуют выставку книг и знакомятся с ней.
Таким образом, при работе с художественными и познавательными произведениями, а также с книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются общеучебные умения и навыки, закладываются основы правильного типа читательской деятельности, а также осуществляется литературное образование учащихся,
и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности.
Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и по поводу литературных произведений у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор.
Место факультатива «Внеклассное чтение» в учебном плане
Во 2 классе на факультативные занятия отводится 34 ч. - 1 ч. в неделю.
Прогнозируемые результаты:
выразительно, последовательно, самостоятельно или с помощью вопросов педагога передавать содержание литературных текстов
драматизировать небольшие произведения;
рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов.
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире , культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения(выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части , озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники для обучающихся и учителя: 1. Кубасова О.В. Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику по литературному чтению для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 2. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 1 классе 1983г. – 3. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение во 2 классе 1983г. 4. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 3 классе 1983г. 5. И. Ф. Яценко Поурочные разработки по внеклассному чтению 2 класс 2007г 6. С. В. Кутявина Поурочные разработки по внеклассному чтению 3 класс 2007г 7. Е. С. Гостимская Внеклассное чтение 4 класс 2008г. 8. И. В. Блинова Внеклассное чтение 3-4 классы. Учим играя. 2008г.
Дополнительная литература. 1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 223с.: ил. – 2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997. - 316с.: ил. 3. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с.
Информационно – техническое обеспечение Аудио- и видеоматериалы. 1. 100 лучших детских песен [Звукозапись]: вып.3 : диск 1. - М. : Фирма Мелодия : ТВИК-Лирек, 2002. - 1 CD. 2. Детские песни. Самые любимые [Звукозапись] / муз. : Шаинский В., Дунаевский М. и др. ; слова : Пляцковский М., Успенский Э. и др. ;исполн. : Румянова К., Воронина Т. и др. - М. : РМГ Рекордз, 2006. - 1 CD (3 ч. 46 мин.). 3. Жила-была царевна [Звукозапись] : русские народные сказки / роли исп. : Синельников Г., Образцова Н., Кудрявцев И. и др. - М. : 1С-Паблишинг, 2006. - 1 CD (94 мин.). - (Аудиокниги). 4. Звездные сказки [Звукозапись] / Гримм Я., Гримм В., Пушкин А.С., Андерсен Г.Х. ; читают : Ситтель М., Лазарев А., Устинова Т., Сванидзе Н. - М. :Элитайл, 2005. - 1 CD (5 ч. 28 мин.). - (Аудиокнига). 5. Лучшие сказки для детей [Звукозапись] / Толстой А.К., Афанасьев А.Н., Ершов П., Серова М.М. ; читают : Коваленко В., Чекмарева Л., Смирнов В. и др. - М. : ТВИК, 2006. - 1CD (3 ч. 55 мин.). 6. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. - 1 CD. 7. Русские народные сказки [Звукозапись] / читает : Басов И. - М. : Звуковая книга, 2003. - 1 CD (4 ч. 25 мин.). - (Сказки для детей).
Оборудование: Проектор, компьютер с колонками, экран.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия
Тема
Кол-во часов
Планируемая дата проведения
Фактическая дата проведения
1
Малые фольклорные жанры. На ярмарке
2
Русские народные сказки
3
Сказки А. С. Пушкина
4
Сказки русских писателей
5
Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского
6
Стихи русских поэтов об осени
7
Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е Чарушина
8
«Всё наоборот». Весёлые стихи Д. Хармса
9
Стихи о детях и для детей С. Я. Маршака, А. Барто, С. Михалкова
10
Сказки и стихи К. Чуковского
11
Рассказы и сказки Н. Носова
12
Стихи русских поэтов о зиме
13
Современные детские журналы
14
« Что? Где?, Когда?»: энциклопедии и справочники
15
Комиксы
16
Всё- всё – всё Алана Милна
17
Творчество Э. Успенского
18
Творчество Г. Остера
19
Рассказы В. Драгунского
20
Твои защитники
21
Богатырские сказки. Былины
22
Мама – главное слово
23
Сказки разных народов
24
Зарубежный фольклор
25
Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро