kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеклассному чтению Класс 2 Образовательная область: филология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Внеклассное  чтение" для 2 класса составлена  на основе следующих нормативно-правовых документов:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373; с изменениями (приказ Минобнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г.));
-закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-образовательной программы НОО МОУ «Икейская СОШ»;
- авторской программы Климановой Л.Ф.«Литературное чтение»;
В данную программу включены темы и произведения, предлагаемые в других учебных программах, а также дополнительный игровой материал. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеклассному чтению Класс 2 Образовательная область: филология »


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Икейская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей начальных классов

_______ /И.В.Дунцова/

Протокол заседания МО

№ ____

от «____»__________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


________ / Е.В.Буякова/


Протокол заседания МС

№ ____

от «____»________2014г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Икейская СОШ»


_______ /М.М.Леонченко/

Приказ №____

от «____»_______2014г.











Рабочая программа

по внеклассному чтению

Класс 2

Образовательная область: филология







Разработала: Дунцова Ирина Валерьевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории












с. Икей

2014 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса "Внеклассное чтение" для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373; с изменениями (приказ Минобнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г.));

-закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

-образовательной программы НОО МОУ «Икейская СОШ»;

- авторской программы Климановой Л.Ф.«Литературное чтение»;

В данную программу включены темы и произведения, предлагаемые в других учебных программах, а также дополнительный игровой материал.


Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений, замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для их развития.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:

Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);

Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);

"раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;

Чтение произведения по ролям;

Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);

Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.

Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:

Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.

Тексты разнообразны по содержанию.

Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.

Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.

Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок приобретает новый вид внутренней психологической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности.


Ко второму классу учащиеся уже обладают определенным набором читательских знаний, умений и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг.

Цель данного факультативного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.


Задачи факультатива:

  • обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;

  • расширение знаний о литературных произведениях;

  • развитие интереса к художественной книге;

  • развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;

  • ознакомление с творчеством современных авторов;

  • формирование информационной культуры личности учащихся.

Этот факультативный курс необходим по ряду причин:

1. количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а с 3 класса- 3 часа).

2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.

3. в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как Н. Носова, М. Пришвина, Н. Сладкова, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка.

4. программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.

Особенности организации уроков

Подбор литературы для уроков внеклассного чтения осуществляется с учетом рекомендаций различных методических пособий, пожеланий учителей и учеников, с использованием календарей знаменательных дат (писатели-юбиляры, книги-юбиляры). Каждый учащийся в конце года получает рекомендательный аннотированный список литературы на лето. В начале учебного года проводится тестирование по этим спискам с целью определения самых старательных читателей. Победители получают в подарок книгу.

Формы работы разнообразны: книжные выставки, беседы, обсуждения, КВН и т. д. Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать. Занятия по внеклассному чтению проводятся библиотекарями, но также их могут проводить и педагоги начальных классов.

Программа реализуется в тесном контакте с учителями и родителями. В начальных классах проводятся родительские собрания, в ходе которых:

-родителей знакомят с целями и задачами программы;

-проводят обзоры детской периодической печати;

- знакомят родителей с разнообразной информацией (полезными сайтами, новинками детской литературы), дают советы по привлечению детей к чтению и т. д.

Подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет тему чтения за неделю до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы учащихся с книгами.

В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до проведения урока по этой теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных книг, журналов, справочников. Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока.

Типичной и недопустимой ошибкой учителей является задание всем учащимся найти конкретную книгу. Это невыполнимо: более двадцати школьников одновременно должны найти столько же одинаковых книг!

На перемене, предшествующей уроку, третьеклассники организуют выставку книг и знакомятся с ней.

Таким образом, при работе с художественными и познавательными произведениями, а также с книгами у детей последовательно и комплексно совершенствуется навык чтения, формируются общеучебные умения и навыки, закладываются основы правильного типа читательской деятельности, а также осуществляется литературное образование учащихся,

и при этом сверхзадачей является нравственное и духовное совершенствование личности.

Работая по программе, ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой и по поводу литературных произведений у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор.


Место факультатива «Внеклассное чтение» в учебном плане

Во 2 классе на факультативные занятия отводится 34 ч. - 1 ч. в неделю.


Прогнозируемые результаты:


выразительно, последовательно, самостоятельно или с помощью вопросов педагога передавать содержание литературных текстов

драматизировать небольшие произведения;

рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией.




Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов.

2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению.

5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Предметные результаты:

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире , культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

Использование разных видов чтения(выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части , озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Учебники для обучающихся и учителя:
1. Кубасова О.В. Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику по литературному чтению для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
2. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 1 классе 1983г. –
3. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение во 2 классе 1983г.
4. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение в 3 классе 1983г.
5. И. Ф. Яценко Поурочные разработки по внеклассному чтению 2 класс 2007г
6. С. В. Кутявина Поурочные разработки по внеклассному чтению 3 класс 2007г
7. Е. С. Гостимская Внеклассное чтение 4 класс 2008г.
8. И. В. Блинова Внеклассное чтение 3-4 классы. Учим играя. 2008г.


Дополнительная литература.
1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 223с.: ил. –
2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997. - 316с.: ил.
3. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с.


Печатные пособия:
1) портреты писателей;
2) иллюстрации к литературным произведениям;
3) словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый;
4) детская периодика, энциклопедии.

Информационно – техническое обеспечение
Аудио- и видеоматериалы.
1. 100 лучших детских песен [Звукозапись]: вып.3 : диск 1. - М. : Фирма Мелодия : ТВИК-Лирек, 2002. - 1 CD.
2. Детские песни. Самые любимые [Звукозапись] / муз. : Шаинский В., Дунаевский М. и др. ; слова : Пляцковский М., Успенский Э. и др. ;исполн. : Румянова К., Воронина Т. и др. - М. : РМГ Рекордз, 2006. - 1 CD (3 ч. 46 мин.).
3. Жила-была царевна [Звукозапись] : русские народные сказки / роли исп. : Синельников Г., Образцова Н., Кудрявцев И. и др. - М. : 1С-Паблишинг, 2006. - 1 CD (94 мин.). - (Аудиокниги).
4. Звездные сказки [Звукозапись] / Гримм Я., Гримм В., Пушкин А.С., Андерсен Г.Х. ; читают : Ситтель М., Лазарев А., Устинова Т., Сванидзе Н. - М. :Элитайл, 2005. - 1 CD (5 ч. 28 мин.). - (Аудиокнига).
5. Лучшие сказки для детей [Звукозапись] / Толстой А.К., Афанасьев А.Н., Ершов П., Серова М.М. ; читают : Коваленко В., Чекмарева Л., Смирнов В. и др. - М. : ТВИК, 2006. - 1CD (3 ч. 55 мин.).
6. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. - 1 CD.
7. Русские народные сказки [Звукозапись] / читает : Басов И. - М. : Звуковая книга, 2003. - 1 CD (4 ч. 25 мин.). - (Сказки для детей).


Оборудование:
Проектор, компьютер с колонками, экран.







Календарно - тематическое планирование

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Малые фольклорные жанры. На ярмарке




2

Русские народные сказки




3

Сказки А. С. Пушкина




4

Сказки русских писателей




5

Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского




6

Стихи русских поэтов об осени




7

Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е Чарушина




8

«Всё наоборот». Весёлые стихи Д. Хармса




9

Стихи о детях и для детей С. Я. Маршака, А. Барто, С. Михалкова




10

Сказки и стихи К. Чуковского




11

Рассказы и сказки Н. Носова




12

Стихи русских поэтов о зиме




13

Современные детские журналы




14

« Что? Где?, Когда?»: энциклопедии и справочники




15

Комиксы




16

Всё- всё – всё Алана Милна




17

Творчество Э. Успенского




18

Творчество Г. Остера




19

Рассказы В. Драгунского




20

Твои защитники




21

Богатырские сказки. Былины




22

Мама – главное слово




23

Сказки разных народов




24

Зарубежный фольклор




25

Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро




26

Сказки Г.Х. Андерсена




27

Сказки братьев Гримм




28

Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно»




29

Д. Родари. «Приключения Чипполино»




30

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»




31

Обобщающий урок по литературным сказкам.




32

Стихи о весне.




33

Сочинение «Моя любимая книга»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеклассному чтению Класс 2 Образовательная область: филология

Автор: Дунцова Ирина Валерьевна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216874

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку 5 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-programma-po-anghliiskomu-iazyku-5-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "235038"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443586901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства