к утверждению» А. М. Самуйленко
_________________ от____________2014г.
от________2014г.
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться в соответствии с авторской программой «Русский язык», авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев (Примерная основная программа образовательной системы «Школа 2100», под науч.ред. Д.И. Фельдштейна, М., Баласс, 2011). являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Русский язык. авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. М.: «Баласс»,2013.
Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Язык по своей специфике и социальной значимости– явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Учебный предмет входит в образовательную область «Филология».
–формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений наук и о языке (познавательная цель);– формирование коммуникативной компетенции.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс русского языка изучается с 1 по 4 класс по пять часов в неделю. Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 5 часов в неделю и составлена на 34 недели, всего 170 часов.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль текста. План текста. Части текста.
Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук (й) после согласных перед гласными.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи.
Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк; -еньк-, -ок-, -ек; -uк-, -очк-, -ечк; -ушк; -юшк-, -ышк; -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому; распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов) Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности.
Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
№ п/п | Наименование раздела (темы),тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
План. | Факт. |
| Повторение | |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | | | Знакомство учащихся с новым учебником; повторение и закрепление полученных ранее знаний о тексте и предложении как единице речи |
2 | Что мы знаем о тексте | 1 | | | Составление устного рассказа; сопоставление содержания своего рассказа и рассказов одноклассников |
3 | Что мы знаем о тексте | 1 | | | Чтение текстов учебника. Составление простого плана небольшого текста. Списывание текста с выделением изученных орфограмм. |
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | 1 | | | Обобщение знаний о предложении, правилах оформления предложений на письме. Делить текст на предложения; выбор подходящей к предложению схемы. |
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов |
6 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов |
7 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | 1 | | | Списывание печатного текста. Выделение изученных орфограмм, графическое обозначение выбора написания |
8 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов |
9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы | 1 | | | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определенными признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания |
10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | 1 | | | Письмо под диктовку. Различие имен собственных и нарицательных в письменной и устной речи. |
11 | Вводный контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» | 1 | | | Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов. |
12 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно» | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. |
13 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова» | 1 | | | Знакомство с понятием «чередование согласных звуков в корне». Выделение значимых частей слова (корень). |
14 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 1 | | | Наблюдение за словами с изучаемыми орфограммами, установление несоответствие произношения и написания |
15 | Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова) | 1 | | | Составление связного текста из деформированных предложений. Наблюдение за словами с чередующимися согласными в корне. Письмо под диктовку |
16 | р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | 1 | | | Составление связного текста из деформированных предложений. Запись слов с изученными орфограммами |
17 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | | | Упражнение в написании слов с изученной орфограммой, группировка слов в зависимости от имеющихся в них орфограмм |
18 | Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся. |
19 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | 1 | | | Упражнение в на- писании слов с изученной орфограммой, группировка слов в зависимости от имеющихся в них орфограмм. |
20 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение над словами с удвоенными согласными. Объяснение выбора написания слов. |
21 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Р/р. Творческая работа. | 1 | | | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания. |
22 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Составление и запись тек- ста на заданную тему с соблюдением всех изученных правил. |
23 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся. |
24 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | 1 | | | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания. |
25 | Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | | Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне. Объяснение написания слов с изученными орфограммами. |
26 | Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне. | 1 | | | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах. |
27 | Правописание непроизносимых согласных в корне. Р/р. Творческая работа (сочинение по опорным словам). | 1 | | | Составление и запись текста по опорным словам. Правильное употребление слов в письменной речи. Объяснение выбора написания слов. |
28 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение за словами, в которых нет непроизносимого согласного звука. |
29 | Обобщенное правило правописания слов с проверяемыми согласными в корне. | 1 | | | Формулирование обобщенного правила правописания слов с проверяемыми согласными в корне слова. Объяснение выбора написания слов. |
30 | Правописание слов с проверяемыми согласными в корне. | 1 | | | Упражнение в на- писании слов с проверяемыми согласными в корне, подбор проверочных слов. Различение проверочных и проверяемых слов. |
31 | Проверочная работа № 3 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
32 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | | Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. |
33 | Контрольный диктант № 2 по теме «Непроизносимые согласные» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
34 | Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно» | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. |
35 | Развитие умения видеть в словах орфограммы. | 1 | | | Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. |
36 | Проверочная работа № 4 на тему «Буквы безударных гласных в корне слова» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся. |
37 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Запись слов с изученными орфограммами с комментированием. Объяснение выбора написания слов. |
38 | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием на тему «Безударные гласные в корне» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
39 | Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно» | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. |
40 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова. | 1 | | | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах. |
41 | Р/р. Сочинение по опорным словам. | 1 | | | Составление текста на заданную тему по опорным словам. Запись самостоятельно придуманного текста, объяснение правильного написания слов. |
42 | Сложные слова. | 1 | | | Знакомство с понятиями «соединительная гласная», «сложное слово». Запись слов с изученными орфограммами. |
43 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 1 | | | Наблюдение над написанием сложных слов. Письмо с комментированием, разбор слов по составу. |
44 | Образование сложных слов. | 1 | | | Наблюдение над образованием сложных слов. Письмо с комментированием и под диктовку учителя, разбор слов по составу. |
45 | Сложные слова: имена существительные, имена прилагательные. | 1 | | | Наблюдение над использованием в речи сложных слов - имен существительных и имен прилагательных для характеристики людей. Объяснение выбора написания слов. |
46 | Употребление в речи и правописание сложных слов. | 1 | | | Использование в речи сложных слов разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). |
47 | Проверочная работа № 5 на тему «Сложные слова и их правописание» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся. |
48 | Приставка, ее роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов. | 1 | | | Нахождение в словах корня, суффиксов, приставок. Различение омонимичных приставок и предлогов. |
49 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | | | Упражнение в написании и комментировании слов с безударной гласной в приставках. Разбор слов по составу. |
50 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | | | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания. |
51 | Приставки про - и пра-, по- и па, их правописание. | 1 | | | Уточнение представлений учащихся о значении приставки в словообразовании. Развитие умения выделять приставку в словах, графически верно её обозначать. |
52 | Приставки про - и пра-, по- и па, их правописание. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Разбор слов по составу, соотнесение слова и его схемы. |
53 | Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня. | | | | Наблюдение случаев написания слов с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. Разбор слов по составу. |
54 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | | | Сравнение слов с удвоенными согласными в корне со словами с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. Запись слов под диктовку и с комментированием. |
55 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах. |
56 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | | | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым при- знакам изучаемых орфограмм в словах. Графическое обозначение выбора написания. |
57 | Звук [й,] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь. | 1 | | | Систематизация знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме. Обобщение правил написания слов с разделительными ъ и ь. |
58 | Правописание слов с ъ и ь. | 1 | | | Упражнение в написании слов с ь и ь. Упражнение в переносе слов с ь и ъ. Фонетический разбор доступных слов. |
59 | Правописание слов с ъ и ь. | 1 | | | Упражнение в написании слов с ъ и ь. Упражнение в переносе слов с ъ и ь. Фонетический разбор доступных слов. |
60 | Упражнение в написании слов с разделительными ъ и ь. | 1 | | | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания. |
61 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Разделительные ъ и ь» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся. |
62 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 | | | Разбор слов по составу. Упражнение в определении окончаний в словах. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слова. |
63 | Контрольный диктант № 4 на тему «Разделительный ъ и ь знаки» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
64 | Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно» | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. |
65 | Развитие умения находить окончание в слове. | 1 | | | Систематизация представлений учащихся о роли окончания в слове. Упражнение в выделении основы и окончаний в словах. Подбор однокоренных слов. |
66 | Как найти в слове основу. | 1 | | | Упражнение в выделении основы и окончаний в словах. Подбор однокоренных слов. |
67 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 | | | Упражнение в выделении основы и окончании в словах. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слова. |
68 | Суффикс и его роль в слове. | 1 | | | Систематизация представлении учащихся о роли суффикса в слове. Упражнение в выделении суффиксов в словах. Подбор однокоренных слов. |
69 | Развитие умения находить в слове суффикс. | 1 | | | Обобщение и систематизация знании о частях слова. |
70 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 | | | Систематизация представлении учащихся о частях слова. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слов. Упражнение в разборе слова по составу. |
71 | Контрольное списывание. | 1 | | | Списывание печатного текста. Выделение изученных орфограмм, графическое обозначение выбора написания. |
72 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 | | | Систематизация представлении учащихся о частях слова. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слов. Упражнение в разборе слова по составу. |
73 | Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Разбор слова по составу» | 1 | | | Выполнение заданий проверочной работы по ранее изученным темам. |
74 | Упражнение в разборе слова по составу. | 1 | | | Упражнение в раз- боре слова по составу. |
75 | Части речи в русском языке | 1 | | | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте.. |
76 | Определение имени существительного. | 1 | | | Наблюдение за использованием имен существительных в речи. Группировка слов по заданному признаку. |
77 | Роль имени существительного в речи. Р/р. Творческая работа (составление текста). | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Составление текста с именами существительными. |
78 | Понятие об именах существительных одушевленных и неодушевленных. | 1 | | | Уточнение представлений учащихся об имени существительном как о части речи. Группировка слов по заданному признаку. Нахождение существительных в тексте. |
79 | Имена существительные в речи. | 1 | | | Группировка слов по заданному при- знаку. Нахождение существительных в тексте. |
80 | Обобщение. Что мы знаем об именах существительных? | 1 | | | Составление тек- ста по опорным вопросам. Группировка слов по заданному признаку. |
81 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Группировка имен существительных по родам. Наблюдение над различием существительных мужского, женского и среднего рода. |
82 | Род - постоянный признак имен существительных. | 1 | | | Уточнение грамматических признаков существительного. Распределение имен существительных по группам. |
83 | Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода. | 1 | | | Выделение окончаний имен существительных. Упражнение в определении рода имен существительных. |
84 | Изменение имен существительных по числам. | 1 | | | Упражнение в изменении имен существительных по числам. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в форме единственного числа; только в форме множественного числа. |
85 | Образование имен существительных множественного числа. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Запись слов под диктовку. Определение существенных признаков имен существительных. |
86 | Окончания имен существительных единственного и множественного числа. | 1 | | | Выделение окончании имен существительных единственного и множественного числа. Разбор слов по составу. |
87 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 | | | Определение существенных признаков имен существительных. Знакомство с алгоритмом разбора имени существительного как части речи. |
88 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | | | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Разбор слов по составу, соотнесение слов с предложенными схемами. |
89 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке. | 1 | | | Уточнение представлений о значении суффиксов и их употреблении в именах людей и кличках животных. Запись имен собственных с большой буквы. |
90 | Р/р. Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами. | 1 | | | Придумывание и запись сказки с различными формами существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение. |
91 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Упражнение в образовании имен существительных от основ существительных и глаголов. |
92 | Р/р. Обучающее изложение «Мурлыка». | 1 | | | Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации. |
93 | Разбор имени существительного по составу. | 1 | | | Упражнение в разборе слов по составу, соотнесение слов со схемами. |
94 | Употребление имен существительных в речи | 1 | | | Упражнение в распознавании существительных в устной и письменной речи, определение грамматических признаков имен существительных. |
95 | Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
96 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 | | | Выделение местоимений в предложениях и текстах. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Группировка слов по заданному признаку. |
97 | Роль личных местоимений в речи. Р/р. Обучающее сочинение «О себе». | 1 | | | Составление и запись рассказа о себе, своих увлечениях с использованием личных местоимений. |
98 | Местоимения 1, 2 и 3 лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 | | | Упражнение в употреблении в речи местоимений 1,2 и 3 лица. Запись предложений под диктовку и с комментированием. |
99 | Разбор местоимений как части речи. | 1 | | | Определение существенных признаков местоимений. Знакомство с алгоритмом разбора местоимения как части речи. |
100 | Закрепление знаний о местоимении. Р/р. Свободный диктант «Паучок». | 1 | | | Проверка навыков правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких, глухих со- гласных, предлогов и приставок. Упражнение в использовании местоимений в речи |
101 | Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся. |
102 | Определение имени прилагательного. | 1 | | | Различение частей речи. Группировка слов по заданному признаку. Уточнение роли имен прилагательных в речи. |
103 | Роль имен прилагательных в речи. | 1 | | | Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи. Группировка слов по заданному признаку. Составление словосочетаний с предложенными учителем именами прилагательными. |
104 | Роль имен прилагательных в речи. | 1 | | | Упражнение в употреблении имен прилагательных в речи. |
105 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | | | Определение существенных признаков имен прилагательных. Знакомство с алгоритмом разбора имени прилагательного как части речи. |
106 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем роде. | 1 | | | Наблюдение за изменением имен прилагательных единственного числа по родам. |
107 | Как проверить правописание Безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | 1 | | | Наблюдение за изменением имен прилагательных единственного числа по родам. |
108 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | 1 | | | Упражнение в проверке правописания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Составление словосочетаний с предложенными существительными и прилагательными |
109 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. |
110 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. |
111 | Закрепление умений писать слова с изученными орфограммами. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами с комментированием выбора правильного написания. |
112 | Словообразование имен прилагательных. Р/р. Сочинение по опорным словосочетаниям. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение над способами образования имен прилагательных. |
113 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | | | Проверка уровня Усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
114 | Разбор имен прилагательных по составу. | 1 | | | Отработка умений разбирать слова по составу. |
115 | Определение глагола как части речи. | 1 | | | Наблюдение за ролью глаголов в речи. Группировка слов по заданному признаку. |
116 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
117 | Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно» | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. |
118 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | | Наблюдение за употреблением глаголов будущего, настоящего и прошедшего времени в речи. Упражнение в изменении глаголов по временам. |
119 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Упражнение в изменении глаголов прошедшего времени по родам. |
120 | Изменение глаголов по числам. | 1 | | | Упражнение в изменении глаголов по числам. Употребление глаголов в устной и письменной речи. |
121 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» | 1 | | | Письмо текста под диктовку учителя с соблюдением всех изученных правил орфографии и пунктуации. |
122 | Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно» | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. |
123 | Употребление частицы не с глаголами. | 1 | | | Употребление глаголов в устной и письменной речи. |
124 | Употребление частицы не с глаголами. | 1 | | | Наблюдение за написанием частицы не с глаголами. Употребление в устной речи глаголов с частицей не. |
125 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р. Свободный диктант | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. |
126 | Понятие о неопределенной форме глагола. | 1 | | | Уточнение представлении о неопределенной форме глагола. |
127 | Р/р. Контрольное изложение. | 1 | | | Письменный пере- сказ текста. Запись текста с соблюдением всех изученных правил орфографии и пунктуации. |
128 | Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы. | 1 | | | Тренировка в написании глаголов и изменении глаголов по временам, числам, родам. На- хождение глаголов неопределенной формы в тексте. |
129 | Правописание ь в глаголах неопределенной формы. | 1 | | | Тренировка в написании глаголов и изменении глаголов по временам, числам, родам. Нахождение глаголов неопределенной формы в тексте. |
130 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола. | 1 | | | Тренировка в написании глаголов и изменении глаголов по временам, числам, родам. Нахождение глаголов неопределенной формы в тексте. |
131 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола. | 1 | | | Тренировка в написании глаголов и изменении глаголов по временам, числам, родам. Нахождение глаголов неопределенной формы в тексте. |
132 | Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся. |
133 | Разбор глагола как части речи. | 1 | | | Определение существенных признаков глаголов. Знакомство с алгоритмом разбора глагола как части речи. Запись слов с изученными орфограммами. |
134 | Понятие о наречии как части речи | 1 | | | Различение частей речи. Группировка слов по заданному признаку. |
135 | Понятие о наречии как части речи | 1 | | | Различение частей речи. Группировка слов по заданному признаку. |
136 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | | Наблюдение за различной интонацией при чтении предложений. |
137 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. | 1 | | | Выразительное Чтение предложении, различных по цели высказывания и по интонации. |
138 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | | | Выразительное чтение предложении, различных по цели высказывания и по интонации. |
139 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | | | Знакомство с понятиями «подлежащее», «сказуемое», «главные члены предложения», «грамматическая основа предложения». |
140 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | | | Синтаксический разбор предложений. |
141 | Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 | | | Знакомство с понятием «второстепенные члены предложения». |
142 | Составление предложений по схемам и схем к предложениям. Контрольный словарный диктант. | 1 | | | Составление предложений по схемам и схем к предложениям. |
143 | Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 | | | Знакомство с понятиями «распространенное» и «нераспространенное предложение». |
144 | Разбор предложений. | 1 | | | Упражнение в раз- боре предложений. Запись предложений под диктовку. |
145 | Разбор предложений. | 1 | | | Упражнение в раз- боре предложений, составлений схем к предложениям. Запись под диктовку слов с непроверяемыми написаниями. |
146 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | | | Наблюдение над предложениями с однородными главными членами. |
147 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и составлении схем к предложениям. | 1 | | | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и составлении схем к предложениям. |
148 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложении с однородными членами. | 1 | | | Наблюдение за ролью разделительного знака (запятой) в предложении с однородными членами. |
149 | Развитие умений ставить запятую в предложении с однородными членами. | 1 | | | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Запись предложений под диктовку и с комментированием |
150 | Развитие умений ставить запятую в предложении с однородными членами. | 1 | | | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Запись предложений под диктовку и с комментированием. |
151 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | | | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Запись предложений под диктовку и с комментированием. |
152 | Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | | | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Запись предложений под диктовку и с комментированием. |
153 | Повторение изученного. | 1 | | | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Запись предложений под диктовку и с комментированием. |
154 | Контрольное списывание. | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
155 | Понятие о простом и сложном предложении. | 1 | | | Сравнивать простое и сложное предложение. Нахождение грамматических основ в предложенных учителем предложениях. |
156 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | | | Упражнение в постановке знаков препинания в сложных предложениях, составление схем предложений. |
157 | Развитие умения различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения. | 1 | | | Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Составление схем предложений. |
158 | Запятая в простом предложении с однородными членами. Р/р. Свободный диктант. | 1 | | | Упражнение в постановке знаков препинания в сложных предложениях, составление схем предложений. |
159 | Разбор простого и сложного предложения. | 1 | | | Упражнение в раз- боре сложных и простых предложений. Составление схем предложений. Запись предложений под диктовку. |
160 | Проверочная работа №12 по теме «Предложение» | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
161 | Разбор простого и сложного предложения. | 1 | | | Упражнение в раз- боре сложных и простых предложений. Составление схем предложений. Запись предложений под диктовку и с комментированием. |
162 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | 1 | | | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. |
163 | Итоговая тестовая контрольная работа. | 1 | | | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
164 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | 1 | | | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. |
165 | Итоговый диктант № 7 по теме «Повторение». | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Письмо под диктовку учителя. |
166 | Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно» | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. |
167 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | 1 | | | Упражнение в на- писании слов с изученными в третьем классе орфограммами, в постановке знаков препинания в сложных и простых предложениях. |
168 | Закрепление умений писать слова с изученными орфограммами. | 1 | | | Запись слов с изученными орфограммами с комментированием выбора правильного написания. |
169 | Части речи в русском языке | 1 | | | Упражнение в на- хождении собственных ошибок и развитие умения корректировать собственную работу, объясняя правильный выбор написания слов. |
170 | Части речи в русском языке | 1 | | | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте.. |