Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучащюхся 4 класса. "Школа России".
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучащюхся 4 класса. "Школа России".
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения» утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучащюхся 4 класса. "Школа России".»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спешковская основная общеобразовательная школа»
Очёрского муниципального района
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УМР Директор школы
_______Гладкова Л.Н. ________Н.Н. Соловьёва
«___»________2014г «___»_______2014г
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
для учащихся 4 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составила:
Марамыгина С.В.
учитель нач. классов
д.Спешково 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения» утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо -культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-
ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Содержания учебного курса «Окружающий мир» построено на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;2) идея целостности мира;3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории и современной социальной жизни.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России всего человечества.
В курсе заложена содержательная основа для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. На уроках предмета используются умения, полученные на других уроках, которые приучают учащихся к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению мира.
В пояснительной записке к Федеральному Базисному плану (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и в его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». Учебный курс носит «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер».
ОБЖ проводится интегрировано с предметом «Окружающий мир» один раз в неделю по 15 минут от урока, 35 занятий в год.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 4 класса.
Реализация программы позволит:
прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС
Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, основание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Учащийся должен овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказать первую медицинскую помощь, обращаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся 4 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности
Эффективную реализацию задач курса обеспечивают образовательные технологии, лежащие в основе процесса обучения:
1) личностно-ориентированные (опора на учебные способности и возможности обучающихся, учет психологических и эмоциональных особенностей каждого ученика);
2) игровые (активизация деятельности обучающихся, формирование устойчивого интереса к знаниям);
3) информационно-коммуникационные (использование мультимедийных средств обучения для эффективного решения проблемы наглядности, стимулирования мыслительной деятельности обучающихся);
4) проблемное обучение (оптимальной структурой учебного материала является сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций);
5) развивающее обучение (включение в процесс обучения эмоциональной сферы учеников, создание атмосферы заинтересованности, развитие познавательного интереса);
6) проектная и исследовательская деятельность.
Организация деятельности основана на принципах научности, сознательности, наглядности, доступности, практической направленности, индивидуального подхода к обучающимся, психологической комфортности и здоровьесбережения.
Системно-деятелъностныйподход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы по окружающему миру и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенции, видов и способов деятельности.
Текущий, тематический и итоговый контроль успеваемости в процессе освоения содержания программного материала осуществляется в форме тестов, контрольных работ.
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана в 4 классе на 70 часов (1 четверть - 18 ч, 2 четверть - 14 ч, 3 четверть - 20 часов, 4 четверть - 18 часов).
Программа обеспечена учебником «Мир вокруг нас» для 4 класса (авторы А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова), который содержит богатый иллюстративный материал, тексты для дополнительного изучения (тексты для любознательных), задания исследовательского и развивающего характера, материалы для проведения практических работ, наблюдений и опытов, вопросы, готовящие к изучению новой темы.
Учебно-тематический план
4 класс (68 ч, из расчета 2 ч в неделю)
№
Название раздела
Количество
часов
Экскурсии
Практич.
работы
1
Земля и человечество
10
3
2
Природа России
11
2
3
Родной край – часть большой страны
12
1
4
4
Страницы всемирной истории
6
5
Страницы истории Отечества
20
4
6
Современная Россия
9
2
За год
68
1
15
Содержание тем учебного курса
РазделI. ЗЕМЛЯИЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10ч.)
Введение
Мир глазами астронома
Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь и времена года? Звездное небо - великая книга природы.
Мир глазами географа
Что изучает география? Глобус и географическая карта. Пояса Земли.
Мир глазами историка
Что такое история? Когда и где? История - путешествие в глубь времен. Карта-помощница.
Прошлое и настоящее глазами эколога
Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.
Сокровища Земли под охраной человечества
Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Реки Волга, Обь, Енисей, Леча, Амур и др.
Зона Арктических пустынь
Царство льда и снега. Арктика и человек.
Тундра
Природа тундры. Тундра и человек.
Леса России. Лес и человек
Тайга, смешанные и широколиственные леса. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого из нас?
Зона степей
Природа степей. Степи и человек.
Пустыни
В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек.
У Черного моря
Природа черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.
Экологическое равновесие
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
РазделIII. РОДНОЙКРАЙ - ЧАСТЬБОЛЬШОЙСТРАНЫ (14ч.)
Наш край
Географическое положение. Границы. Столица. Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность? Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана.
Наши подземные богатства. Земля - кормилица
Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок и глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ и др. Охрана подземных богатств. Какие бывают почвы? Охрана почвы.
Леса, луга и пресные водоемы нашего края
Лесные этажи. Животные нашего леса. Нужны ли лесу грибы? О лесной подстилке и микроорганизмах. Луг - природное сообщество. Луга и человек. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме. Если вмешается человек...
Растениеводство и животноводство в нашем крае
Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. Незаметные защитники урожая. Породы домашних животных. Отрасли животноводства.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
РазделIV. СТРАНИЦЫВСЕМИРНОЙИСТОРИИ (6 ч.)
Начало истории человечества
Мир древности: далекий и близкий
Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим,
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время: встреча Европы и Америки
Время отважных путешественников. Что оставило нам Новое время?
Новейшее время: история продолжается сегодня
РазделV. СТРАНИЦЫИСТОРИИОТЕЧЕСТВА (20 ч.)
Жизнь древних славян во времена Древней Руси
Князь Владимир и крещение Руси. Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле
Нашествие Батыя. Князь Александр Невский.
Русь расправляет крылья
Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва.
Путешествие в древнюю Москву
Иван III. Иван Грозный. Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров, Врата учености. Патриоты России.
Петр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ.
Страницы истории XIX века
Царь-освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества.
Россия вступает в XX век
Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война.
Страницы истории 20 – 30-х годов
Новое государство - Советский Союз. Страна-труженица,
Великая войнаи великая Победа
«Все для фронта! Все для победы!» Героическая летопись Великой Отечественной.
Страна, открывшая путь в космос
Первые в космосе. «Это наша с тобой биография!»
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
РазделVI. СОВРЕМЕННАЯРОССИЯ (8ч.)
Основной закон России
Ты живешь в России. Конституция - основной закон России. Что такое права человека. «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ - конвенция о правах ребенка.
Мы - граждане России
Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание и правительство Российской Федерации.
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России
По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России.
Формирование УУД
Регулятивные:
-определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
-совместно с учителем и самостоятельно формулировать учебную проблему;
-учиться планировать деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;
- работая по плану, использовать необходимые средства (учебник, приборы и инструменты);
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках (учебники, словари, энциклопедии, Интернет…)
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема…)
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
-донести свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
- отстаивать свою точку зрения;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
-совместно договариваться;
- выполнять различные роли в группе и в паре.
Литература и средства обучения
Окружающий мир. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Учебник для 4 класса. - М.: Просвещение, 2013 г
Рабочая тетрадь в 2-х частях. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2014г
Окружающий мир. Тесты. А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. М.:Просвещение,2014г
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир. Средние века, Новое время. Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга.пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи вокружающем мире.
Календарно-тематический план
68 часов (2 часа в неделю)
№
Тема урока
Тип урока ууурока
Элементы содержания
Деятельность учащихся
Вид контроля
Формирование УУД
Дата проведения
Домашние задания
План.
Факт.
Земля и человечество (10 часов)
1
Мир глазами астронома
Комбинированный
Солнце. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли
Знать название нашей планеты, планет солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
Текущий
Регулятивные:
совместно с учителем формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:
учиться уважительно относиться к позиции другого.
02.09
С. 4-8, вопросы «Проверь себя»
2
Планеты солнечной системы.
Практическая работа
Комбинированный
Солнце. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли
Знать название нашей планеты, планет солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели
Фронтальный опрос
Регулятивные:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные:
слушать других, принимать другую точку зрения.
05.09
С.9-15, вопросы; с. 15, задания 1, 2
3
Звёздное небо - великая книга Природы
Комбинированный
Солнце. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
Фронтальный опрос
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью.При необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других.
09.09
С. 16-21, «Проверь себя», написать памятку
4
Мир глазами географа. Глобус и географическая карта
Комбинированный
Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Уметь показать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
Фронтальный опрос
Регулятивные:
совместно с учителем формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:
уметь слушать товарищей, участвовать в диалоге.
12.09
С.22-29, вопросы «Проверь себя», задания 1, 2
5
Пояса Земли
Практическое применение знаний
Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приёмы чтения без плана, карты (без масштаба)
Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, равнины, моря, тепловые пояса.
Фронтальный опрос
Регулятивные:
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные:
делать выводы на основе обобщение знаний.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; высказывать свою точку зрения.
16.09
С.30-34, вопросы, задания 1, 2
6
Мир глазами историка
Комбинированный
Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Тест (10 мин)
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
уметь отстаивать свою точку зрения
19.09
С. 35-41, вопросы, задания 1,2
7
Когда и где? История – путешествиев глубь времён
Урок-игра
Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее яркие и важные исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фронтальный опрос
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
23.09
С.42-46, вопросы, здания 1,2
8
Прошлое и настоящее глазами эколога
Комбинированный
Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния
Уметь использовать приобретённые знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране
Тест (5 мин)
Регулятивные:
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
26.09
С.47-53, вопросы, с.52 «Подумай»
9
Сокровища Земли под охраной человечества
Комбинированный
Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе
Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.
Фронтальный опрос
Регулятивные:
работать по плану, сверять свои действия с целью.
Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи
30.09
С.54-62, вопросы, задания по выбору
10
Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)
Комбинированный
Охрана растительного и животного мира
Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу
Самостоятельная работа (10 мин)
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:
слушать других и уметь доказывать свои мысли
03.10
Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»
Природа России (11 часов)
11
Равнины и горы России
Экскурсия
Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина
Знать понятия «равнины», «горы».
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться работать по предложенному плану.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках (словари, энциклопедии и др.)Коммуникативные
доносить свою позицию до других, учиться уважительно относиться к позиции другого
07.10
С.64-71, вопросы «Проверь себя!», текст «Заповедники России» прочитать
12
Моря, озёра и реки России
Комбинированный
Водоёмы, их разнообразие, использование человеком
Знать виды водоёмов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы и равнины, моря, реки (без указания названий)
Тест (10 мин)
Регулятивные:
проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
уважительно относиться к позиции другого.
10.10
С.72-77, задание 4
13
Зона арктических пустынь
Комбинированный
Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь
Фронтальный опрос
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: отбирать необходимую информацию среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
14.10
С. 78-86, вопросы «Проверь себя», задание 2
14
Тундра. Природа тундры
Комбинированный
Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры
Фронтальный опрос
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
Познавательные: отбирать необходимую информацию среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
уметь делиться информацией с другими
17.10
С.87-97, задания 1,3(по вариантам)
15
Леса России
Урок-игра
Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса
Графический диктант
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости , исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России»
Комбинированный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным
Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изизученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Проверочная работа (15 мин)
Регулятивные:
определять и формулировать цель.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний. Делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из критериев
17.10
С.с.106-113, вопросы «Проверь себя», составить памятку
17
Зона степей
Комбинированный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степи
Фронтальный опрос
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: отбирать информацию среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
делиться информацией с товарищами, слушать других
21.10
С.114-122, задания 1,2
18
Пустыни
Комбинированный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни
Фронтальный опрос
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: отбирать информацию среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
работа в парах
24.10
С.122-131, ответы на вопросы, задания 1,2
19
У Чёрного моря
Комбинированный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья
Фронтальный опрос
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Познавательные:перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины событий и явлений.
Коммуникативные: слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения
28.10
С.132-140, задания 1,4
20
Экологическое равновесие
Комбинированный
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе
Работа с Красной книгой края
Регулятивные:
совместно с учителем формулировать учебную проблему.
Познавательные:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица и др.), читать вслух и про себя тексты, ставить вопросы, искать ответы.
Коммуникативные:
уметь работать в паре.
31.10
С.141-142, подготовить сообщение по проблеме
21
Обобщение по разделу «Природа России»
Урок-игра
Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных
Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране
Тест (10 мин)
Тематический
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний. Делать выводы на основе обобщения
07.11
Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своём родном городе (Пермь)»
Родной край – часть большой страны (12 часов)
22
Наш край
Комбинированный
Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
Знать название родного города.
Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде
Текущий
Регулятивные:
совместно с учителем формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, читать вслух и про себя тексты, ставить вопросы, искать ответы.
Коммуникативные:
слушать товарищей, задавать вопросы, искать ответы.
11.11
Устный рассказ «Мой край»
23
Поверхность нашего края
Экскурсия
Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, на карте)
Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
Текущий
Регулятивные:
высказывать свою версию урока.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:
уступать друг другу, слушать товарищей.
14.11
С.147-153, задания 1-3, вопросы «Проверь себя»
24
Водоёмы нашего края
Комбинированный
Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика)
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки
Графический диктант
Регулятивные:
определять успешность выполнения заданий.
Познавательные:
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения
18.11
С.154-158, вопросы, задание 2
25
Наши подземные богатства
Комбинированный
Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах
Текущий
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Читать вслух и про себя тексты учебника и при этом «вести диалог с автором», отделять новое от уже известного, выделять главное.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи
21.11
С. 159-170, вопросы, задание 3
26
Земля - кормилица
Комбинированный
Почва, её состав
Знать понятие «почва», состав воды и почв.
Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
Текущий
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию из разных источников. Читать вслух и про себя тексты учебника и при этом «вести диалог с автором», отделять новое от уже известного, выделять главное.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи
25.11
С.171-174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле
27
Жизнь леса. Лес – природное сообщество
Комбинированный
Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе.
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, приводить примеры разных групп растений и животных (2-3 представителя), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
Работа с красной книгой
Регулятивные:
проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица и др.), читать вслух и про себя тексты, ставить вопросы, искать ответы.
Коммуникативные:
читать и пересказывать текст, находить ответы на вопросы
28.11
С.175-182, вопросы, задание 3
28
Жизнь луга. Луг – природное сообщество
Комбинированный
Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе.
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, приводить примеры разных групп растений и животных (2-3 представителя), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
Графический диктант
Регулятивные:
проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица и др.), читать вслух и про себя тексты, ставить вопросы, искать ответы.
Коммуникативные:
читать и пересказывать текст, находить ответы на вопросы
02.12
С.182-190, вопросы, задание 5
29
Жизнь пресного водоёма
Урок-игра
Водоёмы, их использование человеком, охрана ( на примере наиболее распространённых водоёмов местности, края)
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни пресного водоёма, приводить примеры разных групп растений и животных (2-3 представителя), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
Текущий.
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться высказывать свои предположения на основе работы с учебником.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:
слушать друг друга, уметь высказать свою точку зрения
05.12
С.191-200, вопросы, задание 3
30
Растениеводство в нашем крае
Комбинированный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями
Тест (10 мин)
Регулятивные:
проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в рдзных формах (текст, таблица и др.), читать вслух и про себя тексты, ставить вопросы, искать ответы.
Коммуникативные:
читать и пересказывать текст, находить ответына вопросы
09.12
С.201-207, вопросы
31
Незаметные защитники урожая
Комбинированный
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за домашними животными
Фронтальный вопрос
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица и др.), читать вслух и про себя тексты, ставить вопросы, искать ответына вопросы.
Коммуникативные:
уметь договариваться с учителем и одноклассниками
12.12
С.208-213,вопросы, задание 3
32
Животноводство в нашем крае
Комбинированный
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным
Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять правила ухода за домашними животными
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями в учебнике.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
16.12
С.214-222, вопросы, задание 3
33
Обобщение по разделу « Родной край – часть большой страны»
Урок-игра
Родной город: название, основные достопримечательности.
Правила поведения в природе
Знать природные сообщества родного края.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Тест (10 мин)
Регулятивные:
учиться высказывать свои предположения на основе работы с учебником.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:
слушать друг друга, уметь высказать свою точку зрения
19.12
С.222, вопрос 4
Страницы всемирной истории (6 часов)
34
Начало истории человечества
Комбинированный
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени
Фронтальный опрос
Регулятивные:
совместно с учителем сформулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные:
новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Читать вслух и про себя тексты учебников, задавать вопросы, находить ответы.
Коммуникативные:
читать и пересказывать текст
23.12
С.4-7, вопросы, задания 1-3
35
Мир древности: далёкий и близкий
Комбинированный
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени
Фронтальный опрос
Регулятивные:
совместно с учителем сформулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, задавать вопросы, находить ответы
26.12
С.8-14, вопросы, задание 2
36
Средние века: время рыцарей и замков
Комбинированный
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Знать историю средних веков
Фронтальный опрос
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные:
читать вслух и про себя тексты учебников, задавать вопросы, находить ответы
С.15-21, вопросы, задания 1-3
37
Новое время: встреча Европы и Америки
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей Нового времени.
Уметь работать с географической картой
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
С.22-27, вопросы, задания 1,2
38
Новейшее время: история продолжается сегодня
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей новейшего времени.
Фронтальный опрос
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью.
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
С.28-32, вопросы, задание 3
39
Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»
Комбинированный
Счёт лет в истории. Человек – часть природы и член общества
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач
Тест (10 мин)
Перерабатывать информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в письменной форме
С.28-32, вопросы, задание 3
Страницы истории Отечества (20 часов)
40
Жизнь древних славян
Комбинированный
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиции людей в разные времена.
Знать название нашей родной страны, историю древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества
Фронтальный опрос
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные:
Перерабатывать информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
С.34-39, вопросы, задания 1-4
41
Во времена Древней Руси
Комбинированный
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиции людей в разные времена.
Знать название нашей родной страны, историю древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества
Фронтальный опрос
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
С.40-45, Вопросы, задание 2
42
Страна городов
Комбинированный
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиции людей в разные времена. Москва – столица России
Знать название нашей родной страны, историю древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества
Тематический
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью.
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
С.46-54, вопросы, задание 2 (по вариантам)
43
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.
Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фронтальный опрос
Регулятивные:
совместно с учителем сформулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
С.55-58, вопросы, задания
44
Трудные времена на Русской земле
Комбинированный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры
Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы
Фронтальный опрос
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
С. 59-64, вопросы, задание 2
45
Русь расправляет крылья
Комбинированный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры
Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
читать и пересказывать текст, находить ответы на вопросы
С.65-69, вопросы, задание 2
46
Куликовская битва
Комбинированный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры
Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы
Фронтальный опрос
Регулятивные:
совместно с учителем сформулировать цели урока Познавательные:
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
С.70-74, вопросы, задания 1,2
47
Иван Третий
Комбинированный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры
Знать реформы Ивана Третьего.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фронтальный опрос
Регулятивные:
работая по плану, сверять свои действия с целью.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные:
слушать других, относиться уважительно к позиции другого
С.75-81, вопросы, задания 1,2
48
Мастера печатных дел
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю книгопечатания на Руси.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Фронтальный опрос
Регулятивные:
проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других, читать вслух и про себя
С.82-86, вопросы, задание 2
49
Патриоты России
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать патриотов России.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других, читать вслух и про себя
С.87-93, вопросы
50
Пётр Великий
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох. Города России, Санкт-Петербург
Знать реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Тест (8 мин)
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями учебника.
Познавательные:
перерабатывать информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
делиться информацией с товарищами, уметь слушать других
С.94-100, вопросы, задания по вариантам
51
Михаил Васильевич Ломоносов
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю развития образования на Руси
Фронтальный опрос
Регулятивные:
работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других, читать вслух и про себя
С.101-104, вопросы
52
Екатерина Великая
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать реформы Екатерины Великой
Тематический
Регулятивные:
Высказывать свою версию учебной деятельности.
Познавательные:
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные:
доносить свою позицию до других
С.105-111, вопросы, задания 1,2
53
Отечественная война 1812 года
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.
Уметь работать с исторической картой
Фронтальный опрос
Регулятивные:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные:
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других
С.112-121, вопросы, задание 2
54
Страницы истории ХIХ века
Комбинированный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий).
Знать историю России XIXвека. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России
Фронтальный опрос
Регулятивные:
Работать по плану, предложенному учителем.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания из разных источников.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
С.122-126, вопросы, задание 2
55
Россия вступает в ХХ век
Комбинированный
Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Тематический
Регулятивные:
Совместно с учителем формулировать учебную проблему.
Познавательные:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других, читать вслух и про себя
Сс.127-135, вопросы, задание 2
56
Страницы истории 1920-1930-х годов
Комбинированный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Знать страницы истории России в 1920-1930-х годах.
Уметь описывать исторические события в начале ХХ века в России
Фронтальный опрос
Регулятивные:
определять и формулировать цель, проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
работая по плану, сверять свои действия с целью. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
С.136-139, вопросы, задание 2
57
Великая война и Великая Победа
Комбинированный
Государственные праздники (день Победы)
Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
уметь находить информацию в учебнике и других источниках.
Коммуникативные:уметь высказывать свою точку зрения и слушать одноклассников, уметь принимать другую точку зрения
С.140-146, вопросы, задание 2
58
Страна, открывшая путь в космос
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники.
Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой
Фронтальный опрос
Регулятивные:
высказывать свою версию учебной деятельности.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний, делать предварительный отбор информации.
Коммуникативные:
обмениваться с одноклассниками сведениями, полученными из разных источников, о правилах жизни людей в современном обществе
С.147-152, вопросы, задание 3
59
История вокруг нас
Комбинированный
Охрана памятников истории и культуры
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Тест (10 мин)
Тематический
Регулятивные:
работать по плану, предложенному учителем.
Познавательные:
перерабатывать информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
обмениваться с одноклассниками сведениями, полученными из разных источников, о правилах жизни людей в современном обществе
С.150, задание 2
Современная Россия (9 часов)
60
Основной закон России и права человека
Комбинированный
Человек – член общества. Россия (Российская Федерация)- наша Родина. Государственные праздники (День Конституции)
Знать государственные праздники, основной закон России.
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации
Фронтальный опрос
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах. Читать вслух и про себя, ставить вопросы к тексту и искать ответы.
Коммуникативные:
уважительно относиться к позиции другого
С.154-159, вопросы, задание 2
61
«Дети имеют право на особую защиту и помощь»
Комбинированный
Всенародные праздники, отмечаемые в России
Знать государственные праздники, основной закон России.
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
обмениваться с одноклассниками сведениями, полученными из разных источников, о правилах жизни людей в современном обществе
С.160-163, вопросы, задание 2 (по выбору)
62
Мы – граждане России
Комбинированный
Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание
Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и её столицы.
Уметь описывать традиции, обычаи народов, населяющих Россию
Тематический.
Тест (5 мин)
Регулятивные:
определять успешность выполнения своего задания.
Познавательные:
перерабатывать информацию; делать выводы на основе обобщения знаний. Обмениваться с одноклассниками сведениями, полученными из разных источников, о правилах жизни людей в современном обществе, традициях, обычаях разных народов России
С.164-167, вопросы, задания 1,2
63
Славные символы России
Комбинированный
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна
Знать государственную символику России.
Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага
Фронтальный опрос
Названия основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой.
Коммуникативные:
уметь слушать других и доносить свои сведения до одноклассников
С168-174, вопросы, задание 12
64
Такие разные праздники
Комбинированный
Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)
Знать государственные праздники.
Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России
Фронтальный опрос
Регулятивные:
учиться планировать учебную деятельность.
Познавательные:
знать важнейшие события , происходящие в современной России. Сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Коммуникативные:
обмениваться с одноклассниками сведениями, полученными из разных источников
С.175-179, вопросы, задание 2
65-67
Путешествие по России
Комбинированный
Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Охрана памятников истории и культуры
Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России ( родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране
Текущий.
Графический диктант
Регулятивные:
проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи
С.180-186, пересказ
С.187-194, пересказ
С.194-205, вопросы, задание
68
Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)
Урок-игра
Города России. Москва– столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Охрана памятников истории и культуры
Тест (10 мин)
Итоговый
Регулятивные:
проговаривать последовательность действий.
Познавательные:
ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
уметь высказывать свою точку зрения и слушать одноклассников, уметь принимать другую точку зрения