kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс, система Л.В.Занкова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учётом новых требований к стандартам второго поколения и нацелена на формировании УУД. Программа расчитана на учащихся 4-х классов, обучающихся по системе Л.В. Занкова. Программа содержит объяснительную записку. содержание работы, тематическое планирование, предметные и метапредметные результаты деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру (4 класс, система Л.В.Занкова)»










Рабочая программа

по окружающему миру для 4 класса

система Л.В.Занкова








Автор: Смородинова Елена Эдуардовна,

г. Комсомольск-на – Амуре,

Хабаровский край



2014г


Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Примерных программ начального общего образования, и авторской программы Н.Я. Дмитриевой по окружающему миру. Программа обеспечена учебником Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 и Рабочей тетрадью для 4 класса к учебнику «Окру­жающий мир» авторы: Н. Я.Дмитриева., А.Н. Казаков .- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом - «Федоров» 2013г.


Общая характеристика учебного предмета

В Федеральных государственных образо­вательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рас­сматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, геогра­фии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и по­следний предмет в школе, рисующий широ­кую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разрабо­танные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозмож­но воспитание у детей младшего школь­ного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, со­действуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат восприни­мать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика истори­ческого развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаи­мопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогаща­ются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добы­тыми человеком на каждом этапе его исто­рического развития.

Реализовать такое содержание может ин­тегрированный курс, основу содержания ко­торого составляют «Естествознание» (Чело­век и природа) и «Обществознание» (Чело­век и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание яв­лений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) слу­жит упорядочиванию того широкого и раз­нообразного содержания, которое характе­ризует интегрированный курс. Понять, почему в результате историчес­кого развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без есте­ственно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредствен­ного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приоб­щение его к ценностям гражданского обще­ства, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания эко­логической культуры, заботливого отноше­ния к природе.

Организация активной учебной деятель­ности школьников является главным усло­вием освоения предлагаемой ниже програм­мы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Толь­ко собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изу­чаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возмож­ности курса.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с миром, обществом и природой.

Учебный курс «Окружающий мир» приз­ван решать в системе общего развития уча­щихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную кар­тину мира с опорой на современные науч­ные достижения;

- на основе предметных знаний и уме­ний подвести учеников к осознанию при­чинно-следственных связей между приро­дой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающе­го мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач раз­вивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышле­ние, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного пове­дения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения; воспринимать проблему, выдвигать гипоте­зу, классифицировать, сравнивать, обоб­щать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с карта­ми, таблицами, схемами; добывать инфор­мацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать уст­ную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением инфор­мации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств лич­ности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

От 1 к 4 классу прослеживаются следую­щие взаимозависимости. Начальные предс­тавления о Космосе служат базой для пони­мания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развива­ется история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение чело­века из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

Этот подход к развитию содержания со­храняется во 2 классе, в котором на пер­вый план выступает неживая и живая при­рода. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Зем­ли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса об­разования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и раз­витие живых организмов, то есть биосферы.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследова­тельскую деятельность школьников, вклю­чая в непосредственные наблюдения, опы­ты, эксперименты, в непосредственное об­щение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения це­лого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движе­ния содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осу­ществляется на основе сочетания мироведе-ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целост­ность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизи­рует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рас­сматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занко­ва, все более и более густую сетку. Предме­тами осмысления учеников становятся веч­ное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и яв­лений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из челове­ческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к мест­ным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообра­зен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Посте­пенно человек накапливал достаточно зна­ний, чтобы отвечать на возникающие воп­росы.

Взаимозависимость теоретического и эм­пирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содер­жании следующих линий: 1) история отк­рытия и познания природы Земли; 2) раз­витие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в истори­ческую память народа.

Широкая содержательная область, кото­рая представлена в учебниках «Окружа­ющий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, соз­давая условия для формирования универ­сальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувствен­ную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происхо­дит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как са­мостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, ин­дивидуальной) позволит к концу начально­го обучения достичь тех результатов в фор­мировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

Место предмета « Окружающий мир » в учебном плане

На предмет «Окружающий мир» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов, 35 учебных недель.

Согласно календарному графику, установленному приказом директора гимназии будет выдано 70 часов, Из них 2 часа будут отведены на создание проектов по предмету

Количество часов в неделю -2;

Количество часов в 1четверти- 18;

Количество часов во 2 четверти-14;

Количество часов в 3 четверти- 20;

Количество часов в 4четверти -18




Результаты изучения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:


– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры


Обучающийся получит возможность для формирования:


– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения задач;

– адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия



Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане


Обучающийся получит возможность научиться:


– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия


Познавательные:

Обучающийся научится:


– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаков--символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика,

область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии


Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причино-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач


Коммуникативные:

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате

Обучающийся получит возможность научиться:


– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности


Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:


– описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществлять классификацию изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам;

Обучающийся получит возможность научиться:

– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

– различать прошлое, настоящее, будущее.

Человек и общество

Обучающийся научится:

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событии на«ленте времени»; пользоваться историческими картами;

– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). – проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее

лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

– использовать естественно-научные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) в целях поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы;

– использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт,в т.ч. (при возможности) и медиаресурсы;

– использовать готовые модели (глобус, карта,план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные); – различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве;

– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края


Обучающийся получит возможность научиться:


– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов;

– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и подручных средств;

– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;

– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья,

осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

– соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях (см. программу);

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Человек и общество

Обучающийся научится:


– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

– узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

– используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

– проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе в целях поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

– осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления)


Обучающийся получит возможность узнать


– об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К.Жуков, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев;

– об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края








Тематический план



Название разделов

Количество часов



Всего

Из них практических работ

Из них проверочных работ

1

Человек и мир, созданный им

5

4

1

2

Наши соседи на Западе

16

6

2

3

Преобразования в России

10

4

1

4

Разнообразие природы Земли

7

5

1

5

События XIX-XX веков

10

2

2

6

Человек и природа

10

1

1

7

Современная Россия

10

0

1


Всего:

68

22

9







Содержание программы


4 класс (68 часов)




Человек и окружающий мир (21 час)


Человек и природа

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения. Человек познает самого себя. Клетка –

основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).


Преобразования в России (10 часов)


Человек и общество

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву).

М.В. Ломоносов основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Человек и природа

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война1812 г. М.И. Кутузов. План местности.

Практические работы.

Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа.

Петербург – один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).


Мир человека в Новое время (27 часов)


Человек и природа

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

Человек и общество

События в России в начале ХХ века

Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941–1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Сельское хозяйство: растениеводство ,животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России. Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы

Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа.

Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей.)


Современная Россия (10 часов)


Человек и общество

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица государства. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства соседи России. Россия – многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Краеведение (в течение года). Родной край – часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей.







Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Работа с терминами

Вид контроля

Планируемый результат обучения (УУД)

ЦОР

Человек и мир, созданный им -5ч

1

03.09

Условия современной жизни. Природа и человек. Пр/р Осенние работы на пришкольном участке

Интернет

Окружающий мир

с/к

в/к



– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;



2

06.09

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

первопроходцы

с/к,

в/к

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Живая и неживая природа»

3

10.09

Клетка - как мельчайшая частица живого организма. Пр/р Рассматривание клетки под микроскопом;


Клетка целитель

Заповедь

ядро

цитоплазма

эпителий

с/к

СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника

4

13.09

Рост и развитие организма. Режим дня. Пр/р Составление

комплекса упражнений утренней гимнастики;

Режим дня

релаксация



5

17.09

Лекарственные растения. Пр/р Изучение внешнего вида лекарственных растений.

Лекарственные растения

Проверочная работа по теме «Человек и мир, созданный им»

Презентация «Лекарственные растения Хабаровского края»

Наши соседи на Западе – 16ч

6

20.09

Условия жизни европейцев в средние века. Эпидемии и борьба с ними.

Эпидемия оспа

Холера

в/к

с/к,


– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– принимать и сохранять учебную задачу;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;


СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника

7

24.09

Осанка.

Пр/р; Наблюдение за

работой мышц и их утомляемостью.

Мышцы

Мимика лица


8

27.09

Тело человека: опорно-двигательная система.

Опорно-двигательный аппарат

с/к

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 кл.»

9

01.10

Скелет человека.


Скелет

Кости черепа

в/к


10

04.10

Мышцы тела. Мимические мышцы.

Мимика бицепс



11

08.10

Жизнь людей в средневековом городе Европы.

Средневековье

с/к

Презентация «Средние века»

12

11.10

Расширение знаний о Земле.


с/к

в/к

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;


13

15.10

Открытие Америки Христофором Колумбом

.Пр/р Работа с картой.

Кругосветное путешествие

с/к

в/к

СD Видеофильм «Великие открытия»

14

18.10

Кругосветное

плавание Фернана Магеллана

.Пр/р Работа с картой.

Кругосветное путешествие

с/к

в/к


15

22.10

Представление о странах мира, о разных народах,

об их культуре и особенностях быта.

Быт

культура

Проверочная работа по теме «Наши соседи на Западе»


16

25.10

Исследовательская работа. Открытие Америки, ее

природа, население.


с/к


СD Видеофильм Устройство Вселенной

2ЧЕТВЕРТЬ

17

29.10

Открытие науки. Устройство Вселенной.

Вселенная

Космос гелиоцентрическая система

с/к

в/к

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;


18

31.10

Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов.

Пр/р рассматривание капли сенного настоя под микроскопом.

Микроскоп

микроорганизмы

с/к

в/к


СD

Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника

Тесты

19

12.11

Правила здорового

образа жизни: правила гигиены, режим

труда и отдыха, физкультура и спорт.


с/к

в/к

20

15.11

Кожа. Пр/р Строение и функции кожи.

эпителий

с/к

21

19.11

Пр/р Оказание первой помощи при ушибах и порезах

Гигиена

Термо

термометр

Проверочная работа по теме «Наши соседи на Западе»


Преобразования в России-10ч

22

22.11

Преобразования в России при Петре I. Реформы

реформа

с/к

в/к


– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения задач;


– адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;


– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика,

область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач


– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Презентация «Реформы Петра»

23

26.11

Строительство Санкт-Петербурга. Исследовательская работа.

Петербург – один из прекраснейших городов мира

Верфь

Цитадель

Адмиралтейство

Эрмитаж


с/к

в/к

СD Видеофильм «Санкт-Петербург»

24

29.11

Становление российской науки

Учёная степень

МГУ

с/к

СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника

25

03.12

Горное дело: горные породы и минералы.

Пр/р Определение состава и свойств полезных ископаемых

Минералогия

Минералы

Магматические

Осадочные

Метаморфические породы

с/к

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы

26

06.12

Горючие полезные

ископаемые Люди, занятые горным делом.

Пр/р Работа с коллекциями горных пород и минералов

Магматические

Осадочные

Метаморфические породы

с/к

в/к

СDПрограммно-методический комплекс «Академия младшего школьника Тесты

27

10.12

Полезные ископаемые родного края.

Пр/р Работа с физической картой России


с/к

Презентация «Полезные ископаемые

Х/ края»

28

13.12

Экскурсия в минералогический музей п. Солнечного Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.

Минералогия

минералы



29

16.12

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов.

Фельдмаршал

Генералиссимус


Проверочная работа по теме «Преобразования в России»

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Презентации детей «А.В.Суворов»

30

19.12

Отечественная война

1812 г. М.И. Кутузов.

Военный совет

Флагманский корабль

с/к

в/к

Презентация «Война 1812г»

31

24.12

План местности.

Пр/р Составление плана комнаты.

План местности

Топография

с/к

в/к


Разнообразие природы Земли - 7ч

32

27.12

Северные Земли России.


в/к



3четверть

33

13.01

Открытие Австралии.

Пр/р Работа с картой

Материк


– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в–

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;


– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;


– контролировать действия партнера;


– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате


Презентация «Мир Австралии»

34

16.01

Открытие Антарктиды. Пр/р Работа с картой

Метеорологическая станция


Презентация «Освоение Антарктиды»

35

20.01

Дальний Восток России Пр/р Работа с картой

Дальневосточники


Презентация «Дальний Восток России»

36

23.01

Природные зоны гор.

Горная цепь


СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника

37

27.01

Особенности природы России . Проверочная работа по теме Разнообразие природы Земли

Заповедники

заказники

Проверочная работа по теме Разнообразие природы Земли

38

29.01

Пр/р Работа с картой Особенности природы России в сравнении с природой других материков




События XIX –XX веков -10ч

39

3.02

Развитие промышленности. . Развитие науки и техники

Промышленное производство



– задавать вопросы;

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;


– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;


-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;


40

5.02

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы человека

Рефлекс

Нервы

Нервная система


Презентация « Нервная система»

41

10.02

Нервная система и органы чувств.

Нервные окончания


Презентация « Нервная система»

42

13.02

Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях Пр/р Первая помощь при кровотечениях

Капилляры

Вены

Кровеносные сосуды


Презентация « Кровь»

43

17.02

Проверочная работа по теме « Организм человека» Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей

Экология

Проверочная работа по теме « Организм человека»


44

20.02

Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Ликвидация

Ликбез

СССР


Презентация

« Образование СССР»

45

24.02

Великая Отечественная война (1941–1945).

Отечество

Пак о ненападении


– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;


Презентация «Великая Отечественная война»

46

27.02

Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны.

Конвенция

Второй фронт

Герой Советского Союза


Презентация «Великая Отечественная война»

47


Век научных открытий.



48

3.03

Проверочная работа по теме «События XIX –XX веков -10»


Проверочная работа по теме «События XIX –XX веков -10»

Человек и природа 10ч

49

6.03

Работа над ошибками. Охрана природы. Красная книга России . Заповедники и национальные парки.

экологические проблемы

заповедники

парки природы


– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

50

10.03

Дыхательная система.

Пр/р Определение количества дыхательных движений в минуту

Трахея

Лёгкие

пульс


– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

51

13.03

Болезни дыхательных путей и их профилактика



Презентация « Органы дыхания»

52

17.03

Сельское хозяйство: животноводство

Селяне

горожане



53

20.03

Сельское хозяйство: растениеводство

Отрасль




4четверть (18часов)

54

3.04

Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Комбайнёры

Полеводы

агроном

хлеборобы


учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– задавать вопросы;

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;


СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника Тесты

55

7.04

Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье.

.пищеварение


56

10.04

Гигиена ротовой полости и зубов.

кариес


Презентация « Моё здоровье»»

57

14.04

Выделительная система и ее значение для организма.

Выделительная система


58

17.04

Проверочная работа по теме «Человек и природа» Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки


Проверочная работа по теме «Человек и природа»

Современная Россия (10 часов)

59

21.04

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Москва – столица государства



– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;


– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;


– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;


– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;


– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;


– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;


Видеофильм « МОЯ РОДИНА -РОССИЯ»

60

24.04

Государственная символика России:

геральдика


CD Гимн РФ

61

28.045.05

Конституция – Основной закон Российской Федерации..Государственное устройство.

Конституция

Депутаты

Государственная Дума


Презентация «Конституция России -основной закон страны»

62

8.05

Экскурсия на Мемориал Славы города. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества

Памятники культуры



63

12.05

Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.

нравственность



64

15.05

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками



Презентация «Государственные праздники России»

65

19.05

Россия на карте, государственная граница России. Проверочная работа по теме «Современная Россия»

Пограничники

Государственная граница. рубеж

Проверочная работа по теме «Современная Россия»

Презентация «Россия на карте мира»

66

22.05

Россия – многонациональное государство.

Многонациональное государство



67

26.05

Государства соседи России. Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России

Суверенитет религия


СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника Тесты

68

29.05

Экскурсии в краеведческий музей. Родной край: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.



– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером






Учебно-методические средства обучения


1. Работа по данному курсу обеспечива­ется УМК, а также дополнительной ли­тературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружа­ющий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­тельский дом «Федоров».2010г.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окру­жающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров», 2013г., Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методи­ческие рекомендации к курсу «Окружаю­щий мир», 3-4 класс. - Самара: Издатель­ство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».


2. Дидактический материал

- аудиозаписи в соответствии с програм­мой обучения;

- мультимедийные (цифровые) образова­тельные ресурсы, соответствующие те­матике программы по окружающему миру

Академия младшего школьника: 1–4 класс. Программно-методический комплекс

Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками. Программно-методический комплекс;

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Программно-методический комплекс;

Наглядные пособия:

- натуральные: гербарии, коллек­ции минералов и горных пород, скелет че­ловека, скелет любого млекопитающего;

- изобразительные:- муляжи плодов, животных и отдель­ных органов человека;

- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем орга­нов, внешнего и внутреннего строения чело­века, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, тел­лурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта при­родных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»; самодельные наглядные пособия;


3. Оборудование и приборы:

Комплект интерактивного оборудования (интерактивная доска + проектор)

Графический планшет Smart WS200

Ноутбук учителя RAYbook Si142 с программным обеспечением

Ноутбук ученика с программным обеспечением:

- ученические двухместные сто­лы с комплектом стульев;

- стол учи­тельский с тумбой;

- шкафы для хране­ния учебников, дидактических материа­лов, пособий и пр.;

- классная доска

- телевизор

-магнитофон;

- сканер

- принтер лазерный

Интернет-сайты

http://festival.1september.ru/articles/518409/

http://www.zankov.ru/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

http://school-collection.edu.ru/catalog/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру (4 класс, система Л.В.Занкова)

Автор: Смородинова Елена Эдуардовна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства