Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Жилёвская средняя общеобразовательная школа»
Ступинского муниципального района Московской области
Утверждаю
«01» сентября 2014г.
Директор школы
_________ Рассказова Г.М.
Рабочая программа по окружающему миру
(базовый уровень)
Составитель: Савельева Валентина Алексеевна,
учитель начальных классов
2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» создана на основе примерной программы, программы «Окружающий мир» (авт. О.В. Федотовой и др.), в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников. Рабочая программа предлагает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественно-научных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены ФГОС, примерной программой и представлены в рабочей программе разделами: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа», «Природа и её сезонные изменения», «Наша Родина - Россия».
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребёнок ещё до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идёт по единому плану: неживая природа - растения - животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) - труд человека - образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами 1-го курса обучения являются: формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
Ещё одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, метрическим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения образования в основной школе.
Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:
- формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;
- личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
- развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В соответствии с базисным планом, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в первом классе отводится 66 часов в год, 2 часа в неделю.
2. Планируемые результаты освоения программы
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников первого класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
- бережное отношение к природе, культуре родного края.
У первоклассника могут быть сформированы:
- желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание важности сохранения своего здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
- принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
- действовать согласно плану, составленному учителем;
- оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Первоклассник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
- попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
- пользоваться простыми условными обозначениями.
Первоклассник получит возможность научиться:
- осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
- классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Первоклассник получит возможность научиться:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты
Первоклассник научится:
- выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
- определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
- сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
- различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
- называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных; различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем, и на примере своей местности);
- сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
- различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
- называть части тела человека;
- характеризовать признаки времён года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
- участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Первоклассник получит возможность научиться:
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
- следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения о достопримечательностях родного города (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
- осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
- понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.
Система оценки достижения планируемых результатов
В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:
- ориентация образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных):
- взаимосвязь системы оценки и образовательного процесса:
- участие в оценочной деятельности самих учащихся, формирование у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, освоение эффективных средств управления своей учебной деятельностью, развитие самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первых классах устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:
- устный опрос;
- письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;
- тестовые диагностические задания;
- графические работы (рисунки, схемы);
- комплексные работы, проверяющие достижение первоклассниками запланированных результатов за определенный период времени (четверть, полугодие, год).
В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее оценку «зачёт/незачёт». В конце изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является выполнение тестовых заданий.
Итоговое оценивание проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
3. Тематическое планирование
Раздел | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Наблюдения как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. | 8 |
2 | Живая природа. | 10 |
3 | Природа и её сезонные изменения. | 38 |
4 | Наша Родина - Россия. | 10 |
Всего: | 66 |
Практические работы, экскурсии | Номера уроков |
Практические работы за год - 5 | 1.5; 1.6; 2.7; 2.10; 3.23; 3.16 |
Экскурсии - 3 | 3.2; 3.18; 4.10 |
4. Содержание учебного предмета
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
5. Материально-техническое обеспечение
1. Окружающий мир. 1 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
2. Окружающий мир. 1 класс. Электронный учебник (CD) / Г.В. Трафимова. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
3. Окружающий мир. 1 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
4. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
5. Итоговая комлпексная работа на основе единого текста. 1 класс. Рабочая тетрадь / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.
6. Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 1 класс, Издание 2е, дополненное, МОСКВА, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.
6. Календарно- тематическое планирование (см. приложение)
7. Литература
1. «Перспективная начальная школа» Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009, стр 121-128.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 20013.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 20013.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 20013.
5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2009.
СОГЛАСОВАНО
«______»________2014г.
Зам. директора по УР
Губина М.А.
Согласовано
Руководитель ШМО нач. классов
«___ »________________2014г.
______________ Антонова И.М.
10