kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса автор Р.Н.Бунеев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании ФГОС и авторской программы по литературному чтению Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева 2011год изд-во БАЛАСС

Целью изучения литературного чтения в начальной школе является – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать.

Для достижения поставленной  цели изучения литературного чтения решаются следующие задачи:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса автор Р.Н.Бунеев »



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красноткацкая средняя школа» Ярославского муниципального района

Утверждена

Приказ №______

от__________20_____года

Директор школы ___________ Мухина М.П.



Рабочая программа

По ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Для 3 «В» класса

Учитель: РУЗАНОВА Н.Н.

(высшая категория)





2014


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании ФГОС и авторской программы по литературному чтению Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева 2011год изд-во БАЛАСС

Целью изучения литературного чтения в начальной школе является – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Для достижения поставленной цели изучения литературного чтения решаются следующие задачи:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета


В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. В учебниках принцип идейно художественной значимости достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю, что при 35 учебных неделях составляет 140 часов в год

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Содержание учебного предмета


Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Круг детского чтения

Прощание с летом Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...» Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил...» Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...» Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

О весна, без конца и без краю...» Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.


2. Техника чтения


На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

3 класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.


3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.


4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

5. Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений

(какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрыв- ков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Чтение

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст (описание, отзыв).

Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.

Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Тематическое планирование

№ урока

Дата по плану

Количество часов

Тема урока

Раздел 1. Прощание с летом. 6 часов

1


1

Знакомство с учебником. Стихи – веселые, интересные собеседники. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»

2


1

Чем можно гордиться? Знакомство с произведением В. Драгунского «Англичанин Павля». Самостоятельное чтение текста

3


1

Особенности создания характера в юмористическом произведении. Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

4


1

Изображение «взрослой» жизни дяди Федора, Матроскина и Шарика. Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Деление на части и озаглавливание.

5


1

Художественные особенности сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

6


1

Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Стихи К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»

Раздел 2. Летние путешествия и приключения 19 часов

7


1

Введение в раздел. Стихотворение Ю.Кима «Отважный охотник». Определение темы и главной мысли произведения.

8


1

Приключения изыскателей. Глава 1 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». Деление на части и составление цитатного плана.

9


1

Приключения изыскателей. Главы 2- 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». Определение микротемы текста. Произведения о приключениях.

10


1

Какие они - настоящие изыскатели? Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». Формулирование личной оценки с привлечением текста.

11


1

Отличительные черты образа настоящих изыскателей. С. Голицын «Сорок изыскателей»

12


1

Повесть о летних путешествиях

(Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

13


1

Отличительные признаки жанров: рассказ и повесть. Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы».

14


1

Во что верят и играют мальчишки? (Глава 8 из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») Образ героя, портрет, детали биографии, черты характера, речь и отношение автора. Выразительное чтение текста

15


1

Знакомство с героями и местом действия. Глава 13 из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

16


1

Во что верят и играют мальчишки? Главы из романа М Твена «Приключения Тома Сойера». Пересказ подробный и выборочный.

17


1

Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

18


1

Знакомство с жанром «быль». Тема нравственности в отношении к старшим. Рассказ-быль Б. Емельянова «Игра».

19


1

Работа с текстом. Подробный пересказ по плану рассказа Б. Емельянова «Игра».

20


1

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. К. Паустовский «Кот-ворюга». Оценка события героев произведения. Понятия: герой, персонаж, рассказчик, автор.

21


1

Портрет кота ворюги К. Паустовский «Кот-ворюга». Характеристика героя. Определение темы и главной мысли (идеи) произведения.

22


1

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. К. Паустовский «Жильцы старого дома». Высказывания оценочных суждений.

23


1

Характеры персонажей. К. Паустовский «Жильцы старого дома». Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

24


1

Обобщение по разделу 2. Различение жанров произведения: повесть, рассказ. Проверочная работа №1 по теме «Летние путешествия и приключения».

25


1

Обучающее сочинение –повествовательного характера с элементами описания №1 по теме «Мои летние впечатления».

Раздел 3. Природа летом. 9 часов.

26


1

Создание образа природы в лирическом стихотворении. С. Есенин «С добрым утром!», Б. Пастернак «За поворотом», Б. Пастернак «За поворотом»

27


1

Краски и звуки лета в произведении А. Чехова «Степь»

28


1

Картины летней природы. М. Пришвин «Золотой луг»

29


1

Описание раннего летнего утра в повести А. Н. Толстого «Детство Никиты» (глава «В купальне»).

30


1

Описание силы летней грозы образными средствами языка в главе «Стрелка барометра» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»

31


1

Картины летнего дня в произведении И. Бунина «Розы»

32


1

Знакомство с новым жанром: стихотворение в прозе И. Тургенев «Голуби».

33


1

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка».

34


1

Обобщение по разделу 3 «Природа летом» Проверочная работа № 2.

Раздел 4. Уроки и переменки. 13 часов

35


1

Изображение необычной школы в произведении Э. Успенского «Школа клоунов» (фрагмент). Знакомство с героями книги.

36


1

Необычные уроки в необычной школе в произведении Э. Успенского «Школа клоунов». Первый день занятий.

37


1

Необычные уроки в необычной школе в произведении Э. Успенского «Школа клоунов». Второй день занятий.

38


1

Урок-практикум. Удивительная перемена. Стихотворение Б. Заходера «Перемена».

39


1

Тема взаимопомощи одноклассников в книге Г. Куликова «Как я влиял на Севку».

40


1

Работа по составлению характеристики главного героя – Севки. Г. Куликов «Как я влиял на Севку».

41


1

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Знакомство с повестью.

42


1

Основные черты характера главного героя в повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

43


1

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста. «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав?»

44



1

Письмо сочинения о школе по заданной теме.

45



Путь в Страну невыученных уроков. Б. Заходер «Вредный кот»

46



1

Обобщение по разделу 4 «Уроки и переменки». Проверочная работа № 3.

47


1

Книги о сверстниках, о школе. Внеклассное чтение по разделу 4.

Раздел 5. «Глухая пора листопада» 8 часов.

48


1

Образ осени в лирических стихотворениях А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф.И. Тютчева

49


1

Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева) Работа над выразительным чтением

50


1

Создание образа осени в прозаическом произведении К. Г. Паустовского «Мой дом». Составление плана

51


1

Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

52


1

Изображение прихода зимы. К. Паустовский «Прощание с летом». С. Есенин «Нивы сжаты». Знакомство с произведением.

53


1

Работа над текстом К. Паустовского «Прощание с летом»

54


1

Обобщение по разделу «Глухая пора листопада..» Проверочная работа № 5.

55


1

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.

Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил..» 18 часов.

56


1

Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

57


1

Уроки анималистической русской народной сказки «Кот и лиса»: побеждают не силой, а умом.

58


1

Знакомство с бытовыми сказками. (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») ответ на вопрос: Чему учит сказка?

59


1

Сравнительная характеристика образов главных героев бытовых сказок «Никита-Кожемяка», «Как мужик гусей делил».

60


1

Мир волшебной сказки. (Стихотворение Дж. Р. Р. Толкина «еще не выстыл сонный дом», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

61


1

Мир волшебной сказки. (Стихотворение Дж. Р. Р. Толкина «еще не выстыл сонный дом», арабская сказка «Синдбад-Мореход») Составление характеристик героев.

62


1

Торжество справедливости в сказках. Ш. Перро «Ослиная шкура».

63


1

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») Состав плана.

64



1

Настоящие чувства в сказочных происшествиях. Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Выразительное чтение сказки.

65


1

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Подробный пересказ.

66


1

Уроки сказочной повести. Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Составлять вопросы по содержанию.

67


1

Уроки сказочной повести. Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Составление цитатного плана 5 главы.

68


1

Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»). Работа с русскими народными пословицами.

69


1

Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»). Инсценирование.

70


1

Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Сравнение народных и литературных сказок

71


1

Обобщение по разделу 6 «И кот ученый свои мне сказки говорил». Проверочная работа № 6.

72


1

Внеклассное чтение по разделу 6. «…И кот ученый свои мне сказки говорил».

73



1

Обучающее сочинение. Подготовка к сочинению сказки.

Раздел 7. «Поет зима, аукает» 12 часов.

74


1

Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») Знакомство с названием раздела.

75


1

«Подарки» зимы. Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»). Работа над выразительным чтением стихотворения.

76


1

Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»

77


1

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»). Работа над средствами художественной выразительности.

78



1

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапо- гах»

79


1

Усиление личных впечатлений о зиме с помощью образных средств языка в стихотворениях. Пастернак «Снег идет», Д. Самойлов «Город зимний».

80


1

Зимние впечатления. Стихотворение А. Башлачёва

«Рождественская». Работа над выразительным чтением.

81


1

Изображение суровых законов зимнего леса. (В. Бианки «По следам») Работа по составлению плана.

82


1

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») Составление цитатной характеристики главного героя.

83


1

Обобщение по разделу 7. «Поет зима, аукает…» Проверочная работа № 7.

84


1

Обучающее сочинение на тему «Новогодняя ночь»

85


1

Внеклассное чтение по итогам чтения произведений о зиме

Раздел 8. Животные в нашем доме. 9 часов

86


1

Тема нравственного отношения человека к животным. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира

«Морская собака»

87


1

У каждого – своё место в природе. О нравственном отношении человека к животным. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».

88


1

У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»). Характеристика главных героев.

89


1

Замечательные собаки. (Ю. Коринец «Ханг и Чанг», В. Драгунский «Дымка и Антон»). Самостоятельное чтение и составление плана.

90


1

Замечательные собаки. Сравнительный анализ образов героев рассказов В. Драгунского «Дымка и Антон», Ю. Коринца «Ханг и Чанг».

91


1

Особенности создания образа главного героя в рассказе Ю. Коваля «Капитан Клюквин».

92


1

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»). Деление текста на части и озаглавливание.

93


1

Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)

94


1

Обобщение по разделу 8 «Животные в нашем доме». Проверочная работа № 8.


Раздел 9. Мы с мамой и папой. 12 часов

95


1

Особенности взаимоотношений детей и родителей в юмористических стихотворениях Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

96


1

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)

97


1

Тема взаимоотношения мамы и ребенка в произведениях Ю. Коринца «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном».

98


1

Анализ поступков героев с целью выявления их мотивов. И. Дик «Красные яблоки»

99


1

И. Дик «Красные яблоки». Деление текста на части, составление плана.

100


1

В. Драгунский «Девочка на шаре». Самостоятельное чтение текста, определение темы произведения.

101


1

Тема взаимопонимания детей и взрослых. В. Драгунский «Девочка на шаре».

102


1

Счастье общения близких людей – отца и сына в произведении С. Маршака «Хороший день».

103


1

Тема воспитания детей в юмористическом произведении В. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Составление цитатного плана.

104


1

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». Пересказ текста

105


1

Внеклассное чтение по разделам 8 и 9.

106


1

Обобщение по разделу 9 « Мы с мамой и папой». Проверочная работа № 9.

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца» 9 часов.

107


1

Тема влияния музыки на человека в стихотворении О. Мандельштама «Рояль». Отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы».

108


1

Тема рождения музыки в рассказе К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

109


1

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Создание словесного портрета главных героев.

110


1

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

111


1

Сказка о маленьком Моцарте.

Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»

112


1

Г. Цыферов. «Тайна запечного сверчка». Подбор заглавия рассказа

113


1

Тема силы влияния на людей искусства слова-литературы в произведении В. Драгунского «Независимый Горбушка».

114


1

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»). Определение идеи произведения.

115


1

Обобщение по разделу 10 «Наполним музыкой сердца». Проверочная работа.

Раздел 11. День смеха. 4 часа

116


1

Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»

117


1

Сравнительный анализ героев обладающих чувством юмора и не имеющих его. В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Составление плана.

118


1

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»). Пересказ текста.

119


1

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)

Раздел 12. «О, весна, без конца и без краю…» 8 часов

120


1

Введение в раздел. Как приходит весна. Прогнозирование содержания. Чтение стихотворения А. Макаревича «Снег...».

121


1

Особенности изображения прихода весны в лирических стихотворениях А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...».

122


1

Озорные стихи о весне. Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», Саши Чёрного «Зелёные стихи».

123


1

Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты»)

124


1

Изображение картин весны с помощью образных средств языка. Стихотворение Б. Окуджавы «Весна».

125


1

Обобщение по разделу «О, весна, без конца и без краю…».

126


1

Проверочная работа № 11-12

Раздел 13. День победы. 5 часов

127


1

Героизм русских людей в великой отечественной войне в произведении А. Ахматовой «Памяти друга».

128


1

Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»). Чтение текста про себя.

129


1

Стихи о войне. В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», «Звезды», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».

130


1

Внеклассное чтение по разделу 13 «День победы».

Раздел 14. Родная земля. 6 часов.

131


1

Тема любви к Родине в произведении К. Паустовского «Бескорыстие».

132


1

Тема любви к своей малой Родине. В. Бахревский, Г. Цыферов «Дубенка». Подготовка к пересказу.

133


1

Любовь к Отечеству в стихотворении Б. Окуджавы «Песенка об Арбате».

134


1

Создание образа Руси с помощью изобразительных средств языка в произведениях Н. Гоголя «Мертвые души» (отрывок), И.С. Тургенева «Русский язык».

135


1

Образ счастливого детства в произведении С. Козлова, Г. Цыферова «Где живет солнце?».

136


1

Внеклассное чтение по разделу «родная земля».

Раздел 15. Повторение

137


1

Проверка навыков чтения вслух и про себя.

138


1

Повторение по курсу. Тест.

139


1

Итоговая контрольная работа.

140


1

Урок-игра «По страницам любимых произведений»




















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу литературное чтение

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОГРАММА: Программа образовательной системы «Школа 2100». Авторская программа: Русский язык /Е.В. Бунеева – Москва, БАЛАСС, 2011.

УЧЕБНИК:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» (2 части). – М.: Баласс, 2014.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению, к учебнику «В одном счастливом детстве». – М.: Баласс, 2014.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Уроки литературного чтения в 3 -м классе по учебнику «В одном счастливом детстве». Методические рекомендации для учителя. Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова. – Изд. 3-е, перераб. - М.: «Баласс», 2014.

  2. Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.

  3. Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

- компьютер;

- интерактивная доска.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса автор Р.Н.Бунеев

Автор: Рузанова Надежда Николаевна

Дата: 27.07.2015

Номер свидетельства: 223638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства