Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса автор Р.Н.Бунеев
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса автор Р.Н.Бунеев
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании ФГОС и авторской программы по литературному чтению Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева 2011год изд-во БАЛАСС
Целью изучения литературного чтения в начальной школе является – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Для достижения поставленной цели изучения литературного чтения решаются следующие задачи:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса автор Р.Н.Бунеев »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноткацкая средняя школа» Ярославского муниципального района
Утверждена
Приказ №______
от__________20_____года
Директор школы ___________ Мухина М.П.
Рабочая программа
По ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Для 3 «В» класса
Учитель: РУЗАНОВА Н.Н.
(высшая категория)
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании ФГОС и авторской программы по литературному чтению Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева 2011год изд-во БАЛАСС
Целью изучения литературного чтения в начальной школе является – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотногочитателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Для достижения поставленной цели изучения литературного чтения решаются следующие задачи:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общаяхарактеристикаучебногопредмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линииразвитияучащихсясредствамипредмета.
Линии,общиескурсомрусскогоязыка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии,специфическиедля курса«Литературноечтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематическийпринцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. В учебниках принципидейнохудожественнойзначимости достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнегочтениядетей, и уроки внеклассногочтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принципцелостноговосприятияхудожественногопроизведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формированиятипаправильнойчитательскойдеятельности(технологияпродуктивногочтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формированиятипаправильнойчитательскойдеятельности(технологияпродуктивногочтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановкацелейурока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
IIэтап.Работа стекстом вовремячтения.
1.Первичноечтениетекста.Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседапосодержаниювцелом.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
IIIэтап.Работа стекстомпослечтения.
1.Концептуальная(смысловая)беседапотексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомствосписателем.Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.(Творческие)задания,опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание местаучебногопредмета вучебномплане
На изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю, что при 35 учебных неделях составляет 140 часов в год
Описание ценностныхориентировсодержания учебногопредмета
Ценностьжизни– признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценностьдобра– направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести идостоинствакак основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красотыигармонии– основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность трудаитворчества.Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма.Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества.Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
– эмпатия – умение осознавать и определятьэмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение восприниматькрасоту природы, бережно относитьсяко всему живому; чувствоватькрасоту художественного слова, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;
– любовь иуважениек Отечеству, его языку, культуре, истории;
– пониманиеценности семьи, чувствауважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении;
– наличиесобственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентацияв нравственном содержании и смысле поступков –
своих и окружающих людей;
– этическиечувства– совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
– самостоятельно формулироватьтему и цели урока;
– составлятьпланрешения учебной проблемы совместно с учителем;
– работатьпо плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатыватькритерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ПознавательныеУУД:
– вычитыватьвсе виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоватьсяразными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоватьсясловарями, справочниками;
– осуществлятьанализ и синтез;
– устанавливатьпричинно-следственные связи;
– строитьрассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
КоммуникативныеУУД:
– оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватноиспользоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;
– слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задаватьвопросы.
Предметнымирезультатамиизучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– восприниматьна слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читатьвслух;
– самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читатьпросебянезнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делитьтекст на части, составлятьпростой план;
– самостоятельно формулироватьглавную мысль текста;
– находитьв тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказыватьтекст;
– составлятьрассказ-характеристику героя;
– составлятьустные и письменные описания;
– по ходу чтения представлятькартины, устно выражать(рисовать) то, что представили;
– высказыватьи аргументироватьсвоё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относитьпроизведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– соотноситьавтора, название и героев прочитанных произведений.
Содержаниеучебногопредмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения
Прощаниеслетом Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
УрокиипеременкиСтихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...» Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«Икотученый своимнесказки говорил...»Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поетзима,аукает...»Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
ЖивотныевнашемдомеСтихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мысмамой ипапой Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
ДеньсмехаВесёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
Овесна, безконца ибезкраю...»Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
2.Техникачтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
3 класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
5.Литературоведческаяпропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений
(какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрыв- ков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Аудирование(слушание) Восприниматьна слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.
Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.
Чтение
Читатьвслухосознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризоватьтекст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).
Объяснятьвыбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлятьплан текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).
Формулироватьглавную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).
Находитьв тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризоватькнигу: анализироватьобложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.
Выбиратькниги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Культураречевогообщения Участвоватьв диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Высказывать иаргументироватьсвоё отношение к прочитанному.
Конструироватьустное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.
Культураписьменнойречи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.
Создаватьписьменный текст (описание, отзыв).
Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.
Творческаядеятельность Инсценироватьтекст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрированиетекста. Сочинятьсказки, рассказы, стихотворения.
Тематическое планирование
№ урока
Дата по плану
Количество часов
Тема урока
Раздел 1. Прощание с летом. 6 часов
1
1
Знакомство с учебником. Стихи – веселые, интересные собеседники. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»
2
1
Чем можно гордиться? Знакомство с произведением В. Драгунского «Англичанин Павля». Самостоятельное чтение текста
3
1
Особенности создания характера в юмористическом произведении. Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»
4
1
Изображение «взрослой» жизни дяди Федора, Матроскина и Шарика. Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Деление на части и озаглавливание.
5
1
Художественные особенности сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».
6
1
Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Стихи К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»
Раздел 2. Летние путешествия и приключения 19 часов
7
1
Введение в раздел. Стихотворение Ю.Кима «Отважный охотник». Определение темы и главной мысли произведения.
8
1
Приключения изыскателей. Глава 1 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». Деление на части и составление цитатного плана.
9
1
Приключения изыскателей. Главы 2- 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». Определение микротемы текста. Произведения о приключениях.
10
1
Какие они - настоящие изыскатели? Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». Формулирование личной оценки с привлечением текста.
11
1
Отличительные черты образа настоящих изыскателей. С. Голицын «Сорок изыскателей»
12
1
Повесть о летних путешествиях
(Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)
13
1
Отличительные признаки жанров: рассказ и повесть. Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы».
14
1
Во что верят и играют мальчишки? (Глава 8 из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») Образ героя, портрет, детали биографии, черты характера, речь и отношение автора. Выразительное чтение текста
15
1
Знакомство с героями и местом действия. Глава 13 из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
16
1
Во что верят и играют мальчишки? Главы из романа М Твена «Приключения Тома Сойера». Пересказ подробный и выборочный.
17
1
Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
18
1
Знакомство с жанром «быль». Тема нравственности в отношении к старшим. Рассказ-быль Б. Емельянова «Игра».
19
1
Работа с текстом. Подробный пересказ по плану рассказа Б. Емельянова «Игра».
20
1
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. К. Паустовский «Кот-ворюга». Оценка события героев произведения. Понятия: герой, персонаж, рассказчик, автор.
21
1
Портрет кота ворюги К. Паустовский «Кот-ворюга». Характеристика героя. Определение темы и главной мысли (идеи) произведения.
22
1
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. К. Паустовский «Жильцы старого дома». Высказывания оценочных суждений.
23
1
Характеры персонажей. К. Паустовский «Жильцы старого дома». Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.
24
1
Обобщение по разделу 2. Различение жанров произведения: повесть, рассказ. Проверочная работа №1 по теме «Летние путешествия и приключения».
25
1
Обучающее сочинение –повествовательного характера с элементами описания №1 по теме «Мои летние впечатления».
Раздел 3. Природа летом. 9 часов.
26
1
Создание образа природы в лирическом стихотворении. С. Есенин «С добрым утром!», Б. Пастернак «За поворотом», Б. Пастернак «За поворотом»
27
1
Краски и звуки лета в произведении А. Чехова «Степь»
28
1
Картины летней природы. М. Пришвин «Золотой луг»
29
1
Описание раннего летнего утра в повести А. Н. Толстого «Детство Никиты» (глава «В купальне»).
30
1
Описание силы летней грозы образными средствами языка в главе «Стрелка барометра» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»
31
1
Картины летнего дня в произведении И. Бунина «Розы»
32
1
Знакомство с новым жанром: стихотворение в прозе И. Тургенев «Голуби».
33
1
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка».
34
1
Обобщение по разделу 3 «Природа летом» Проверочная работа № 2.
Раздел 4. Уроки и переменки. 13 часов
35
1
Изображение необычной школы в произведении Э. Успенского «Школа клоунов» (фрагмент). Знакомство с героями книги.
36
1
Необычные уроки в необычной школе в произведении Э. Успенского «Школа клоунов». Первый день занятий.
37
1
Необычные уроки в необычной школе в произведении Э. Успенского «Школа клоунов». Второй день занятий.
38
1
Урок-практикум. Удивительная перемена. Стихотворение Б. Заходера «Перемена».
39
1
Тема взаимопомощи одноклассников в книге Г. Куликова «Как я влиял на Севку».
40
1
Работа по составлению характеристики главного героя – Севки. Г. Куликов «Как я влиял на Севку».
41
1
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Знакомство с повестью.
42
1
Основные черты характера главного героя в повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».
43
1
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста. «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав?»
44
1
Письмо сочинения о школе по заданной теме.
45
Путь в Страну невыученных уроков. Б. Заходер «Вредный кот»
46
1
Обобщение по разделу 4 «Уроки и переменки». Проверочная работа № 3.
47
1
Книги о сверстниках, о школе. Внеклассное чтение по разделу 4.
Раздел 5. «Глухая пора листопада» 8 часов.
48
1
Образ осени в лирических стихотворениях А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф.И. Тютчева
49
1
Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева) Работа над выразительным чтением
50
1
Создание образа осени в прозаическом произведении К. Г. Паустовского «Мой дом». Составление плана
51
1
Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)
52
1
Изображение прихода зимы. К. Паустовский «Прощание с летом». С. Есенин «Нивы сжаты». Знакомство с произведением.
53
1
Работа над текстом К. Паустовского «Прощание с летом»
54
1
Обобщение по разделу «Глухая пора листопада..» Проверочная работа № 5.
55
1
Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.
Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил..» 18 часов.
56
1
Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»
57
1
Уроки анималистической русской народной сказки «Кот и лиса»: побеждают не силой, а умом.
58
1
Знакомство с бытовыми сказками. (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») ответ на вопрос: Чему учит сказка?
59
1
Сравнительная характеристика образов главных героев бытовых сказок «Никита-Кожемяка», «Как мужик гусей делил».
60
1
Мир волшебной сказки. (Стихотворение Дж. Р. Р. Толкина «еще не выстыл сонный дом», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)
61
1
Мир волшебной сказки. (Стихотворение Дж. Р. Р. Толкина «еще не выстыл сонный дом», арабская сказка «Синдбад-Мореход») Составление характеристик героев.
62
1
Торжество справедливости в сказках. Ш. Перро «Ослиная шкура».
63
1
За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») Состав плана.
64
1
Настоящие чувства в сказочных происшествиях. Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Выразительное чтение сказки.
65
1
Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Подробный пересказ.
66
1
Уроки сказочной повести. Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Составлять вопросы по содержанию.
67
1
Уроки сказочной повести. Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Составление цитатного плана 5 главы.
68
1
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»). Работа с русскими народными пословицами.
69
1
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»). Инсценирование.
70
1
Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Сравнение народных и литературных сказок
71
1
Обобщение по разделу 6 «И кот ученый свои мне сказки говорил». Проверочная работа № 6.
72
1
Внеклассное чтение по разделу 6. «…И кот ученый свои мне сказки говорил».
73
1
Обучающее сочинение. Подготовка к сочинению сказки.
Раздел 7. «Поет зима, аукает» 12 часов.
74
1
Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») Знакомство с названием раздела.
75
1
«Подарки» зимы. Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»). Работа над выразительным чтением стихотворения.
76
1
Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»
77
1
В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»). Работа над средствами художественной выразительности.
78
1
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапо- гах»
79
1
Усиление личных впечатлений о зиме с помощью образных средств языка в стихотворениях. Пастернак «Снег идет», Д. Самойлов «Город зимний».
80
1
Зимние впечатления. Стихотворение А. Башлачёва
«Рождественская». Работа над выразительным чтением.
81
1
Изображение суровых законов зимнего леса. (В. Бианки «По следам») Работа по составлению плана.
82
1
Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») Составление цитатной характеристики главного героя.
83
1
Обобщение по разделу 7. «Поет зима, аукает…» Проверочная работа № 7.
84
1
Обучающее сочинение на тему «Новогодняя ночь»
85
1
Внеклассное чтение по итогам чтения произведений о зиме
Раздел 8. Животные в нашем доме. 9 часов
86
1
Тема нравственного отношения человека к животным. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира
«Морская собака»
87
1
У каждого – своё место в природе. О нравственном отношении человека к животным. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».
88
1
У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»). Характеристика главных героев.
89
1
Замечательные собаки. (Ю. Коринец «Ханг и Чанг», В. Драгунский «Дымка и Антон»). Самостоятельное чтение и составление плана.
90
1
Замечательные собаки. Сравнительный анализ образов героев рассказов В. Драгунского «Дымка и Антон», Ю. Коринца «Ханг и Чанг».
91
1
Особенности создания образа главного героя в рассказе Ю. Коваля «Капитан Клюквин».
92
1
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»). Деление текста на части и озаглавливание.
93
1
Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
94
1
Обобщение по разделу 8 «Животные в нашем доме». Проверочная работа № 8.
Раздел 9. Мы с мамой и папой. 12 часов
95
1
Особенности взаимоотношений детей и родителей в юмористических стихотворениях Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».
96
1
Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)
97
1
Тема взаимоотношения мамы и ребенка в произведениях Ю. Коринца «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном».
98
1
Анализ поступков героев с целью выявления их мотивов. И. Дик «Красные яблоки»
99
1
И. Дик «Красные яблоки». Деление текста на части, составление плана.
100
1
В. Драгунский «Девочка на шаре». Самостоятельное чтение текста, определение темы произведения.
101
1
Тема взаимопонимания детей и взрослых. В. Драгунский «Девочка на шаре».
102
1
Счастье общения близких людей – отца и сына в произведении С. Маршака «Хороший день».
103
1
Тема воспитания детей в юмористическом произведении В. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Составление цитатного плана.
104
1
В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». Пересказ текста
105
1
Внеклассное чтение по разделам 8 и 9.
106
1
Обобщение по разделу 9 « Мы с мамой и папой». Проверочная работа № 9.
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца» 9 часов.
107
1
Тема влияния музыки на человека в стихотворении О. Мандельштама «Рояль». Отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы».
108
1
Тема рождения музыки в рассказе К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
109
1
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Создание словесного портрета главных героев.
110
1
Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
111
1
Сказка о маленьком Моцарте.
Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»
112
1
Г. Цыферов. «Тайна запечного сверчка». Подбор заглавия рассказа
113
1
Тема силы влияния на людей искусства слова-литературы в произведении В. Драгунского «Независимый Горбушка».
114
1
Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»). Определение идеи произведения.
115
1
Обобщение по разделу 10 «Наполним музыкой сердца». Проверочная работа.
Раздел 11. День смеха. 4 часа
116
1
Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»
117
1
Сравнительный анализ героев обладающих чувством юмора и не имеющих его. В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Составление плана.
118
1
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»). Пересказ текста.
119
1
Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)
Раздел 12. «О, весна, без конца и без краю…» 8 часов
120
1
Введение в раздел. Как приходит весна. Прогнозирование содержания. Чтение стихотворения А. Макаревича «Снег...».
121
1
Особенности изображения прихода весны в лирических стихотворениях А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...».
122
1
Озорные стихи о весне. Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», Саши Чёрного «Зелёные стихи».
123
1
Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты»)
124
1
Изображение картин весны с помощью образных средств языка. Стихотворение Б. Окуджавы «Весна».
125
1
Обобщение по разделу «О, весна, без конца и без краю…».
126
1
Проверочная работа № 11-12
Раздел 13. День победы. 5 часов
127
1
Героизм русских людей в великой отечественной войне в произведении А. Ахматовой «Памяти друга».
128
1
Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»). Чтение текста про себя.
129
1
Стихи о войне. В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», «Звезды», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».
130
1
Внеклассное чтение по разделу 13 «День победы».
Раздел 14. Родная земля. 6 часов.
131
1
Тема любви к Родине в произведении К. Паустовского «Бескорыстие».
132
1
Тема любви к своей малой Родине. В. Бахревский, Г. Цыферов «Дубенка». Подготовка к пересказу.
133
1
Любовь к Отечеству в стихотворении Б. Окуджавы «Песенка об Арбате».
134
1
Создание образа Руси с помощью изобразительных средств языка в произведениях Н. Гоголя «Мертвые души» (отрывок), И.С. Тургенева «Русский язык».
135
1
Образ счастливого детства в произведении С. Козлова, Г. Цыферова «Где живет солнце?».
ПРОГРАММА: Программа образовательной системы «Школа 2100». Авторская программа: Русский язык /Е.В. Бунеева – Москва, БАЛАСС, 2011.
УЧЕБНИК:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» (2 части). – М.: Баласс, 2014.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению, к учебнику «В одном счастливом детстве». – М.: Баласс, 2014.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Уроки литературного чтения в 3 -м классе по учебнику «В одном счастливом детстве». Методические рекомендации для учителя. Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова. – Изд. 3-е, перераб. - М.: «Баласс», 2014.
Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.