Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе Л.В.Занкова.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе Л.В.Занкова.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса создана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
Примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011.
Авторской программы Ю.В. Свиридовой. Сборник программ. Система Л. В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
Учебного плана МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ на 2014-2015 учебный год.
Положения о структуре, технологии, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов.
Для реализации программного содержания используются учебники
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе Л.В.Занкова. »
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса создана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
Примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011.
Авторской программы Ю.В. Свиридовой. Сборник программ. Система Л. В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
Учебного плана МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ на 2014-2015 учебный год.
Положения о структуре, технологии, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов.
Для реализации программного содержания используются учебники
Свиридова Ю.В. «Литературное чтение». Учебник для 1 класса в двух частях. – Самара: Издательство "Учебная литература", 2012.
Учебники включены в федеральный перечень на 2014-2015учебный год.
Уровень программы – базовый.
Курс литературного чтения делится на два периода:
Букварный (обучение грамоте) период.
Литературное чтение.
В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в смысл слова, устанавливая зависимость от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей общеучебным умениям – чтению и письму.
В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбор языковых и внеязыковых средств. Программа рассчитана на успешную адаптацию каждого ребёнка новым условиям его жизнедеятельности, на организацию постепенного перехода от игровой деятельности к учебной посредством формирования универсальных учебных действий.
Обучение чтению строиться на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе.
Порядок изучения букв:
Однозвучные гласные и сонорные согласные;
Парные согласные (по звонкости и глухости);
Двузвучные гласные;
Непарные согласные;
Мягкий и твёрдый знаки.
Такое постепенное усложнение учебного материала позволит детям самостоятельно открыть правила чтения.
В первом классе в период освоения предмета «Литературное чтение» главной целью становится воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание обучающимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Задачи:
-расширение представлений первоклассников об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров
- обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам
- развитие речевых навыков первоклассников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
На уроках литературного чтения в 1 классепродолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в букварный период. Обучающиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию у первоклассников интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.
Место предмета в учебном плане. По базисному плану РФ и авторской программе на литературное чтение отводится 5 часов в неделю, всего 165 часов. Из них обучение грамоте – 105часов, литературное чтение – 60 часов.
В связи с введением национально - регионального компонента в РТ в учебном плане гимназии на 2013-2014 учебный год на изучение предмета «Литературное чтении» отводится 2 часа в неделю. Всего 66 часов. Из них обучение грамоте – 40 часов, литературное чтение – 26 часов. Уплотнена программа следующим образом (объединены произведения близкие по тематике):
Раздел
По плану РФ
(авторская программа)
По плану РТ
(рабочая программа)
1.Обучение грамоте
105 ч
39 ч
Добукварный период
5 ч
2 ч
Букварный период
100 ч
37 ч
Однозвучные гласные
14 ч
9 ч
Непарные звонкие согласные
16 ч
9 ч
Парные звонкие и глухие согласные
36 ч
11ч
Двузвучные гласные буквы
13 ч
3 ч
Ь – показатель мягкости согласного
8 ч
2 ч
Непарные глухие согласные
7 ч
2 ч
Разделительный Ъ и Ь
6 ч
2 ч
2.Литературное чтение
60 ч
26 ч
Книги – твои друзья
14 ч
7 ч
Путешествие в мир Литературы
13 ч
5 ч
Долина рассказов:
тайна за тайной
13 ч
5 ч
Сады поэзии:
из чего растут стихи
8 ч
4 ч
Сказочные дорожки:
твой путеводитель
7 ч
3 ч
Открытия в литературе и фантазия в науке.
5 ч
2 ч
итого
165 ч
66ч
Формы организации образовательного процесса: урок–игра, урок –путешествие, видеоурок, урок- экскурсия, урок –театрализация.
Форма контроля: итоговая комплексная работа
Содержание тем учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Чтение вслух. Чтение про себя. Формирование навыков чтения. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Освоение норм речевого этикета.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Умение работать с разными видами информации.
Библиографическая культура. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения. Книга учебная, художественная, справочная. Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках.
Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе. Практическое ознакомление с рифмой. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои (главные действующие лица). Понятие о монологе и диалоге в литературе.
Литература и устное народное творчество (фольклор). Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора в народном произведении. Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка, частушка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки).
Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.
Рассказ. Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи). Сравнительный анализ героев. Сравнение позиции автора и его героя. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Смысл заглавия.
Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Проговаривание ритма. Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам.
Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Виды сказок (о животных, волшебные, бытовые). Что делает сказкой сказку без волшебства. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.
Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.
Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.
Подбор синонимов, антонимов к словам из текста. Наблюдение за изменением смысла высказывания. Использование в устной речи образных выражений из текста. Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. Сочинение загадок.
Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка. Эмоциональное восприятие событий произведения. Эмоциональная передача событий. Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки.
Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов-определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания. Применение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам. Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое.
Эмоциональный тон произведения. Понимание общего характера произведения, его тональности. Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста.
Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта). Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем.Определение общего характера произведения.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр. Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личного опыта. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).
«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь»,«Лиса и волк», «Кот и лиса», «Гуси_лебеди», «Зимовье зверей».
Зарубежные народные и авторские сказки
«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты».
Русские писатели и поэты
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.К. Толстой, С. Есенин,К. Бальмонт, И. Бунин;
Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья»,К. Ушинский «Утренние лучи», М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
К. Чуковский «Стихи и сказки», С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс,С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, В. Орлов, Н. Орлова, С. Пшеничных, Н. Ламм;Н. Рубцов, Л. Друскин;П. Неруда, японские трехстишия;Е. Чарушин «Волчишко», «Про Томку», Н. Сладков «Свиристели», М. Пришвин «Золотой луг», В. Панова «Сережа» (отрывок),
Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное становится явным», Ю. Коваль «Воробьиное озеро»;Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок);Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), А. Милн «Винни Пух и все-все-все» (отрывок), Д. Биссет «Под ковром».
Учебно – тематический план
Четверть
Всего часов
Комплексная итоговая работа
1
17
-
2
13
-
3
19
-
4
17
1
Итого
66
1
Планируемые результаты
Личностные результаты:
положительное отношение к уроку литературы;
эмоциональное восприятие поступков героев;
литературных произведений доступных жанров и форм;
доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций
чтения в семье;
основы для эмоционального переживания художественного текста;
основы для развития творческого воображения;
интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;
положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых;
способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
позитивная самооценка;
стремление к успешности в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
понимать цель и смысл выполняемых заданий;
осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные УУД
ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
пользоваться словарными пояснениями учебника;
работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
выполнять логические действия (анализ, сравнение);
выбирать книгу в библиотеке;
уметь выделить и сформулировать познавательную цель;
группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные УУД
воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
уважать мнение собеседников;
преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
следить за действиями др. участников в процессе коллективной деятельности;
входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Предметные результаты:
Сформировать у учащихся первоначальные представления о единстве и многообразии языкового единства и культурного пространства России;
Осознание учащимися того, что язык является основным средством общения людей;
Сформировать у учащихся позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, как показатель культуры человека;
Овладение учащимися первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
Ориентирование учащимися в целях, задачах, средствах и условиях общения;
Овладение учащимися учебными действиями с языковыми единицами.
Г.Н.Белова Обучение грамоте. Поурочные планы, Издательство «Учитель» Волгоград, 2012
В.В.Захарова Литературное чтение. 1-й класс: поурочные планы по учебнику В.Ю.Свиридовой 2011.
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Специфическое сопровождение (оборудование):
иллюстрации к литературным произведениям;
портреты писателей; репродукции произведений живописи;
Информационное обеспечение:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
2. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа: www.vneuroka.ru
3. Официальный сайт «Занковский урок» – Режим доступа: http://www.zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5. Учебные материалы в социальной сети работников образования. Режим доступа: www.km.ru/ed
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsportal.ru
Календарно – тематический план
№
п/п
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
план
факт
Обучение грамоте (39 ч)
Добукварный период (2 ч)
1.09
История обучения и речи. Знакомство с учебником. Условные обозначения. Иллюстрации. Обложка, форзацы, страницы. Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России. Схема предложения.
Развитие интереса к первому учебнику, к учебному материалу.
Формирование основ моральных норм.
Формировать умение ориентироваться в заданиях и на страницах учебника
Формировать умение читать и понимать знаки, схемы и символы
Осознание средств устной речи (слушание, говорение)
Ознакомиться
с понятиями «речь устная»;
«речь письменная»;
Осознавать
цели устного общения;
Выбирать
языковые средства общения в соответствии с целями;
4.09
В мире знаков. Звук и его письменный знак. Схема слова. Разведение понятий "слово" и "предмет". Техника безопасности на уроках литературы.
Букварный период (37 ч)
8.09
Знаки звуков - буквы. Звук [а], буква А, а. Звук [у], буква У,у. Чтение схем слов и предложений (пиктограмм). Сочетание слов по смыслу.
Осмысленное восприятие чужого высказывания (текста) на слух и зрительно (чтение) и созданию (устно) своего связанного высказывания.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование техники чтения
Формировать умение
ориентироваться в заданиях и на страницах учебника
Формировать умение читать и понимать знаки, схемы и символы
Овладеть
нормами речевого этикета;
орфоэпическими нормами;
Ориентироваться
в азбуке.
Осознавать
единство звукового состава слова и его значения;
Различать
гласные и согласные звуки
гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, парных и непарных, звонких и глухих, шипящих;
Выделять
слог, как минимальную произносительную единицу;
Определять
место ударения в слове;
Различать
букву и звук;
Читать
плавно, осознано с интонациями и паузами, в соответствии со знаками препинания слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов;
пиктограммы; схемы слов и предложений;
Выделять печатные и письменные элементы букв из ребусов;
Восстанавливать слова с пропущенными буквами;
Иметь представление о многозначных словах;
о синонимах и антонимах;
Классифицировать и объединять в группу
слова по определенному признаку;
Составлять предложения по рисунку; с опорой на схему;
Определять
сильную и слабую позицию гласных звуков в слове.
Приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей, осознание себя, как гражданина России
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование техники чтения
Формирование элементов исторического мышления;
Формирование наглядно-образных представлений о линейном движении времени.
Герои произведения.
Смысл заглавия.
Сравнение позиции автора и его героя.
Особенности поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.
Подбор слов-определений для характеристики героев.
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев.
11.09
Звук [о], буква О, о. Звук [э], буква Э, э. Чтение пиктограмм. Одно слово - несколько значений.
15.09
Звуки [ы], [и], буквы Ы и И. Твердые и мягкие согласные звуки. Один предмет - несколько предметов Сравнение стихотворных форм по ритму.
18.09
Звуки [л], [л`], [м], [м`], буквы Л, л; М, м. Чтение слов.
22.09
Понятие "ударение". Ударные и безударные гласные.
25.09
Звуки [н], [н`], [р], [р`], буквы Н, н; Р, р. Понятие рода и числа. Твёрдые и мягкие согласные.
29.09
Ударные и безударные гласные. Распространение предложений.
2.10
Звук [и`], буква И, и. Чтение слов. Звуковой и звукобуквенный анализ. Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений по содержанию и интонации
6.10
Практическое пользование при чтении изученными буквами. Звуки [б], [б`] и [в], [в`] и буквы Б, б; В, в.
9.10
Роль фонемы в образовании слов. Способы передачи сообщений.
13.10
Звуки [г], [г`] и буквы Г, г. Различение слово - слог. Единственное, множественное число названий предметов.
16.10
Звуки [д], [д`] и буквы Д, д . Продолжение рассказа по его началу. Многозначность слов.
20.10
Звук [ж], буквы Ж, ж. Роль фонемы в образовании слов. Звук [ж] - всегда твердый согласный звук. Движение как выразительное средство. Соотнесение ситуации и звуков, произносимых животными.
23.10
Звуки [з], [з`], буквы 3, з. Словообразование. Урок-путешествие.
27.10
Звуки [к], [к`], [п], [п`], буквы К, к; П, п. Единственное и множественное число названий предметов. Корень слова. Слабая и сильная позиция согласных фонем.
30.10
Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Понимание смысла предложения (предлоги, формы слов)
10.11
Члены семьи. Удивительное "-ка" - звуковой анализ слов. Урок-игра.Театрализация.
13.11
Звуки [с], [с`], [т], [т`] и буквы С, с; Т, т. Анализ, как бывает и как не бывает в природе, в предложении, в тексте.
17.11
Звуки [ф], [ф`], [ш], [ш], буквы Ф, ф; Ш, ш. Парные звонкие и глухие согласные. Выразительное чтение.
20.11
Значение предлогов. Перекодирование знаков
24.11
Практическое пользование изученными буквами. Звуковой и звукобуквенный анализ.
27.11
Понимание смысла предложений. Отгадывание предмета по его описанию.
1.12
Звук [ж] - всегда твердый, звонкий парный согласный звук. Представление об однокоренных словах.
4.12
Звук [ш] - всегда твердый глухой парный согласный звук. Корень.
8.12
Чудеса русского языка. Значение фонемы, ударения в образовании слов.
11.12
Значение логического ударения, порядка слов в предложении. Понимание средств устного общения.
15.12
Двузвучные гласные буквы е, ё, ю, я. Одна буква - два звука. Буквы е, ё, ю, я - показатели мягкости согласных звуков.
18.12
Фразеологизмы. Твердые и мягкие согласные звуки.
22.12
Буквы я, ю. Роль фонемы в образовании слов.
25.12
Работа над выразительным чтением стихотворения. Многозначность слов. Что такое язык?
12.01
Узнавание предмета по его описанию.Мягкий знак - показатель мягкости. Работа со схемами слов.
15.01
Выразительное чтение. К. Чуковский "Путаница" и страшилки. Театрализация.
19.01
Звуки [х], [х`], [ц], буквы Х, х; Ц, ц. Наблюдение особенностей правописания це, цы, ци. Согласные звуки звонкие, глухие, мягкие, твердые.
22.01
Словообразование. Значение фонемы в образовании слов. Работа над смешиваемыми звуками [ц], [с], [т].
26.01
Звуки [ч`] [щ`] - всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Ч ч, Щ щ.
29.01
Разделительные ъ и ь.
2.02
Чудеса русского языка. Экскурсия в библиотеку.
Литературное чтение (26 ч)
Книги – твои друзья (7 ч)
5.02
Что такое книга.
Книга в нашей жизни.
Аудирование стихотворений
С. Морозова и С. Маршака
Приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей, осознание себя, как гражданина России
Формировать формы познавательной активности.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование техники чтения
Иметь представление о:
тематическом многообразии литературы разных времён в
стихотворном и прозаическом произведении в литературе
Знать понятия:
Писатель, поэт, рифма, заголовок,
иллюстрация, персонаж,герой,
монолог,диалог,автор, название произведения.
Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, страничке «Оглавление» и иллюстрации.
Восприятие на слух и понимание художественных произведений.
Произведения устного народного творчества.
9.02
Кто в книгах живёт?
Герои, созданные фантазией и воображением писателя.
Чтение произведения вслух
Д. Биссета «Под ковром»
12.02
Особенности поэтического текста. Д. Хармс « Я проснусь»
24.02
К. Чуковский «Мойдодыр» Связь книги с разными сторонами жизни человека.История рождения книги. Лента времени.
26.02
Работа текстами произведений
В. Берестова « Я проснусь» и « Я купил билет в библиотеку» (авт. текст.)
5.03
Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах.
Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Сказка об Иване-богатыре».
6.03
Режим дня в жизни каждого и в поэзии. Чтение про себя и вслух стихотворения В. Лунина « Я видела чудо»
Путешествие в мир Литературы (5 ч)
10.03
Разница бытового чтения и художественной литературы.
Сравнительный анализ произведений Г. Остера «Я ползу» и др.
Приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей,
осознание себя, как гражданина России
Понимать:
Смысл заглавия.
Сравнение позиции автора и его героя. Элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка событий
Понятие о монологе и диалоге
Малые фольклорные жанры.
Формирование наглядно-образных представлений о линейном движении времени.
Сравнение позиции автора и его героя.
Особенности поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.
Подбор слов-определений для характеристики героев.
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев.
Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); находить рифмы.
12.03
Автор, герой, персонаж.
Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка. Внеклассное чтении. Русская народная сказка « Иван меньшой—разумом большой.
16.03
Образ ровесника в литературном произведении. Выразительное чтение стихотворений Б. Заходера
«Пошёл Серёжа в 1 класс» и
Г. Виеру «Сколько звёзд…»
19.03
Литературный герой его имя и характер. Просмотр мультфильма и выразительное чтение вслух отрывка из сказки А. Милна
«Винни Пух и все-все-все».,
Е. Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак». Чтение стихотворения про себя С. Махотина «Плохая привычка»
2.04
Научное и художественное описание. Работа с текстами-описаниями.Н. Сладков «Свиристели». Аудирование стихотворения
М. Яснова «Радость»
Работа с лентой времени.
Долина рассказов: тайна за тайной (5 ч)
6.04
Жанр рассказа. Формирование первичных литературоведческих понятий «персонаж» и «главный герой рассказа».Аудирование и чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
Приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей,
осознание себя, как гражданина России
Формировать формы познавательной активности.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование техники чтения
Знать наизусть 4-5 стихотворений разных авторов.
Иметь представление об отличии поэтического текста от прозаического
Применение выразительных средств при передаче своего отношения к героям.
Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами.
Сравнение позиции автора и его героя.
Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы.
Традиционные герои русских сказок.
Особенности чтения и рассказывания сказок.
Различение двух видов сказок.
9.04
Понятие о сюжете рассказа. Формирование понятий «завязка», «кульминация», «развязка». Автор и его герои в произведениях Г. Остера «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушина «Томка испугался»
13.04
Описание в поэзии и прозе на примере произведений Н. Ламма «Червяк» и
Н. Рубцова «Воробей», аудирование рассказа М. Горького «Воробьишко»
Ю. Коваля «Воробьиное озеро»,В. Лунина « Стёклышко», И. Пивоваровой « Секретики»
16.04
Итоговая комплексная работа
20.04
Поэзия ,как особый взгляд на мир. Стихотворная речь разных авторов. Декламирование стихотворений А.Барто,
Выразительное чтение стихотворений В.Орлова,В. Берестова, Л. Фадеевой.
Лента времени.
Сады поэзии: из чего растут стихи(4ч)
21.04
Определение эмоционального настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы в
стихотворениях И.Пивоваровой «Тайна», Л.Друсскина « Беру я в руки осторожно…»
Приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей,
осознание себя, как гражданина России
Формировать формы познавательной активности.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование техники чтения
Сочинение сказок в соответствии
ЗНАТЬ
Волшебные предметы
Общее представление о жанрах литературы.
Построение доказательного высказывания.
Применение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам
23.04
Выявление характера литературного героя.
В.Драгунский «Друг детства». Чтение стихотворений М. Яснова
«Горести-печалести», А. Барто «Думают ли зери», Б.Заходера «Я, на всё махнув рукой…», Е.Серова «Надо к пятнице Егорке..» В. Инбер «Оттепель,оттпель…»,
Н. Орловой «Дерево-жираф»,
Л. Друсскина «Там ива, опираясь на костыль…»
27.04
Приём олицетворения в автор.ской сказке Дж. Родари «Приключения Чипполино». Чтение и анализ стихотворений А. Пушкина «Унылая пора!…» и
К. Бальмонта «Осень»
30.04
Приём сравнения в загадках
Е. Серовой и Р.Сефа Трудности существования на примере отрывка из произведения В.Пановой «Кто такой Серёжа…»
Сказочные дорожки: твой путеводитель ( 3 ч )
7.05
Слушаем и рассказываем сказки о животных «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот и лиса» и др.Обобщение читательского опыта. Организация выставки книг. Экскурсия в библиотеку.
Приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей,
Особенности авторских и народных литературных произведений.
Сказки разных народов. аудирование сказки Ш. Перро « Красная шапочка». Чтение по ролям русской народной сказки «Гуси-лебеди»
14.05
Авторские стихи и народные частушки. Сравнение авторского и народного текста.
Стихотворение и частушка.
Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова и исполнение частушек.
Открытия в литературе и фантазия в науке. (2 ч)
18.05
Характер героя поэзии и в фольклоре.
Сравнение произведений
В. Берестова «Заяц-барабанщик» и Н.Ламма «Заячья любовь». Внеклассное чтение Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Осознание средств устной речи (слушание, говорение)
Осмысленное восприятие чужого высказывания (текста) на слух и зрительно (чтение) и созданию (устно) своего связанного высказывания.
Общение в соответствии с общепринятыми нормами согласно ситуации
Первичные представления о сравнении.
Обнаружение особых приемов выразительности в процессе анализа текстов.
Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений.
21.05
Научно-популярная литература.
Чтение произведений
К. Ушинского « Утренние лучи»,С. Пшеничных «Рассветает», «Прощает», Дж.Родари «Откуда берутся день и ночь?»,
В. Берестова «Ботаника»,
Н. Ламма « Репейник.»
25.05
Поэзия в рассказе и стихотворениях.
Чтение произведений
М. Пришвина «Золотой луг»,
В. Торчинского « Непослушный одуванчик», А.Пушкина«Цветок»,
А.К. Толстого « Колокольчики мои…» Рассуждение по произведениям В. Берестова «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П.Неруда «Книга вопросов» Л. Толстого.