Разработала учитель начальных классов высшей квалификационной категории З.А.Менджул
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
В качестве учебного материала для формирования второклассников читателей – кружковцев выбраны разные произведения жанров литературы.
Цель: формирование второклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора второклассников.
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- учить детей оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание курса интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Во втором классе – 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб-лиотечным фондом);
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- правила работы с красками.
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Универсальные учебные действия |
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
ВРЕМЕНА ГОДА |
| A. Твардовский. ЛЕС ОСЕНЬЮ B. Бианки. СЕНТЯБРЬ | Чтение сказки. Работа по содержанию. Отгадывание кроссворда. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Установление причинно-следственных связей. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| Л. Воронкова. ТАНИНЫ ДЕЛА
| Чтение сказки. Работа по содержанию. Чтение по ролям. Инсценировка сказки. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. |
| К. Бальмонт. К ЗИМЕ | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | Развитие познавательных интересов. | Установление причинно-следственных связей. | Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. |
| Н. Сладков. СУД НАД ДЕКАБРЁМ. Сказка | Чтение сказки. Работа по содержанию. Чтение по ролям. Инсценировка сказки. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. | Различение допустимых и недопустимых форм поведения. |
| Н. Саконская. ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК | Чтение сказки. Работа по содержанию. Чтение по ролям. Инсценировка сказки. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Установление причинно-следственных связей. | Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| A. Чехов. ВЕСНОЙ | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Отгадывание ребусов. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
| Я. Аким. АПРЕЛЬ | Чтение. Сравнение с армянской сказкой. | Формирование адекватной дифференцированной самооценки. | Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Различение допустимых и недопустимых форм поведения. | Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. |
| Н. Сладков. ИВОВЫЙ ПИР
| Чтение сказки. Анализ прочитанного. Отгадывание кроссворда. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Формирование логических действий анализа сравнения. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. |
| Ю. Дмитриев. РАССКАЗЫ СТАРИЧКА-ЛЕСОВИЧКА | Чтение сказки. Работа над текстом. Инсценировка сказок. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ |
| Н. Сладков. МЕДВЕЖЬЯ ГОРКА | Пересказ сказки. Отгадывание загадок, ребусов. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Умение вступать в диалог. |
| ОСЕННИЕ РАДОСТИ | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Формирование логических действий анализа сравнения. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
| Э. Шим. ТЯЖКИЙ ТРУД
| Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. |
| Б. Житков. ПРО СЛОНА
| Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| B. Бианки. ПЛАВУНЧИК | Чтение сказки. Анализ прочитанного. Отгадывание кроссворда. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Установление причинно-следственных связей. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. |
ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ВАЖНЕЕ |
| C. Михалков. БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ | Чтение. Работа по содержанию. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Установление причинно-следственных связей. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| И. Панькин. КОРАБЛЬ-ТУЧА
| Чтение. Работа по содержанию | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. |
| МАШЕНЬКА - ВЕТРЕНЫЕ КОСЫ
| Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Формирование логических действий анализа сравнения. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Различение допустимых и недопустимых форм поведения. |
| ОТКУДА У МОРЯКОВ ВЗЯЛАСЬ СИЛА | Чтение. Работа по содержанию | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| В. Осеева. СЫНОВЬЯ | Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
| Е. Пермяк. МАРКЕЛ-САМОДЕЛ. Сказка | Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству. | Установление причинно-следственных связей. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. |
| ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК
| Чтение. Работа по содержанию | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. |
| С. Михалков. ФИНТИФЛЮШКИН | Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Формирование логических действий анализа сравнения. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
| Л. Толстой. ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
| Чтение. Работа по содержанию | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. |
| A. Барто "ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА..." | Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Различение допустимых и недопустимых форм поведения. |
| Н. Артюхова. НОВЫЕ СОСЕДИ
| Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству. | Установление причинно-следственных связей. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| ПОДРУЖКИ | Чтение. Работа по содержанию | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ |
| B. Гаршин. ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА | Чтение. Работа по содержанию | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| П. Бажов. ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА
| Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Формирование логических действий анализа сравнения. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. |
| Г. X. Андерсен. ГАДКИЙ УТЁНОК | Чтение. Работа по содержанию | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Различение допустимых и недопустимых форм поведения. |
СМЕШИНКИ
|
| C. Михалков. КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ
| Чтение. Работа по содержанию | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| О. Григорьев. БУКЕТ | Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Формирование логических действий анализа сравнения. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. |
| Б. Заходер. КИТ И КОТ
| Чтение. Работа по содержанию | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Различение допустимых и недопустимых форм поведения. |
| Ю. Тувим. СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ | Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
| В. Драгунский. ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА | Чтение. Работа по содержанию | Развитие готовности к сотрудничеству. | Установление причинно-следственных связей. | Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
| К. Чуковский. ЗАГАДКА | Чтение. Работа по содержанию | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. |