Общая характеристика учебного предмета | Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования: • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления; • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку; • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; • ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития; • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции – процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замыслов, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве. Основные отличительные особенности курса: - в основу изучения содержания положен не процесс изготовления изделий ради изделий, а наблюдение и открытие свойств доступных учащимся материалов с целью определения (или подбора из числа освоенных) технологических способов их обработки, открытие универсальных технологических способов и приемов обработки материалов, получение знаний об общих особенностях конструкций для формирования умения изготавливать любые доступные изделия (конструкции), делать новые открытия технологий и свойств материалов; - освоение конструкторско-технологического содержания блоками, т.е. целостное единовременное изучение физических, механических и технологических свойств каждого материала, например, бумаги, затем картона, ткани и т.д.); - изучение свойств новых материалов и способов их обработки в сравнении с ранее освоенными, например, в 1 кл. свойства картона и способы его обработки изучаются путем практического исследования и сравнения с ранее изученным материалом бумагой, ткань – в сравнении с бумагой и картоном и т.д. - как по содержанию, так и по иллюстративному оформлению станиц учебников акцент в каждой новой теме делается только на новое знание или умение (обычно технологический прием или способ, конструктивная особенность изделия) без повторения подробных иллюстраций уже известных учащимся способов обработки материалов или изготовления узлов конструкций для того, чтобы стимулировать поиск учащимися в свей памяти известных и подходящий к каждому конкретному заданию способов изготовления; - постепенное обучение учащихся умению анализировать задание, образцы изделий, планировать предстоящую практическую работу, выполнять самоконтроль, например, в 1 кл. сначала план выполнения работы представлен в форме кратких подписей к иллюстрациям, во втором классе план представлен в готовом виде отдельно, далее дается неполным для его достраивания и со второго полугодия ученикам предлагается самостоятельно составить план своей работы; вопросы по анализу конструкции и технологии изготовления изделий в первом классе проговаривает учитель, далее со 2-го класса ученики выполняют его по памяткам в приложении учебников. - предлагаемые к иллюстрациям вопросы и памятки приложений стимулируют активную познавательную деятельность учеников по наблюдению и сравнению предметной среды (в иллюстрациях или в реальности), проведению доступных исследований (свойств материалов и конструкций), поиск приемов и способов выполнения технологических операций, т.е. способствуют открытию новых знаний и умений самими учениками; - постепенное введение к проектную деятельность, которое начинается с формирования базы необходимых для выполнения проектного задания конструкторско-технологических, декоративно-художественных знаний и умений и развития основ творческого мышления, на их основе выполняются сначала коллективные творческие работы (1, 2 кл.), а затем групповые проекты (3 кл) и групповые проекты с распределением социальных ролей (4 кл.); - интеграция знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительное искусство, математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение). Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности для изготовления изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Основы дизайна, как общие представления о средствах художественной выразительности, в курсе закладываются в 1 и 2 классах. Например, темы 1 класса: «Композиция из листьев. Что такое композиция?», «Орнамент из листьев. Что такое орнамент?», «Какие цвета и формы у морских обитателей?». Темы 2 класса: «Зачем художнику знать о тоне, форме и размере?», «Как увидеть белое изображение на белом фоне?» (о светотени), «Что такое симметрия. Как получить симметричные детали?» и др. В 1 и 2 классах эти знания иллюстрируется и используются учащимися при выполнении специально подобранных практических заданий. В 3 и 4 классах они используются учениками при разработке и реализации проектных заданий. Математика – выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами, моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.). Начиная со 2-го класса – раздел «Чертежная мастерская», в курсе технологии младшие школьники начинают осваивать элементы графической грамоты. Это общие представления о простейших чертежах, линиях чертежа, овладение умениями пользоваться чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль). По сути это курс практической геометрии, т.к. на основе выше указанных знаний и умений ученики выполняют разметку деталей будущих изделий, т.е. строят геометрические фигуры. Эти детали могут иметь как правильную геометрическую форму (прямоугольную, круглую), так и неправильную. Для разметки используются шаблоны или чертежные инструменты. В ходе чтения чертежей и выполнения разметки деталей ученики работают с именованными числами (переводят миллиметры в сантиметры), выполняют расчеты недостающих размеров. В 3-м классе – раздел «Мастерская инженеров, конструкторов, строителей, декораторов» школьники знакомятся с изготовлением объемных деталей из разверток, учатся читать чертежи разверток и строить их. Этот вид работы особенно важен для развития пространственных представлений, без которых невозможно успешное освоение курса геометрии в основной и старшей школе. Окружающий мир – природа как источника сырья с учетом экологических проблем, рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. Техносфера (рукотворный мир) – часть окружающего мира. Это закладывается в данном курсе, начиная с первых уроков в 1-м классе. До сознания школьников доносится понимание того, что природа источник любого сырья (материалов), природа – вдохновитель мастеров разных профессий в выборе форм, цвета, конструкций. Уничтожение природы приведет к гибели самих людей. И др. Данные идеи являются в курсе сквозными и отражаются практические в каждой теме во всех классах. Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Данное требование ФГОС НОО полностью реализуется в курсе через методику деятельностного подхода, Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов. В первом классе в приложение в конце учебника включены небольшие по объему познавательные тексты для любознательных. Начиная со 2-го кл., ученикам предлагается искать дополнительную информацию по изучаемым темам в книгах, энциклопедиях, Интернете для обсуждения, подготовки сообщений, выполнения проектов. |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются: Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии | Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов: Личностными результатами является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация. Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций, коммуникативных качеств. Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и обществ; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. |
Содержание учебного предмета | Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала: Включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе. В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности. В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания. Материал учебников и рабочих тетрадей представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить программу внеурочного кружка (факультатива), а дополнительные образцы изделий изучаемых тем позволяют закрепить изученное, самосовершенствоваться, получать удовольствие от продолжения понравившейся на уроках работы, повышать самооценку, видя положительный и качественный результат своей работы. Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить его и оценить полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата. Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений. Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии. Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются: качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом; степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя); уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации. Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях. Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии — его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. Виды учебной деятельности учащихся: — простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания; — моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)', — решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); — простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы). Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер. |