Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира" в 3 классе »
02.20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Директор школы:
педагогического Калюжная К.К.____
совета школы. Приказ №
Протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Окружающий мир»
(УМК «Школа России»)
3 класс
Составитель рабочей учебной программы:
Радченкова Тамара Ивановна,
учитель начальных классов, ВКК,
МКОУ Куйбышевская ООШ
х. Индычий
2014
Структура документа
Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
пояснительную записку;
учебно-тематический план изучения предмета;
содержание программы;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
планируемых результатов освоения предмета;
описания материально – технического обеспечения образовательного процесса;
календарно-тематического планирования.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для третьего класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2012).
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2014-2015 учебный год
Цели и задачи изучения курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Общая характеристика предмета
Курс «Окружающий мир» для третьего класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть спешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшee национальное достояние России.
Окружающий мир какучебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Учебно- методический комплект
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3
класса начальной школы. В двух частях. - М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь
для 3 класса начальной школы. В двух частях. - М.: Просвещение ,2013.
Школа России. Концепция и программы для начальных классов, А. А.
Плешаков. -М.: Просвещение, 2011
Место в базисном учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира в 3 классе начальной школы выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Формы организации учебного процесса
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
2.Учебно – тематический план изучения предмета
№ п/п
Разделы и темы
Кол-во часов
Контроль
1.
Как устроен мир.
6
1
2.
Эта удивительная природа.
18
1
3.
Мы и наше здоровье.
9
1
4.
Наша безопасность.
7
1
5.
Чему учит экономика.
12
1
6.
Путешествие по городам и странам.
16
1
7.
Всего:
68
3.Содержание программы
Как устроен мир (6ч).
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практическая работа: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (18 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуктивной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники. хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10 ч).
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки. Жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч).
Как действовать при возникновении пожара в квартире при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч).
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (15ч).
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико–ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально–положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знакомство с началами естественных и социально–гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. Природа как одна из важнейших основ здоровья и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы
Виды и средства контроля знаний учащихся:
№
п/п
Тема раздела
Форма контроля
1.
Как устроен мир.
Проверочная работа №1.
2.
Эта удивительная природа.
Тесты:
«Тела, вещества, частицы».
«Воздух и его охрана».
«Что такое почва».
«Разнообразие и жизнь животных».
«Размножение и развитие животных».
«Охрана растений ».
Проверочная работа №2.
3.
Мы и наше здоровье.
Тесты:
«Организм человека».
«Опора тела и движение».
«О дыхании, о движении крови».
Проверочная работа №3.
4.
Наша безопасность.
Тесты:
«Огонь, вода и газ».
«Дорожные знаки».
Проверочная работа №4.
5.
Чему учит экономика
Тесты:
«Для чего нужна экономика?»
«Полезные ископаемые».
«Растениеводство».
«Животноводство»
«Деньги. Бюджет».
Проверочная работа №5.
6.
Путешествия по городам и странам.
Проверочная работа №6.
Нормы оценок знаний учащихся по предмету «Окружающий мир»
Оценка "5"ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4"
ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3"
ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2"
ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
6. Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
распознавать неживую и живую природу;
растения дикорастущие и культурные;
деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних;
насекомых, рыб, птиц, зверей;
основные признаки времён года;
некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
правилам поведения в природе;
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
распознавать и называть строение тела человека;
правила личной гигиены;
особенности охраны здоровья в разные времена года;
правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Третьеклассники получат возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижени
личностных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжается:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования,
У третьеклассника продолжается:
процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты.
Третьеклассник учится:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
7.Описание материально – технического обеспечения образовательного
процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Число
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3
класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2013.
К
2.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение. 2013.
К
3.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2013.
К
4.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
К
5.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.
Д
6.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.
Д
7.
И.Ф. Яценко. Контрольно-измерительные материалы.-6-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2013.- 96 с.
Д
Печатные пособия
1.
Демонстрационные таблицы. Природные зоны.
Д
2.
Комплект таблиц по окружающему миру для 1-4кл. Времена года. Природные сообщества .
Д
3.
Комплект таблиц по окружающему миру для 1-4кл. Растения. Животные.
Д
4.
Плакаты "Знаки дорожного движения"
Д
5.
Набор предметных картинок "Бытовая техника. Профессии"
К
6.
Набор предметных картинок "Транспорт. Мебель, предметы интерьера"
К
7.
Набор предметных картинок "Фрукты, ягоды, орехи. Посуда"
К
8.
Набор карточек для изучения насекомых
К
9.
Набор карточек «Домашние животные»
К
10.
Набор карточек «Дикие животные»
К
Наборы муляжей
1.
Набор муляжей овощей
Д
2.
Набор муляжей грибов
Д
3.
Набор муляжей фруктов
Д
Учебные карты
1.
Учебная карта "Карта полушарий"
Д
2.
Учебная карта "Природные зоны России"
Д
3.
Учебная карта "Российская Федерация" (физическая)
Д
Модели
1.
Модель "Череп человека "
Д
2.
Скелет человека на подставке
Д
3.
Модель «Торс человека с внутренними органами»
Д
4.
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
Д
Демонстрационное оборудование
1.
Глобус физический
Д
2.
Глобус политический
Д
3.
Флюгер демонстрационный
Д
4.
Набор хим. посуды и принадлежностей для демонстрационных работ
К
5.
Набор хим. посуды и принадлежностей по природоведению демонстрационный
К
Натуральные объекты
1.
Гербарий "Для начальной школы"
Д
2.
Коллекция "Почва и ее состав"
Д
3.
Коллекция "Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников"
Д
4.
Коллекция полезных ископаемых
Д
5.
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Д
6.
Живые объекты (комнатные растения)
К
Игры и игрушки
1.
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.).
Ф
2.
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов
Ф
3.
Развивающая игра «Дары природы» из серии «Играя, учись»
П
4.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
К
Приборы
1.
Компас школьный
К
2.
Лупа ручная
К
3.
Штатив лабораторный комбинированный
Д
4.
Секундомер однокнопочный
Д
5.
Микроскоп школьный
Д
6.
Цифровой микроскоп
Д
Технические средства обучения
1.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Д
2.
Мультимедийный проектор
Д
3.
Интерактивная доска
Д
4.
Компьютер
Д
5.
Принтер лазерный
Д
Экранно-звуковые пособия
1.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Д
2.
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку
Д
3.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения: Окружающий мир. 2 класс [Электронный ресурс] : электрон. прил. к учеб. А.А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2013. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
К
Интернет-ресурсы
1.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.r
2.
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
3.
Я иду на урок начальной школы. – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4.
Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru.
5.
Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www.uchmet.ru
6.
Портал учителей начальных классов. – Режим доступа:
www.nsportal.su
7.
Завуч - педагогический порталwww.zavuch.info
Оборудование класса
1.
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
К
2.
Стол учительский с тумбой
Д
3.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
Д
4.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Д
8. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
«Утверждаю»
Директор школы:
Калюжная К.К.________
№
п/п
Дата
Тема урока
Тип
урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые предметные результаты освоения материала
Универсальные учебные действия
факт
план
Как устроен мир (6 ч)
1
Природа.
Разнообразие природы. Значение природы для людей.
К
Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы.
Знание понятий природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюю
дения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно
Личностные:
формирование личного отношения к окружающему миру
Регулятивные:
выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательные
взаимосвязь природы и человека
Коммуникативные
способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
2
Человек. Ступеньки познания.
ИНМ
Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.
3
Проект «Богатства, отданные людям».Экскурсия.
П
Планирование работы над проектом, сроки выполнения работы, способы добычи информации
Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве.
4
Общество.
ИНМ
Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.
5
Что такое экология?
К
Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.
Знание понятия экология как наука о связях между живы
ми существами и окружаю
щей средой, ее роль в жизни человека и общества.Экологи
ческие связи, их разнообра
зие.Положительное и отрица
тельное влияние человека на природу. Примеры живот
ных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы.
6
Природа в опасности!
Проверочная работа №1.
К
Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Заповедники и национальные парки.
Эта удивительная природа(18 ч)
7
Тела, вещества, частицы.
Тест.
ИНМ
Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.
Знание о разнообразии веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ.
Личностные:
формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
Регулятивные
Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
Познавательные
Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми.
8
Разнообразие веществ.
ИНМ
Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.
9
Воздух и его охрана.
ИНМ
Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха.
Воздух –смесь газообразных веществ , легко определяемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека
10
Вода и жизнь. Свойства воды.
К
Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.
Знания о воде и ее свойствах (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды.
11
Превращения и круговорот воды в природе.
ИНМ
Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение,
круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.
Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.
Личностные:
формирование личного отношения к окружающему миру
Регулятивные:
выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательные
взаимосвязь природы и человека
Коммуникативные
способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
1 2
Берегите воду!
К
Знания об использовании воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.
1 3
Что такое почва?
Тест.
ИНМ
Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел.Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве.
Знания о процессе разрушения горных пород в природе, причины и последствия. Почва, ее значение для живой природы Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы.
1 4
Разнообразие растений.
К
Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения .
Знания о растениях и их разнообразии. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях.
Личностные:
формирование личного отношения к окружающему миру
Регулятивные:
выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательные
взаимосвязь природы и человека
Коммуникативные
способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
1 5
Солнце, растения и мы с вами.
К
Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.
Знание о дыхании и питании растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных
1 6
Размножение и развитие растений.
ИНМ
Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)
1 7
Охрана растений.
Тест.
ИНМ
Учащиеся должны знать правила охраны природы.
Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям
18
Разнообразие животных.
Тест.
К
Учащиеся должны знать разнообразие животного мира в природе.
Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология- наука о животных.
Личностные:
формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
Регулятивные
Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные
Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
19
Кто что ест?
ИНМ
Учащиеся должны знать какой пищей питаются все живые существа на планете.
Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пи
щи, к защите от врагов.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с мате
риалами учебника, распре
деление заданий, обсужде
ние способов и сроков работы.Размножение и развитии животных разных групп.Факторы отрицатель
ного воздействия человека на мир животных. Исчезаю
щие и редкие животные. Меры по охране животного мира.
20
Проект «Разнообразие природы родного края».
ИНМ
Учащиеся должны знать о разнообразии природы родного края.
21
Размножение и развитие животных.
Тесты.
ИНМ
Учащиеся должны знать о размножении и развитии животных.
22
Охрана животных.
К
Учащиеся должны знать об охране животных.
Личностные:
формирование личного отношения к окружающему миру
Регулятивные:
выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательные
взаимосвязь природы и человека
Коммуникативные
способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений
23
В царстве грибов.
ИНМ
Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы.
Разнообразие грибов.Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев.
24
Великий круговорот жизни.
Проверочная работа №2.
ИНМ
Учащиеся должны знать о великом круговороте жизни.
Круговорот веществ. Основ
ные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.
Мы и наше здоровье (9ч)
25
Организм человека.
ИНМ
Учащиеся должны знать из чего состоит наш организм.
Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе орга
нов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная.
Личностные
конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
Регулятивные
Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные
характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья
Коммуникативные
отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в парах
26
Органы чувств.
К
Учащиеся должны знать все пять органов чувств у человека
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира
27
Надёжная защита организма. Проверочная работа №2.
К
Учащиеся должны уметь защищать свой организм.
Орган защиты от поврежде
ний и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигие
на. Первая помощь при пов
реждении кожных покров
ов( ранки, ушибы, ожоги, обмораж)
28
Опора тела и движение. Тест.
ИНМ
Опорно –двигательная система, ее роль в организ
ме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.
29
Наше питание. Органы пищеварения.
Проект «Школа кулинаров».
ИНМ
Учащиеся должны уметь правильно питаться.
Разнообразие питательных веществ(белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся.Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки.
30
О дыхании, о движении крови.
Тест.
ИНМ
Учащиеся должны знать о дыхании и движении крови.
Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыха
тельной и кровеносной системы Пульс и его частота.
31
Умей предупреждать болезни.
К
Учащиеся должны уметь предупреждать болезни.
Способы закаливания орга
низма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения при болезни.
Личностные:
формирование личного отношения к окружающему миру
Регулятивные:
выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательные
взаимосвязь природы и человека
Коммуникативные
способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке.
32
Здоровый образ жизни
К
Учащиеся должны знать о здоровом образе жизни
Понятие о здоровом образе жизни.Проверка знаний и умений
33
Проект
«Мы и наше здоровье».
Проверочная работа №3.
К
Представление результатов проектной деятельности.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Наша безопасность (7 ч)
34
Огонь, вода и газ.
К
Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.
Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
Личностные:
усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности
Регулятивные:
умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения
Познавательные:
усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.
Коммуникативные:
уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
35
Чтобы путь был счастливым.
К
Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте
36
Дорожные знаки.
Тест.
К
Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.
Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запре
щающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса.
37
Проект «Кто нас защищает».
К
Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружен
ных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с мате
риалами учебника, распреде
ление заданий, обсуждение способов и сроков работы.
38
Опасные места.
К
Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.
Правила поведения в потен
циально опасных местах: на балконе, в лифте, на строй
площадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.
39
Природа и наша безопасность.
К
Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.
Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах.
40
Экологическая безопасность.
Проверочная работа №4.
К
Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности.
Экологическая безопас
ность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности
Чему учит экономика (12 ч)
41
Для чего нужна экономика?
Тест.
ИНМ
Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.
Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.
Личностные:
формирование личного отношения к окружающему миру
Регулятивные:
выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательные
взаимосвязь природы и человека
Коммуникативные
способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
42
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
ИНМ
Учащиеся должны знать основные составляющие экономики.
Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в эконо
мике , труд умственный и физический. Роль образова
ния в экономике.
43
Полезные ископаемые. Тест.
ИНМ
Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
Понятие о полезных иско
паемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых.
44
Растениеводство.
Тест.
ИНМ
Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и живот
новодство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и про
мышленных товаров. Клас
сификация культурных растений. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в эконо
мике. Труд растениеводов и животноводов.
45
Животноводство. Тест.
ИНМ
Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных.
46
Какая бывает промышленность?
ИНМ
Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности
47
Проект
« Экономика родного края».
К
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы.
Презентовать и оценивать результаты своей работы
48
Что такое деньги?
Тест.
ИНМ
Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.
Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денеж
ных знаков.Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.
49
Государственный бюджет.
ИНМ
Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.
Понятие о государственном бюджете, расходах и дохо
дах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.
Личностные:
формирование личного отношения к окружаю
щему миру
Регулятивные:
выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательные
взаимосвязь природы и человека
Коммуникативные
Способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на
уроке
50
Семейный бюджет.
ИНМ
Учащиеся должны знать основы семейного бюджета.
Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
51
Экономика и экология.
ИНМ
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.
52
Экономика и экология.
Проверочная работа №5.
К
Путешествие по городам и странам (16 ч)
53
Золотое кольцо России.
ИНМ
Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте.
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности
Личностные:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,
Регулятивные:
умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные
конкретизировать представ
ления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
Коммуникативные:
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
54
Золотое кольцо России.
55
Проект «Музей путешествий».
ИНМ
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы
Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея
56
Наши ближайшие соседи.
ИНМ
Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.
Государства, граничащие
С Россией, их столицы
57
На севере Европы.
ИНМ
Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.
Страны севера Европы (Нор
вегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столи
цы, государственное уст
ройство, государственные языки, флаги, достопримеча
тельности,знаменитые люди
58
Что такое Бенилюкс?
ИНМ
Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.
Страны Бенилюкса (Бель
гия, Нидерланды, Люксем
бург), их столицы, государ
ственное устройство, фла
ги,достопримечательности.
Личностные:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов
Регулятивные:
умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные конкретизировать представ
ления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
Коммуникативные:
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств
59
В центре Европы.
ИНМ
Учащиеся должны знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.
Учащиеся должны знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.
Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швей
цария, ), их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди
60
Путешествие по Франции и Великобритании.
ИНМ
Франция и Великобритания, их местоположение на кар
те, их столицы,государст
венное устройство,госу
дарственные символы, достопримечательности. знаменитые люди
61
Путешествие по Франции и Великобритании.
ИНМ
62
На юге Европы.
ИНМ
Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, достоприме
чательности
63
По знаменитым местам мира.
ИНМ
Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности.
Памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся
Личностные:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,
Регулятивные:
умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
Коммуникативные:
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств.
64
Экскурсия «Достопримечательности нашего села».
ИНМ
Учащиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города.
Знания о достопримеча
тельностях нашего села
65
Проверочная работа№6 по теме «Путешествие по городам и странам».
ИНМ
Знать отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами страны.
66
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».
К
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Презентация проектов
67
Повторение по теме «Путешествие по городам и странам».