Данная программа разработана на основе требований ФГОС НОО и направлена на их реализацию.
Концепция (основная идея) программы: данная программа по окружающему миру отличается от традиционной за счёт расширения и углубления материала, традиционно входящего в начальное образование, за счёт включения в программу вопросов, обычно затрагивающихся на более поздних этапах обучения, за счёт вопросов и проблем, возникающих в процессе обучения по инициативе самих учеников или учителя.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость): содержание курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения.
Цель – способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью, задачи – дать представление об окружающем мире как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, определяемые программой.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой предмет «Окружающий мир» изучается в 1 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.
Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,
где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;
правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения окружающего мира обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных , метапредметных и предметных результатов.
_ осознание своей семейной идентичности.
_ первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
_ представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
_ представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
_проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
_ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
_ первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
_ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
_ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
_ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
_ анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
_ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
_ обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
_ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая _ неживая, животные _ растения и т.д.);
_ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
_ использовать в общении правила вежливости.
_ адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
_ использовать иллюстративный определитель растений и животных.
_ соблюдать правила экологического поведения в школе и вбыту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусо_ра) и природной среде;
_ описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
_ соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
_ использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
_ оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
_ находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России ,Москву, свой регион и его главный город.
Сроки | № уроков | Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока | Примечания |
Освоение предметных знаний | УУД (личностные и метапредметные результаты) |
1 четверть |
Природа, общество, труд. 7 часов. |
| 1 | Экскурсия по школе. Школа | Ознакомиться с нормами поведения в школе в общественных местах. Осознание окружающей действительности, нового школьного окружения. Знать правила поведения в школе, общения с одноклассниками, учителями. | Учиться использовать в речи правила вежливости. Сравнивать объекты, анализировать, делать выводы. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (находить класс, своё место в классе) Познакомиться с правилами поведения в школе. Различать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе.Моделирование различных ситуаций. | |
| 2 | Где мы живём | Осознание детьми того окружающего мира, в котором они живут: город, село, округа; осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Осознание окружающей действительности, нового школьного окружения. | Формировать интерес к учебному материалу. Учиться использовать в речи правила вежливости. Понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Понимать знаки и символы | Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью. Знакомство с правилами дорожного движения Моделирование ситуации, представление своих ощущений (игра –инсценировка «Я в городе», «Я в деревне») | |
| 3 | Экскурсия Что нас окружает. Труд людей | Понимать значение труда в жизни человека. Знать профессии родителей. Осознавать взаимозависимость людей разных профессий. | Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу. | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Знакомство с разными профессиями людей. Участие в игре «Угадай профессию» | |
| 4 | Природа и её изменчивость | Называть и описывать объекты природы. Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков. Наблюдать за осенними изменениями в природе. С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Ггрупповая работа | Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. Описание иллюстрации в учебнике Сравнение рисунков. Обсуждение результатов наблюдений. Участие в групповой работе с природным материалом | |
| 5 | Природа – первый «учебник» человека | Расширять представления учащихся об окружающем мире через осознание того, что человек всегда учится у природы | Умение договариваться, находить общее решение Групповая работа | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Выделение признаков объектов. Обсуждение пословиц.Ориентирование в пространстве.Отгадывание загадок. | |
| 6 | Экскурсия в природу. Природа осенью. Растения и животные | Знать компоненты окружающего мира. Уметь приводить примеры представителей живой природы, различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства, группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам | Анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы. Принимать и сохранять учебную задачу. Использовать в общении правила вежливости | Соблюдение правил поведения на дороге и улице. Обсуждение вопроса об осенних изменениях в природе.Работа со схемой «безопасное движение по дороге в школу» | |
Природа 17 часов. |
| 7 | Вселенная, или космос | Иметь представление о значении Солнца для жизни на Земле. Знать понятия «звезды», «планеты», «спутники», характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли Воспринимать относительность величины предмета в зависимости расстояния | Способность радоваться успехам одноклассников. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | Работа с рисунками. Формулирование выводов из наблюдений. Сопоставление научных сведений с результатами наблюдений Группировка объектов природы.Составление макета Вселенной. | |
| 8 | Земля как планета | Иметь представление о месте Земли в Солнечной системе. Знать причины смены дня и ночи, сравнивать и различать день и ночь, времена года | Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы. Принимать участие в работе группы. Осуществлять поиск нужной информации., понимать знаки, символы, модели, устанавливать причинно- следственные связи. Адекватно воспринимать оценку своей работы. | Проведение несложных наблюдений. Использование модели (глобус) для описания явления. Анализ картины Формулирование предварительного вывода об условиях ,необходимых для жизни на Земле. Установление связи между объектами природы и явлениями природы . | |
| 9 | Значение воды на Земле | Иметь представление о воде, ее свойствах и значении для человека, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды, характеризовать свойства воды | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Характеристика свойств воды. Проведение опытов. Формулирование выводов на основе наблюдений. Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам. | |
| 10 | Значение воздуха на Земле | Иметь представление о воздухе, его свойствах и значении для человека, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха, измерять температуру воздуха с помощью термометра, характеризовать свойства воздуха. Уметь делать выводы на основе результатов опыта. | Находить нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Принимать учебную задачу. Установка на здоровый образ жизни | Проведение несложных опытов, которые доказывают, что воздух есть везде. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. Знакомство с правилами здорового образа жизни. Определение значения объектов окружающего мира (значение воздуха с опорой на рисунки.) | |
| 11 | Разнообразие природы | Формировать представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России. Уметь описывать животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстрации | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Осуществлять поиск необходимой информации. Анализировать изучаемые объекты, устанавливать причинно- следственные связи. | Работа с глобусом и картой. Соотнесение рисунка с картой. Работа с дидактическими материалами (карточками) Нахождение иллюстраций по заданию учителя | |
| 12 | Экскурсия. Природа родного края | Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных и временами года. Ознакомиться с особенностями природы родного края. | Проводить сравнение, классификацию объектов. Принимать и сохранять учебную задачу. Допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию. | Анализ картин художников. Наблюдение за погодой. Наблюдение за растениями. Сравнение объектов живой и неживой природы. Установление причинно- следственных связей. Выслушивание собственных суждений учащихся, формулировка выводов. Игра «летает – не летает» | |
| 13 | Неживая и живая природа | Различать объекты живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам живой природы. Формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений | Положительное отношение к познавательной деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять поиск информации. Понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике. Проводить сравнение, классификацию объектов. | Сравнение, различение природных объектов и изделий.Описание изученных объектов и явлений. Выделение их существенных признаков. Доказательство наличия признака у объекта (дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание).Осуществление классификации.Проведение наблюдений и опытов. | |
| 14 | Живая природа | Различать объекты живой природы: растения и животных. Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | Оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий. Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков работа в группе | Наблюдение за птицами, млекопитающими. Группировка объектов живой природы по самостоятельно выделенным признакам. Установка связей особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Объяснение необходимости бережного отношения к природе. | |
| 15 | Царства живой природы | Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (деление на растения, животные, грибы, бактерии). Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с опорой на схему, рисунок | Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, осуществлять поиск необходимой информации, Понимать знаки, символы, модели, схемы. Анализировать объекты, осуществлять синтез умение устанавливать причинно-следственные связи. | Работа в группе с дидактическим материалом с целью самостоятельно разделить объекты природы на группы.Самостоятельное выделение признаков. Оценка работы одноклассников. Составление схемы. Извлечение из учебника необходимой информации о растениях и животных своего края. | |
| 16 | Растения. Строение растений. П.р. | Формировать понятия «растение», «существенный признак». Определять части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Описывать и сравнивать растения. Приводить 2–3 примера различных видов растений. | Интерес к учебному материалу. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ. Анализ объектов, установление причинно-следственных связей | Работа с гербарием: описание растения и его частей. Сравнение и выявление общего между растениями. различение существенных признаков от несущественных. Самостоятельное извлечение информации из рисунка. Нахождение частей целого. Обсуждение значений частей для растения. | |
| 17 | Разнообразие растений по внешней форме | Различать растения – деревья, кустарники, травы. Приводить примеры. Выделять существенные признаки растения | Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задаче. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости) Установление простейших причинно-следственных связей | |
| 18 | Зависимость растений от природных условий. Растения и человек | Устанавливать причинно-следственные связи. Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями. Устанавливать связи между человеком и растением, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Договариваться, приходить к общему решению Проведение классификации природных объектов, Проведение аналогий между собственным опытом и изучаемым материалом | Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости).Установление простейших причинно-следственных связей | |
| 19 | Животные | Ознакомиться с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Формировать понятие «животное». Описывать и сравнивать животных. Приводить примеры различных видов животных. Выделять существенные признаки животного какой-либо группы животных | Положительное отношение к познавательной деятельности. Осуществлять поиск нужной информации. Анализировать объекты с выделением их отличительных признаков. Договариваться, приходить к общему решению | Характеристика условий, необходимых для жизни растений. Сравнение и различение разнообразных групп растений, характеристика их роли в жизни человека | |
| 20 | Разнообразие растений и животных | Ознакомиться с разнообразными средами жизни. Различать объекты по названным признакам. Приводить примеры представителей животного мира | Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задаче. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Самостоятельная классификация животных на группы. Различение существенных и несущественных признаков животных.Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование дополнительных источников информации. | |
| 21 | Природа и человек | Формировать умения анализировать рисунок и составлять связное высказывание по его содержанию. Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Представлять зависимость жизни людей от состояния природы. Накапливать знания о правилах экологического поведения в природной среде. Иметь представление о назначении Красной книги. Описывать наблюдаемые объекты | Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; Осуществлять поиск нужной информации.Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. | Сравнение животных и растений между собой по рисунку учебника. Выделение групп растений и животных, которых можно встретить в своей местности. Использование краеведческого материала. Участие в игре «Кто где живёт | |
| 22 | Земная поверхность | Иметь представление о географической карте, читать карту и правильно показывать объекты на ней. Сравнивать глобус и карту мира. | Интерес к учебному материалу. Понимать и сохранять учебную задачу. П.анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно- следственные связи. | Работа с рисунками учебника. Опыт. Изучение состава почвы. Ознакомление с полезными ископаемыми. Установление причинно- следственных связей. Разгадывание загадок. | |
| 23 | Красота природы. Труд людей. Проверочная работа. | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Принятие ценности природного мира. Умение поиска и выделения нужной информации.Оценивать результат приобретенных умений и знаний. | Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными. Объяснение происходящих изменений с орудиями труда. Обсуждение пословиц и поговорок. Установление причинно- следственных связей. | |
Планета Земля. 10 часов. |
| 24 | Модели и изображения Земли. Глобус и карты ПР | Сравнивать глобус и карту мира. Узнавать материки, называть океаны, моря. Показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы. Находить заданный объект на карте полушарий, на карте России, на карте области или края.Сравнивать географические объекты | Положительное отношение к учебной деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу. анализировать изучаемые объекты, осуществлять поиск нужной информации. | Работа с глобусом, физической картой. Сравнение модели с натуральным предметом по размерам и форме. Ознакомление с названиями и местом расположения океанов, материков. Чтение знакомых условных обозначений.Нахождение и определение научных географических объектов.. | |
| 25 | Азбука географии. ПР | Работа с глобусом, физической картой. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географический объектов на физической карте с помощью условных знаков. Знакомство с новыми географическими понятиями | Положительное отношение к учебной деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу Понимать знаки, символы, модели, анализировать изучаемые объекты. | Работа с глобусом, физической картой. Нахождение на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географических объектов на физической карте с помощью условных знаков. Восприятие задания в тексте, ответы на вопросы. | |
| 26 | Тепловые пояса Земли | Оценивать результат приобретённых умений и знаний. Различать и определять месторасположение на глобусе. Понимать неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Участие в игре «Путешествие по 30тепловым поясам». Работа с глобусом. Нахождение и показ знакомых географических объектов. Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях. Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края. | |
| 27 | Облик Земли постоянно меняется | Понимать, что на Земле постоянно происходят изменения. Приводить примеры происходящих изменений в природе. | Находить нужную информацию Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Получение представлений об этапах развития истории нашей земли по информации из текста и иллюстраций учебника. Определение по контурам географических объектов Различение прошлого, настоящего, будущего.Сравнение природы далёкого прошлого с природой современного периода.Участие в обсуждении проблем. | |
| 28 | Разнообразие природы Земли. Оценка знаний. | Нахождение и показ знакомых географических объектов. Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях. | Различать изученные объекты по названным признакам. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Участие в игре «Путешествие по тепловым поясам».Работа с глобусом. Нахождение и показ знакомых географических объектов. Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях. Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края. | |
| 29 | История одной местности. Проверь себя. | Нахождение и показ знакомых географических объектов. Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях. | Различать изученные объекты по названным признакам. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Нахождение и показ знакомых географических объектов. Наблюдение за изменениями сезонов в разных полушариях. Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края. | |
| 30 | Проверочная работа по теме «Планета Земля» | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Различать изученные объекты по названным признакам. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Определение по контурам географических объектов Различение прошлого, настоящего, будущего.Сравнение природы далёкого прошлого с природой современного периода. | |
| 31 | Ориентирование в пространстве и времени | Запоминать слова, обозначающие направление (вверх, вниз и т. Д.).Ориентироваться в пространстве относительно себя и предметов. Определять время на часах (целый час) | Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; Осуществлять поиск нужной информации.Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. | Работа с глобусом, физической картой. Нахождение на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географических объектов на физической карте с помощью условных знаков. Восприятие задания в тексте, ответы на вопросы. | |
| 32 | Как открывали новые земли. Плавание Ганнона | Использовать текст для поиска необходимой информации. Слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. Строить собственные высказывания. Различать достоверные факты и вымысел различных информационных источниках | Умение договориться, находить общее решение проблемы. Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности. | Участие в игре «Путешествие по континентам». Работа с глобусом и картой. Составлять небольшое монологическое высказывание. | |
| 33 | Появление и развитие жизни на Земле | Ориентироваться во времени: прошлое, настоящее, будущее.Ознакомиться с изменениями происходившими в природе Земли. Демонстрировать знание условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). Представлять и описывать древних животных по рисункам | Проявлять интерес к учебному материалу. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Проводить сравнение, классификацию объектов | Условия. необходимые для развития жизни на Земле. Понятие «земноводные» различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | |
| 34 | Древние растения и животные. | Выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. Развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. Устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменениями природных условий. Приводить 2-3 примера древних животных | Развитие готовности к сотрудничеству Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать. Умение договориться, находить общее решение проблемы | Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости).Установление простейших причинно-следственных связей. Использовать иллюстративный определитель растений и животных. находить пары: современные животные- древние животные. Современные. растения - древние. | |
| 35 | Современные растения и животные | Выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. Развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. Устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменениями природных условий. Приводить 2-3 примера древних животных | Осуществлять анализ объекта, проводить сравнения, использовать рисуночные варианты записи. Умение слушать, получать необходимые сведения. Волевая саморегуляция. Воспринимать различные точки зрения | Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости).Установление простейших причинно-следственных связей. использовать иллюстративный определитель растений и животных. находить пары: современные животные- древние животные. Современные. растения - древние. | |
| 36 | Древняя и современная природа Земли | Развивать наблюдательность и умение сравнивать объекты природы. Подводить объекты природы под понятия | Формирование мотива деятельности. Умение осознанно строить высказывания. Умение слушать, получать необходимые сведения. Волеваясаморегуляция. Понимать информацию в знаково-символической форме, кодировать информацию, строить модели. | Сравнивать диких и современных растений и животных. Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными. Объяснение произошедших изменений | |
| 37 | Растительноядные и хищные животные | Формулировать выводы на основе иллюстраций учебника. Различать животных по типу питания. Приводить примеры хищных и растительноядных животных. | Развитие готовности к сотрудничеству Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать. Умение договориться, находить общее решение проблемы | Соотнесение объектов природы с условиями природы (составление зависимости).Установление простейших причинно-следственных связей. Группировка объектов живой природы по самостоятельно выделенным признакам | |
| 38 | Растительноядный предок человека | Иметь представление о жизни растительноядного предка человека. Сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами | Проявлять положительное отношение к учебной деятельности Принимать и сохранять учебную задачу. Принимать участие в работе парами и группами. Осуществлять анализ объекта | Общее представление о предках человека. Различать прошлое, настоящее Оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. Работа в группе с дидактическим материалом с целью самостоятельно разделить объекты на группы. | |
| 39 | Становление человека. Предки человека. Человек – охотник и кочевник | Анализировать совершенствование орудий труда. Различать понятия «орудие» и «оружие. Слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы. Участвовать в обсуждениях. Понимать зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянно го стремления человека улучшить условия своей жизни | Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Осуществлять анализ, сравнение объектов Проявлять интерес к учебному предмету | Устанавливать связи между климатическими условиями и образом жизни древних людей. Оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; | |
| 40 | Человек прямоходящий. Орудия труда. Родовой строй | Анализировать образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). Соотносить древние орудия труда с современными | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Кодировать информацию в знаково-символической форме, осуществлять анализ объектов. | Устанавливать связи между климатическими условиями и образом жизни древних людей. Оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков | |
| 41 | Жизнь родом и племенем | Получить общее представление о родовом строе. Развивать наблюдательность. Извлекать информацию из различных источников знаний. Иметь представление о зарождении разных видов искусства. Ознакомиться на практическом уровне с понятиями «дикое животное», «домашнее животное» | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Контроль результата деятельности Проявлять интерес к учебному материалу. Составление последовательности действий Принимать участие в групповой работе | Сравнивать рисунки. Обсуждать результаты наблюдений. Сравнивать предков человека на разных этапах его развития. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. | |
| 42 | Начало оседлой жизни. Одомашнивание животных и растений | Установить соотношения «домашние животные и их дикие предки» с опорой на рисунок. Ориентирование в учебнике. Распределять животных на группы. Ознакомиться с профессиями, связанными с сельским хозяйством. | Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу. | Сравнивать рисунки. Обсуждать результаты наблюдений.. Выделять признаки домашних животных и их поводки. Работать в группе. | |
| 43 | Земля рассказывает о себе. Обобщение представлений об этапах развития жизни на Земле, в том числе человека | Самостоятельно работать с заданиями в учебнике. Устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. Соотносить предметы с историческими этапами | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Ггрупповая работа | Условия. необходимые для развития жизни на Земле. Понятие «земноводные» различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | |
| 44 | Обобщающий урок. Мы -часть окружающего мира. Пр. работа | Оценивать и воспринимать результат своей работы. Знать основные правила обращения с домашними животными. Доказывать свою точку зрения; приводить доводы.Формировать понимание, что человек – часть окружающего мира, зависит от природы, и от окружающих людей, что он – член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом. Делать вывод о правах и обязанностях ребёнка в семье. | Умение договариваться, находить общее решение Групповая работа | Устанавливать связь прошлого с настоящим. | |
| 45 | Семья. Родословная | Ознакомиться с семьями одноклассников, с их традициями Соотносить информацию на рисунке с картой. Понимать существований как различий, так и общего в образе жизни современных людей | Проявлять положительное отношение к учебной деятельности Принимать и сохранять учебную задачу. Принимать участие в работе парами и группами. Осуществлять анализ объекта | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Составлять небольшое монологическое высказывание. | |
| 46 | Продолжение разговора о семье. Мы – разные по возрасту и внешнему виду | Получить представление о родословной. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе. Использовать правила поведения в общественных местах и на улице | Развитие готовности к сотрудничеству Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать. Умение договориться, находить общее решение проблемы | Объяснять смысл слов: родственник, родитель, родословная. Извлекать необходимую информацию из изученного материала | |
| 47 | Особенности жизни людей в разных природных условиях | Установление взаимосвязи между природными условиями и образом жизни человека, его занятиями. Использование краеведческого материала. | Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Осуществлять анализ, сравнение объектов Проявлять интерес к учебному предмету | Анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества | |
| 48 | Люди живут в разных странах. ПР | Составлять небольшой рассказ о своей стране (о своём регионе). Находить на политической карте 3-5 государств мира. Иметь представление о границе России | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Кодировать информацию в знаково-символической форме, осуществлять анализ объектов. | Извлекать необходимую информацию из изученного материала Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. Знать понятия: раса, народ, национальность. | |
| 49 | Обычаи разных народов | Знакомство с одеждой, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством | Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу. | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные. Составлять небольшое монологическое высказывание. | |
| 50 | На Земле люди живут в разное время суток | Определять время по часам (целый час). Получить представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент времени на Земле. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Ггрупповая работа | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | |
| 51 | Люди разных профессий | Ознакомиться с разными профессиями. Оценивать черты характера человека, необходимые для разных профессий. Устанавливать связь деятельности человека и природы. | Умение договариваться, находить общее решение Групповая работа | Извлекать необходимую информацию из изученного материала. Рассказ о профессии своих родителей. | |
| 52 | Воздействие человека на окружающую среду | Понимать взаимосвязь деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком | Сравнение, упорядочивание объектов, моделирование, изменение объекта в соответствии с заданием Осуществлять оценку работ и ответов одноклассников | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; рассказывать о мире с точки зрения эколога; | |
| 53 | Экологическая безопасность. | Развивать способность к проведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки. | Конструирование объекта, моделирование Принимать и сохранять учебную задачу Оценивать результат своих действий | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; рассказывать о мире с точки зрения эколога; | |
| 54 | Российская Федерация-страна, в которой мы живём | Определять на карте, глобусе местоположение Российской Федерации. Знать символы государства. Знать название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город. Знать правила поведения при прослушивании гимна | Сравнение на основе сопоставления, сериация по указанным основаниям. Работа в парах, группах Принимать и сохранять учебную задачу. | Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона. Находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город | |
| 55 | Транспорт и связь. Как связываются люди между собой на планете | Ознакомиться с различными транспортными средствами. Знать телефоны экстренного вызова. | Составление связного высказывания Работа в группах Анализ, синтез, восстановление объектов. Осуществлять пошаговый контроль действий под руководством учителя | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, | |
| 56 | Богатство Российской Федерации | Высказывать свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаниях. Испытывать чувство гордости за свою великую Родину | Конструирование объекта, моделировании,.принимать и сохранять учебную задачу Оценивать результат своих действий | Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, знакомиться с флагом, знать его историю; выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения | |
| 57 | Из истории Древней Руси. Как жили наши предки | Извлекать информацию из рисунка. Составлять связанное высказывание. Ознакомиться с образом жизни древних славян, сравнивать его с современностью | Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу. | Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учебника | |
| 58 | Жизнь современного человека | Получить новые сведения о жизни современного человека | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Ггрупповая работа | Извлекать необходимую информацию из изученного материала Определять родственные связи людей. Оценивать характер взаимоотношений людей в обществе | |
| 59 | Законы современной жизни | Знакомство с разными законами, которые регулируют жизнь людей в обществе | Умение договариваться, находить общее решение Групповая работа | Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта | |
| 60 | Можно ли выжить одному (диагностическая работа) | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ. Осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей. Проводить классификацию объектов. Принимать участие в работе парами, группами. Иметь представление о границах собственного знания и « незнания». | Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада | |
| 61 | История родного края (экскурсия в краеведческий музей | Получить новые сведения об истории родного края. Следовать правилам поведения в общественных местах | Учиться использовать в речи правила вежливости. Принимать учебную задачу. Интерес к учебному материалу | Обобщать полученную информацию, готовить сообщение. | |
| 62 | Итоговая контрольная работа | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Моделировать различные ситуации при решении задач. Анализ ситуаций, выделение и проверка информации, классификация объектов, восстановление объектов по их элементам | Осуществлять запись выборочной информации | |
| 63 | Анализ контрольной работы | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ. Осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей. Проводить классификацию объектов. Принимать участие в работе парами, группами. Иметь представление о границах собственного знания и « незнания». | Обобщать полученную информацию, готовить сообщение. | |
| 64-66 | Резервные уроки | | | | |
Дмитриева Н.Я, Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: методическое пояснение к курсу. – М.: Федеральный научно – методический центр им. Л. В. Занкова, 2010г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 1, 2 - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2013г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир». 1 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2013г.
Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова-авт. – сост. Г. А. Сафронова.- Волгоград: Учитель, 2009г.
Попик В.А. Окружающий мир 1кл.: Путешествие колобка [Электронный ресурс]. - Брянск: Медиаресурсы.. – (Методическая медиатека; Лучшее от лучших)