Психолого-педагогическое сопровождение – система деятельности предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение»
Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение – система деятельности предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
Принципы сопровождения:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка.
Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в конкретной ситуации личностного развития и обучения.
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения при помощи психолого-педагогической диагностики.
С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики.
Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и воспитания.
На основе данных психодиагностики заполняются индивидуальные карты развития ребенка, определяются условия его успешного обучения и воспитания. Реализация данного пункта предполагает, что подходы и требования к детям со стороны учителя не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями. Особое внимание уделяется тем детям, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии.
Основные направления деятельности в начальной школе:
Направление 1: Психолого-педагогическая диагностика
Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.
Диагностические данные необходимы:
- для составления индивидуальной траектории развития каждого учащегося (на основе карты психолого-педагогического сопровождения);
- для выбора средств и форм организации учебной деятельности школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;
- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.
Направление 2: Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка, учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.
Направление 3: Консультирование и просвещение родителей.
(1 класс)
- подготовка к школе;
- адаптация к школе.
Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Этапы психолого-педагогического сопровождения
учащихся начальной школы
(2 – 3 классы)
- адаптирование учебного процесса к личностным особенностям каждого учащегося;
- коррекционная и развивающая работа с учащимися.
(4 класс)
- подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы;
- составление психолого-педагогического «портрета» каждого ребенка и класса в целом;
- подготовка рекомендаций для учителей-предметников 5 класса;
- подведение итогов работы, анализ результатов.
2. Технологии психолого-педагогического сопровождения
№
Название технологии
Цель использования технологии
Результат использования
1
Информационно-коммуникационная технология
Активизация процесса обучения;
- повышение наглядности;
- сделать процесс обучения более интересным, что способствуют успешному усвоению изученного материала;
- формирование навыков индивидуальной работы.
Рациональное использование учебного времени и увеличение темпа работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися, элемент новизны.
2
Игровые технологии
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
– дидактических (расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков;
– развивающих;
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.
Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном. Повышение интереса учащихся к изучению предмета, повышение результативности учебной деятельности.
3
Технология реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
Способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
Реализуется положительная динамика качества обучения в классе
• повышается уровень предметных и метапредметных результатов
• повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности
• увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад