Просмотр содержимого документа
«Программа занятий внеурочной деятельности "Математика для любознательных"»
4 класс
Учебно - тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Математика для любознательных»
Содержание курса
Количество часов
Перечень УУД обучающихся
Арифметические забавы.
9
Личностные - личностное самоопределение; действие смыслообразования, действие нравственно-этического оценивания.
Регулятивные – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
знаково-символические - моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации;
синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные– умение договариваться, находить общее решение практической задачи;
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Логика в математике.
13
Задачи с геометрическим содержанием.
12
Итого:
34 ч
Календарно - тематическое планирование
№
Тема занятий
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
Арифметические забавы. 9 ч
1
Цифры у разных народов.
1
Знакомство с написанием и значением цифр у разных народов
2
Арифметические головоломки.
1
Развитие мыслительной деятельности
3
Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.
1
Чтение и составление ребусов
4
Некоторые старинные задачи.
1
Решение старинных задач с помощью логики и мысли
5
Задачи на упорядочивание множеств.
1
Упорядочивание множеств по их закономерности
6
Математические состязания.
1
Работа в группах
7
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.
1
Логические упражнения с простейшими числами
8
Задачи, связанные с величинами.
1
Решение задач, изменяя величины
9
Математический лабиринт.
1
Работа в группах
Логика в математике. 13 ч
10
Тайны шифра (чтение и составление ребусов).
1
Чтение и составление ребусов
11
Решение шахматных задач.
1
Логическое распределение позиций
12
Игра «Логическое домино».
1
Работа в группах
13
Знаете ли вы проценты?
1
Нахождение процентов от числа
14
Математические софизмы.
1
Решение заданий с помощью математических софизмов
15
Танграмы.
1
Составление картинок из геометрических фигур
16
Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.
1
Нахождение логического ключа для решения задачи
17
Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел
1
Познавательные игры с числами
18
Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
1
Решение и составление задач
19
Задачи на принцип Дирихле.
1
Решение задач, применяя принцип Дирихле
20
Что мы знаем об Архимеде?
1
Работа с познавательной литературой
21
Логленд (логический марафон).
1
Познавательная игра
22
Математический КВН.
1
Работа в группах
Задачи с геометрическим 12 ч
содержанием
23
Геометрия танграма.
1
Составление фигур из и частей
24
Конструирование из «Т».
1
Последовательное конструирование по составленному алгоритму
25
Задачи на разрезание и складывание фигур.
1
Решение задач с помощью геометрических фигур
26
Геометрические головоломки.
1
Поиск логического решения
27
Зашифрованная переписка (способ решётки).
1
Нахождение ключа к шифру и разгадывание шифра по известному ключу
28
Задачи со спичками.
1
Складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур
29
Геометрия клетчатой бумаги.
1
Составление фигур по клеткам
30
Три способа прохождения лабиринта.
1
Прохождение лабиринта тремя способами
31
Игры на развитие конструкторских способностей.
1
Познавательные игры
32
Геометрическая викторина.
1
Работа в группах
33
Геометрический тренинг.
1
Решение логических упражнений
34
Подведение итогов.
1
Обобщение математического материала
Содержание программы
Четвёртый год обучения
1. Арифметические забавы (9ч)
Группировка предметов .Поиск закономерностей. Цифры у разных народов. Арифметические головоломки. Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. Решение старинных задач, задач на упорядочивание множеств, задач, связанных с величинами. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.
.2. Логика в математике (13ч)
Тайны шифра (чтение и составление ребусов).Решение шахматных задач.
Игра «Логическое домино». Знаете ли вы проценты? Математические софизмы. Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел. Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов. Задачи на принцип Дирихле. Что мы знаем об Архимеде? Логленд (логический марафон). Математический КВН. . Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.
3. Задачи с геометрическим содержанием (12ч)
Математические головоломки. . Геометрия танграма. Конструирование из «Т». Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки. Зашифрованная переписка (способ решётки). Задачи со спичками. Геометрия клетчатой бумаги. Три способа прохождения лабиринта. Игры на развитие конструкторских способностей. Геометрическая викторина. Геометрический тренинг.
Материально – техническое обеспечение программы
Наглядные пособия:
1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).