Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся1-4 классов Общекультурное направление
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся1-4 классов Общекультурное направление
Программа внеурочной деятельности младших школьников направление (Общекультурное «Волшебная кисточка») разработана на основе Примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Адаптированная рабочая программа кружка по внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Волшебная кисточка»
для 1-4 класса
Возраст детей: 7-11лет
Срок реализации программы: 4год
Учитель начальных классов
Астанина Татьяна Александровна
Нижнеивкино 2021
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников направление(Общекультурное «Волшебная кисточка») разработана на основе Примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Цель программы:
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: с портивно-оздоровительное , о бщеинтеллектуальное, о бщекультурное, с оциальное, д уховно-нравственное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ.
Форма деятельности – кружок.
Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность
познавательная деятельность
проблемно-ценностное общение
досугово-развлекательная деятельность
художественное творчество
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
трудовая
спортивно-оздоровительная
патриотическая деятельность
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность строится на принципах :
Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Программа строится по модульному принципу , благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Этот модуль, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.
Место программы в плане внеурочной деятельности.
1 класс – 33 часа, 1 час в неделю.
2 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
3 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
4класс – 34 часа, 1 час в неделю.
Контингент обучающихся: дети младшего школьного возраста (7-10 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.
Методы и средства обучения:
Словесные– рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные– показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, презентаций, стендов, видеофильмов. Практические– выполнение практических заданий в альбомах, игровые ситуации, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии парк, лес
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Контроль знаний и умений Проверка знаний и умений проводится в форме конкурсов, выставок. Продукт: Приготовить работы к выставкам по теме :
Веселый огород ( 1-2 класс)
Золотая осень (3-4 класс)
Букет для мамы ( 1-2-3-4 класс)
Зимушка –зима ( с 1 по 4 класс)
Веселый Новый год ( с 1 по 4 класс)
Весна –красна ! ( 1-2-3 класс)
Прощай начальная школа .( 4 класс)
Открытка выпускнику .(1-2 класс)
Этот славный день Победы (плакат –поздравление(3-4)
Подготовить работы к районному (+ областному конкурсу ) « Гимн воде», областная акция « Открытка ветерану»
№ п\п
Направление
Название модуля
Количество часов
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1.
Общекультурное
«Волшебная кисточка»
33
34
34
34
Всего часов: 135
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
дифференциация по интересам;
проектная деятельность
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, находить ответы.
Содержание:
Модуль: Волшебная кисточка (135 часов)
1 класс (33 часа)
Введение (3 часа). Вводный инструктаж по охране труда. Ознакомление с работой кружка. Чем и как работают художники «Волшебные краски». Экскурсия по школе. Экскурсия в осенний лес. Рисунок на свободную тему.
Основы рисунка (2 часа). «Забавная планета «Геометрия». Превращение геометрических фигур в зверушек. Моделирование. Выполнение зарисовок и набросков.
Изобразительные средства рисунка (8 часов). «На солнечной поляночке». Экскурсия в лес. Декоративная работа «Волшебные листья и ягоды». Мир сказок. Выполнение коллективной работы. Школьная выставка. Декоративная работа «Чудо-платье». Глиняный кувшин с элементами орнамента. Изображение пятном. «Чудо-пятнышко». Практическая часть. Конкурс рисунков.
Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. (2 часа). Зимний лес. Индивидуальная работа. Изображение силуэта дерева по памяти. Новогодняя елка. Коллективная работа. Изображение силуэта дерева с натуры, выпуск новогодних открыток.
Изображение в объеме. (2 часа). Я не просто лесная коряга. Наблюдение: какие объемные предметы на что похожи (овощи, коряги в лесу). Мир птиц. Лепка: превращение комка пластилина в птицу.
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета (8 часов). Первичные цвета. Цветовая гамма. Красоту нужно уметь замечать. Экскурсия на природу. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Изображение дерева (березы) тампованием. Работа с кистью и тампоном. Коллективная работа. Узоры на крыльях. Исследование крыльев бабочки (по размеру, рисунку и т. д.). Школьная выставка.
Выполнение линейных рисунков. (2 часа). Салют, Победа. Рисование праздничного салюта. Практическая работа. Травушка-муравушка. Выполнение линейных рисунков травы.
Мой край родной (6 часов). В гостях у весны. Экскурсия на природу. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников. Здравствуй, лето! Рисунок на свободную тему. Рисование по памяти и представлению. Красота родного края. Рисование по памяти и представлению (в цвете, черно-белом цвете). Тематическая выставка. Представление своих работ.
2 класс (34 часа)
Работа с бумагой и картоном (29 часов)
Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия. Аппликация. Аппликация плоская и объёмная. Открытки. Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм. Пазлы (разрезные картинки) (1 час).
Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы (1 час)
Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D) (2 часа).
Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль. (1 час).
творчество художников, связанных с изображением природы;
правила плоскостного изображения;
Обучающиесядолжны уметь:
Пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кисточкой элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям учащимся 3 класса к концу учебного года
Обучающиеся должны знать:
особенности материалов,
разнообразие выразительных средств
творчество художников, связанных с изображением природы Васнецова, И.И. Левитана
основы графики;
Обучающиесядолжны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью,
пользоваться графическими материалами и инструментами;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса к концу учебного года
Обучающиеся должны знать:
разнообразие возможных выразительных средств значение понятий: живопись, графика, пейзаж, перспективы;
различные декоративные виды творчества: батик, основы дизайна;
творчество мастеров русского искусства: А.К Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиции, основы прикладного искусства
Обучающиеся должны уметь:
работать в определѐнной цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации простой формы;
передавать пространственные планы
передавать движение животных фигур ;человека и сознательно выбирать средства выражения своих эмоций;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции
решать художественно творческие задачи,
Формыподведения итогов
Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
Участие в школьных конкурсах.
Участие в районных конкурсах.
Портфель достижений школьника
Календарно - тематическое планирование
Тематическое планирование
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 1-4 классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
1 класс
№ п/п
Название модуля и занятий
Общее кол-во часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий
Дата
план
Дата
факт
1
Волшебная кисточка
135
107
28
1 класс
33
18
15
1
Введение.
3
1
2
2
Основы рисунка
2
2
3
Изобразительные средства рисунка.
8
3
5
4
Линия горизонта. Равномерное заполнение листа.
2
1
1
5
Изображение в объеме.
2
2
6
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
8
4
4
.7
Выполнение линейных рисунков.
2
2
8
Мой край родной.
6
3
3
№ п/п
Тема
Общее кол-во часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий
Дата
план
Дата
факт
2 класс 34 34
I. Работа с бумагой и картоном 29 29
Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами
1
1
Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль).
1
1
Панно из открыток
(эффект 3 D)
1
1
Панно из открыток
(эффект 3 D).Окончание.
1
1
Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры
Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа
1
1
0
Панно из открыток (эффект 3 D).праздничное.
1
1
0
Панно из открыток (эффект 3 D).праздничное.
1
1
0
Аппликация на стекле (5 часов)
Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения
1
1
0
Коллективный проект. «Аппликация на стекле».
1
1
0
Коллективный проект. «Аппликация на стекле». Продолжение
1
1
0
Коллективный проект. «Аппликация на стекле».Завершение.
1
1
0
Коллективный проект. «Аппликация на стекле». Защита проекта.
1
1
0
Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)
ТБ при работе с различными материалами.
1
1
Урок-путешествие в осенний лес
2
0
2
Коллективное панно: «Природа осенью»
2
2
0
Орнаменты народов мира.
1
5
0
Урок-путешествие. Путешествуем по странам мира
2
1
1
Путешествуем в другие миры.
1
1
0
Лепим город будущего.
2
2
0
Коллективная работа. Композиция к дню учителя
2
2
0
Коллективная работа. Новогодняя композиция.
2
2
0
Аппликация. Витрина магазина. Групповая работа
1
1
0
Проект: «Дети Освенцима»
2
1
1
Проект:«Дети Освенцима». Защита проекта
1
1
0
Коллективная аппликация: « 23 февраля»
1
1
0
Делаем «кукольный театр»
3
2
1
Художественные работы для мам.
3
2
1
Коллективная газета: «Сибирские дивизии»
2
1
1
Проект: «Спортивная площадка»
2
1
1
Обобщение работы над проектами.
2
2
0
Календарно –тематическое планирование 4 класс ( 34 часа)
ТБ работы с компьютором.
1
1
Коллективный проект: «Дом, построенный нами».
4
2
2
Коллективная поздравительная газета к дню учителя.
1
4
Коллективная работа: «Осенний кузовок»
1
1
Коллективный проект: «Детский городок»
2
1
1
Готовим новогодние игрушки
2
2
Рисование без кисточки. Коллективное панно.
1
1
Коллективная работа: «Рисуем спектакль»
2
1
1
Групповая работа: «Блокадный Ленинград»
3
2
1
Групповой проект: «Богатыри России»
2
1
1
Урок-спектакль: «Краски природы»
2
1
1
Празник-конкурс для малышей: «Парад фантазии»
3
2
1
Коллективная аппликация: «Космос».
3
3
Спектакль-поздравление для мам. Рисуем свои эмоции.
3
3
Изготовление и представление фильма: «Наш класс»
5
3
2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
Воспитание на региональном материале. – Сборник материалов под редакцией Красношлыковой. – Кемерово: 2011. – 41.
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении [Текст] / Г. Г. Солодова, М. И. Губанова: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 92 с.
Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.