kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поямнительная записка к программе внеурочной деятельности "Основы финансовой грамоты" с тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5 г. Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области






УТВЕРЖДЕНА

приказом директора от__________ №____










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по социальному направлению

«Основы финансовой грамотности»

(2 класс)

Срок реализации 1 год









Программа разработана

Соколовой Еленой Константиновной,

учителем начальных классов.











Шатура, 2019 г.






Пояснительная записка

Программа кружка "Основы финансовой грамотности» разработана на основе ООП НОО МБОУ «ООШ № 5 г. Шатуры» Шатурского муниципального района Московской области (авторская программа «Финансовая грамотность» /Ю.Н.Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г.) .Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Программа разработана с учетом особенностей ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

•          Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

•          Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

•          Системность организации учебно-воспитательного процесса;

•          Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основной целью курса «Основы финансовой грамотности» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основными задачами курса являются:

  1. Привлечение интереса к изучению основ финансовой грамотности.

  2. Изучение основных понятий, формирующих базу знаний математического (экономика) материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса математики , технологии (раздел экономика) в дальнейшем.

  3. При ведущей и направляющей роли учителя организовать самостоятельную работу учащихсяся по изучению материала, развивая творческие способности и повышая познавательный уровень учащихся.


Методы и приемы педагогической техники

 

Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

1)      деятельностный,

2)      поисковый,

3)      эвристический,

4)      исследовательский,

5)      практический,

6)      наглядный,

7)      самостоятельный,

8)      метод моделирования и конструирования,

9)      метод создания игровых ситуаций,

10)         метод проектов,

11)         метод программированного обучения,

12)         проблемное обучение,

13)         разноуровневое обучение,

14)         индивидуальное обучение,

15)         обучение в сотрудничестве:

а) совместное обучение в малых группах;

б) обучение в командах на основе игры, турнира;

в) индивидуальное обучение в командах.

 

Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:

1.       Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

2.       Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

3.       Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.

4.       Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

5.       Лови ошибку!:

      а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;

      б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

6.       Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

7.       Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

8.       Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

9.       Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

10.    Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.

11.    Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии занятия.

   12.    Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.

13.    Организация работы в группах:

       а) группы получают одно и то же задание;

       б) группы получают разные задания;

       в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

19.    Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

20.    Игры-тренинги:

       а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

       б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

21.    Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.

22.    «Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появ­ление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства дра­гоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удоб­ными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные ме­таллы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бу­мажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей­ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появ­ление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от про­фессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, се­мьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взай­мы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработ­ная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пен­сия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы быва­ют обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, день­ги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и рас­ходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные :

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.


Метапредметные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;


Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;


Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих


Предметные:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов


Место курса в учебном плане

В учебном плане школы во 2 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).



Тематическое планирование


занятия

Тема занятия

Теоретическая

часть

Практическая часть

Характеристика видов деятельности обучающихся

1

Что такое деньги и откуда они взялись.

1


Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых монет. Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Описывать старинные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений.

2

Что такое деньги и откуда они взялись. Игра «Обмен товарами».


1

3

Что такое деньги и откуда они взялись. Решение задач с денежными расчетами


1

4

Что такое деньги и откуда они взялись. Тест.


1

5

Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата.


1


6

Рассмотрим деньги поближе.

Постер «Виды товарных денег»


1

7

Рассмотрим деньги поближе.

Игра - путешествие «Сказочная страна финансов»


1

8

Рассмотрим деньги поближе.

Защита от подделок.



9

Рассмотрим деньги поближе. Тест.



1

10

Какие деньги были раньше в России.

Деньга, копейка, рубль.

1


11

Какие деньги были раньше в России.

Первые бумажные деньги.


1

12

Какие деньги были раньше в России.

Пословицы и поговорки про деньги.

Дизайн купюры сказочной страны.


1

13

Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России.

1


14

Современные деньги России и других стран. Банки. Безналичные и электронные деньги.

1


15

Современные деньги России и других стран. Пластиковые карты.

1


16

Современные деньги России и других стран. Постер «Оборот денег»


1

17

Современные деньги России и других стран. Доллар и евро.

1


18

Современные деньги России и других стран. Тест.


1

19

Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство.

1


20

Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»


1

21

Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»


1

22

Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные»


1

23

Откуда в семье деньги. Тест.


1

24

На что тратятся деньги. Необходимые расходы.

1


25

На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»


1

26

На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье.


1

27

Как умно управлять своими деньгами.

Расходы и доходы. Считаем деньги.

1


28

Как умно управлять своими деньгами.

Что такое экономия? Кого называют банкротом?


1


29

Как умно управлять своими деньгами.

Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами.


1

30

Как умно управлять своими деньгами.

Игра «Распредели семейный бюджет»


1

31

Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги?

1


32

Как делать сбережения.

«Путешествие в страну Капиталия»


1

33

Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель»


1

34

Итоговый урок. Тестирование по курсу.


1


Итого часов: 34

11

23


































Список литературы :

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf

8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Интернет-источники


1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru


2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/


3.. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/


4.Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru


5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4


СОГЛАСОВАНО:

Протокол от _________________№ ________

заседания ШМС учителей начальных классов




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР _________________А.А. Безсчётнова

02.09.2019 г.


Лист корректировки.

















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Елена Константиновна

Дата: 30.01.2020

Номер свидетельства: 537885

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства