Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5 г. Шатуры»
Шатурского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора от__________ №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по социальному направлению
«Основы финансовой грамотности»
(2 класс)
Срок реализации 1 год
Программа разработана
Соколовой Еленой Константиновной,
учителем начальных классов.
Шатура, 2019 г.
Пояснительная записка
Программа кружка "Основы финансовой грамотности» разработана на основе ООП НОО МБОУ «ООШ № 5 г. Шатуры» Шатурского муниципального района Московской области (авторская программа «Финансовая грамотность» /Ю.Н.Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г.) .Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Программа разработана с учетом особенностей ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основной целью курса «Основы финансовой грамотности» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основными задачами курса являются:
Привлечение интереса к изучению основ финансовой грамотности.
Изучение основных понятий, формирующих базу знаний математического (экономика) материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса математики , технологии (раздел экономика) в дальнейшем.
При ведущей и направляющей роли учителя организовать самостоятельную работу учащихсяся по изучению материала, развивая творческие способности и повышая познавательный уровень учащихся.
Методы и приемы педагогической техники
Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:
1) деятельностный,
2) поисковый,
3) эвристический,
4) исследовательский,
5) практический,
6) наглядный,
7) самостоятельный,
8) метод моделирования и конструирования,
9) метод создания игровых ситуаций,
10) метод проектов,
11) метод программированного обучения,
12) проблемное обучение,
13) разноуровневое обучение,
14) индивидуальное обучение,
15) обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:
1. Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
2. Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
3. Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.
8. Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
9. Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
10. Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.
11. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии занятия.
12. Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.
13. Организация работы в группах:
а) группы получают одно и то же задание;
б) группы получают разные задания;
в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.
19. Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
20. Игры-тренинги:
а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;
б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
21. Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.
22. «Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов
Место курса в учебном плане
В учебном плане школы во 2 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
Тематическое планирование
№
занятия
Тема занятия
Теоретическая
часть
Практическая часть
Характеристика видов деятельности обучающихся
1
Что такое деньги и откуда они взялись.
1
Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых монет. Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Описывать старинные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений.
2
Что такое деньги и откуда они взялись. Игра «Обмен товарами».
1
3
Что такое деньги и откуда они взялись. Решение задач с денежными расчетами
1
4
Что такое деньги и откуда они взялись. Тест.
1
5
Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата.
1
6
Рассмотрим деньги поближе.
Постер «Виды товарных денег»
1
7
Рассмотрим деньги поближе.
Игра - путешествие «Сказочная страна финансов»
1
8
Рассмотрим деньги поближе.
Защита от подделок.
9
Рассмотрим деньги поближе. Тест.
1
10
Какие деньги были раньше в России.
Деньга, копейка, рубль.
1
11
Какие деньги были раньше в России.
Первые бумажные деньги.
1
12
Какие деньги были раньше в России.
Пословицы и поговорки про деньги.
Дизайн купюры сказочной страны.
1
13
Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России.
1
14
Современные деньги России и других стран. Банки. Безналичные и электронные деньги.
1
15
Современные деньги России и других стран. Пластиковые карты.
1
16
Современные деньги России и других стран. Постер «Оборот денег»
1
17
Современные деньги России и других стран. Доллар и евро.
1
18
Современные деньги России и других стран. Тест.
1
19
Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство.
1
20
Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»
1
21
Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»
1
22
Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные»
1
23
Откуда в семье деньги. Тест.
1
24
На что тратятся деньги. Необходимые расходы.
1
25
На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»
1
26
На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье.
1
27
Как умно управлять своими деньгами.
Расходы и доходы. Считаем деньги.
1
28
Как умно управлять своими деньгами.
Что такое экономия? Кого называют банкротом?
1
29
Как умно управлять своими деньгами.
Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами.
1
30
Как умно управлять своими деньгами.
Игра «Распредели семейный бюджет»
1
31
Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги?
1
32
Как делать сбережения.
«Путешествие в страну Капиталия»
1
33
Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель»
1
34
Итоговый урок. Тестирование по курсу.
1
Итого часов: 34
11
23
Список литературы :
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Интернет-источники
1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru